Юридические исследования - Налоговые органы РФ. Хозова, Л.П. -

На главную >>>

Финансовое право: Налоговые органы РФ. Хозова, Л.П.


    По Налоговому кодексу РФ налог - это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

     В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

     В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой финансовой функции, налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.


    Хозова, Л.П. Налоговые органы РФ.- Тюмень, 2003.-140 cтр.


    ОГЛАВЛЕНИЕ

    РАЗДЕЛ 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
    1.1. Возникновение и развитие налогообложения    3
    1.2. Становление и развитие налоговых органов в России    8
    1.3 Государственная налоговая служба    13
    ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНИКА    17
    РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
    2.1 Правовая база деятельности налоговых органов    25
    2.2. Система и структура налоговых органов    29
    РАЗДЕЛ III. ФУНКЦИИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
    3.1. Общие функции налоговых органов    34
    3.2. Права налоговых органов    40
    3.3. Обязанности налоговых органов. Права, обязанности и ответственность должностных лиц налоговых органов    47
    РАЗДЕЛ IV. НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ
    4.1. Система органов налоговой полиции    53
    4.2. Принципы деятельности налоговой полиции    55
    4.3. Структура и функции ФСНП РФ    56
    БИБЛИОГРАФИЯ    63
    ПРИЛОЖЕНИЕ    68



    РАЗДЕЛ 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

    1.1. Возникновение и развитие налогообложения

     По Налоговому кодексу РФ налог - это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ)1.

     В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

     В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой финансовой функции, налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

     Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226-1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы2.

    3

     Итак, как уже говорилось выше, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом.

     По мере развития государства возникла "светская" десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течение многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Древней Греции в VII-VI вв. до н. э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, строительство храмов, укреплений и т. д.

     В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело - добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

     Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию.

     Государство не имело достаточного количества профессиональных чиновников, и в результате сборщиком налогов становился, как правило, откупщик. В, Европе практиковался метод продажи с аукциона права взимания налога. К чему это приводило - понятно. Поэтому проблема справедливости налогообложения стояла очень остро и привлекала внимание многих ученых и государственных деятелей. Так, Ф. Бэкон в книге "Опыты или наставления нравственные и политические" писал: "Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в Нидерландах. Заметьте, что речь у нас сейчас идет не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа

    4

     или без такового, может быть одинакова для кошельков, но неодинаково ее действие на дух народа"1.

     Но только в конце XVII-XVIII в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных (главная роль - акциз) и прямых (главная роль - подушный и податной) налогов.

     Но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжелым последствиям (например, соляные бунты в царствование Алексея Михайловича).

     Эпоха Петра I (1672-1725 гг.) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны вводились все новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и так далее). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать.

     В последней трети XVIII в. в Европе активно разрабатывались проблемы теории и практики налогообложения.

     В 1770 г. министр финансов Франции Тэрре писал: "Я больше стараюсь добиться равенства в распределении налога, чем точной уплаты десятины"2 и, хотя Тэрре был вынужден вводить новые налоги (в связи с финансовым кризисом), он отдавал предпочтение косвенным налогам, которые дифференцировались исходя из того класса, к которому принадлежал предмет (товар первой необходимости, предметы роскоши и так далее).

     В это же время в России прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению с косвенными (где основная роль - отчисления от казенной питейной продажи).

     В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит.

     В вышедшей в 1776 г. книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" он сформулировал основные принципы налогообложения:

    5
    принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были заранее точно известны плательщику.
    принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения1.

     Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую политику. Это касалось как стран Западной Европы, так и России.

     На протяжении XIX в. главным источником доходов оставались государственные прямые (главные - подушная подать и оброк) и косвенные (главный - акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме государственных прямых налогов существовали земские сборы, специальные государственные сборы, пошлины.

     В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Ставки налога в России, вне всякого сомнения, стимулировали промышленников к получению максимальной прибыли (так как рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал).

     В России к XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили не только количественные, но и качественные изменения.

     Но развитие России было прервано: сначала Первая мировая война (увеличение бумажно-денежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и прочее), потом Февральская революция (нарастание инфляции,

    6

     развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад во всей финансовой системе наступил после октября 1917 г. Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства.

     Важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. В европейских странах он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен на товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был под сходно-поимущественный налог. Он представлял собой прежде всего налог на капитал. Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было практически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом доходы участников АО: сначала как совокупный доход АО, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.

     Надо сказать, что с октября 1917 г., в связи с отменой права собственности на землю, аннулированием ценных бумаг, национализацией промышленности и запрещением частной собственности были уничтожены почти все возможные объекты налогообложения. Налоговая политика новой власти сводилась только лишь к принудительному сбору с крестьянства так называемой продразверстки, которая не носила даже характер налога. По декрету от 30.10.1918 г. принудительно изымались все излишки сельскохозяйственной продукции сверх необходимого минимума для собственного потребления. Лишь с переходом государства к новой экономической политике в мае 1921 г. возникла необходимость создания новой налоговой системы. Был введен общегражданский налог, к уплате которого привлекалось все трудоспособное население, поделенное на разряды. В 1923 г. была проведена реформа налогообложения крестьянства, установлен единый сельскохозяйственный налог, промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, гербовый сбор. Но высокие налоговые ставки явились одной из главных причин постепенного сокращения частной торговли и промышленности, они привели к резкому неприятию

    7

     частными налогоплательщиками нового законодательства и, как следствие вышеуказанных причин, повлекли массовое уклонение от уплаты налогов.

     В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны, что в конце концов привело страну к кризису.

    8

    1Налоговый кодекс ч. I и П. Официальный текст. М.: Омега-Л, 2001

    2Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1935

    1Бэкон Ф. Соч. в 2-х т. М., 1972. Т. 2. С. 416

    2Фор Э. Опала Тюрго. 12 мая 1776 года. М.: Прогресс, 1979. С. 172.

    1Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1935