Юридические исследования - НОВЫЙ СУДЕБНЫЙ МЕХАНИЗМ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РАМКАХ СОВЕТА ЕВРОПЫ Е. Ю. Зарубаева -

На главную >>>

Права человека: НОВЫЙ СУДЕБНЫЙ МЕХАНИЗМ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РАМКАХ СОВЕТА ЕВРОПЫ Е. Ю. Зарубаева


    Европейский суд по правам человека, или Страсбургский суд, как его называют по месту нахождения, является наднациональным  судебным  органом при  Совете Европы.В компетенцию суда входит рассмотрение споров о нарушениях прав  человека в государствах – членах Совета Европы. Это могут быть споры между государствами, что нужно отметить, случается редко, а также между государством и гражданином (или объединением граждан), который считает, что какое-либо из его прав, предусмотренных Европейской Конвенцией о защите прав и основных свобод, нарушено действиями властей этого государства. Все-таки величайшим  достижением международного права второй половины двадцатого века является то, что гражданин получил возможность в международном суде жаловаться на свое собственное  государство. Никогда в истории до  Европейской конвенции этого не было. Членство России в Совете Европы возлагает на нее многие международные обязательства и особенно  в области признания, развития и поощрения прав и свобод человека и гражданина. После вступления России в эту международную организацию, а особенно после ратификации Россией в 1998 году Европейской конвенции ,судебный округ Страсбургского суда  значительно увеличился. Суд физически не в состоянии стал рассматривать все поступающие обращения к нему. Объем работы Европейской  Комиссии и Суда возрос до такой степени, что на рассмотрение поступающих жалоб уходило  по 5 - 6 лет, из 2000 обращений регистрировались только 50.

     


    Сибирский юридический вестник. 2000. № 1

     

    ПРАВО И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

     

     

     

    ©  2000 г.    Е. Ю. Зарубаева

     

     

    НОВЫЙ СУДЕБНЫЙ МЕХАНИЗМ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ

     

    ЧЕЛОВЕКА В РАМКАХ СОВЕТА ЕВРОПЫ

     

     


    Европейский суд по правам человека, или Страсбургский суд, как его называют по месту нахождения, является наднациональным  судебным  органом при  Совете Европы.

     

    В компетенцию суда входит рассмотрение споров о нарушениях прав  человека в государствах – членах Совета Европы. Это могут быть споры между государствами, что нужно отметить, случается редко, а также между государством и гражданином (или объединением граждан), который считает, что какое-либо из его прав, предусмотренных Европейской Конвенцией о защите прав и основных свобод, нарушено действиями властей этого государства.

     

    Все-таки величайшим  достижением международного права второй половины двадцатого века является то, что гражданин получил возможность в международном суде жаловаться на свое собственное  государство. Никогда в истории до  Европейской конвенции этого не было.

     

    Членство России в Совете Европы возлагает на нее многие международные обязательства и особенно  в области признания, развития и поощрения прав и свобод человека и гражданина. После вступления России в эту международную организацию, а особенно после ратификации Россией в 1998 году Европейской конвенции ,судебный округ Страсбургского суда  значительно увеличился. Суд физически не в состоянии стал рассматривать все поступающие обращения к нему. Объем работы Европейской  Комиссии и Суда возрос до такой степени, что на рассмотрение поступающих жалоб уходило  по 5 - 6 лет, из 2000 обращений регистрировались только 50.

     

    Итак, созданный в 1950 году с принятием  Европейской Конвенции по правам  человека ( ЕКПЧ) двухзвенный механизм защиты прав человека на европейском уровне с течением времени стал все более отчетливо выявлять свои слабые стороны и давать сбои.

     

    Действующий контрольный механизм  уже не в состоянии  стал справляться с огромным потоком дел и идти в ногу с выдвинутыми  требованиями действительности[1]

     

    Сложный механизм контроля за соблюдением Конвенции и новые трудности, возникающие из-за значительного расширения состава Совета Европы, побудили Совет к решению вопроса  о реформе этой системы.

     

    11 марта 1994 года министрами иностранных дел 31– го государства члена Совета Европы был подписан Протокол № 11 к Европейской Конвенции. После ратификации этого протокола всеми государствами-участниками Конвенции должен  вступить в силу новый механизм контроля за соблюдением положений Конвенции.

     

    Этот механизм предполагает, что единый и постоянно  действующий Европейский Суд   по правам человека заменит ныне существующие Комиссию и Суд. Комитет  Министров по условиям новых процедур не должен принимать участия в этом механизме. Юрисдикция Суда в отношении индивидуальных и межгосударственных жалоб должна  носить обязательный характер.

     

    Члены Суда избираются Парламентской Ассамблеей сроком на 6 лет (ранее избирались на 9) из списка лиц, выдвинутых членами Совета Европы. Несмотря на коренную перестройку работы всего европейского правозащитного  механизма, требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, не изменились. Согласно ст.21 Протокола №11 к Конвенции, судьи должны обладать высокими моральными   качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с признанным  авторитетом, участвовать в работе Суда в личном качестве, и на протяжении всего срока  пребывания в должности   судьи не должны осуществлять никакой деятельности, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью или с требованиями,  вытекающими из постоянного характера их полномочий.

     

    Структурно работа Суда строится в Комитетах, Палатах и Большой Палате. Суд теперь работает не на сессионной, а на постоянной основе. Организационные вопросы работы решаются на пленарных заседаниях, которые созываются Председателем  по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Кроме того, пленарное заседание может быть проведено по требованию 1/3 членов Суда. Кворум  пленарного заседания  составляет 2/3 от числа избранных судей. Комитеты состоят из 3, Палаты – из 7, а Большая Палата насчитывает 17 судей. Всего судей 41- по числу государств - членов Совета Европы.[2]

     

    4 ноября 1998 года вступили в силу Правила процедуры Суда, в которых подробно описан  механизм подачи жалоб в Суд. Хотелось бы остановиться на ряде предварительных условий, которые должны быть соблюдены, чтобы дело было принято к рассмотрению.

     

    Во-первых, в суд надо обращаться за защитой только тех прав, которые предусмотрены Конвенцией.

     

    Во-вторых, жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после ратификации Конвенции.

     

    Третье условие-жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после рассмотрения вопроса последней компетентной судебной инстанцией или другим государственным органом такого же ранга.

     

    Четвертое условие – должны быть исчерпаны все доступные способы правовой защиты, имеющиеся в государстве. Это означает, что необходимо пройти все судебные инстанции.

     

    Таким образом, если соблюдены все предварительные условия, жалоба не является анонимной, и необходимые документы представлены (ст.34 ЕКПЧ – индивидуальные жалобы), то нужно ждать, когда судья - докладчик  подготовит доклад по делу, и если оно будет принято к рассмотрению, можно надеяться, что права гражданина будут защищены Европейским Судом по правам человека.

     


    Ежедневно  вносить вклад в дело защиты прав человека – одна из основных задач, стоящих перед контрольными органами Совета Европы.[3]   Европейский Суд представляет собой важнейшее достижение  европейских стран на пути к повсеместному признанию приоритета прав и свобод человека. Ради достижения этой цели государства осознанно идут на некоторые ограничения собственного суверенитета. Вместе с тем, нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что именно внутригосударственные механизмы играют главенствующую роль в реализации принципа всеобщего уважения прав человека. Что касается России, то без совершенствования внутренних структур обеспечения и защиты прав человека, нам  не сможет помочь даже мощный европейский правозащитный механизм.

     

     

     



    [1] Топорнин Н. Европейский Суд на пороге ХХI века// Российская  юстиция № 8.1999.

     

    [2] Конвенция о защите прав человека и основных свобод.-М.: Центр информации и документации СЕ в РФ, 1996.

     

    [3] Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. – М., 1998, С. 45.