Юридические исследования - Трудовое право. Гапоненко В.Ф. -

На главную >>>

Трудовое право: Трудовое право. Гапоненко В.Ф.


    Преобразования, происходящие в экономике Российской Федерации, идущей по пути рыночных отношений и готовящейся вступить в ВТО, привели к существенным изменениям в общественных отношениях, регулируемых трудовым законодательством. Изменилось также правовое положение субъектов в связи с введением новых форм собственности и методов хозяйствования.

     Реформирование трудового законодательства, начатое с принятия 21 декабря 2001 г. Государственной Думой нового Трудового кодекса, - важная государственная задача, и приоритетными направлениями этого реформирования являются повышение мобильности рабочей силы, сокращение латентных процессов на рынке труда, обеспечение устойчивости баланса интересов работников, работодателей и государства.

     Указанные реформы должны осуществляться с учетом того, что трудовое право является особой формой осуществления социальной политики государства и поэтому должно оставаться самостоятельной отраслью, принципиально отличающейся от других отраслей (гражданского, административного законодательства) по предмету и методу регулирования, особым гарантиям и защите прав и свобод человека труда. Именно трудовое законодательство направлено на достижение социальной справедливости и регулирование социально-трудовых отношений в обществе в целом.


    Гапоненко В.Ф. и др. Трудовое право.- М., 2003.- 463 cтр.


    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение    5
    РАЗДЕЛ I. Общая часть    9
    Глава 1. Предмет, метод и система российского трудового права    10
    Глава 2. Основные принципы правового регулирования труда    24
    Глава 3. Источники трудового права    34
    Глава 4. Субъекты трудового права    49
    Глава 5. Правовое положение профсоюзов в сфере труда    69
    Глава 6. Правовые отношения в сфере наемного труда    83
    Глава 7. Коллективные договоры и соглашения    95
    РАЗДЕЛ II. Особенная часть    109
    Глава 8. Основы правового регулирования занятости и трудоустройства    110
    Глава 9. Трудовой договор    137
    РАЗДЕЛ III. Особенная часть. Правовое регулирование организации и применения наемного труда    183
    Глава 10. Рабочее время и время отдыха    184
    Глава 11. Оплата и нормирование труда    210
    Глава 12. Гарантии и компенсации    250
    Глава 13. Трудовой распорядок. Дисциплина труда    267
    Глава 14. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников    280
    Глава 15. Охрана труда    283
    Глава 16. Материальная ответственность сторон трудового договора    316
    Глава 17. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников    333
    Глава 18. Защита трудовых прав работников    362
    Глава 19. Разрешение трудовых споров    383
    Глава 20. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства    423
    РАЗДЕЛ IV. Международное трудовое право    439
    Глава 21. Международно-правовое регулирование труда    440
    Перечень конвенций МОТ, действующих в Российской Федерации    461
    Литература    463


    Введение

     Преобразования, происходящие в экономике Российской Федерации, идущей по пути рыночных отношений и готовящейся вступить в ВТО, привели к существенным изменениям в общественных отношениях, регулируемых трудовым законодательством. Изменилось также правовое положение субъектов в связи с введением новых форм собственности и методов хозяйствования.

     Реформирование трудового законодательства, начатое с принятия 21 декабря 2001 г. Государственной Думой нового Трудового кодекса, - важная государственная задача, и приоритетными направлениями этого реформирования являются повышение мобильности рабочей силы, сокращение латентных процессов на рынке труда, обеспечение устойчивости баланса интересов работников, работодателей и государства.

     Указанные реформы должны осуществляться с учетом того, что трудовое право является особой формой осуществления социальной политики государства и поэтому должно оставаться самостоятельной отраслью, принципиально отличающейся от других отраслей (гражданского, административного законодательства) по предмету и методу регулирования, особым гарантиям и защите прав и свобод человека труда. Именно трудовое законодательство направлено на достижение социальной справедливости и регулирование социально-трудовых отношений в обществе в целом.

     Трудовое законодательство призвано содействовать взаимному усилению экономической и социальной политики, созданию условий для широкомасштабного и устойчивого развития. При этом следует учитывать, что для усиления связи между социальным прогрессом и экономическим ростом особое значение имеют гарантии соблюдения основополагающих принципов и прав в сфере труда. Они позволяют работникам свободно и на равных условиях требовать своей справедливой доли в богатстве, созданном их трудом, а также дают возможность полностью реализовывать свой человеческий потенциал.

     В трудовом законодательстве следует закрепить и развить конституционные нормы в области труда, в частности о недопущении снижения уровня трудовых прав и социальных гарантий, положения конвенций и рекомендаций МОТ, основополагающие процедуры их осуществления, а также комплекс гарантий по каждому

    5

     институту трудового права, общеобязательных для применения на всей территории страны.

     Таким образом, трудовое законодательство как система должно состоять из норм Конституции, международных актов, действующих на территории государства, Трудового кодекса, других национальных законодательных актов, актов исполнительной власти, локальных актов, соглашений и коллективных договоров.

     В связи с изменениями экономических отношений акцент в трудовом законодательстве должен быть перенесен с сверхцентрализации и множественной императивности на децентрализацию и диспозитивность, т.е. на определенное изменение роли государства в регулировании трудовых отношений и усиление его охранительной деятельности на основе признания соответствующих прав в сфере труда.

     Вместе с тем изменение роли государства не должно привести к полному саморегулированию трудовых отношений. При определении соотношения государственного и договорного регулирования необходимо найти оптимальный механизм, при котором переход к локальному и индивидуальному регулированию трудовых отношений не повлек бы за собой ослабления правовой защищенности работников.

     С учетом этого главные направления вмешательства государства в трудовые отношения должны заключаться в установлении обязательных стандартов и надзоре за соблюдением законодательства, а также в регламентации норм, механизмов и процедур, которым стороны трудовых отношений и их представители обязаны следовать, если не договорятся об ином. В решении этих вопросов государство взаимодействует с социальными партнерами на основе принципа социальной справедливости, закрепленного в Уставе МОТ.

     На уровне соглашений, коллективных договоров должны определяться отраслевые, региональные, профессиональные и другие особенности трудовых отношений, обеспечиваться реальное повышение уровня трудовых гарантий работникам.

     Индивидуально-договорное регулирование с участием самого работника должно использоваться для конкретизации характера и содержания трудовой функции, учета особых обстоятельств ее выполнения, деловых качеств работника, возможности применения различных форм стимулирования труда и в других подобных целях.

     Основным нормативным правовым актом, непосредственно регулирующим трудовые и связанные с ними отношения, должен стать новый Трудовой кодекс РФ, а потому следует отказаться от практики принятия законов по отдельным институтам. Кроме того, Трудовой кодекс должен заменить действующие в настоящее время

    6

     многочисленные акты о труде Союза ССР, вобрав в себя нормы, способные эффективно регулировать трудовые отношения в современных условиях и на перспективу.

     Говоря о перспективах развития современного трудового права, авторы настоящего учебника учитывают не только ближайшие, но и весьма отдаленные перспективы его развития, принимая во внимание то, что судьба трудового права в целом неразрывно связана с судьбой государства. На последующих этапах развития Российского государства часть норм трудового права утратит свое значение и станет ненужной в связи с изменением порождающих их общественных условий, а другие нормы в преобразованном виде войдут в систему социальных правил демократического самоуправления. Тем не менее теория трудового права - категория историческая, имевшая место на всех этапах развития общества.

     Настоящий учебник призван дать студентам юридических вузов, иных учебных заведений, руководителям организаций всех форм собственности, работникам социальной сферы, кадровой и юридической служб знания теории трудового права, действующего трудового законодательства и практики его применения.

     В учебнике использованы нормативно-правовые акты по состоянию на 1 февраля 2002 г.

     В тексте учебника и в сносках используются следующие сокращенные обозначения:
    БНАМВ РФ (СССР) - Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации (СССР);
    Бюллетень ВС РФ - Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации;
    Бюллетень Минтруда РФ - Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации;
    ВВС РФ (РСФСР, СССР) - Ведомости Верховного Совета Российской Федерации (СССР, РСФСР), Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ);
    ВЦСПС - Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов;
    ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации 1996 г.;
    Госатомнадзор РФ - Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности;
    Госгортехнадзор РФ - Федеральный горный и промышленный надзор Российской Федерации;
    Госкомстат РФ - Государственный комитет Российской Федерации по статистике;

    7
    Госкомтруд СССР - Государственный комитет по труду и социальным вопросам СССР;
    Госстандарт РФ - Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии;
    Госстрой РФ - Государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике;
    ГПК РСФСР - Гражданский процессуальный кодекс РСФСР;
    ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации;
    КТС - комиссия по трудовым спорам;
    МИД РФ - Министерство иностранных дел Российской Федерации;
    Минздрав РФ (СССР) - Министерство здравоохранения РФ (СССР);
    Минсоцзащиты РФ - Министерство социальной защиты Российской Федерации;
    Минтруд РФ - Министерство труда и социального развития Российской Федерации;
    Минюст РФ - Министерство юстиции Российской Федерации;
    МОТ - Международная организация труда;
    ООН - Организация Объединенных Наций;
    РГ - Российская газета;
    САПП РФ - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации;
    СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации;
    СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации;
    СНАоТ - Сборник нормативных актов о труде;
    СНГ - Содружество Независимых Государств;
    СП СССР - Собрание постановлений Совета Министров СССР;
    СТК - совет трудового коллектива;
    УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г.;
    УПК РСФСР - Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР;
    ФНПР - Федерация независимых профсоюзов России.

     Кроме того, используются принятые в трудовом законодательстве термины: организация - предприятие, учреждение, организация; работодатель - организация или физическое лицо, предоставляющие работу гражданину (работнику) в соответствии с трудовым договором.

    8


  • Вам будет интересно:. Лен сантехнический - по ссылке..