Чепурной И.П. Защита прав потребителей. Виды и способы обмана покупателя.- Ростов-на-Дону, 2003.- 416 cтр.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3 История обманов покупателей при продаже продовольственных товаров 8 Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБМАНЕ, ПОДДЕЛКАХ И ПОДЛИННОСТИ ТОВАРОВ 15 Глава 2. ВИДЫ И СПОСОБЫ ОБМАНА ПОКУПАТЕЛЯ И МЕТОДЫ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ 35 Последствия обмана покупателя 55 Глава 3. ВИДЫ И СПОСОБЫ ОБМАНА ПОКУПАТЕЛЯ ПРИ ПРОДАЖЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ 59 ЗЕРНОМУЧНЫЕ ТОВАРЫ Хлеб и хлебобулочные изделия 60 Макаронные изделия 69 Крупа 76 Мука 83 Зерно 91 КОНДИТЕРСКИЕ ТОВАРЫ 96 Мучные кондитерские изделия 97 Сахаристые кондитерские изделия 105 Сахар и сахарозаменители 113 Пчелиный мед 118 Фруктово-ягодные кондитерские изделия 128 Жиросодержащие кондитерские изделия 137 Крахмал и крахмалопродукты 143 ПЛОДЫ, ОВОЩИ И ПРОДУКТЫ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ Плоды 148 Овощи 156 Продукты переработки плодов и овощей 163 ВКУСОВЫЕ ТОВАРЫ 171 Чай 172 Кофе 184 Пряности и приправы 195 Безалкогольные напитки 202 Слабоалкогольные напитки 213 Алкогольные напитки 220 МОЛОЧНЫЕ ТОВАРЫ Молоко и молочные продукты 238 Кисломолочные продукты 249 Масло коровье 260 Сыры 271 МЯСО И МЯСНЫЕ ТОВАРЫ Мясо 278 Колбасные изделия 309 Мясные консервы 322 Мясные полуфабрикаты 332 РЫБНЫЕ ТОВАРЫ Рыба 339 Соленые, вяленые, сушеные и копченые рыбные товары 346 Рыбные консервы 353 Икорные товары 361 ПИЩЕВЫЕ ЖИРЫ Растительные масла 369 Маргарин 376 Майонез 382 Кулинарные жиры 388 ПИЩЕВЫЕ КОНЦЕНТРАТЫ 394 ЯЙЦО И ЯИЧНЫЕ ТОВАРЫ 402 Список литературы
Введение
Потребности покупателей в различных товарах и услугах обеспечивают торговые предприятия, производители и исполнители работ и услуг. Однако формирование рыночных отношений в России, наряду с положительным моментом - насыщением рынка разнообразными товарами и услугами, приводит к проявлению и негативных явлений - обмана, обвеса, обсчета, продажи некачественной и фальсифицированной продукции.
Поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка и защита от этих негативных явлений. Государство отстаивает права потребителей, заставляя продавцов, предпринимателей и производителей предлагать покупателю только качественную продукцию. Эти права потребителя закреплены в различных законодательных актах - Конституции Российской Федерации, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном, Гражданском кодексах Российской Федерации, Законах РФ "О защите прав потребителей", от 7 февраля 1992 года, "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 2 января 2000 года и других актах.
В то же время принятие этих законодательных актов зачастую не уменьшает обман покупателей на рынках Российской Федерации. Поскольку к каждому продавцу не поставишь по контролеру, то осуществляемые проверки со стороны фискальных органов не могут пока приостановить этот поток обмана потребителей.
3
"Не обманешь - не продашь!" - этот неписаный лозунг, господствующий на наших рынках среди продавцов, заставляет покупателя всегда быть начеку, чтобы его в очередной раз не "надули". А поскольку мысль человеческая не контролируема, то продавцы, имея дело с "живыми" деньгами, стремятся как можно больше их заработать, придумывая все новые и новые способы обмана покупателя.
Кроме того, производители мелких, да и не только мелких, предприятий, также стараясь быстрее заработать побольше "живых" денег, сами пытаются выйти на рынки России в качестве продавцов со своим не очень качественным товаром.
У читателя сразу же возникает вопрос: обман покупателя широко практикуется только в нашей стране или он закономерен для рыночных отношений? И он сразу же может получить готовый ответ, покупая те же товары у китайских, вьетнамских или турецких продавцов. Обман покупателя - это общая тенденция на любом рынке земного шара. Только этот обман может быть представлен в красивой упаковке или наспех всунутом вам завернутом товаре. Он может быть представлен в цивилизованном виде - когда вам продают куриные яйца в современном супермаркете с таким содержанием антибиотиков, что они никогда не портятся, или такие же апельсины, лимоны, яблоки, виноград и пр., бессовестно навязывают испорченный товар, доказывая, что так и должно быть.
Таким образом, мы можем констатировать, что обман покупателя - это обычное явление при рыночных условиях, которое существует с доисторических времен и будет существовать еще достаточно долго. Поэтому покупателю необходимы знания по всем применяемым способам его обмана и умения их распознавать.
В то же время в России создана многоуровневая система защиты прав потребителей от различных фальсификаторов и обманщиков. Эта система включает следующие органы контроля: Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета РФ по торговле (Госторгинспекция);
4 добровольные общества защиты прав потребителя, создаваемые при местной администрации; управления и отделы по качеству при краевых, областных правительствах и министерствах; торгово-промышленная палата и ее региональные органы.
Правами по контролю качества и выявлению фальсификации наделены органы внутренних дел, налоговая инспекция, управление по борьбе с экономическими преступлениями и т.д.
Большое количество контролирующих органов в этой области указывает, что данная проблема существует. Однако все эти контролирующие органы являются фискальными и они не информируют потребителя обо всех известных случаях обмана покупателя.
Поэтому в представленном учебном пособии будут описаны все существующие способы обмана и показаны приемы по их выявлению, известные автору. Ведь обидно до слез бывает покупателю, когда ему взвешивают рыбу весом в 2 кг в бесплатный пакет, а дома оказывается, что большую часть оплаченной покупки составляла вода, а рыбы-то всего оказалось около 1,5 кг.
Формирование в России рыночных условий, их дальнейшее развитие и совершенствование порождает у покупателя товара свои специфические требования. Поскольку покупатель ограничен в доступе к получению достоверной информации обо всех видах и способах его обмана, то при формировании рыночных отношений в проигрыше до сего времени остается он сам. Единственный способ защиты у покупателя - это возможность выбрать из большого многообразия наиболее лучший и оптимальный вид товара и услуги.
Конкурирующие между собой фирмы, стараясь как можно полнее удовлетворить те или иные потребности потребителя и изъять у него за предоставляемые товары и услуги больше денег, используют различные методы и способы воздействия на покупателя. Многие фирмы стремятся получить эти деньги честным путем за свой качественный товар, но на свободном рынке всегда имеются и другие производители, которые хотят обманным путем получить с покупателя деньги за свой некачественный или даже фальсифицированный продукт.
5
Особенно это характерно для российского рынка, где веками формировались условия для производства фальсифицирозанных товаров. В разных экономических условиях формирования товарно-денежных отношений в России по-разному относились и появлению на рынке фальсифицированных товаров.
Появление на российском рынке разнообразных товаров, о существовании которых ранее покупатель мог узнать только по телевидению или в поездках за рубеж, породило и новую, неизвестную ранее, проблему - идентифицировать тот или иной товар и правильно воспользоваться его потребительскими свойствами. Многие импортные товары и услуги ранее не были знакомы как покупателю, так и специалистам в области товароведения, поскольку они не производились отечественной промышленностью и, соответственно, на нее отсутствует нормативно-техническая документация, и возникает масса проблем с их идентификацией. Поэтому часто при покупке неизвестного товара покупатель считает, что его обманули из-за незнания правильного использования (употребления) изделия. Например, диетическая кока-кола предназначена только для больных сахарным диабетом. А употребление ее здоровым человеком из-за добавления искусственных подслащиваемых компонентов приведет к нарушению углеводного обмена и нарушению выделения желудочного сока. Поэтому, если вы употребили диетическую кока-колу и вам стало хуже, то это связано не с обманом продавца, подсунувшего вам некачественный продукт, а с вашим незнанием данного товара и неправильной информированностью.
Среди важнейших условий проявления в больших количествах обмана покупателя на российском рынке можно считать следующие: - национальная черта русского купца - лучше дольше поторговаться и продать подороже свой товар, чем снизить цену и за счет большего оборота получить такой же доход; - появление на рынке товаров не одного продавца (в лице государства), а множества продавцов, каждый из которых стремится завоевать определенную долю на свободных рынках России и получить определенные доходы от реализации своих товаров;
6 - свободный вход на российский рынок товаров любого как отечественного, так и зарубежного предпринимателя или производителя и их продавцов; - несогласованность деятельности органов государственного контроля и неинформированность потребителя о результатах их деятельности приводят к многочисленным фактам многократного обмана покупателей одним и тем же товаром, в том числе и за счет его фальсификации; - полное отсутствие действующих законов и нормативных документов, в которых бы устанавливалась непосредственно уголовная административная и уголовно-процессуальная ответственность как за обман, так и за фальсификацию товаров; - отсутствие информационного обеспечения потребителей о возможных способах обмана, подделок тех или иных товаров, что затрудняет компетентный выбор покупателем товаров, выявления им при этом разного рода обмана, фальсификаций с помощью надежных и доступных ему экспрессных методов.
В связи с актуальностью возникающих проблем по выявлению обмана покупателя, дефектности, идентификации и особенно по фальсификации товаров на российском рынке необходима разработка различных программ по обеспечению защиты потребителя и установления безопасности товаров. Несмотря на то, что в России принят закон 7 февраля 1992 года "О защите прав потребителя" и созданы в каждом регионе общества потребителей, фактически потребитель остался один на один в противостоянии с производителями, предпринимателями и продавцами разного уровня. Определенную помощь в этом противостоянии ему могут оказать только книги по защите им своих прав.
Поэтому возникает необходимость "вооружать" каждого потребителя необходимым объемом знаний по своевременному выявлению тех или иных способов обмана и подделок товаров. Особо пристальное внимание необходимо обращать на подделки пищевых продуктов, очень часто приводящих к смертельным
7
случаям или к формированию онкозаболеваний у потребителей.
В данном пособии рассматриваются как разнообразные средства и способы обмана покупателя продавцом и производителем, так и различные способы и методы их выявления. Несмотря на большое разнообразие средств и способов обмана покупателя, подделок товаров, учеными разработаны надежные методы и способы по их выявлению, и здесь определяющим является только информированность потребителя. При этом в данном пособии приводятся, как правило, несложные измерительные методы, не требующие высококвалифицированных специалистов и специальной аппаратуры, приборов. Это простые (экспрессные), доступные методы, способные помочь рядовому потребителю самому выявлять те или иные многочисленные способы обмана и подделки пищевых продуктов в домашних условиях.
У автора иногда спрашивают, не приведет ли публикация этого учебного пособия еще к большим видам и способам обмана и подделкам пищевых продуктов на российском рынке. Наоборот, продавцы и производители давно все эти уловки знают и широко ими пользуются, но держат в секрете от потребителей. Научить потребителя распознавать те или иные способы обмана, подделок и фальсификаций, дать им необходимые знания о потребительских свойствах тех или иных продуктов - вот главная цель этого учебного пособия.
8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Белецкая Н.М., Удалова Л.П., Пашенцева Л.П. Товароведение и экспертиза зерномучных товаров. - Белгород: Кооперативное образование, 2001. - 82 с. Мари Н.Н. Мясоведение / Руководство к осмотру мяса для врачей и студентов. - М.: Новая деревня, 1929. - 495 с. Николаева М.А., Лычников Д.С., Неверов А.Н. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов. - М.: Экономика, 1996. - 108 с. Нечаев А.П., Кочеткова А.А., Нестерова И.Н. Майонезы. - С.-Пб: ГИОРД, 2000. - 83 с. Парамонова Т.Н. Экспресс-методы оценки качества продовольственных товаров. - М.: Экономика, 1988. - 111 с. Пономарева В.Е. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов: Сборник ситуационных задач. - Белгород: Изд-во БУПК, 2000. - 42 с. Пехтерева Н.Т. Экспертиза алкогольных напитков. - Белгород: Кооперативное образование, 2000. - 127 с. Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья. - С.-Пб, 1999. - 180 с. Руководство по методам анализа качества и безопасности пищевых продуктов // Под ред. И.М. Скурихина, В.А. Тутельяна. - М.: Брандес, Медицина, 1998. - 342 с.
408
Справочник товароведа продовольственных товаров. Т. 1- 2. - М.: Экономика, 1986, 1987 Хлебников В.И. Технология товаров (продовольственных). - М.: Издательский дом "Дашков и К°", 2000. - 427 с. Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. - М.: Издательский дом "Дашков и К°", 2002. - 460 с. Чепурной И.П. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров. - М.: Маркетинг, 2002. - 405 с. Чепурной И.П. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров. - М.: Маркетинг, 2002. - 425 с. Чепурной И.П. Конкурентоспособность продовольственных товаров. - М.: Маркетинг, 2002. - 120 с. Чепурной И.П. Экспертиза качества меда. - М.: Издательский дом "Дашков и К°", 2002. - 112 с. Чепурной И.П. Питание и здоровье. - Ставрополь: Кавказский край, 1999. - 276 с.
409
| |