Юридические исследования - ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА С.А. Абрамитов -

На главную >>>

Теория государства и права: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА С.А. Абрамитов


    В настоящее время практика демократизации правовой жизни требует массовой ориентированности правового сознания на выработку теоретически обоснованных и практически оправданных правовых решений. Представляется, что данная задача не может быть решена без научного познания правосознания. В этой связи, остановлюсь на характеристике онтологического (социологического) исследования правосознания. В юридической науке изучению правосознания уделяется значительное внимание. Результаты правовых исследований, опираясь на разработку проблемы сознания в психологии и философии, в самом общем виде сводятся к тому, что правосознание по своей природе – это именно осознание права. Правосознание (как и сознание) есть выражение и проявление разумной, рассудочной деятельности человека. Правосознание организует сферу чувств и побуждений, но к ним не сводится, оставаясь разумной деятельностью.


     

     

    ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

     

     

     

     

     

                 Сибирский юридический вестник. 2001. № 1.

     

     

     

     

     

     

    ©  2001 г.    С.А. Абрамитов

     

     

     

     

     

     

    ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ:

     

    ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

     

     

     

     


    В настоящее время практика демократизации правовой жизни требует массовой ориентированности правового сознания на выработку теоретически обоснованных и практически оправданных правовых решений. Представляется, что данная задача не может быть решена без научного познания правосознания. В этой связи, остановлюсь на характеристике онтологического (социологического) исследования правосознания. В юридической науке изучению правосознания уделяется значительное внимание. Результаты правовых исследований, опираясь на разработку проблемы сознания в психологии и философии, в самом общем виде сводятся к тому, что правосознание по своей природе – это именно осознание права. Правосознание (как и сознание) есть выражение и проявление разумной, рассудочной деятельности человека. Правосознание организует сферу чувств и побуждений, но к ним не сводится, оставаясь разумной деятельностью. Правосознание является частью (видом) общественного сознания. Содержание правосознания составляют взгляды, убеждения и идеи относящиеся к праву[1].

     

     

     

    Общая теория права, основываясь на результатах изучения сознания философией, ограничивается в исследовании правосознания в онтологическом аспекте двумя видами: обыденным и теоретическим (рациональным)[2]. Представляется, что не менее важным является такой, относительно самостоятельный вид правосознания, как практическое правосознание, которое играет важную роль в общественной жизни, и в частности, в воздействии на процессы правового регулирования общественных отношений.

     

     

     

    Данные виды (уровни) правосознания влияют друг на друга и оказывают в своей совокупности существенное воздействие на правотворческую и правореализующую деятельность. Необходимо проводить исследование правосознания в единстве со всем комплексом видов (уровней) и аспектов сознания. Только в этом случае познание правосознания приобретет научный характер и будет успешно использовано в развитии законодательства.

     

     

     

    Так, обыденное правосознание отражает интересы людей, возникающие в их непосредственном общении друг с другом, что необходимо в процессе создания и реализации норм права. Но правотворчество и правореализация не будут эффективными, если они не опираются на практическое правосознание, обладающее опытом воздействия на реальные общественные отношения. Теоретический уровень сознания является высшим уровнем осознания действительности и определения ее преобразования, где сознание обретает объективно закономерное значение. Выработка теоретического правосознания в процессе правотворчества и правореализации возникает при осмыслении и определении путей развития регулируемых правовыми нормами общественных отношений. При помощи теоретического правосознания в процессе правотворчества и правореализации осмысливаются, воспроизводятся или преобразуются с учетом научно обоснованной общественной целесообразности ценностные ориентации обыденного или практического правосознания[3].

     

     

     

    Особенность правового сознания заключается в том, что оно интегрирует обыденное, практическое и теоретическое сознание. Правовое сознание представляет собой диалектическое соединение трех видов (уровней) правосознания: обыденного, непосредственно отражающего правовые отношения людей в их повседневной жизнедеятельности; практического, основанного на опыте правотворческой и правореализующей деятельности; теоретического (рационального), связанного с исследованием круга явлений, познание которых необходимо для решения правовых проблем.

     

     

     

    В исследовании правосознания важное место занимает обнаружение динамики переходов от одного вида (уровня) правосознания к другому. Анализ этих переходов позволяет теоретические правовые знания превращать в практическое правовое сознание и действие, а также обыденное и практическое правовое сознание превращать в рациональное (теоретическое).

     

     

     

    Сочетание обыденного, практического и теоретического правосознания отчетливо проявляется в правотворчестве. Так, обыденное правосознание, непосредственно реагируя на потребности общественной жизни, фиксирует внимание правотворческого органа на необходимости создания, изменения или прекращения действия соответствующих правовых предписаний. Далее проблема правового опосредования общественных отношений осмысливается на уровне практического правосознания, актуализирующего необходимость регулирования данных отношений нормами права.

     

     

     

    Теоретическое правосознание, учитывая состояние обыденного правосознания и опираясь на опыт практического правосознания, способствует созданию обоснованных правовых норм, в процессе своей реализации изменяющих, преобразующих и развивающих общественные отношения в соответствии с потребностями общества. Осознание опыта правотворческой и правореализующей практики может быть включено в содержание научного знания лишь после проверки истинности данных и аргументов практического правосознания научными методами. Следует отметить, что практическое правосознание может восполнять в правотворчестве теоретическое правосознание в тех случаях,
    когда исключается возможность научного обоснования в определении путей и методов правового регулирования, так как в обществе проявляют себя закономерности, которые еще не обнаружены и, можно допустить, что отсутствие представлений об этих закономерностях заменяется правовыми решениями, оправданными лишь продолжительным практическим опытом.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     



    [1] См.: Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000. С.384 – 385.

     

     

     

    [2] См.: напр.: Проблемы общей теории права и государства/ Под. ред. В.С. Нерсесянца. М., 1999. С.384 – 386.

     

     

     

    [3] См.: Керимов Д.А. Указ. соч. С.389.

     

     

     


  • Восстановление винчестера в лаборатории восстановления данных.