Юридические исследования - Земельное право. Краткий курс лекций. Мазуров А.В. -

На главную >>>

Земельное право: Земельное право. Краткий курс лекций. Мазуров А.В.


    Определение земельного права зависит от того, какие отношения регулируют его нормы. ЗК (п. 1 ст. 3) устанавливает, что "земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения)". Данные положения обусловлены нормой ч. 1 ст. 9 Конституции, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

     Согласно абз. 1 п. 2 ст. 3 ЗК использование и охрана недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охрана окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферного воздуха и объектов культурного наследия народов РФ закреплены соответственно законодательством о недрах, лесным и водным законодательствами, законодательствами о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов окружающей среды, атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, объектах культурного наследия народов РФ и другими специальными федеральными законами. Таким образом, нормы названных отраслей законодательства к земельным отношениям не применяются, но в то же время абз. 2 п. 2 ст. 3 ЗК допускает применение их норм к земельным отношениям, если они не урегулированы земельным законодательством.


    Мазуров А.В. Земельное право. Краткий курс лекций.- М., 2003.- 224 cтр.

    СОДЕРЖАНИЕ


    Список сокращений    5
    Лекция 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
    1.1. Понятие, предмет, метод, система земельного права и его место в правовой системе Российской Федерации    11
    1.2. Система источников земельного права    16
    1.3. Объекты и участники земельных отношений    20
    Вопросы для самопроверки    23
    Литература    23
    Лекция 2. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ
    2.1. Понятие, принципы и цели охраны земель    24
    2.2. Содержание охраны земель    26
    Вопросы для самопроверки    29
    Литература    29
    Лекция 3. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ
    3.1. Общая характеристика прав на землю    30
    3.2. Возникновение прав на землю    39
    3.3. Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности    67
    3.4. Права и обязанности участников земельных отношений    75
    3.5. Ограничение и прекращение прав на землю    81
    3.6. Ограничение и прекращение прав на землю при ее изъятии для государственных или муниципальных нужд    95
    Вопросы для самопроверки    105
    Литература    106
    Лекция 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЛЕЙ
    4.1. Общая характеристика государственного управления землей    107
    4.2. Подразделение земель на категории и порядок их перевода из одной категории в другую    109
    4.3. Землеустройство    114
    4.4. Ведение государственного земельного кадастра    118
    4.5. Государственный земельный контроль    121
    4.6. Мониторинг земель    124
    Вопросы для самопроверки    126
    Литература    126
    Лекция 5. ЗАЩИТА ПРАВ НА ЗЕМЛЮ, РАССМОТРЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
    5.1. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров    127
    5.2. Ответственность за земельные правонарушения    133
    Вопросы для самопроверки    138
    Литература    138
    Лекция 6. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
    6.1. Общая характеристика земель сельскохозяйственного назначения    139
    6.2. Земли сельскохозяйственных организаций    142
    6.3. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, принадлежащие гражданам    147
    6.4. Оборот земель сельскохозяйственного назначения    150
    Вопросы для самопроверки    155
    Литература    155
    Лекция 7. ЗЕМЛИ ПОСЕЛЕНИЙ
    7.1. Понятие земель поселений    156
    7.2. Состав земель поселений, зонирование территорий и их застройка    157
    7.3. Пригородные зоны    163
    Вопросы для самопроверки    165
    Литература    165
    Лекция 8. ЗЕМЛИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
    8.1. Общая характеристика земель специального назначения    166
    8.2. Земли промышленности    168
    8.3. Земли энергетики    169
    8.4. Земли транспорта    170
    8.5. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики    182
    8.6. Земли для обеспечения космической деятельности    185
    8.7. Земли обороны и безопасности    186
    Вопросы для самопроверки    188
    Литература    188
    Лекция 9. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ
    9.1. Общая характеристика земель особо охраняемых территорий и объектов    189
    9.2. Земли природоохранного назначения    195
    9.3. Земли рекреационного назначения    196
    9.4. Земли историко-культурного назначения    196
    9.5. Земли традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации    200
    Вопросы для самопроверки    203
    Литература    203
    Лекция 10. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА И ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА
    10.1. Земли лесного фонда и право лесопользования    204
    10.2. Земли водного фонда    206
    10.3. Право водопользования    209
    Вопросы для самопроверки    211
    Литература    211
    Лекция 11. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ
    11.1. Правовое регулирование земельных отношений в зарубежных странах    212
    11.2. Права на землю в Российской Федерации иностранных граждан, организаций и лиц без гражданства    216
    Вопросы для самопроверки    217
    Литература    217
    Словарь терминов    218






    Лекция 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

    1.1. Понятие, предмет, метод, система земельного права и его место в правовой системе Российской Федерации

     Определение земельного права зависит от того, какие отношения регулируют его нормы. ЗК (п. 1 ст. 3) устанавливает, что "земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения)". Данные положения обусловлены нормой ч. 1 ст. 9 Конституции, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

     Согласно абз. 1 п. 2 ст. 3 ЗК использование и охрана недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охрана окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферного воздуха и объектов культурного наследия народов РФ закреплены соответственно законодательством о недрах, лесным и водным законодательствами, законодательствами о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов окружающей среды, атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, объектах культурного наследия народов РФ и другими специальными федеральными законами. Таким образом, нормы названных отраслей законодательства к земельным отношениям не применяются, но в то же время абз. 2 п. 2 ст. 3 ЗК допускает применение их норм к земельным отношениям, если они не урегулированы земельным законодательством.

    11

     Между тем практически все названные отрасли законодательства направлены на использование и охрану различных компонентов окружающей среды, важнейшим из которых является земля, поэтому их нормы также направлены на использование и охрану земель. Более того, в отношении некоторых категорий земель в ЗК содержатся только общие положения об их использовании и охране, которые конкретизируются положениями названных отраслей законодательства: лесным - в отношении земель лесного фонда; водным - земель водного фонда; об особо охраняемых природных территориях и объектах, а также объектах культурного наследия - в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов. Поэтому правильнее было бы установить в ЗК, что отношения по использованию и охране земель, не урегулированные земельным законодательством, регулируются нормами иных отраслей законодательства.

     Требуют уточнения и формулировки п. 3 ст. 3 ЗК, согласно которому имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательствами, а также, законодательствами о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Это обусловлено тем, что земельные участки являются разновидностью недвижимого имущества, с которым могут совершаться различные сделки. Поэтому нормы о сделках с земельными участками содержатся в гражданском законодательстве. Однако земельный участок- не обычное имущество. Земля для народов, проживающих на соответствующей территории, ценна прежде всего тем, что является природным объектом (ресурсом), возникшим без вмешательства человека, и частью территории государства, а не объектом для распоряжения ею отдельными лицами. Это объективная реальность, не зависящая от субъективного усмотрения законодателя и других лиц, которая выделяет земельное право в качестве крупной самостоятельной отрасли правовой системы.

     Исходя из этого, положения гражданского законодательства могут применяться к земельным отношениям при условии их соответствия нормам земельного права. И земельное, и гражданское право имеют свои предметы регулирования, поэтому они должны не "пересекаться", а дополнять друг друга. Разграничивать действие норм земельного и гражданского

    12

     законодательства при регулировании земельных отношений в части использования "земель", что возведено в принцип земельного законодательства (пп. II п. 1 ст. 1 ЗК), вообще не имеет смысла, поскольку гражданское законодательство не регулирует таких отношений. Оно касается только отдельных земельных участков как разновидности имущества. Поэтому само название гл. 17 ГК о правах на "землю" (а не на "земельные участки") является ошибочным.

     Следовательно, гражданское законодательство может устанавливать общие правила владения, пользования и распоряжения земельными участками, совершения с ними сделок. Но эти правила действуют с учетом особенностей, установленных земельным и иными отраслями законодательства, включая и запрет совершения любых сделок с некоторыми земельными участками.

     Таким образом, в предмет земельного права входят две группы отношений: использование земли и ее охрана. В первом случае объектом земельных отношений является земля как природный ресурс, во втором - как природный объект.

     Земля как природный объект обладает уникальными, возникшими без участия человека свойствами в совокупности с другими природными объектами: водой, воздухом, недрами, растениями и животными. Все природные объекты существуют в неразрывном единстве с землей, качество каждого из них влияет на другие. Природные свойства земли, ее способность быть твердой базой для всего живого являются предметом регулирования норм об охране земель. Земля нуждается в охране в силу как естественной деградации отдельных ее участков (опустынивание, размывы и др.), так и ухудшения ее свойств в результате деятельности людей. Поэтому охрана земель занимает приоритетное место.

     Земля как природный ресурс - это главное средство производства и удовлетворения различных потребностей людей. Поэтому в ст. 1 ЗК на первое место поставлен принцип, в соответствии с которым земля как природный ресурс используется в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, а также в качестве основы осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Как природный ресурс земля является объектом отношений по использованию земель. Использование земли, не совместимое с жизнедеятельностью человека, должно быть прекращено.

    13

     Таким образом, земельное право по регулированию отношений, касающихся охраны земель, является подотраслью экологического права, а по использованию земель - самостоятельной отраслью права. Это свидетельствует о том, что земельное право - комплексная отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих отношения, связанные с использованием и охраной земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

     Комплексный характер земельного права обусловливает наличие его норм во многих законах. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 2 ЗК нормы земельного права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ЗК, причем ЗК должны соответствовать только те нормы земельного права, которые содержатся в законах, принятых либо до, либо после него. В данном случае действует императивное положение, в соответствии с которым единственным критерием отнесения нормы к земельно-правовой является регулирование ею земельных отношений, а не наличие в акте той или иной отрасли законодательства.

     Исходя из этого, значение положений гл. 17 ГК в регулировании земельных отношений не следует преувеличивать. Одни из них оказались аналогичны нормам ЗК и отсылают правоприменителя к земельному законодательству (ст. 261, 265, 279, 285- 287) либо действуют, если "иное не установлено законом" (ст. 261, 263 и др.). Другие не соответствуют нормам ЗК (см. ниже) и поэтому не могут применяться. В случае принятия нового ЗК раньше ГК норм гл. 17 в ГК вообще могло не быть, так как они подлежали закреплению в акте земельного законодательства.

     Комплексный характер отрасли земельного права предопределяет сложность ее системы. Вопреки законодателю, не подразделившему ЗК на общую и особенную части, земельное право такое подразделение имеет.

     В общую часть земельного права помимо норм, содержащихся в общих положениях ЗК (гл. I), входят нормы, устанавливающие условия и порядок возникновения, изменения (ограничения) и прекращения прав на землю, субъективные права и обязанности участников земельных отношений, гарантии и защиту их прав, о правовой охране земель, государственном управлении землей и плате за землю, об ответственности за земельные правонарушения. Данные нормы объединены в ЗК в

    14

     гл. II-XIII. Они действуют в отношении земель различных категорий.

     Особенную часть земельного права образуют нормы, регулирующие отношения пи охране и использованию земель отдельных категорий (сельскохозяйственного назначения).

     В системе земельного права определяющее значение имеют основные принципы земельного законодательства (ст. 1 ЗК). Они приоритетны по отношению к нормам как общей части земельного права, так и особенной части.

     Как и любая другая отрасль, земельное право имеет свои институты, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих отдельные области земельных отношений. В общей части это, например, институты предоставления земельных участков из государственной собственности и изъятия земельных участков для государственных нужд. В особенной части самостоятельные институты образуют нормы по использованию и охране каждой категории земель.

     Несмотря на комплексный характер земельного права, в его системе не выделяются подотрасли. Это еще раз подчеркивает единство предмета земельного права: использование земли без ее охраны недопустимо.

     Особенности предмета земельного права предопределяют специфику его метода, который можно назвать императивно-диспозитивным с преобладанием императивных начал. Отношения по охране земель регулируются императивно: их участники не имеют права не охранять землю. В отношениях по использованию земель наряду с. общими императивами (например, необходимостью использовать земельный участок по целевому назначению) присутствуют и диспозитивные начала, например возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельного участка (ст. 7 ЗК).

     Нормы земельного права, т.е. правила поведения в области охраны и использования земель, так же как и нормы других отраслей права, имеют три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза - это положения об условиях действия диспозиции. Диспозиция - это описание должного поведения участников земельных отношений при наличии условий, указанных в диспозиции. Санкция - это часть правовой нормы, устанавливающая меру ответственности за отклонение от поведения, предписанного в диспозиции. Связь элементов нормы земельного права можно показать с использованием

    15

     абстрактной схемы "если - то - иначе" на следующем примере: "Если лицо получило земельный участок (гипотеза), то оно обязано осуществлять его охрану (диспозиция), иначе он может быть изъят государством (санкция)". Норма земельного права может быть сложносоставной, ее элементы могут располагаться в различных актах.

     Нормы земельного права можно подразделить:
    на общие и особенные (специальные), содержащиеся соответственно в общих и особенных частях земельного права;
    императивные и диапозитивные (с преобладанием первых);
    охранительные, регулирующие отношения по охране земель, и "неохранительные", регулирующие отношения по их использованию;
    законодательные и содержащиеся в иных источниках земельного права.

    16


  • Зимняя мужская стильная одежда носки. Магазин модной мужской одежды.