|
|
|
В переходный период, а тем более в условиях развитого рынка инструментом хозяйствования торгового предприятия выступает коммерция. Коммерция в сфере товарного обращения — это совокупность коммерческих операций и процессов, направленных на эффективную куплю-продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.
В условиях рынка торговые предприятия устанавливают принципиально новые отношения с партнерами, действуют свойственные рыночной экономике регуляторы, вырабатываются коммерческие принципы, направленные на целенаправленную куплю-продажу товаров. Руководитель-администратор обязан стать еще и руководителем-коммерсантом, владеть основами современного хозяйствования и коммерческого предпринимательства. Умелое и грамотное ведение коммерческой деятельности в сочетании с желанием служить своему делу становится основой труда коммерческих работников. Активность, предприимчивость, оправданный риск — непременные признаки коммерческих действий. |
|
|
|
Ф.П. ПОЛОВЦЕВА
КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧЕБНИК
Рекомендовано
Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебника
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальностям:
«Коммерция», «Маркетинг», «Товароведение
и экспертиза товаров», «Юриспруденция»
со специализацией «Коммерческое право»
и по направлению «Коммерция»
Москва ИНФРА-М
2003
УДК 330(075.8)-03.20
ББК 65.5я73
П49
Рецензенты: академик РНАН, д-р экон. наук, проф. В.Г. Бурмистров, проф., канд. экон. наук Е.В. Васькин.
Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2003. - 248 с. - (Серия «Высшее образование»).
ISBN 5-16-000174-3
В учебнике рассматриваются вопросы, связанные с организацией и развитием коммерческой деятельности торговых предприятий в условиях формирующихся рыночных отношений. Излагаются особенности потребительского рынка, методологические и организационные аспекты коммерции, материально-техническое и информационное обеспечение, технология управления, функционирование розничной, оптовой торговли и торгово-посреднических структур в новых условиях хозяйствования. Особое внимание уделяется результатам исследований, практическим рекомендациям и оценке коммерческой деятельности.
Для студентов и аспирантов высших учебных заведений коммерческого профиля, руководителей, специалистов торговых и коммерческих предприятий.
ББК 65.5я73
ISBN 5-16-000174-3
© Половцева Ф.П., 2000
Учебное издание
Половцева Фаина Петровна
Коммерческая деятельность
Учебник
Редактор В.Ю. Елгазина
Корректор М.В. Литвинова
Компьютерная верстка и графика Г.А. Волковой
Оформление серии Е.А. Доний
ЛР№ 070824 от 21 01 93 г.
Сдано в набор 16.01.2000. Подписано и печать 16.02.2000.
Формат 60х88/16 Бумага типографская № 2 Гарнитура «NewtonC»
Печать офсетная/ Усл. печ. л. 15,19. Уч. - изд. л. 15,78.
Доп. тираж 3000 экз. Заказ 701.
Цена свободная
Издательский Дом «ИНФРА-М»
I27214, Москва. Дмитровское ш., 107.
Тел. (095)485-71-77.
Факс: (095)485-53-18. Робофакс: (095)485 54-44.
[email protected] ru
http //www.infra-m. ru
Отпечатано в ООО
типографии «ПОЛИМАГ»
127247, Москва, Дмитровское шоссе, 107.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Глава 1. РЫНОК ТОВАРОВ КАК СФЕРА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Модель товарного рынка
1.2. Рынок товаров и потребитель
1.3. История развития коммерческого предпринимательства в России
1.4. Коммерция и предпринимательство в условиях рыночной экономики зарубежных стран
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Понятие методологии коммерческой деятельности
2.2. Сущность и содержание коммерческой деятельности
2.3. Факторы, влияющие на развитие коммерческой деятельности
2.4. Концепция коммерческой деятельности
2.5. Системный подход к коммерческой деятельности
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1. Торговые предприятия в новых условиях хозяйствования
3.2. Формы и отношения собственности в условиях рынка
3.3. Организационно-правовые формы функционирования торговых предприятий
3.4. Розничная и оптовая торговая сеть, ее структура и функции
Глава 4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ДЛЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
4.1. Материально-техническая база и техническая политика
4.2. Инвестиции как источник развития материально-технической базы
Глава 5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
5.1. Информация в управлении коммерческой деятельностью
5.2. Технические средства для сбора, обработки и выдачи информации
5.3. Автоматизированная технология обработки информации
5.4. Защита коммерческой информации
Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
6.1. Задачи и сущность управления коммерческой деятельностью
6.2. Принципы и методы управления коммерческой деятельностью торгового предприятия
6.3. Функции и структура управления оптовых и розничных торговых предприятий.
6.4. Управление и мотивация труда персонала
6.5. Личность коммерсанта-предпринимателя в современных условиях
Глава 7. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ТОВАРОВ
7.1. Содержание исследования рынка товаров
7.2. Изучение спроса потребителей и методы прогнозирования
7.3. Качество и потребительская оценка товаров на рынке
7.4. Ценообразующие факторы и формирование цены на товары
Глава 8. ЗАКУПКИ И ПОСТАВКИ ТОВАРОВ В ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
8.1. Товарообеспечение и коммерческие связи
8.2. Источники закупки товаров, коммерческие сделки и контрактные соглашения
8.3. Прямые закупки товаров у производителей
8.4. Управление товарными запасами
Глава 9. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
9.1. Особенности коммерческой деятельности в оптовой торговле
9.2. Кооперация в оптовой торговле
9.3. Товарно-ассортиментная политика и ее составляющие
9.4. Роль маркетинга в доведении товаров до потребителя
9.5. Организация оптовой продажи товаров
Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
10.1. Особенности коммерческой работы в розничном торговом предприятии
10.2. Формирование и сбалансированность товарного ассортимента
10.3. Управление развитием целевых рынков товаров
10.4. Организация розничной продажи и торгового обслуживания покупателей
10.5. Цели, задачи и содержание рекламы в организации коммерческой деятельности.
Глава 11. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИХ СТРУКТУРАХ
11.1. Формы торгово-посреднических структур
11.2. Развитие коммерчески-посреднической деятельности
11.3. Оптово-посреднические фирмы Федеральной контрактной системы Российской Федерации
11.4. Основные функции товарных бирж, торговых домов, ярмарок и аукционов
Глава 12. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
12.1. Предпосылки продвижения торговли к рынку.
12.2. Модели построения и ведения коммерческой деятельности в торговом предприятии
Глава 13. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Приложения
Список литературы
ПРЕДИСЛОВИЕ
В переходный период, а тем более в условиях развитого рынка инструментом хозяйствования торгового предприятия выступает коммерция. Коммерция в сфере товарного обращения — это совокупность коммерческих операций и процессов, направленных на эффективную куплю-продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.
В условиях рынка торговые предприятия устанавливают принципиально новые отношения с партнерами, действуют свойственные рыночной экономике регуляторы, вырабатываются коммерческие принципы, направленные на целенаправленную куплю-продажу товаров. Руководитель-администратор обязан стать еще и руководителем-коммерсантом, владеть основами современного хозяйствования и коммерческого предпринимательства. Умелое и грамотное ведение коммерческой деятельности в сочетании с желанием служить своему делу становится основой труда коммерческих работников. Активность, предприимчивость, оправданный риск — непременные признаки коммерческих действий.
Целями дисциплины «Коммерческая деятельность» являются изучение и практическое освоение студентами коммерческой деятельности предприятий в сфере товарного обращения. Для осуществления профессиональной деятельности коммерсант должен обладать экономическими, организационными и правовыми знаниями, что способствует повышению эффективности коммерческих процессов.
В связи с этим содержанием настоящей дисциплины являются:
- предмет - это коммерческая деятельность торговых предприятий, коммерческих организаций и предпринимателей-коммерсантов в обмене, распределении и потреблении товаров и услуг;
- методологические основы коммерческой деятельности, отражающие ее структуру, логическую организацию, методы и средства ведения коммерческого дела;
- субъекты и объекты коммерческих операций;
- роль материально-технической базы в обеспечении коммерческой деятельности торгового предприятия;
- информационное обеспечение коммерческой деятельности;
- организация управления коммерческой деятельностью и персоналом торгового предприятия;
- методические основы решения коммерческих задач;
- закупки и поставки товаров в торговое предприятие;
- организация коммерческой деятельности в оптовой и розничной торговле, торгово-посредническом звене;
- анализ и оценка коммерческой деятельности в торговом предприятии.
В результате освоения теоретических и практических основ коммерческой деятельности специалист по коммерции должен: понимать сущность коммерческой деятельности, как рыночной категории и ее роль в эффективном хозяйствовании предприятие; овладеть знаниями в области государственного регулирования предпринимательства и коммерции; уметь моделировать и применять компьютерные технологии в процессе коммерческой деятельности, знать принципы и способы организации управления коммерческой деятельностью, а также конъюнктуру потребительского рынка, владеть методами изучения рынка товаров; уметь определять требования потребителей к товару, соотношение его цены и качества; обладать знаниями, необходимыми для планирования и осуществления закупок и сбыта (продажи) товаров, уметь формировать ассортимент товаров в соответствии с покупательским спросом; иметь навыки в организации доставки товаров, их приемки и хранения, транспортно-экспедиционного обслуживания покупателей; обеспечивать контроль и оценку показателей коммерческой деятельности предприятия.
Изучение коммерческой деятельности позволит освоить основы рыночной системы хозяйствования, использовать принципы и приемы коммерции, раскрыть потенциальные возможности коммерческого дела в условиях рыночной конкуренции. Здесь будет полезным представленный опыт зарубежных стран по проблематике и регулированию коммерческой работы.
Учебник предназначен для студентов и аспирантов высших учебных заведений, обучающихся последующим направлениям и специальностям: коммерция, экономика и управление в торговых предприятиях, маркетинг, товароведение и экспертиза товаров.
Учебник подготовлен в соответствии с требованиями специальной дисциплины «Коммерческая деятельность» Государственного общеобразовательного стандарта по специальности 061400 — «Коммерция» в увязке с другими дисциплинами. В нем использован и обобщен опыт преподавания дисциплины по программам «Основы коммерческой деятельности», «Организация коммерческой деятельности» в Московском государственном университете коммерции.
| |
|