Юридические исследования - Экология и экологическое законодательство Москвы. Майорова Е.И. -

На главную >>>

Экологическое право: Экология и экологическое законодательство Москвы. Майорова Е.И.


     Москва и Подмосковье - столичный регион, крупнейшая и самая северная в Европе городская агломерация. Концентрация населения, суперсложная инфраструктура промышленного и сельскохозяйственного производства подразумевают и сложную систему жизнеобеспечения, предполагают реализацию мер, необходимых для охраны природы столицы и столичной области.

     Бурное промышленное развитие столичного региона в XX в., территориальный рост Москвы и увеличение численности населения, достигающей в настоящее время 10 млн. человек, создали здесь исключительно сложную экологическую обстановку.

     Охрана природы и рациональное использование ее ресурсов в условиях бурного роста промышленного производства - одна из актуальнейших проблем современности. Отношение к природной среде является мерой социальных и технических достижений человеческого общества, характеристикой уровня цивилизации.


    Майорова Е.И. и др. Экология и экологическое законодательство Москвы.- М., 2003.- 262 cтр.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Предисловие    5
    Историко-экологический очерк    7
    Общая часть    15
    Глава 1. Понятие экологического права и экологического законодательства
    1.1. Предпосылки возникновения экологического права    16
    1.2. Экологическое право как отрасль российского права    18
    1.3. Связь экологического права и экологического законодательства    21
    1.4. Источники правового регулирования благополучия среды Москвы    21
    1.5. Нормативно-правовые акты Москвы    25
    Глава 2. Экологическая безопасность - основное условие благополучия среды Москвы
    2.1. Основные понятия и термины    32
    2.2. Состояние здоровья населения Москвы    34
    2.3. Правовое положение предприятия как источника опасности для среды города    35
    2.4. Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы    37
    Глава 3. Роль и функции государственного управления в сфере экологии
    3.1. Понятие государственного управления в сфере экологии    39
    3.2. Департамент природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы    40
    3.3. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза    45
    Глава 4. Экономический механизм природопользования и охраны городской среды
    4.1. Правовые основы экологического страхования    53
    4.2. Плата за загрязнение природной среды    58
    4.3. Экологический аудит    60
    Глава 5. Экологическая деятельность правоохранительных органов
    5.1. Экологические функции органов внутренних дел    64
    5.2. Природоохранная деятельность прокуратуры    65
    5.3. Природоохранная деятельность судов    67
    Специальная часть    69
    Глава 6. Правовое регулирование охраны атмосферного воздуха Москвы
    6.1. Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха    70
    6.2. Современное состояние воздушного бассейна Москвы    71
    6.3. Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы    73
    6.4. Правовая база управления качеством атмосферного воздуха    74
    6.5. Городской шум и правовые меры борьбы с ним    75
    Глава 7. Правовая регламентация радиационного режима
    7.1. Основные понятия и термины    79
    7.2. Источники радиационного загрязнения Москвы    80
    7.3. Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы    82
    Глава 8. Воды Москвы как объект правового регулирования
    8.1. Состояние внутренних водоемов Москвы    91
    8.2. Современное состояние грунтовых вод Москвы    93
    8.3. Актуальные проблемы современного водного законодательства Москвы    94
    8.4. Водоохранные зоны Москвы    96
    8.5. Перспективы обеспечения Москвы питьевой водой    97
    Глава 9. Правовое регулирование использования и охраны городских земель и почв
    9.1. Понятие и состав земель Москвы    101
    9.2. Анализ экологического состояния почв Москвы    102
    9.3. Проблемы подтопления городских земель    104
    9.4. Правовая регламентация земельных отношений в Москве    106
    9.5. Государственный контроль за охраной и использованием городских земель    114
    Глава 10. Система городских озелененных территорий    116
    10.1. Состояние зеленых насаждений Москвы    120
    10.2. Правовой режим городских зеленых насаждений    123
    10.3. Правовой режим особо охраняемых природных территорий    127
    Глава 11. Правовая охрана животного мира Москвы
    11.1. Современное состояние животного мира Москвы    135
    11.2. Федеральное и московское законодательство в области охраны животного мира    138
    Глава 12. Правовое регулирование обращения с бытовыми и промышленными отходами
    12.1. Классификация отходов    141
    12.2. Нормативная база регулирования обращения с отходами    142
    12.3. Утилизация промышленных отходов    143
    12.4. Государственная политика в области обращения с отходами    146
    Глава 13. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
    13.1. Общие положения об ответственности за экологические правонарушения    148
    13.2. Дисциплинарная ответственность    150
    13.3. Административная ответственность    151
    13.4. Уголовная ответственность    153
    13.5. Гражданско-правовая ответственность    154
    13.6. Специальная эколого-правовая ответственность    155
    13.7. Ответственность за нарушение норм экологического законодательства в отношении отдельных видов защищаемых природных ресурсов    157
    Приложение 1    163
    Приложение 2    170
    Приложение 3    172
    Нормативные акты Российской Федерации и города Москвы    175
    Библиографический список    259


    Предисловие

     Москва и Подмосковье - столичный регион, крупнейшая и самая северная в Европе городская агломерация. Концентрация населения, суперсложная инфраструктура промышленного и сельскохозяйственного производства подразумевают и сложную систему жизнеобеспечения, предполагают реализацию мер, необходимых для охраны природы столицы и столичной области.

     Бурное промышленное развитие столичного региона в XX в., территориальный рост Москвы и увеличение численности населения, достигающей в настоящее время 10 млн. человек, создали здесь исключительно сложную экологическую обстановку.

     Охрана природы и рациональное использование ее ресурсов в условиях бурного роста промышленного производства - одна из актуальнейших проблем современности. Отношение к природной среде является мерой социальных и технических достижений человеческого общества, характеристикой уровня цивилизации.

     Природные ресурсы, природные территории и ландшафты в неодинаковой степени подвержены антропогенному и техногенному воздействию в силу разных причин: востребованности обществом, плотности населения, географического положения и других факторов. Наибольшему антропогенному прессингу подвергается среда крупных городов. Особую актуальность данная проблема приобретает в настоящее время, когда миграционные процессы привели к тому, что в городах скопилось почти три четверти населения страны.

     Организация охраны среды обитания в городах имеет свою специфику, обусловленную повышенным уровнем промышленного загрязнения, сосредоточением в городах огромных людских масс, наличием старой застройки, отсталыми транспортными коммуникациями, устаревшими и изношенными очистными сооружениями и оборудованием. Возрастающее антропогенное влияние на сложившуюся структуру природно-культурных комплексов на современных урбанизированных территориях, приводит к необходимости охраны природной среды городов путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов.

     В России в целом недостаточно внимания уделяется решению вопросов управления экологическим состоянием городской среды. Это объясняется не столько недостаточным финансированием

    5

     городского хозяйства, которым принято объяснять все недостатки деятельности, сколько недооценкой важности данной проблемы. Исключение составляет Москва, где в силу осознания правительством города необходимости охраны среды обитания горожан и активности населения, проводится работа по охране природы и созданию массива городского природоохранного законодательства Эколого-правовое регулирование в Москве имеет свои особенности в силу того, что ряд природных объектов на территории столицы находится в федеральной собственности; отдельные природные ресурсы являются объектом совместного владения Москвы и Московской области. В результате правовая регламентация экологических правоотношений здесь отличается повышенной сложностью.

     Однако работа по созданию московского экологического законодательства, проводимая в последние годы принесла первые положительные результаты.

     В работе сделала попытка отразить экологическую специфику Москвы как столицы Российской Федерации и сверхкрупного города. В ней представлена картина состояния отдельных природных элементов, составляющих среду обитания москвичей: воздушного бассейна, поверхностных и подземных вод, земель и почв, зеленых насаждений; даны основные правовые определения элементов природной среды.

     Большое внимание уделено анализу современного состояния законодательной базы природоохранных отношений. Приведены источники экологического права и наиболее значимые нормативные акты, регулирующие отношения "Общество - природа", а также нормы, отражающие специфику экологии Москвы. Массив московского экологического законодательства все более увеличивается, что связано с проведением правительством Москвы природоохранной политики.

     В представленной работе раскрываются роль и значение государственных и муниципальных органов в области управления и контроля за состоянием природной среды Москвы; даются понятия экологического правонарушения и юридической ответственности за нарушение экологического законодательства; описываются правовые основы экологического страхования, которое могут стать действенной мерой охраны городской среды.

     Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников лесного и ландшафтного факультетов МГУЛа и других вузов, где изучают курсы "Экологическое право", "Экология", "Охрана окружающей среды", а также специалистов, занимающихся проблемой охраны природы. Авторы будут благодарны за конструктивную критику, советы и рекомендации.

    6


    Библиографический список

    1. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. - М.: Юристь, 2000.5, п. 5.

    2. Веденин Н.Н. Экологическое право: Учебник. - Право и закон, 2000.

    3. Веденин Н.Н. Экологическая безопасность. Правовые аспекты. - М.: Право и закон, 2000.

    4. Гусев Р.К. Правовое обеспечение рационального использования и охраны лесов по новому лесному законодательству: состояние и перспективы развития.

    5. Правовые проблемы охраны окружающей среды. - М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 1998.

    6. Государственные аналогические доклады 1997-1999 гг.

    7. Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Москвы в 1999 г. - М.: Прима-Пресс, 2000 г.

    8. Крассов О.И. Экологическое право. Учебник. - М.: Дело, 2001 г.

    9. Крассов О.И. Природные ресурсы России. Комментарий законодательства. - М.: Дело, 2002 г.

    10. Комментарий к земельному кодексу под ред. Боголюбова С.А. - М.: Проспект, 2001 г.

    11. Экологическое право Российской Федерации. Курс лекций. Под ред. Проф. Винокурова Ю.Е. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1999.

    12. Экологическое право: Учебник. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2000 г.

    13. Ловиова Н.В. Правовое регулирование лесных отношений. Учебн. Пособие. - М.: ВНИИЛМ, 2001 г.

    14. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. - В 3-х томах. Пер. с англ. Под, Ред. ГА Ягодина - 1996. г.

    15. Романов В. Гражданско-правовая ответственность за нарушение лесного законодательства РФ/Российская юстиция. - 1998. - № 4.

    16. Серов Г.П. Экологический аудит. Концептуальные и организационные основы - М.: Экзамен, 2000 г.

    17. К вопросу о правовом обеспечении оценки воздействия на окружающую среду//Государство и право, 1998. - № 7.

    18. Экология, охрана природы и экологическая безопасность. - Учебное пособие. Под ред. В.И. Данилова - Данильяна. - М. МНЭПУ, 1997.

    19. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды: Учебник для вузов. - М.: Юристь, 1998.

    20. Белов И.С. Экологическое страхование в ТЭК. Пути снижения экологического риска. - М.: Энергия. - № 12. 1996.

    259



    Историко-экологический очерк

     История человечества в большой степени - это история городов.

     Первые городские поселения упоминаются в Азии около 5500 лет назад, когда производство продовольствия увеличилось настолько, что уже не каждый человек вынужден был заниматься сельским хозяйством. В городах развивались меновые операции, ремесла, примитивная промышленность.

     Существенное влияние на строительство городов оказывали экологические факторы. Большинство городов возникало по берегам крупных рек или вблизи морских гаваней. Водные источники служили источниками питьевой воды и использовались для сброса отходов; они были основными торговыми путями и средствами коммуникации. Города возводились и там, где их защита обеспечивалась минимальными средствами, а также вблизи важных источников минерального сырья.

     Размер городов был ограничен возможностью примитивных транспортных средств снабжать их продовольствием и другими необходимыми ресурсами и удалять отходы. На начальном этапе города были относительно небольшими, так как наиболее распространенным способом передвижения был пеший; города росли, но их население никогда не превышало 1 млн человек.

     Промышленная революция в корне изменила ситуацию. Заводы и фабрики создавали новые рабочие места, а индустриализация сельского хозяйства уменьшала количество потребных рабочих рук.

     Усиление процесса урбанизации привело к тому, что города начинают стремительно опережать сельские районы по количеству жителей; создается иллюзия их самообеспечения, рентабельности и независимости от природных процессов. Однако города не являются устойчивыми системами по сравнению с природными сообществами и неэффективно используют природные ресурсы; выживают они только за счет большого притока продовольствия, воды, энергии, минерального сырья с близлежащих или удаленных полей, лесов, шахт и водоразделов. Большинство городов производит лишь малую часть потребляемого ими продовольствия. Вместо повторного использования значительная часть твердых, жидких и газообразных отходов городов непосредственно сбрасывается или в конечном счете попадает в воздух, землю, воду как в их границах, так и за пределами.

    7

     По мере роста городов, с одной стороны, увеличиваются их потребности в ресурсах, а с другой - производство отходов, что оказывает все возрастающее негативное влияние на сельскохозяйственные угодья, леса, пастбища, отдаленные водоносные горизонты, болота, эстуарии и пр.

     Среди ученых-экологов до сих пор нет единого мнения относительно того, следует ли рассматривать город как экосистему. Одни считают, что у городских экосистем много общего с природными, например, основные звенья биологического круговорота. Другие решительно возражают, подчеркивая их отличие от естественных экосистем, заключающееся в нестабильности этого круговорота.

     Согласно Градостроительному кодексу, принятому 7 мая 1998 г., поселения в России подразделяются на городские (города и поселки городского типа) и сельские. Более половины жителей страны проживают в городах, которые являются также местом хозяйственно-производственной деятельности. Современный крупный город - это социально-экономический организм, существование которого определяется многочисленными естественными и искусственными факторами.

     В зависимости от численности города подразделяются на малые, средние, большие, крупные, крупнейшие и сверхкрупные; численность последних превышает 3 млн человек1. Москва, которая насчитывает около 10 млн жителей, - сверхкрупный город.

     В мировой практике градостроения крупнейшие города, занимающие огромную территорию, с населением в несколько миллионов человек, с развитыми промышленностью и инфраструктурой, принято называть мегаполисами. К их числу относятся Токио, Осака, Каир, Мехико, Лос-Анджелес и др. Мегаполисом является и наша столица.

     Москва возникла в середине XII в. на пересечении торговых путей. На бывших опушках, полянах, выгонах между вылетными дорогами появились ремесленные и войсковые поселения. На пустошах в центре, как правило близ рек, устраивались торги, превратившиеся впоследствии в торговые кварталы. На возвышенностях или под их защитой воздвигались монастыри, стены которых, часто увенчанные башнями, становились основой оборонительной системы. На периферии города компактными группами селились "инородцы": татары - в Замоскворечье; немцы - на Яузе. Так постепенно складывалась, казалось бы, неорганизованная, но в действительности органичная и логичная функционально-пространственная структура города, связанная с водными путями, прежде всего с рекой Москвой.

    8

     Реальная планировка Москвы отразила центральное положение города на Восточно-европейской равнине и его роль как столицы государства. Основные радиальные улицы прокладывались вдоль водоразделов в направлении важных административных центров Русской земли - Владимира, Ярославля, Киева, Твери.

     Потребность в обороне города, а также возникшая необходимость обустройства административно-таможенной границы вызвали строительство колец укреплений, которые расширялись по мере роста Москвы, - Кремль с Белым городом, Китай-город, Земляной вал, Камер-Коллежский вал и пр.

     Своеобразие городу придавали обширные незастроенные и озелененные пространства, земли монастырей и усадебные постройки. Большое количество дворянских усадеб давало некоторые основания называть Москву "большой деревней".

     Обилие полян, деревьев и кустарников всегда было характерно для Москвы, поэтому вопрос об озеленении столицы долгое время не вставал. Однако уже австрийский дипломат и путешественник С. Герберштейн (ок. 1517-1526 г.) отмечал массовые вырубки вокруг Москвы: "...по пням больших деревьев, видным и поныне, ясно, что вся страна еще не так давно была очень лесистой"1. Иван IV Грозный весьма поощрял благоустройство городских улиц и разведение приусадебных садок Славился сад князей Долгоруких с множеством экзотических растений. Полюбоваться им съезжались со всей Москвы. Примечательно, что в Санкт-Петербурге указами Петра I вельможам предписывалось высаживать перед окнами особняков деревья и цветы.

     Москва никогда не была городом, идеальным в экологическом отношении. Канализации в городе в современном понимании не существовало, зато было множество выгребных ям с уборными во дворах. Помои выливали на улицу. Падших животных и различные крупно объемные нечистоты бросали в Москву-реку и другие городские водоемы. Мясные, рыбные, кожевенные и прочие торговые ряды вносили свою весомую лепту в процесс загрязнения городской среды. Эти обстоятельства заставили первых царей из дома Романовых издать ряд распоряжений, касающихся, говоря современным языком, санитарно-эпидемиологического состояния Москвы.

     Развитие цивилизации повсеместно характеризуется усиливающимся антропогенным воздействием на природную среду, и в первую очередь на среду городов. Не избежали этого и крупные города России. Заметная деградация ряда природных элементов заставила власти принять соответствующие меры. Петр I объявил некоторые водоохранные леса заповедными, а указом 1719 г. ввел строгую

    9

     ответственность за засорение Невы и других рек. В первой четверти XVIII в. он издал несколько своих хозяйственно-бытовых распоряжений: где, как и в каких гробах хоронить умерших; как содержать улицы. Но законодательные меры часто оставались без исполнения.

     Рост промышленности и расположение промышленных предприятий вдоль Москвы-реки и Яузы приводили к засорению берегов и загрязнению вод. Один из современников А И. Герцена писал изгнаннику в Лондон о плачевном состоянии Москвы-реки: раньше в изобилии водились осетры, а теперь только и можно поймать, что стерлядку. Общественность с тревогой следила за нарастанием экологически ущербной деятельности.

     Проблема снабжения быстро растущего населения Москвы питьевой водой стала остро ощущаться уже в начале XVIII в. В Кремле еще ранее - в 1633 г. - для снабжения водой царского двора была установлена водоподъемная машина, подававшая воду в Свиблову башню.

     Указ Екатерины II от июля 1779 г. положил начало работам по сооружению городского питьевого водопровода из Мытищ в Москву. По проекту мощные ключи с редкостно чистой и вкусной водой, бившие по окраинам болота возле Мытищ, должны были снабжать водой старую столицу. В 1804 г. вода из Мытищ пришла в Москву.

     В XIX в. власти Москвы осуществляли надзор за качеством питьевой воды, за состоянием улиц и дворов, налагали штрафы за сброс нечистот в реку, неопрятный вид улиц и дворов. С 1820 г. началось регулярное наблюдение за качеством атмосферного воздуха.

     В 1884 г. Московской городской думой была организована Комиссия Московских санитарных врачей, осуществлявшая надзор за водопроводом, канализацией, качеством продуктов, борьбой с инфекционными заболеваниями. На Комиссию возлагались обязанности "вырабатывать обязательные постановления и рекомендации по санитарной части".

     Охрана природы в Москве всегда имела большое социальное значение. Начиная с XIX в., стали появляться различные общественные организации природоведческой и природоохранной направленности: первым в 1805 г. образовалось Московское общество испытателей природы; спустя 40 лет возникло Русское географическое общество; в 1857 г. профессор Московского университета А. Богданов по инициативе академика К. Рулье учредил Комитет по акклиматизации растений и животных; в 1859 г. было организовано Русское энтомологическое общество. Этот список можно продолжить, но и так очевидно, что вопросы экологии всегда волновали Московских ученых. Россия в числе 18-ти крупных государств - Германия, Франция, Англия, США и т. д. - участвовала в первом Международном совещании по охране природы, состоявшемся в 1913 г. в

    10

     Швейцарии. Россия была также инициатором первой в мире выставки по охране природы, состоявшейся в декабре 1913 г. в Харькове вскоре после Международного совещания.

     Уровень развития отечественной экологии в ту пору был настолько высок, что теперь в странах Запада и в Америке по этому разделу русской науки пишут монографии.

     Московские генерал-губернаторы возглавляли губернское правление, в компетенцию которого входили вопросы состояния городской среды как приоритетное направление деятельности. Городская Дума и Управа много внимания уделяли вопросам озеленения Москвы. Так, в 1910 г. было посажено 119 777 штук цветочных растений, 13 338 кустарников, 3 048 деревьев.

     Практически на всех бульварах были сооружены водопроводы для поливки дорожек и самих растений. Работы по озеленению не прерывались даже в годы Первой мировой войны: только за 1915 г. в Сокольниках было высажено 16 650 елей и сосен. Городская дума одобрила целый ряд проектов обязательных постановлений: "О порядке общественного пользования городскими бульварами и скверами", "Об охране насаждений на городских проездах" и пр.

     До Октябрьской революции удаление твердых отходов происходило либо хозяйственным, либо подрядным способом. Однако свозимый на свалки мусор обезвреживался только на одной из них - на Сукином болоте. В 1914 г. Городская дума отпустила кредиты на строительство мусоросжигательной станции за Пресненской заставой.

     Между тем загрязнение природной среды столицы увеличивалось. Канализация по-прежнему практически отсутствовала, город переполнялся грязью. Развитие промышленности способствовало с одной стороны уничтожению зеленых насаждений, с другой - техногенному загрязнению почвы, внутренних водоемов, воздуха. Революция, Гражданская война, период разрухи и голода не способствовали проявлению заботы о благополучии городской среды. Однако первые мировые стандарты по качеству питьевой воды были утверждены СССР уже в 1937 г., а в 1938 г. в Генеральном плане развития Москвы оформилась идея создания здорового города. План предусматривал наличие вокруг столицы зеленого пояса, кольца городов-спутников, сохранение в чистоте вод, для чего промышленные предприятия предполагалось размещать в нижнем течении рек, а жилые кварталы строить с учетом господствующих ветров.

     Первый город-сад начали строить в районе нынешнего Кратова по Казанской железной дороге. Впервые там одновременно решались архитектурно-планировочные и социальные вопросы: размещение мест приложения труда, пунктов медицинского обслуживания, зон отдыха, озелененных территорий, организации общественного транспорта и многое другое было объединено единым архитектурным замыслом. Отечественная война положила конец этому проекту.

    11

     В 70-х годах от городского загрязнения стали страдать не только москвичи, но и жители прилегающих районов. Территория московской агломерации вошла в список ареалов острых экологических ситуаций. В природоохранном проектировании начались разработки комплексных схем охраны природы крупнейших городов и областей, в первую очередь Москвы и Московской области. Впервые в проектах градостроительного профиля была поставлена цель рациональной организации территории с учетом экологических требований их увязки с размещением производительных сил, системой расселения и сетью охраняемых природных комплексов. Однако экологические аспекты в градостроительстве освещались недостаточно. До конца 80-х годов "экология" сводилась к согласованию с Мослесопарком, ныне поглощенным Департаментом природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы, пересадки и вырубки зеленых насаждений, а также защите от шумовых воздействий жилых зданий, проектируемых вдоль магистралей городов, - установлению тройного остекления и шумозащитных экранов.

     Москва сейчас срослась с ближайшими пригородами и превратилась в мегаполис, для которого характерно развитие высоких технологий в промышленности, быстрое развитие транспорта, торгового, инженерного комплексов. Качество городской среды определяется работой этих технологий и комплексов. В Москве, как и на всех урбанизированных территориях, основными факторами, влияющими на состояние природной среды, являются количество и состав выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, почву и водные объекты.

     На территории города расположены более 60 производственных зон, действует более 5 тыс. промышленных предприятий и организаций, в том числе 2,5 тыс. автотранспортных хозяйств, 13 тепловых электростанций и их филиалов (ТЭЦ), 63 районных и квартальных станций (РТС и КТС), 103 отопительных котельных, более 1,2 тыс. промышленных и коммунально-бытовых котельных.

     Промышленные объекты создают локальные зоны загрязнения, размеры которых могут быть достаточно четко определены; специфика химического состава загрязнений в таких зонах отражает особенности производства По данным Госкомстата более 400 объектов города имеют выбросы в атмосферу более 10 т/год. Общий валовой выброс в атмосферу от объектов промышленности в 1998 г. составил около 140 тыс. т.

     Наибольшие объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу приходятся на долю энергетики (55 %) и нефтеперерабатывающей промышленности (26 %)1.

    12

     Наиболее высокое содержание вредных веществ в атмосферном воздухе и водных объектах наблюдается в промышленных районах Москвы. Через канализационные сети города ежегодно сбрасывается огромное количество загрязненных сточных вод.

     Таким образом, промышленность и жилищно-коммунальное хозяйство города выступают в числе главных источников загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов и почв.

     Существенное влияние на состояние природной среды оказывают также выбросы автотранспорта. В Государственных докладах о состоянии окружающей природной среды Москвы имеется специальный раздел: "Город, автомобиль и проблемы, создаваемые им" (им-автомобилем-авт. ).

     При анализе экологической ситуации в Москве важно учитывать, что всем негативным воздействиям на среду города присуща значительная инерционность; если сегодня прекратить выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, то понадобится несколько лет, чтобы устранить последствия опасных воздействий на природу, а в некоторых наиболее загрязненных районах города - несколько десятилетий.

     Вот почему нельзя откладывать работу по оздоровлению природной среды Москвы; столица и так опоздала с принятием радикальных мер в данной сфере.

     На современном этапе развития Москву необходимо рассматривать не только как гигантский многонаселенный промышленный центр, но и как устойчиво развивающуюся столицу России. Состояние среды Москвы определяют такие негативные факторы, как рост антропогенных нагрузок, деградация городских природных объектов, высокая вероятность техногенных аварий и катастроф вследствие износа оборудования большинства предприятий, отсутствие должной правовой базы в области охраны среды обитания москвичей и т. д.

     Подходы к решению указанных проблем должны быть предусмотрены государственной экологической политикой Российской Федерации в целом и Москвы как ее субъекта, концептуальными положениями развития столицы. При осуществлении такой деятельности необходимо учитывать реальную структуру федеральных органов исполнительной власти, органов государственного управления и местного самоуправления, действующее законодательство.

     Анализируя законодательную базу в области охраны природной среды и рационального использования природных ресурсов, можно сказать, что в настоящее время она еще не полностью сформирована. Законодательство проходит стадию постоянного реформирования и бесконечного совершенствования; в целом оно представляет собой во многом бессистемный набор конституционных положений, федеральных законов, законов города Москвы, подзаконных нормативных актов межведомственного характера, а также отраслевых нормативных

    13

     документов, регулирующих порядок пользования отдельными видами природных ресурсов.

     Москва сегодня особенно нуждается в научно обоснованном, хорошо развитом экологическом законодательстве, в скоординированных правовых действиях органов Федеральной власти и города Москвы, упрочнении взаимодействия правоохранительных и контролирующих экологических служб, мощном общественном движении за оздоровление природы и нравственно-правовом экологическом воспитании населения.

     Эти тенденции учитываются правительством Москвы.

     Москва, являясь субъектом РФ, согласно ст. 71 и 72 Конституции, имеет право создавать свои территориальные органы и издавать законы. Пользуясь этим правом, Московская городская дума за последние годы создала массив экологического законодательства, которым охвачены все элементы городской среды. Особую значимость приобрели экологическая милиция и природоохранные прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов, направленных на защиту природной среды природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами. Разработаны концепция и программа развития образования и подготовки кадров в области охраны среды и рационального использования природных ресурсов на период до 2005 года. Одна из целей концепции - формирование экологического сознания у различных групп населения.

     В градостроительной политике взят курс на формирование самодостаточной среды во всех районах столицы. Намечено постепенное перемещение строительства из окраин в места со сложившейся пятиэтажной застройкой. Правительством Москвы одобрена "Схема размещения жилищного, культурно-бытового, коммунального и иных видов строительства на период до 2005 г.".

    14