Юридические исследования - Конституционное право России. Авакьян С.А. -

На главную >>>

Государственное право: Конституционное право России. Авакьян С.А.


    Семинары по конституционному праву России преследуют несколько целей:

     обсуждение и более глубокое усвоение студентами вопросов теории конституционного права;

     широкое и максимально детальное изучение Конституции Российской Федерации (РФ), законов и иных нормативных актов, являющихся источниками данной отрасли права;

     анализ специфики конституционно-правового регулирования на федеральном уровне и в субъектах РФ;

     обобщение особенностей развития отдельных конституционно-правовых институтов в РФ;

     приобретение студентами навыков самостоятельного исследования связей политической действительности в России с конституционным законодательством;

     решение задач, рассмотрение конкретных ситуаций, их возможное моделирование, а также прогнозирование конституционно-правового развития России в целом и по отдельным институтам, подготовка собственных проектов конституционно-правовых документов, проведение деловых игр.


    Авакьян С.А. Конституционное право России.- М., 2002.- 96 cтр.


    ОГЛАВЛЕНИЕ


    Общие положения    1
    Тема 1. Конституционное право России — отрасль права и наука (2 часа)    3
    Тема 2. Конституционное развитие России. действующая Конституция РФ (4 часа)    8
    Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации (4 часа)    21
    Тема 4. Конституционно-правовое закрепление непосредственной и представительной демократии в РФ (2 часа)    27
    Тема 5. Гражданство Российской Федерации (2 часа)    33
    Тема 6. Конституционный статус человека и гражданина в Российской Федерации (2 часа)    39
    Тема 7. Федеративное устройство России (4 часа)    43
    Тема 8. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации (2 часа)    59
    Тема 9. Президент Российской Федерации (2 часа)    65
    Тема 10. Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации (4 часа)    72
    Тема 11. Конституционно-правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти. Правительство Российской Федерации (2 часа)    78
    Тема 12. Конституционный Суд Российской Федерации (2 часа)    80
    Тема 13. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (2 часа)    84
    Тема 14. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации (2 часа)    89




    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Семинары по конституционному праву России преследуют несколько целей:

     обсуждение и более глубокое усвоение студентами вопросов теории конституционного права;

     широкое и максимально детальное изучение Конституции Российской Федерации (РФ), законов и иных нормативных актов, являющихся источниками данной отрасли права;

     анализ специфики конституционно-правового регулирования на федеральном уровне и в субъектах РФ;

     обобщение особенностей развития отдельных конституционно-правовых институтов в РФ;

     приобретение студентами навыков самостоятельного исследования связей политической действительности в России с конституционным законодательством;

     решение задач, рассмотрение конкретных ситуаций, их возможное моделирование, а также прогнозирование конституционно-правового развития России в целом и по отдельным институтам, подготовка собственных проектов конституционно-правовых документов, проведение деловых игр.

     Конституционное право РФ имеет довольно широкую нормативно-правовую базу. В юридических актах нашли отражение различные аспекты конституционно-правовых отношений в России. Вместе с тем многие из них продолжают находиться в процессе становления, а соответствующие нормативные акты не столько отражают уже существующее положение, сколько должны стимулировать возникновение новых конституционно-правовых отношений.

     Это означает, что изучение конституционного права России не может быть ограничено формальной стороной дела - ознакомлением с документами. Хотя этим придется заниматься в немалой степени, каждому студенту надо проявить аналитический подход - подумать над тем, что есть предмет конституционно-правового регулирования в той или иной области общественных отношений, почему возникла именно та совокупность норм, которая отражена в правовом акте, является ли она полной или грешит изъянами, от чего следовало бы отказаться и что - добавить. Такой подход поможет лучше понять процессы создания законодательства, регулирующего конституционно-правовые отношения, а также возможности своего влияния на его совершенствование - в качестве гражданина и специалиста.

     Форма работы в семинаре - обсуждение всеми студентами академической группы вопросов, обозначенных в задании, предложение своих решений задач и конкретных ситуаций. В определенных случаях возможны доклады нескольких студентов и их обсуждение труппой,

    1

     а также деловые игры, имитирующие конституционно-правовые процедуры. По возможности преподаватели пригласят на семинарские занятия специалистов из государственных органов либо проведут такие занятия с посещением соответствующих органов.

     Основным нормативно-правовым актом по всем темам семинаров является действующая Конституция РФ. Студентам необходимо иметь ее текст и приносить его на каждое занятие. Нормативные источники по конкретным темам указаны в соответствующих разделах данного пособия.

     При подготовке к занятиям можно воспользоваться следующей учебной литературой:

    Козлова Е. И., Кутафий О. Е. Конституционное право России. Учебник. 2-е изд. М.: Юристъ, 1998;

    Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. 2-е изд. М.: НОРМА, 1999; 3-е изд. М.: НОРМА, 2001.

    Колюшин Е. И. Конституционное (государственное) право России. Курс лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.

    Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В. Конституционное право. Учебник. М.: Юристъ, 2000.

     Основную массу нормативных актов, требуемых для изучения и использования в подготовке к семинарам, студенты могут найти в сборнике:

     Конституционное право России: Сборник конституционно-правовых актов / Отв. ред. О. Е. Кутафий; Сост. Н. А. Михалева. В 2-х т. 2-е изд. М.: Юристъ, 2000.

     Другая литература и иные рекомендуемые дополнительные источники указаны в заданиях по отдельным темам или могут быть названы преподавателями, ведущими занятия.

     Настоящее методическое руководство ориентируется на студентов, у которых учебным планом предусмотрены еженедельные семинарские занятия. Если в планах вуза отводится меньшее количество часов на изучение конституционного права России, лектор и преподаватели, ведущие занятия, корректируют задания для своих студентов на основе данного методического пособия.

     В наименованиях источников, в которых опубликованы те или иные нормативные акты, упоминаемые в настоящем пособии, используются следующие сокращения:

    Ведомости - соответственно Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации; Ведомости Верховного Совета РСФСР; Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР; Ведомости Верховного Совета СССР;

    САПП - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации;

    СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации.

    2