Приходько Е.П. и др. Сервисное право.- М., 2003.- 396 cтр.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Общая характеристика сервисного права § 1. Учение о сервисном праве (сервисное правоведение) Сервисное право как наука 9 Сервисное право как отрасль права 15 Сервисное право как учебная дисциплина 19 § 2. Источники сервисного права 19 § 3. Понятие, содержание и виды сервисных правоотношений 21 Содержание сервисного правоотношения 24 Глава 2. Государственное регулирование сервисных правоотношений § 1. Понятие государственного регулирования сервисных правоотношений 28 § 2. Лицензирование в сфере сервиса 29 § 3. Налоговое регулирование в сфере сервиса 36 § 4. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг (сертификация, стандартизация в сфере сервиса) 38 § 5. Правовое регулирование ценообразования в сфере сервиса 53 Глава 3. Вещные права в сервисных правоотношениях § 1. Основы правовой регламентации права собственности и иных вещных прав 54 Приобретение и прекращение права собственности 60 § 2. Право собственности граждан 62 § 3. Право собственности юридических лиц 63 § 4. Понятие и виды права общей собственности 66 § 5. Ограниченные вещные права 69 § 6. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления 71 Иски к государственным и муниципальным органам 77 Глава 4. Обязательственное право в сервисных правоотношениях § 1. Понятие обязательств и основания их возникновения 79 § 2. Понятие исполнения обязательств 81 § 3. Общая характеристика способов обеспечения обязательств 84 § 4. Отдельные виды способов обеспечения обязательств Неустойка 93 Банковская гарантия 96 Залог 105 Удержание 120 Глава 5. Правовые формы реализации товара, оказания услуг и выполнения работ § 1. Общая характеристика договора в сервисной деятельности 125 Классификация договоров 129 Заключение договора 132 Основания изменения и расторжения договора 134 § 2. Правовые формы реализации товара в сфере сервиса 135 Условия договора купли-продажи 136 Передача и принятие товара по договору купли-продажи 139 Цена и расчеты по договору купли-продажи 142 Договор розничной купли-продажи 144 Особенности заключения договора розничной купли-продажи 145 Права и обязанности сторон по договору розничной купли-продажи 146 Договор поставки 147 Заключение договора поставки 149 Исполнение договора поставки 150 Особенности исполнения договора поставки 152 Договор контрактации 154 Содержание договора контрактации 155 Договор энергоснабжения 156 Содержание договора энергоснабжения 157 Договор купли-продажи недвижимости 159 Существенные условия договора купли-продажи недвижимости 159 Передача недвижимости 160 Особенности купли-продажи жилых помещений 161 Договор купли-продажи предприятия 161 Порядок продажи предприятия 162 Договор мены. Понятие, предмет и стороны договора мены 164 Рента и пожизненное содержание с иждивением 164 Разновидности ренты 166 § 3. Правовые формы деятельности по выполнению работ 169 Договор бытового подряда 174 Договор строительного подряда 176 Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ 179 § 4. Правовые формы деятельности по оказанию услуг Договор возмездного оказания услуг 181 Транспортные договоры. Транспортное законодательство и правовой статус транспортных организаций 182 Особенности и виды договора перевозки грузов 184 Договор перевозки грузов 186 Права и обязанности участников договора перевозки грузов 187 Выдача груза в пункте назначения 189 Ответственность за нарушение обязательств по договору перевозки грузов 190 Договор перевозки пассажиров 192 Претензионно-исковая работа по перевозкам 193 Договор транспортной экспедиции 194 Договор займа 196 Кредитный договор 199 Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинга) 201 Договор банковского вклада 204 Договор банковского счета 207 Договор хранения 211 Права и обязанности сторон по договору хранения 213 Отдельные виды хранения 215 Договор страхования 219 Существенные условия, основания возникновения, прекращения и оформление страхового правоотношения 224 Обязательное страхование 226 Имущественное страхование 226 Личное страхование 229 Договор поручения 230 Договор комиссии 232 Агентский договор 234 Права и обязанности сторон агентского договора 235 Договор доверительного управления имуществом 236 Форма и содержание договора доверительного управления имуществом 237 Права и обязанности сторон по договору доверительного управления 238 Договор коммерческой концессии 241 Глава 6. Основы правового регулирования расчетов в сервисной деятельности § 1. Понятие банка и банковской системы 245 Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) 246 Порядок открытия и прекращения деятельности банков 248 Правовые основы банковской деятельности 251 § 2. Расчетные обязательства: платежные поручения, аккредитивы, инкассо, чеки 252 Глава 7. Общая характеристика защиты прав потребителей в сервисных правоотношениях § 1. Анализ законодательства о защите прав потребителей 259 § 2. Основные права потребителей Право потребителей на качество товаров (работ, услуг) 284 Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) 289 Право потребителей на информацию 292 § 3. Права потребителей при покупке товаров 295 Сроки предъявления требований в отношении недостатков товара 302 Право потребителя на обмен товара надлежащего качества 303 § 4. Права потребителей при заключении договоров на оказание услуг Ответственность исполнителя за нарушение сроков 305 Неустойка как форма ответственности за нарушение сроков 307 Права потребителей при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) 309 Сроки предъявления претензий по поводу недостатков работы (услуги) 310 § 5. Защита нарушенных прав в административном и судебном порядке Административный порядок защиты прав 326 Общие положения об административной ответственности за нарушение прав потребителей 333 Полномочия федерального антимонопольного органа в области защиты прав потребителей 355 Обращение в общественные организации 360 Судебный порядок защиты прав 362 Исполнительное производство при выполнение судебных решений 372
Глава 1. Общая характеристика сервисного права
§ 1. Учение о сервисном праве (сервисное правоведение)
Термин "сервисное право" обозначает главным образом ту область права, которая регулирует сервисные отношения. Этот термин можно употреблять в трех аспектах: сервисное право как наука, сервисное право как комплексная отрасль права, сервисное право как учебная дисциплина.
Сервисное право как наука
Наука сервисного права Российской Федерации является отраслью знаний, под которой понимают совокупность научных представлений, знаний и теоретических положений о сервисном праве.
Наука сервисного права получила толчок к развитию в XX в. В настоящее время она переживает существенные изменения.
Наука сервисного права теоретически объясняет закономерности правового регулирования сервисных отношений в области имущественных и тесно связанных с ними иных отношений, в том числе отношений по государственному регулированию сферы обслуживания населения в целях обеспечения интересов личности, общества и государства.
Задачами науки сервисного права выступают анализ правовых норм, конструирование институтов сервисного права,
9
разработка нормативных актов, подготовка и проведение реформ в сфере обслуживания населения в России.
Функции науки сервисного права соответствуют функциям всего правоведения. Правоведение - это отрасль специальных общественных знаний, в пределах и посредством которых осуществляется теоретико-прикладное освоение государственно-правовой действительности. Правоведение как юридическая наука представляет собой общественную науку, изучающую право в качестве особой системы социальных норм, правовой формы организации и деятельности государства и политической системы общества в целом. Правоведение (юридическая наука) одновременно выступает как наука теоретико-мировоззренческая, призванная раскрыть общие закономерности развития государства и права, их социальную роль, ценность, и как наука практико-прикладная, призванная способствовать конкретизации процессов правотворчества, правоприменения и т. д.
Сервисное право структурно входит в правоведение и наряду с отраслевыми юридическими науками занимает особое место.
Применительно к сервисному праву функциями науки сервисного права выступают основные направления развития науки сервисного права, которые необходимы для решения стоящих перед ней задач.
В теории сервисного права можно выделить онтологическую, эвристическую, политическую, идеологическую, организаторскую и прогностическую функции.
С помощью онтологической функции сервисное право познает существо сервисных явлений.
Эвристическая функция сервисного права придает объективное истинное познание сервисных явлений.
Политическая функция направлена на разработку принципов преобразования сервисного права, правовых и государственных институтов в сфере сервиса.
Идеологическая функция сервисного права отражает мировоззренческую сторону как признание того факта, что
10
сервисное право играет значительную роль в экономической, социальной, культурной жизни страны.
Организаторская функция сервисного права проявляется в преобразовании, реформировании реальных процессов и явлений в сфере обслуживания населения.
Прогностическая функция сервисного права позволяет предвидеть те или иные сервисные явления, определять тенденции развития государственно-правового процесса в сфере обслуживания населения.
Наука сервисного права имеет свой предмет, а именно: раскрывает закономерности, формулирует понятия, которыми оперирует действующее сервисное законодательство, анализирует функции и роль соответствующих сервисных институтов, изучает процессы, связанные с реализацией норм сервисного права, а также историю и тенденции развития сервисного права как комплексной отрасли российской системы права и науки. При изучении предмета науки сервисного права используются различные методы.
Метод науки сервисного права представляет собой совокупность приемов, правил, принципов научной действительности, применяемых для получения истинных и объективно отражающих действительность знаний о сервисном праве. Методологической основой сервисного права, как и всех наук, служат общие, частные и специальные методы.
Общие методы применяются всеми или большинством наук. К ним относятся количественные методы, структурно-функциональный, системный анализ.
Частно-научные методы свойственны некоторым группам наук.
Специальные методы присущи одной конкретной науке.
Научную методологию сервисного права составляет применение совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования явлений в сфере сервисных отношений. Философской
11
мировоззренческой основой сервисного права выступает диалектика. Диалектика - это учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания. Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные; закон единства и борьбы противоположностей; закон отрицания отрицания. Методологическую основу сервисного права составляют общенаучные принципы: объективность, историзм, системность, истинность, социальная справедливость.
На основе философской теории познания сервисное право использует системно-структурный, функциональный, сравнительный, статистический, кибернетический, социологический и другие методы.
Системно-структурный метод широко используется в исследовании сервисных явлений. Использование этого метода обусловлено тем, что сервисные явления, с одной стороны, характеризуются внутренней структурой, внутренним строением, а с другой - выступают элементом иной, более крупной структуры.
Система - это объект, функционирование которого обеспечивается совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом.
Элемент системы - это функциональная часть системы, наделенная присущими лишь ей свойствами, необходимыми для построения и функционирования системы.
Структура - это отношения между элементами в системе, необходимые и достаточные для того, чтобы система достигла цели.
В ходе системно-структурного анализа вычленяются элементы исследуемого явления (например, потребитель при анализе потребительского права), устанавливается специфика их содержания, дается функциональная характеристика. В то же время при системно-структурном анализе необходимо выявить связи между элементами, которые придают структурно-организационному объекту качество единства, цели
12
(например, при анализе государственного регулирования сервисных отношений определяются иерархические связи, т. е. связи подчиненности).
Функциональный метод связан с системно-структурным и является его проявлением, ибо при рассмотрении сервисных явлений определяются различного рода функциональные связи (координации, взаимодействия).
Существенное место в системно-структурном подходе должно отводиться функциональной характеристике элементов структуры, разграничению их функций как способов достижения цели, основанных на целесообразных свойствах системы.
Сравнительный метод играет важную роль в научном познании. На его основе сложилась целая группа сравнительных наук: сравнительная физиология, сравнительная психология и т. д. К их числу принадлежит и сравнительное правоведение, предметом которого является сравнительное изучение государственно-правовых институтов, выявление их общих черт и особенностей, единства и различия.
Сравнительный метод включает в себя пять стадий: изучение сравнительных институтов каждого в отдельности; выявление их существенных признаков; сравнение выявленных и исследованных признаков аналогичных институтов; установление общих признаков и признаков различия; оценка признаков.
Использование статистического метода требует математических знаний. С помощью статистического метода выявляются характерные, типичные черты сервисных явлений.
Статистический метод включает в себя три стадии: сбор статистического материала; сведение этого материала по определенному критерию; обработка статистического материала.
С помощью кибернетического метода выявляются общие закономерности процессов и систем управления в сфере сервиса. Значение этого метода обнаруживается прежде всего в оптимальном моделировании систем управления в сфере сервиса.
13
Социологический метод обобщает государственно-правовую практику как правотворческого, так и правоприменительного характера в сфере сервиса. Путем использования традиционных приемов (наблюдения, анкетирования, интервьюирования, опросов, анализа документов) делаются соответствующие выводы о характере и результативности проводимой политики в стране. В то же время с помощью социологического метода осуществляется поиск оптимальных вариантов правовых решений, разработки обоснованных прогнозов в области проведения социально-правовых реформ. Этот метод требует, чтобы предлагаемые научные рекомендации основывались на обстоятельном и объективном изучении социальных факторов, независимо от их позитивного или негативного влияния.
Важное значение для науки сервисного права имеют специальные методы: формально-логический, сравнительно-правовой, правовое моделирование, правовой эксперимент.
Формально-логический метод называют еще формально-догматическим, формально-юридическим. Этот метод используется при изучении нормативных сторон правовых систем и позволяет выявить несоответствие тех или иных правовых норм реалиям общественной жизни, противоречия правовых актов между собой. А это, в свою очередь, влечет постановку вопроса о принятии новых правовых нормативных актов, изменении или отмене действующих правовых нормативных актов. Этот метод составляет обязательную сторону в научном познании сервисного права, ибо помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, придать полученному знанию ясную и не допускающую тавтологии формулировку.
Сравнительно-правовой метод в литературе именуется и методом сравнительного правоведения. С помощью этого метода сравнению могут быть подвергнуты правовые системы различных стран и континентов, одной и той же страны на разных этапах ее существования. При этом для поиска истины анализируются количественные и качественные стороны
14
исследуемого объекта, теоретические и эмпирические его характеристики.
Метод правового моделирования исходит из идеи подобия, из предположения, что между различными объектами могут устанавливаться взаимно однозначные соответствия. Тем самым знание характеристик одного из них (модели) позволяет с достаточной определенностью судить о другом (об оригинале). В правоведении, юридической практике идеальные модели существуют в виде схем, символических знаков или в виде определенной структуры описания объекта. К числу идеальных моделей можно отнести различные сделки в сфере обслуживания населения и т. д.
Правовой эксперимент интересен тем, что представляет собой не только метод исследования, но и метод воздействия на исследуемый объект. Этот метод широко используется в сфере совершенствования нормативных актов, институтов демократии, укрепления законности и дисциплины труда, правового воспитания и т. д.
Источниками науки сервисного права являются правовые акты, практика сервисного строительства, концепции и научные теории ученых, опыт в данной сфере зарубежных стран.
Система науки сервисного права представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных институтов, которые логически связаны между собой.
Сервисное право как наука составляет часть российской юридической науки. Ее место в системе правовых наук определяется особенностями сервисного права как комплексной отрасли права.
15
| |