Юридические исследования - Коммерческая деятельность. Ф.П. Половцева -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: Коммерческая деятельность. Ф.П. Половцева


    В переходный период, а тем более в условиях развитого рынка инструментом хозяйствования торгового предприятия выступает коммерция. Коммерция в сфере товарного обращения — это совокупность коммерческих операций и процессов, направленных на эффективную куплю-продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.

    В условиях рынка торговые предприятия устанавливают принципиально новые отношения с партнерами, действуют свойственные рыночной экономике регуляторы, вырабатываются коммерческие принципы, направленные на целенаправленную куплю-продажу товаров. Руководитель-администратор обязан стать еще и руководителем-коммерсантом, владеть основами современного хозяйствования и коммерческого предпринимательства. Умелое и грамотное ведение коммерческой деятельности в сочетании с желанием служить своему делу становится основой труда коммерческих работников. Активность, предприимчивость, оправданный риск — непременные признаки коммерческих действий.


    Ф.П. ПОЛОВЦЕВА

     

     
    КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
     

    УЧЕБНИК

     

    Рекомендовано

    Министерством образования

     Российской Федерации в качестве учебника

    для студентов высших учебных заведений,

    обучающихся по специальностям:

    «Коммерция», «Маркетинг», «Товароведение

    и экспертиза товаров», «Юриспруденция»

     со специализацией «Коммерческое право»

     и по направлению «Коммерция»

     

     

    Москва ИНФРА-М

    2003


    УДК 330(075.8)-03.20

    ББК 65.5я73

    П49

    Рецензенты: академик РНАН, д-р экон. наук, проф. В.Г. Бурмистров, проф., канд. экон. наук Е.В. Васькин.

    Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2003. - 248 с. - (Серия «Высшее образование»).

    ISBN 5-16-000174-3

    В учебнике рассматриваются вопросы, связанные с организацией и развитием коммерческой деятельности торговых предприятий в условиях формирующихся рыночных отношений. Излагаются особенности потребительского рынка, методологические и организационные аспекты коммерции, материально-техническое и информационное обеспечение, технология управления, функционирование розничной, оптовой торговли и торгово-посреднических структур в новых условиях хозяйствования. Особое внимание уделяется результатам исследований, практическим рекомендациям и оценке коммерческой деятельности.

    Для студентов и аспирантов высших учебных заведений коммерческого профиля, руководителей, специалистов торговых и коммерческих предприятий.

    ББК 65.5я73

    ISBN 5-16-000174-3

    © Половцева Ф.П., 2000

    Учебное издание

    Половцева Фаина Петровна

    Коммерческая деятельность

    Учебник

    Редактор В.Ю. Елгазина

    Корректор М.В. Литвинова

    Компьютерная верстка и графика Г.А. Волковой

    Оформление серии Е.А. Доний

    ЛР№ 070824 от 21 01 93 г.

    Сдано в набор 16.01.2000. Подписано и печать 16.02.2000.

    Формат 60х88/16 Бумага типографская № 2 Гарнитура «NewtonC»

    Печать офсетная/ Усл. печ. л. 15,19. Уч. - изд. л. 15,78.

    Доп. тираж 3000 экз. Заказ 701.

    Цена свободная

    Издательский Дом «ИНФРА-М»

    I27214, Москва. Дмитровское ш., 107.

    Тел. (095)485-71-77.

    Факс: (095)485-53-18. Робофакс: (095)485 54-44.

    [email protected] ru

    http //www.infra-m. ru

    Отпечатано в ООО

    типографии «ПОЛИМАГ»

    127247, Москва, Дмитровское шоссе, 107.





    СОДЕРЖАНИЕ

    Предисловие

    Глава 1. РЫНОК ТОВАРОВ КАК СФЕРА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1.1. Модель товарного рынка

    1.2. Рынок товаров и потребитель

    1.3. История развития коммерческого предпринимательства в России

    1.4. Коммерция и предпринимательство в условиях рыночной экономики зарубежных стран

    Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

    2.1. Понятие методологии коммерческой деятельности

    2.2. Сущность и содержание коммерческой деятельности

    2.3. Факторы, влияющие на развитие коммерческой деятельности

    2.4. Концепция коммерческой деятельности

    2.5. Системный подход к коммерческой деятельности

    Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

    3.1. Торговые предприятия в новых условиях хозяйствования

    3.2. Формы и отношения собственности в условиях рынка

    3.3. Организационно-правовые формы функционирования торговых предприятий

    3.4. Розничная и оптовая торговая сеть, ее структура и функции

    Глава 4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ДЛЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

    4.1. Материально-техническая база и техническая политика

    4.2. Инвестиции как источник развития материально-технической базы

    Глава 5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

    5.1. Информация в управлении коммерческой деятельностью

    5.2. Технические средства для сбора, обработки и выдачи информации

    5.3. Автоматизированная технология обработки информации

    5.4. Защита коммерческой информации

    Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

    6.1. Задачи и сущность управления коммерческой деятельностью

    6.2. Принципы и методы управления коммерческой деятельностью торгового предприятия

    6.3. Функции и структура управления оптовых и розничных торговых предприятий.

    6.4. Управление и мотивация труда персонала

    6.5. Личность коммерсанта-предпринимателя в современных условиях

    Глава 7. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ТОВАРОВ

    7.1. Содержание исследования рынка товаров

    7.2. Изучение спроса потребителей и методы прогнозирования

    7.3. Качество и потребительская оценка товаров на рынке

    7.4. Ценообразующие факторы и формирование цены на товары

    Глава 8. ЗАКУПКИ И ПОСТАВКИ ТОВАРОВ В ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

    8.1. Товарообеспечение и коммерческие связи

    8.2. Источники закупки товаров, коммерческие сделки и контрактные соглашения

    8.3. Прямые закупки товаров у производителей

    8.4. Управление товарными запасами

    Глава 9. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ

    9.1. Особенности коммерческой деятельности в оптовой торговле

    9.2. Кооперация в оптовой торговле

    9.3. Товарно-ассортиментная политика и ее составляющие

    9.4. Роль маркетинга в доведении товаров до потребителя

    9.5. Организация оптовой продажи товаров

    Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

    10.1. Особенности коммерческой работы в розничном торговом предприятии

    10.2. Формирование и сбалансированность товарного ассортимента

    10.3. Управление развитием целевых рынков товаров

    10.4. Организация розничной продажи и торгового обслуживания покупателей

    10.5. Цели, задачи и содержание рекламы в организации коммерческой деятельности.

    Глава 11. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИХ СТРУКТУРАХ

    11.1. Формы торгово-посреднических структур

    11.2. Развитие коммерчески-посреднической деятельности

    11.3. Оптово-посреднические фирмы Федеральной контрактной системы Российской Федерации

    11.4. Основные функции товарных бирж, торговых домов, ярмарок и аукционов

    Глава 12. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ

    12.1. Предпосылки продвижения торговли к рынку.

    12.2. Модели построения и ведения коммерческой деятельности в торговом предприятии

    Глава 13. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

    Приложения

    Список литературы



    ПРЕДИСЛОВИЕ

    В переходный период, а тем более в условиях развитого рынка инструментом хозяйствования торгового предприятия выступает коммерция. Коммерция в сфере товарного обращения — это совокупность коммерческих операций и процессов, направленных на эффективную куплю-продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.

    В условиях рынка торговые предприятия устанавливают принципиально новые отношения с партнерами, действуют свойственные рыночной экономике регуляторы, вырабатываются коммерческие принципы, направленные на целенаправленную куплю-продажу товаров. Руководитель-администратор обязан стать еще и руководителем-коммерсантом, владеть основами современного хозяйствования и коммерческого предпринимательства. Умелое и грамотное ведение коммерческой деятельности в сочетании с желанием служить своему делу становится основой труда коммерческих работников. Активность, предприимчивость, оправданный риск — непременные признаки коммерческих действий.

    Целями дисциплины «Коммерческая деятельность» являются изучение и практическое освоение студентами коммерческой деятельности предприятий в сфере товарного обращения. Для осуществления профессиональной деятельности коммерсант должен обладать экономическими, организационными и правовыми знаниями, что способствует повышению эффективности коммерческих процессов.

    В связи с этим содержанием настоящей дисциплины являются:

    - предмет - это коммерческая деятельность торговых предприятий, коммерческих организаций и предпринимателей-коммерсантов в обмене, распределении и потреблении товаров и услуг;

    - методологические основы коммерческой деятельности, отражающие ее структуру, логическую организацию, методы и средства ведения коммерческого дела;

    - субъекты и объекты коммерческих операций;

    - роль материально-технической базы в обеспечении коммерческой деятельности торгового предприятия;

    - информационное обеспечение коммерческой деятельности;

    - организация управления коммерческой деятельностью и персоналом торгового предприятия;

    - методические основы решения коммерческих задач;

    - закупки и поставки товаров в торговое предприятие;

    - организация коммерческой деятельности в оптовой и розничной торговле, торгово-посредническом звене;

    - анализ и оценка коммерческой деятельности в торговом предприятии.

    В результате освоения теоретических и практических основ коммерческой деятельности специалист по коммерции должен: понимать сущность коммерческой деятельности, как рыночной категории и ее роль в эффективном хозяйствовании предприятие; овладеть знаниями в области государственного регулирования предпринимательства и коммерции; уметь моделировать и применять компьютерные технологии в процессе коммерческой деятельности, знать принципы и способы организации управления коммерческой деятельностью, а также конъюнктуру потребительского рынка, владеть методами изучения рынка товаров; уметь определять требования потребителей к товару, соотношение его цены и качества; обладать знаниями, необходимыми для планирования и осуществления закупок и сбыта (продажи) товаров, уметь формировать ассортимент товаров в соответствии с покупательским спросом; иметь навыки в организации доставки товаров, их приемки и хранения, транспортно-экспедиционного обслуживания покупателей; обеспечивать контроль и оценку показателей коммерческой деятельности предприятия.

    Изучение коммерческой деятельности позволит освоить основы рыночной системы хозяйствования, использовать принципы и приемы коммерции, раскрыть потенциальные возможности коммерческого дела в условиях рыночной конкуренции. Здесь будет полезным представленный опыт зарубежных стран по проблематике и регулированию коммерческой работы.

    Учебник предназначен для студентов и аспирантов высших учебных заведений, обучающихся последующим направлениям и специальностям: коммерция, экономика и управление в торговых предприятиях, маркетинг, товароведение и экспертиза товаров.

    Учебник подготовлен в соответствии с требованиями специальной дисциплины «Коммерческая деятельность» Государственного общеобразовательного стандарта по специальности 061400 — «Коммерция» в увязке с другими дисциплинами. В нем использован и обобщен опыт преподавания дисциплины по программам «Основы коммерческой деятельности», «Организация коммерческой деятельности» в Московском государственном университете коммерции.