Юридические исследования - К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КРИМИНОЛОГИИ: СТУДЕНЧЕСКИЙ ОПЫТ . В. Доброва, А. Инешин, -

На главную >>>

Криминология и виктимология: К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КРИМИНОЛОГИИ: СТУДЕНЧЕСКИЙ ОПЫТ . В. Доброва, А. Инешин,


    Известно, что преподавание криминологии в ВУЗах России ведется с 60-х г.г. Это не столь большой срок, однако он достаточен для накопления позитивного опыта.

     

    Наряду с такими традиционными формами преподавания, усвоения и контроля знаний, как лекция и семинар, преподавателями и студентами активно должны апробироваться и новые формы: коллоквиумы, эксперт – семинары, деловые игры, моделирование криминогенных ситуаций и т.д.

     

    Ниже будут воспроизведены краткие варианты сценариев, по которому были проведены эксперт – семинар на тему: «Влияние массовой культуры на несовершеннолетних» и смоделирован ряд криминогенных ситуаций на отдельно взятом объекте в декабре 2000г. силами студентов 1, 5 и 6 учебных групп четвертого (ныне пятого) курса дневного бюджетного отделения ЮИ ИГУ под руководством заведующего кафедрой уголовного права, преподавателя криминологии С.А. Шоткинова.

     

     


    Сибирский юридический вестник. 2001. № 3.

     

    НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ

     

     

     

    ©  2001 г.    В. Доброва, А. Инешин,

     

    А. Литвинов, К. Пучкова, С. Сотников 

     

     

    К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КРИМИНОЛОГИИ:

     

    СТУДЕНЧЕСКИЙ ОПЫТ

     

     


    Известно, что преподавание криминологии в ВУЗах России ведется с 60-х г.г. Это не столь большой срок, однако он достаточен для накопления позитивного опыта.

     

    Наряду с такими традиционными формами преподавания, усвоения и контроля знаний, как лекция и семинар, преподавателями и студентами активно должны апробироваться и новые формы: коллоквиумы, эксперт – семинары, деловые игры, моделирование криминогенных ситуаций и т.д.

     

    Ниже будут воспроизведены краткие варианты сценариев, по которому были проведены эксперт – семинар на тему: «Влияние массовой культуры на несовершеннолетних» и смоделирован ряд криминогенных ситуаций на отдельно взятом объекте в декабре 2000г. силами студентов 1, 5 и 6 учебных групп четвертого (ныне пятого) курса дневного бюджетного отделения ЮИ ИГУ под руководством заведующего кафедрой уголовного права, преподавателя криминологии С.А. Шоткинова.

     

    Данные сценарии, бесспорно, по мнению С.А. Шоткинова  могут быть использованы последующими поколениями студентов, изучающих курс «Криминология», в качестве отправной точки при разработке собственных вариантов деловых игр и т.д. Думается, что предлагаемый опыт был бы полезен и молодым преподавателям, причем не только в рамках курса «Криминология», но и других как уголовно-правовых, так и иных дисциплин.

     

     

    1. Сценарий эксперт – семинара (учебная группа 9415 2000-2001 уч. год).

     

    На эксперт-семинар по криминологии была вынесена тема: “Влияние массовой культуры на несовершеннолетних”. Докладчики раскрыли 9 направлений воздействия, выступающих в качестве криминогенных детерминант преступности несовершеннолетних.

     

    Вводная часть, изложенная С. Сотниковым, была посвящена особенностям восприятия информации несовершеннолетними. К таким особенностям относятся: отсутствие жизненного опыта; формирование своего поведения путем подражания более опытным товарищам; легкое подчинение более сильной воле; сильное влияние эмоций на поведение; низкая динамичность мышления; неустойчивость во взглядах; не сформировавшееся полностью правосознание. В силу данных качеств несовершеннолетний обостренно реагирует на влияние общества, и если последнее воздействует негативно, то вероятность того, что ребенок совершит преступление возрастает.

     

    Первое направление воздействия массовой культуры на личность раскрыл А. Волохов. Его доклад посвящен рок музыке, которая, по его мнению, играет существенную роль при формировании криминогенной мотивации и антиобщественной направленности личности. На определенном этапе жизни подростка система его ценностных ориентаций, мотивация, потребности, убеждения становятся весьма зависимы от рок музыки. Здесь можно выделить две группы средств  влияния на сознание несовершеннолетнего:

     

    1)    Средства, воздействие которых опосредовано органами чувств человека: а) поведение исполнителя, б) само “музыкальное” произведение, в) идеология (сатанизм, некрофилизм), г) фанатизм.

     

    2)    Формализованные средства воздействия, которые материализованы в определенные вещи: а) стилистика, б) название групп, в) оформление альбомов, г) тексты песен, д) идеологическая литература, е) рок атрибутика, ж) видео и кино продукция.

     

    Согласно результатам опроса, проведенного среди учеников школ, 78% из них увлекаются отечественной и иностранной рок музыкой.  

     

    Эти средства играют не последнюю роль в микросреде личности, а она в свою очередь, вследствие деформации является первопричиной совершения подростком преступления.

     

    Второе направление воздействия массовой культуры – кино. Поток дешевых импортных фильмов развратил сознание целого поколения. К такому выводу пришел В. Вакальчук, продемонстрировав ряд эпизодов, показывающих убийства, жестокость, ужасы. Детское сознание склонно к подражанию, к сотворению кумира, если учесть, что в фильмах постоянно показывают киллеров, бои без правил, удачливых мошенников, то явно виден объект подражания. А если еще учесть, что ребенок сегодня проводит у телевизора гораздо больше времени чем, например, за книгой, то, оказывается, достаточно сложно переоценить влияние, которое оказывает кино на формирование мировоззрение личности несовершеннолетнего. Показательно, что среди 100 подростков, 54% любят смотреть порнографические и эротические фильмы. Увы, но негативное влияние современной кино продукции явно перевешивает её положительные эффекты.

     

    Третьим направлением является телевидение. А. Золотухин и В. Бабиков изложили следующее: некоторые телеканалы имеют явную антироссийскую направленность, например подход НТВ к освещению действий федеральных вооруженных сил в Чеченской республике; “мыльные оперы”, тянущиеся бесконечно, накладывают мощный отпечаток на сознание ребёнка, проводящего, в среднем , 4 часа перед экраном телевизора. Однако заметим, что из 100 несовершеннолетних, которые с удовольствием смотрят телевизор, 70 не смогли ответить какая передача им больше нравиться. Постепенно подросток уделяет слишком большое внимание телевизионным программам с безграмотными и нетактичными ведущими, а это не способствует его интеллектуальному и духовному развитию. Постоянная информация о взрывах, пожарах, землятресениях, убийствах, отключеньях электроэнергии – вот содержание информационных программ “Время”, “Вести”, “Сегоднячко”, “Однако”. Таким образом, телевидение выступает в качестве мощного разрушающего личность фактора, оно является одной из причин существования преступности, во всяком случае, важнейшим условием, формирующим преступность вообще и несовершеннолетних в частности.

     

    Четвертым направлением воздействия масс культуры является радио. О. Абраменко  считает, что этот вид СМИ менее опасен для сознания человека, но нельзя его недооценивать. Например, различные высказывания господина Фоменко на “Русском радио” систематически повторяются, откладываются в сознании подростка  («Не ту страну назвали Гондурасом»). Сами музыкальные композиции оставляют желать лучшего. Наконец, радио постоянно играет в тренажерных залах, маршрутных такси и так далее, а несовершеннолетние, постоянно слушающие его, не черпают оттуда полезной для их развития информации, а фразу “Спорить с тренером по борьбе может только тренер по стрельбе” знают почти все. Таким образом, радио все-таки является криминогенной детерминантой.

     

    В. Кузнецов  и С. Сотников  затронули пятое негативное социальное явление, поистине страшное для детей и подростков - криминальную субкультуру. “Паханы”, “авторитеты”, “положенцы”, “братва”, ведут активную работу среди подростков с целью воспитания себе смены. Татуировки, золотые цепи, жаргон, разборки, “правилка”, “стрелки”, увы, зачастую оказывают магическое воздействие на ребенка. Видя дома нищету, затюканных жизнью родителей, подросток решает, что ему такого же унылого существования не надо. Преступность всеядна, она подбирает всех и даже тех людей, у которых коэффициент умственного развития крайне низок – сгодятся на должность “быков”. Нередки случаи, когда махровые бандиты признавались, что в юности их привлекла красивая и легкая жизнь. Парадоксально, но деятели “искусства” и политики помогают бандитам развращать молодежь. Только в области музыки в РФ широко распространены альбомы 382 групп, исполняющих блатные песни. На самом  деле таких групп гораздо больше. 68 % школьников от 14 до 16 лет предпочитают такую музыку все остальной. Можно сделать весьма неутешительный вывод: криминальная субкультура является условием, формирующим преступную активность несовершеннолетних и одновременно одной из причин само воспроизводства преступности.

     

    Шестым направлением, рассмотренным Е. Курбатовым, стало влияние прессы на преступность несовершеннолетних. В   обществе весьма распространено мнение о том, что пресса не имеет важного влияния на формирование личности подростка, ввиду того что большая часть подростков не проявляет интереса к чтению. Действительно, пресса оказывает меньшее воздействие на данную категорию лиц, в сравнении с иными средствами массовой информации. Поведенные локальные опросы позволяют выявить лишь мнимое отсутствие интереса к прессе. Среди 100 опрошенных примерно около 30% респондентов проявляют периодический интерес к  прессе. Этим подтверждается наличие такого фактора влияния, как пресса.

     

    Несмотря на отличия в развитии возрастных групп, в их поведении налицо сходство интересов  к отдельным изданиям. Новости, политика привлекают малое число несовершеннолетних. Чем же им увлечься? Фактически нет изданий для подростков. Исключением является, например, журнал “Ровесник”. И даже такие издания часто содержат материалы, отрицательно влияющие на формирование несовершеннолетнего. Многие подростковые в прошлом издания ныне сориентированы на взрослое население (“Комсомольская правда”, “Московский комсомолец”). Из 100 % подростков 72 % не читают никакой художественной литературы, но с удовольствием покупают газеты и журналы непристойного содержания. Учитывая вышеизложенное, докладчик приходит к выводу, что пресса является условием, сопутствующим формированию личности несовершеннолетнего преступника.

     

    Спорт по большей части несет положительный заряд, полагает В. Смирнов. Исследовав седьмое   явление  мировой  жизни спорт, он  приходит к выводу, что существуют определенные “недостатки на местах”, которые способствуют развитию антисоциальной направленности личности  несовершеннолетнего. Можно указать несколько уровней спорта: дворовый спорт, городской, на уровне государства и мировой, все они со строгой последовательностью оказывают влияние друг на друга. К наиболее криминогенным видам спорта были отнесены следующие:

     

    1. Бокс, единоборства, бодибилдинг, тяжелая атлетика, пауэрлифтинг и т. п. Единоборства, особенно восточные -  это в первую очередь философия, а уже потом битва. В России же для большинства – это верный единственный способ выместить свою злобу и агрессию. Кроме того, что не все становятся серьезными спортсменами. Те, кто не попадает в их ряды, скорее всего, пополнят когорту боевиков различных преступных группировок.

     

    2.Хоккей. Это мировой вид спорта в последнее время приобретает силовой характер.  Теперь особую ценность представляют игроки с внушительными габаритами и большими кулаками, которые регулярно пускают их в ход. Именно потребность в таких качествах заставляет многих молодых людей развивать эти стороны.

     

    3.Виды спорта, связанные с огнестрельным оружием. Один лишь тезис о том, что “люди, умеющие хорошо и метко стрелять, всегда востребованы” пресекает все дискуссии о криминогенности данного вида спорта.

     

     Не менее важное значение, чем сам  спорт, имеют так называемые   “околоспортивные” явления. Это такие как: вежливость спортсменов, являясь примером, они должны следить за своим поведением; фанатизм, особенно экстремальный; тотализаторы и  допинг.

     

    Основываясь на сведениях приведенных П. Дерибизовым, можно отметить, что не менее важным в формировании личности несовершеннолетнего является неформальная группа. С раннего детства у ребенка возникает потребность к общению. От реализации этой потребности зависит  психологическое состояние и последующая социализация подростка. Недостаточное внимание, уделяемое воспитанию несовершеннолетнего в семье и в школе, приводит к отторжению подростка из его социальной среды и к образованию так называемых “аутсайдерских” групп. Дальнейшее поведение в группе может быть обусловлено следующими факторами: политикой лидера группы, способами реализации потребностей группы, реакцией государства на действия ее членов и т. п. Группа переносит свою содержательную сущность на каждого из подростков, тем самым становится катализатором девиантного поведения последних.

     

    А. Шульгина склоняясь к формулировке данной Гибсоном, утверждает: “ Увидеть, значит, извлечь информацию”. Более всего это можно отнести к изобразительному искусству, девятому рассмотренному направлению. Восприятие во многом зависит от самого субъекта, в данном случае от несовершеннолетнего лица.  Каждый как видит, так и воспринимает. Имеют место ассоциации или так называемое ассоциативное восприятие. Выделяют объективный момент, к нему относят содержание и цвет. Негативное или положительное влияние в изобразительном искусстве зависят всегда от субъективного момента, т. е. опыта, уровня сознания и мышления. Опыт формируется с возрастом, следовательно, у несовершеннолетних он чрезвычайно мал, сознание и мышление зависят от уровня образования, умственных способностей несовершеннолетнего. Посредством изобразительного искусства можно оказывать влияние на формирование сознания подростка. Как с помощью всех четырех факторов вместе, так и каждого в отдельности.      

     

    Как видно из приведенного выше материала, негативное влияние массовой культуры на общество в целом и несовершеннолетних в частности действительно существует. Но просто констатировать этот факт недостаточно, необходимо разрабатывать и принимать профилактические меры, позволяющие если не ликвидировать, то хотя бы  максимально уменьшить такое влияние.

     

    В заключении А. Литвиновым был предложен свой вариант решения этого вопроса. Профилактика здесь должна заключаться в уменьшении негативного влияния массовой культуры и увеличении того позитивного, что в ней существует. Таким образом, массовую культуру нужно ограничивать (иными словами, необходима цензура). Вообще цензура существует и сейчас, но каждая редакция ограничивает информацию в своих интересах– в итоге результат как в басне “однажды лебедь, рак и щука взялись с поклажей воз везти”. Задача заключается в том, чтобы в основе этой цензуры лежал единый  критерий, которому будут соответствовать все источники массовой культуры. Причем этот критерий должен отражать государственные и общественные интересы. По мнению Литвинова. А, на эту роль как нельзя, кстати, подходит национальная идея, та цель, к которой стремится государство и общество (сам термин “ национальная идея” не принципиален – его можно заменить любым другим, суть от этого не изменится). Встает вопрос – как эту идею создать? Ответ прост – создать её можно, но не нужно, нельзя забывать, что искусственно созданная она будет рано или поздно отторгнута обществом (т.к. ему чуждо все искусственное). Эту идею государство должно найти в обществе и трансформировать её с учетом своих интересов. В этом виде национальная идея будет выступать своеобразным ориентиром при ограничении массовой культуры и направит это ограничение в единое русло, а, следовательно, будет достигнут максимально положительный эффект.

     

     

    2. Сценарий деловой игры – моделирование криминогенных ситуаций на отдельно взятом объекте.

     

    28 декабря 2000 года студентами группы 9411 и 9416 была организована и проведена деловая игра по криминологическому моделированию. Подготовка к игре проходила на протяжении одного месяца, были задействованы все студенты вышеназванных групп, что свидетельствует об огромном интересе к такой форме выражения знаний.

     

    Тематика деловой игры представляла собой изучение профилактики преступности на конкретно взятом объекте.

     

    Основная цель деловой игры: применение теоретических знаний и практических навыков, полученных в ходе изучения курса криминологии для решения конкретной практической задачи.

     

    Объектом криминологического исследования стал Центральный рынок г. Иркутска и модели конкретных криминогенных ситуаций.

     

    В ходе проведения деловой игры были поставлены следующие задачи:

     

    1)    воссоздание возможных вариантов криминогенных ситуаций, способных возникнуть на исследуемом объекте;

     

    2)    воссоздание моделей совершаемых преступлений;

     

    3)    выявление условий, формирующих причины индивидуального преступного поведения и условий, ему способствующих;

     

    4)    воссоздание личностей лиц, совершающих преступные деяния, их характеристика и типология;

     

    5)    меры профилактики, которые возможно использовать на исследуемом объекте.

     

    Участники игры выбрали в качестве объекта Центральный рынок  в связи с тем, что он является наиболее интересным с точки зрения криминологической характеристики   отдельных видов преступности, а также с точки зрения применения профилактических мер.

     

    Разработка сценария деловой игры началась с анализа конкретных составов преступлений из числа тех, которые совершаются на Центральном рынке. Это мошенничества, обман потребителей, взяточничество работников милиции, сбыт краденого, торговля наркотиками, вымогательства. Именно данные виды преступности были «проиграны» студентами.

     

    Интересным является тот факт, что на каждого участника были составлены характеристики, которые озвучил «голос за кадром» перед выходом данного участника. Характеристики содержали фамилию, имя , отчество, возраст, наличие места жительства, места работы, образования, судимости, семейное положение, склонности, черты характера. Таким образом каждое действующее лицо наделялось конкретным социальным, биологическим, психологическим статусом и, что было весьма целесообразным, в каждой характеристике нашла выражение типология личности преступника по двум основным критериям: по направленности мотивации и по глубине и стойкости мотивации.

     

    Приступая к анализу конкретных криминогенных ситуаций, хотелось бы отметить, что все они состояли в тесной взаимосвязи и в то же время последовательно сменяли друг друга. Начало игры ознаменовала фонограмма «голоса за кадром», сообщающего, что сегодня обычный день – понедельник и Центральный рынок начинает свою работу.

     

    В ходе игры были воссозданы следующие криминологические ситуации:

     

     

    I.  «БОМЖ».

     

    Криминологическая характеристика:

     

    Беспутная Василиса Ивановна, 33 года, замужем, детей нет, постоянного места жительства и места работы не имеет, образование – 7  классов общеобразовательной школы. Ранее судима за хулиганство и грабеж, состояла на учете  в психоневрологическом и наркологическом  диспансере как хронический алкоголик. Неоднократно привлекалась к административной ответственности за появление в нетрезвом состоянии в общественных местах. Подтип ситуативно-криминогенный,               корыстно-насильственный.

     

    Описание ситуации:

     

    Данное лицо характеризуется устойчивым девиантным поведением, выражающимся в бесконтрольном распитии спиртного, бродяжничестве и попрошайничестве, мелких кражах. Данная ситуация отличается наличием заболевания – хронического алкоголизма и отсутствием социального контроля со стороны органов ВД и соответствующих медицинских учреждений за поведением данного  лица, а также отсутствием условий для его социальной реабилитации. Все это способствует формированию у данного лица антиобщественной направленности и криминогенной мотивации, что может послужить толчком для перехода от девиантного поведения к преступному.

     

    Возможные меры профилактики:

     

    1)    усиление работы ППС и МНД в районе Центрального рынка (ЦР) по выявлению и учету подобных лиц с целью предупреждения возможностей совершения ими административных проступков и преступлений;

     

    2)    выявление совместными усилиями ОВД и медицинских учреждений категорий лиц, нуждающихся в принудительном лечении, отправка их на излечение.

     

     

    II. «МИЛИЦИЯ».

     

    Криминологическая характеристика:

     

    1.     Налапов Андрей Сергеевич, старший сержант ППС, женат, двое детей, образование средне - специальное, окончил ПТУ № 2, по специальности – мастер по ремонту радиоаппаратуры. В ОВД с 1997 года после службы в ВС РФ. Склонен к злоупотреблению алкоголем. Имеет взыскания на службе. Подтип ситуационный, корыстный.

     

    2.     Вышибалов Дмитрий Юрьевич, младший сержант ППС, 24 года, не женат. Образование 8 классов, специальности не имеет. В ОВД с ноября 2000 года в качестве альтернативы военной службе. Характер агрессивный, неуравновешенный.

     

    Описание ситуации:

     

    Поведение рассматриваемых лиц в большей степени обусловлено не условиями рассматриваемого объекта – ЦР, а условиями, которые присущи социально – экономической обстановке в стране в целом. Плохая материальная обеспеченность и низкие морально – этические качества сотрудников ОВД служат предпосылками для таких преступлений как дача и получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, вымогательство и др. Низкий профессиональный уровень сотрудников ОВД служит причиной существенных нарушений норм уголовно-процессуального закона. Все это усугубляется отсутствием надлежащего ведомственного контроля со стороны  вышестоящих органов и должностных лиц ОВД и соответствующего надзора со стороны прокуратуры. Низкий уровень общей правовой культуры населения способствует тому, что большая часть должностной преступности остается латентной.

     

    Проведение профилактических  мероприятий можно свести к следующим мерам:

     

    1)    усиление работы с личным составом сотрудников РОВД, проверка профпригодности и морально-этических качеств, жесткий отбор при приеме новых сотрудников;

     

    2)    проведение специальных проверок рядовых сотрудников РОВД с целью проверки эффективности их работы и вскрытие фактов злоупотреблений своими полномочиями, совершения противоправных действий;

     

    3)    Проведение разъяснительной работы (права и обязанности, порядок обращения с жалобами и заявлениями и т.п.) с целью повышения общего уровня правовой культуры среди лиц, осуществляющих трудовую и предпринимательскую деятельность на ЦР.

     

     

    III. «МОШЕННИКИ».

     

    Криминологическая характеристика:

     

    1.     Ловчин Максим Леонидович, кличка – «Мессир», 30 лет, не женат, специализируется на мошенничестве. Стаж работы в этой области – 9 лет. Образование высшее незаконченное. Хитер. Изворотлив. Судимостей не имеет. Подтип последовательно – криминогенный, корыстный.

     

    2.     Хваткин Михаил Юрьевич (Мишаня),19 лет, не женат, образование общее. Подвержен глубокому воздействию криминальной субкультуры. Подтип ситуативный, корыстный.

     

    Описание ситуации:

     

    Рассматриваемый объект создает наиболее благоприятные условия для осуществления различных форм и способов мошенничества («лохотрон», «наперстки», «кошелек» и др.). Недостаточное внимание, а точнее отсутствие всякого внимания к этой проблеме со стороны администрации ЦР и ОВД послужило причиной «открытой» работы мошенников. Кроме того, их деятельность может обеспечиваться прикрытием («крышей») как со стороны коррумпированных работников администрации ЦР и сотрудников ОВД. Но основными предпосылками для данной криминогенной ситуации служат сами граждане, которые в силу своей неосведомленности о формах и способах мошенничества становятся жертвами преступников.

     

    Предполагаемые профилактические меры:

     

    1.     сконцентрировать внимание ОВД на различных уличных лотереях, розыгрышах призов и т.п., проведение проверок и выявление фактов мошенничества и лиц, пострадавших от действия преступников.

     

    2.     администрации рынка совместно с ОДВ и СМИ проводить массовое оповещение граждан о возможных формах и способах мошенничества.

     

     

    IV. «МАФИЯ».

     

    Криминологическая характеристика:

     

    1. Мон Шер, 39 лет, рецидивист, образование неоконченное высшее, не женат, в криминальной среде пользуется определенным авторитетом. Жадный, властный, жестокий, беспринципный, проповедует криминальную субкультуру. Подтип последовательно – криминогенный, корыстно-насильственный.

     

    2. Гнус, 30 лет, не женат, рецидивист, жесток, дерзок, беспринципен. Образование– начатое общее. Ранее судим за кражи и разбойное нападение. Подтип последовательно– криминогенный, насильственный.

     

    3. Слон, 26 лет, не женат, образование 6 классов общеобразовательной школы. Имеет судимость. Безвольный, подвержен постороннему влиянию. Склонен к совершению насильственных преступлений. Подтип: ситуативнориминогенный, насильственный.

     

    Описание ситуации:

     

    Характеристика деятельности организованной преступной группы (ОПГ) в рамках рассматриваемого объекта – ЦР является наиболее сложным элементом криминологического моделирования. Поэтому в ходе деловой игры были искусственно воссозданы лишь отдельные стороны преступной деятельности ОПГ и даны ролевые характеристики личностей отдельных преступников.

     

    В основе криминогенной ситуации лежит преступная деятельность ОПГ по вымогательству («рэкет») с лиц, занимающихся торговлей на ЦР. Данная ситуация становится возможной в силу следующих условий:

     

    - запугивание граждан путем угроз и реальной возможностью расправиться с неподчинившимися;

     

    - беззащитность граждан, их неверие в помощь со стороны правоохранительных органов, в силу их низкого авторитета среди населения.

     

    Кроме вымогательства присутствуют случаи «добровольных выплат» за обеспечение безопасности («крыши») от посягательств «неофициальных» и «официальных» структур. Таким образом, ОПГ как бы обеспечивает функцию «охраны правопорядка» в противовес правоохранительным органам.

     

    Профилактические меры в данном случае крайне затруднены, в силу глубокой криминогенной «зараженности» ситуации. Поэтому конкретные меры профилактики выделить очень сложно, можно лишь отметить основные направления (пути):

     

    §  повышение авторитета правоохранительных органов и доверия к ним со стороны населения, стимулирования обращения граждан в правоохранительные органы, а не криминальные структуры;

     

    §  повышение эффективности работы по защите жизни и здоровья, а также собственности граждан от посягательств ОПГ.

     

     

    V. «ЦЫГАНКИ».

     

    На ЦР ежедневно приходят две цыганки– Рада и Аза, они занимаются мошенничеством и торговлей наркотиками. Цыганки не имеют места работы, не замужние, без образования. У них есть четко отработанная схема обмана посетителей рынка под видом гадания и на этот раз Рада и Аза примечают наметанным глазом  богато одетую женщину с потерянным видом, используя гипноз цыганки похитили у женщины золотые украшения, деньги и норковую шапку. Потерпевшая, ничего не замечая, благодарит цыганок за гадание и уходит. Здесь необходимо отметить виктимологический фактор, играющий огромную роль – отсутствие бдительности у этой женщины и неоправданное доверие лицам цыганской национальности.

     

    После того, как цыганки путем мошенничества похитили деньги и золото, к ним подходит молодой парень с целью приобретения наркотического вещества – героина. Рада и Аза берут деньги и передают героин молодому человеку, но неожиданно появляются сотрудники милиции, задерживают наркомана и изымают у него наркотическое вещество. Данная ситуация наглядно иллюстрирует то, что милиция выявляет и задерживает лиц, употребляющих наркотические средства, а отнюдь не сбытчиков.

     

     

    VI. «ПРОДАВЦЫ».

     

    Тем временем торговля на рынке идет своим чередом. Покупателей много, ведь продукция представляемая на рынке всегда пользуется большим спросом. Продавцы – Романовская и Грошева изучили технику обвешивания, обсчитывания и иных способов обмана потребителей досконально. Очередная покупательница попросила взвесить ей один килограмм яблок и заподозрила, что ее обманули. Она направляется к контрольным весам, где убеждается в этом. Потерпевшая возвращается к продавцам и требует довесить ей яблок, угрожая обратиться в администрацию рынка. Романовская и Грошева пытаются мирно уладить конфликт и довешивают покупательнице яблоки. В возмущении обманутая женщина уходит.

     

     

    ВЫВОДЫ:

     

    Таким образом, в ходе деловой игры были достигнуты следующие результаты:

     

    1)    В ходе решения практических вопросов студенты групп 9411 и 9416 использовали теоретические знания и практические навыки, полученные ими в ходе изучения курса криминологии.

     

    2)     Деловая игра стимулировала интерес студентов к активному творческому поиску решений  поставленных задач в отношении профилактики преступности.

     

    3)     Были смоделированы наиболее типичные  криминогенные ситуации, которые могли возникнуть на таком объекте, как ЦР г. Иркутска.

     

    4)     Были показаны различные варианты  преступного поведения и воссозданы соответствующие личности преступников, их характеристика и типология.

     

    5)     Были предложены различные меры по профилактике преступности на исследуемом объекте в зависимости от сферы и субъекта применения профилактики.

     

     

     

     


  • На портале деревянно-алюминиевые окна контакты. Окна деревянные в московской области.