Юридические исследования - Товароведение потребительских товаров. М.А. Николаева -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: Товароведение потребительских товаров. М.А. Николаева


    В учебнике раскрываются основные понятия в области това роведения, объекты и субъекты товарной деятельности, методы, применяемые в товароведении; даются подробные основополагаю щие товарные характеристики: ассортиментная, качественная и количественная; рассматриваются факторы, обеспечивающие фор мирование и сохранение качества и количества товаров, виды по терь и причины их вызывающие, а также мероприятия по предот вращению потерь. Особое внимание уделено средствам информации о товаре: товарно-сопроводительным документам и маркиров ке, в том числе информационным знакам.


    ТОВАРОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

    УЧЕБНИК

    М. А. НИКОЛАЕВА

    ТОВАРОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

    Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению “Коммерция” и специальности “Товароведение и экспертиза товаров”

    Рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации

    Москва, 2000

    ББК 65.9(2)421.5 Н63

    Сведения об авторе:

    Мария Андреевна Николаева – доктор технических наук, профессор, действительный член Международной академии ин форматизации, член Российской народной академии, директор Отраслевого центра повышения квалификации работников торговли Министерства внешнеэкономических связей и торговли. Более тридцати лет преподает в высших учебных заведениях основы то вароведения, товароведение плодоовощных и вкусовых товаров, ме тодику преподавания и т. д. Имеет около трехсот научных и мето дических публикаций.

    Николаева М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для вузов.– М.: Издательство НОРМА, 2000. – 283 с.

    Н 63

    ISBN 5-89123-169-7

    В учебнике раскрываются основные понятия в области това роведения, объекты и субъекты товарной деятельности, методы, применяемые в товароведении; даются подробные основополагаю щие товарные характеристики: ассортиментная, качественная и количественная; рассматриваются факторы, обеспечивающие фор мирование и сохранение качества и количества товаров, виды по терь и причины их вызывающие, а также мероприятия по предот вращению потерь. Особое внимание уделено средствам информации о товаре: товарно-сопроводительным документам и маркиров ке, в том числе информационным знакам.

    Для студентов, обучающихся по специальностям и направ лению “Коммерция” и специальности “Товароведение и эксперти за товаров”, а также для слушателей системы повышения квали фикации работников торговли. Книга может быть полезна и всем практическим работникам, чья деятельность связана с товарове дением и экспертизой товаров.

    ISBN 5-89123-169-7 © М. А. Николаева, 1997

    © Издательство НОРМА, 1997



    Введение
    Предмет, цели и задачи товароведения
    Принципы товароведения
    История и направления развития товароведения
    Состояние потребительского рынка
    Глава 1. Объекты и субъекты товароведной деятельности
    Объекты товароведной деятельности
    Субъекты товароведной деятельности
    Глава 2. Методы товароведения
    Методы научного познания
    Классификация как метод товароведения
    Кодирование товаров
    Товароведная классификация товаров
    Глава 3. Ассортимент товаров
    Основные понятия
    Классификация ассортимента товаров
    Свойства и показатели ассортимента
    Управление ассортиментом
    Глава 4. Качество товаров
    Основные понятия
    Свойства и показатели качества
    Номенклатура потребительских свойств и показателей
    Оценка качества
    Градации качества
    Дефекты товаров
    Глава 5. Количественная характеристика товаров
    Основные понятия
    Физические свойства товаров
    Специфические физические свойства товарных партий
    Специфические физические свойства единичных экземпляров товаров
    Глава 6. Технологический цикл товаров
    Стадии технологического цикла
    Контроль качества и количества товарных партий
    Идентификация и прослеживаемость товаров
    Глава 7. Обеспечение качества и количества товаров
    Формирующие факторы
    Сохраняющие факторы
    Упаковка товаров
    Хранение товаров
    Условия хранения товаров
    Методы хранения товаров
    Сроки годности и эксплуатации товаров
    Товарная обработка
    Реализация товаров
    Послепродажное обслуживание
    Потребление
    Товарные потери
    Количественные (нормируемые) потери
    Качественные (актируемые) потери
    Порядок списания количественных и качественных потерь
    Меры по предупреждению и снижению потерь
    Глава 8. Средства товарной информации
    Виды и формы товарной информации
    Требования к товарной информации
    Средства товарной информации
    Маркировка
    Структура маркировки
    Информационные знаки (Часть 1)
    Информационные знаки (Часть 2)
    Информационные знаки (Часть 3)
    Технические документы
    Литература


    Введение
    Предмет, цели и задачи товароведения

    Любая наука и учебная дисциплина начинаются с оп ределения основных понятий, применяемых в ней. В дан ном курсе такими понятиями являются продукция, товар и товароведение. В последующих разделах теоретического курса, а также частных разделах товароведения продо вольственных и непродовольственных товаров рассматриваются и другие основные понятия, термины и их опреде ления. Однако вначале необходимо рассмотреть именно указанные основные термины.

    Продукция – материальный или нематериальный ре зультат деятельности, предназначенный для удовлетворе ния реальных или потенциальных потребностей.

    Следовательно, продукции присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во- вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (долж на быть кому-то нужна). При этом деятельность по изго товлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человеческая деятельность, но и жизнедея тельность биологических объектов.

    Такое понимание позволяет отнести к продукции не толь ко хлеб, консервы, ткани, одежду и другие готовые изделия или полуфабрикаты, сырье и комплектующие изделия, но и продукцию природного происхождения, которая является результатом жизнедеятельности биообъектов и труда чело века по их сбору, вылову, охоте, добыче и т. п. Так, к продукции относятся дикорастущие плоды, овощи, грибы, мясо диких животных, речная и океаническая рыба.

    Продукция становится товаром, когда она является объ ектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Вы ращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, – про дукция, а не товар, и только на рынке они превращаются в товар.

    Товар – материальная продукция, предназначенная для купли-продажи.

    Таким образом, товар выступает как один из основных объектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллектуального труда, которые являются нематериаль ной продукцией.

    Товар – сложное понятие и не менее сложный мате риальный объект, обладающий определенными потреби тельскими свойствами. Поэтому он составляет объект осо бой науки и учебной дисциплины – товароведения. Суще ствует множество определений термина “товароведение”.

    Одно из первых определений товароведения дано И.Ва виловым в “Справочном коммерческом словаре”: “Товаро ведение – наука, научающая иметь точные и полные све дения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хра нения” [6].

    В настольном энциклопедическом словаре, изданном в 1896 г., товароведение определяется как отрасль техноло гии, имеющая целью “точнее распознать употребление в технике сырых продуктов, определить их происхождение и указать наилучшее употребление”.

    Одно из наиболее точных определений предмета това роведения дано К. Марксом: “Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины – товароведения”. Это определение положено в основу многих последующих определений термина.

    В коммюнике Международной теоретической конферен ции преподавателей высшей школы по вопросам общего товароведения, состоявшейся в сентябре 1962 г. в Лейпци ге, зафиксировано следующее определение:

    “Товароведение представляет собой естественно-науч ную дисциплину, предметом которой является потреби тельная стоимость товаров”.

    Представляет интерес высказывание К. Паустовского: “Есть наука со скучным названием – товароведение. Книги по товароведению можно читать как увлекательную по весть о жизневедении”.

    Каждое из приведенных выше научных определений товароведения, несомненно обладая рядом достоинств, не отражает одной из важнейших его сторон, которую образ но отметил К. Паустовский: товароведение – наука о жиз неведении.

    Действительно, товары удовлетворяют разнообразные жизненные потребности человека, который использует мно гие из них на протяжении всей жизни, иногда даже не догадываясь о их замечательных свойствах. Например, ряд пищевых продуктов находит широкое применение в на родной и традиционной медицине для профилактики и ле чения различных заболеваний.

    Повседневное или частое потребление товаров создает неверное представление о том, что специалистам и потребителям знания о товаре нужны не более, чем на узко практическом и житейском уровне. Научные основы това роведения, базирующиеся на знании фундаментальных дис циплин – химии, физики, биологии, отрицаются. Однако это глубокое заблуждение, так как работа с товарами тре бует профессиональных, постоянно пополняемых теорети ческих знаний, что и составляет одну из основных задач товароведения.

    В связи с вышеизложенным считаем возможным пред ложить уточненное определение термина “товароведение”, так как определение его только через предмет – потреби тельные стоимости товаров – не раскрывает в полной мере сущность этой науки.

    Товароведение – наука об основополагающих характе ристиках товаров, определяющих их потребительные сто имости, и факторах обеспечения этих характеристик.

    Термин “товароведение” состоит из двух слов: “товар” и “ведение”. Последнее слово произошло от санскр. veda (“веды”), что означает “знание”, следовательно, в этом смыс ле товароведение – знания о товарах.

    Эти знания необходимы как технологам предприятий-изготовителей, товароведам промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций, экспертам, коммерсан там, экономистам, бухгалтерам, менеджерам, так и поку пателям. Последние получают знания о товаре с помощью средств информации (маркировки, рекламы, статей, книг и т. п.), поэтому очень важно, чтобы средства массовой ин формации в качестве основного источника использовали товароведные знания о товаре.

    Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров. Только потребительная стоимость де лает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если по требительная стоимость товара не отвечает реальным за просам потребителей, то он не будет востребован, а сле довательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.

    Цель товароведения – изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товаро движения.

    Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи:

    четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость;

    установление принципов и методов товароведения, обусловливающих его научные основы;

    систематизация множества товаров путем рациональ ного применения методов классификации и кодирования;

    изучение свойств и показателей ассортимента для ана лиза ассортиментной политики промышленной или торго вой организации;

    управление ассортиментом организации;

    определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;

    оценка качества товаров, в том числе новых отечест венных и импортных;

    выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализа ции некачественных товаров;

    определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;

    обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирую щих и регулирования сохраняющих факторов;

    установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;

    информационное обеспечение товародвижения от изго товителя до потребителя;

    товароведная характеристика конкретных товаров.

    Товароведение относится к основополагающим учебным дисциплинам при формировании профессиональной ком петентности товароведов, экспертов, коммерсантов и мар кетологов. Кроме того, основы товароведных знаний необ ходимы бухгалтерам, экономистам, менеджерам и техноло гам, так как учет, планирование товарных ресурсов, ана лиз финансово-хозяйственной деятельности, управление производством и другие виды профессиональной деятель ности должны осуществляться с учетом особенностей то варов, их основополагающих характеристик и возможных изменений при транспортировании, хранении и реализации.

    Межпредметные связи товароведения с другими учеб ными дисциплинами. Товароведение далеко не единствен ная учебная дисциплина, необходимая для профессиональ ной подготовки специалистов: экспертов, товароведов, ком мерсантов, маркетологов и др. Она связана с другими дис циплинами межпредметными связями: предшествующими, сопутствующими и последующими.

    Предшествующими связями товароведение соединено с рядом естественно-научных и математических дисциплин – физикой, химией, биологией, микробиологией, математи кой, а также с общепрофессиональной дисциплиной – ос новы стандартизации, метрологии и сертификации. Знания этих дисциплин необходимы для более глубокого понимания и оценки потребительских свойств товаров, их измене ний при производстве и хранении.

    Одновременно товароведение является базовой учебной дисциплиной для многих общепрофессиональных и специ альных дисциплин – организации и технологии коммер ческой деятельности, экономики, бухгалтерского учета, мар кетинга и др. Их объединяют последующие и сопутствую щие межпредметные связи.

    Разделы товароведения потребительских товаров. То вароведение потребительских товаров включает: общую часть, частное товароведение.

    Общая часть товароведения посвящена рассмотрению теоретических основ, которые являются основополагающи ми для частных разделов товароведения. В ней не приводятся товароведные характеристики конкретных групп то варов. Однако без знания теоретических основ сложно дать полную и объективную оценку основополагающих харак теристик любого товара.

    Частное товароведение анализирует состояние и пер спективы развития соответствующего сегмента рынка, клас сификацию товаров на ассортиментные группы и другие структурные элементы низших ступеней. В отдельных под разделах частного товароведения приводится обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ас сортиментных групп, видов и разновидностей товаров.

    Изложение этого материала целесообразно проводить по унифицированной схеме: понятие о товарной группе или виде товаров; краткая характеристика наиболее зна чимых для данного товара потребительских свойств (на значение, надежность и т. п.); частная классификация и ас сортимент; факторы, формирующие качество; оценка и гра дации качества; факторы, влияющие на сохраняемость, по тери при хранении и подготовке к реализации (если это имеет значение для конкретного товара); средства информации о товаре (маркировка).

    Приведенная схема не регламентирует строго указанный перечень составных элементов и последовательность их изложения. Она может быть изменена и дополнена с учетом особенностей характеристик конкретных товаров или их ассортиментных групп.

    Объектами изучения в частных разделах товароведе ния могут быть не только потребительские товары, но и товары промышленного назначения (сырье, средства производства), сельскохозяйственная продукция, фармацевти ческие товары и лекарственное сырье. В некоторых сель скохозяйственных и технологических вузах, колледжах и техникумах уже введено преподавание указанных частных разделов товароведения.

    Такой подход не случаен и диктуется теми социально- экономическими преобразованиями, которые происходят в стране. Переход к рынку требует иного отношения к запросам потребителя и к товару как средству их удовле творения. Поэтому уже недостаточно в технологических и сельскохозяйственных вузах изучать только технологию производства продукции. Необходимо досконально знать конечный результат этого производства – товарную про дукцию или товар, а также потребности в ней.


  • Планограмма http://plan-o-gram.ru предоставляет услуги мерчендайзинга в строительных магазинах.