Юридические исследования - ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ НА ПЕРСОНАЛЬНОМ КОМПЬЮТЕРЕ И.Ф. Цисарь -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ НА ПЕРСОНАЛЬНОМ КОМПЬЮТЕРЕ И.Ф. Цисарь


    В сборник включены компьютерные лабораторные работы, проводимые автором в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, Государственной академии управления.

    Тематика работ охватывает исследование процессов рыночного равновесия, проектирование оптимальной ставки налогообложения бизнеса, анализ динамики циклов и кризисов, оптимальное планирование на фирмах, в банках, страховых компаниях и пенсионных фондах.

    Лабораторные модели реализованы на персональных компьютерах в популярных программных системах финансистов Excel, Matlab и Simulink с применением алгоритмов математической оптимизации и имитационного моделирования экономической динамики.


    И.Ф. Цисарь

    ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ НА ПЕРСОНАЛЬНОМ КОМПЬЮТЕРЕ


    Для студентов экономических специальностей

    Издательство “ЭКЗАМЕН”

    МОСКВА

    2002

    УДК 004.3 8(07)

    ББК 32.973.26я73

    Ц-73

    Цисарь И.Ф.

    Ц-73 Лабораторные работы на персональном компьютере /

    И.Ф. Цисарь. — М.: Издательство “Экзамен”, 2002. — 224с.

    ISBN 5-94692-035-9

    В сборник включены компьютерные лабораторные работы, проводимые автором в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, Государственной академии управления.

    Тематика работ охватывает исследование процессов рыночного равновесия, проектирование оптимальной ставки налогообложения бизнеса, анализ динамики циклов и кризисов, оптимальное планирование на фирмах, в банках, страховых компаниях и пенсионных фондах.

    Лабораторные модели реализованы на персональных компьютерах в популярных программных системах финансистов Excel, Matlab и Simulink с применением алгоритмов математической оптимизации и имитационного моделирования экономической динамики.


    Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей.

    УДК 004.38.(07)

    ББК 32.973.26я73

    ISBN 5-946924-035-9

    © Цисарь И.Ф., 2002

    © “Издательство “ЭКЗАМЕН”, дизайн обложки, 2002





    СОДЕРЖАНИЕ

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

    2. ОПТИМАЛЬНАЯ СТАВКА НАЛОГА, ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

    2.1. Лабораторная модель

    2.2. Задание № 1. Однофакторный имитационный эксперимент

    2.3. Задание № 2. Двухфакторный имитационный эксперимент

    3. ОПТИМАЛЬНЫЕ БИЗНЕС-ПЛАНЫ, ПЛАН ПО ПРОДУКЦИИ, ТЕХНОЛОГИЯ ОПТИМИЗАЦИИ

    3.1. Задание№ 1. Ручной поиск оптимального плана

    3.2. Программа оптимизации. Поиск решения (Solver)

    3 2.1. Установка программы. Поиск решения

    3.2.2. Настройка экономико-математической модели

    3.2.2.1. Диалоговое окно Поиск решения

    3.2.2.2. Ввод и редактирование ограничений

    3.2.3. Настройка параметров алгоритма и программы

    3.2.4. Сохранение и загрузка модели

    3.2.4.1. Сохранение модели оптимизации

    3.2.4.2. Загрузка модели оптимизации

    3.2.5. Вычисления и результаты решения задачи

    3.2.5.1. Просмотр промежуточных результатов поиска решения

    3.2.6. Возникающие проблемы и сообщения процедуры поиска решения

    3.2.6.1. Оптимальное решение не найдено

    3.2.6.2. Итоговые сообщения процедуры поиска решения. 49

    3.3. Задание № 2. компьютерный поиск оптимального плана

    3.4. Задание № 3. на основе плановой таблицы составить математическую модель для алгоритма оптимизации .

    4. ВЫБОР ПОСТАВЩИКОВ, ПЛАН ПЕРЕВОЗОК, ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА

    4.1. Задание№ 1. ручной поиск оптимального плана.

    4.2. Задание № 2. компьютерный поиск оптимального плана

    4.3. Задание № 3. на основе плановой таблицы составить математическую модель для алгоритма оптимизации

    5. ОПТИМАЛЬНЫЕ ПОРТФЕЛИ, ЛИМИТЫ И БАЛАНСЫ БАНКА

    5.1. Экономико-математическая модель

    5.2. Компьютерная табличная модель

    5.3. Задание № 1. ручной поиск оптимального плана

    5.4. Задание № 2. компьютерный поиск ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНА

    6. ОПТИМИЗАЦИЯ ПОРТФЕЛЕЙ АКТИВОВ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ

    6.1. Экономико-математическая модель

    6.2. Компьютерная табличная модель

    6.3. Задание № 1. Составить оптимальный план 'портфеля активов страховой компании вручную

    6.4. Задание № 2. составить оптимальный план портфеля активов страховой компании с помощью компьютерной программы оптимизации

    7. ОПТИМИЗАЦИЯ ПОРТФЕЛЕЙ АКТИВОВ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

    7.1. Экономико-математическая модель

    7.2. Компьютерная табличная модель

    7.3. Задание № 1. Составить оптимальный план портфеля активов нпф вручную

    7.4. Задание № 2. Составить оптимальный план портфеля активов нпф с помощью компьютерной программы оптимизации

    8. ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ МОДЕЛЕЙ, ЭКОНОМЕТРИЯ, СТАТИСТИКА

    8.1. Влияние рекламы на объем продаж, однофакторная линейная модель

    8.2. Влияние цены на объем продаж, однофакторная регрессия

    8.3. Совместное влияние затрат на рекламу и цены

    9. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА, ВВЕДЕНИЕ В MATLAB/SIMULINK

    9.1. Установка MATLAB, файловая система

    9.2. Запуск MATLAB, интерфейс: окна, меню, кнопки

    9.3. Editor/debugger - редакторотладчик программ

    9.4. Простые вычисления в командном режиме

    9.5. Программирование в MATLAB, управление Simulink

    10. РАБОТА В SIMULINK

    10.1. запуск Simulink

    10.2. броузер библиотеки блоков Simulink.

    10.3. окно модели и меню.

    10.4. окончание сессии Simulink

    10.5. создание новой модели

    10.6. редактирование модели.

    10.6.1. Выделение объектов

    10.6.2. Операции с блоками

    10.6.3. Имена блоков

    10.6.4. Задание параметров блока

    10.6.5. Операции с линиями.

    10.6.6. Метки линий (сигналов).

    10.6.7. Комментарии

    10.6.8. Сводные таблицы действий по редактированию блок-схем.

    10.7. Создание подсистем.

    10.8. Сохранение модели и вызов текста схемы

    10.9. Печать модели

    10.10. Моделирование

    10.11. Параметры и методы моделирования

    11. БИБЛИОТЕКА БЛОКОВ SIMULINK

    11.1. Разделы библиотеки блоков Simulink.

    11.2. Блоки библиотек Simulink

    11.2.1. Библиотека Continuous

    11.2.2. Библиотека Discrete

    11.2.3. Библиотека Functions & Tables

    11.2.4. Библиотека Math.

    11.2.5. Библиотека Nonlinear

    11.2.6. Библиотека Signals & Systems.

    11.2.7. Библиотека Sinks.

    11.2.8. Библиотека Sources.

    11.3. Характеристика и параметры блоков.

    11.4. Литература.

    12. ОПТИМАЛЬНАЯ СТАВКА НАЛОГА

    12.1. Математическая модель.

    12.2. Компьютерная модель в программе simulink

    12.3. Программа управления экспериментами.

    12.4. Задание № 1. Однофакторный имитационный эксперимент

    12.5. Задание № 2. Двухфакторный имитационный эксперимент

    13. РАВНОВЕСИЕ НА КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ

    13.1. Лабораторная модель

    13.1. Средства управления экспериментом

    13.3. Задание № 1. Изучить переходный процесс к рыночному равновесию

    13.4. Задание № 2. Изучить влияние смещения линий спроса и предложения на рыночное равновесие

    13.5. Задание № 3. Изучить влияние крутизны линий спроса и предложения на рыночное равновесие

    14. ЦИКЛЫ И КРИЗИСЫ

    14.1. Лабораторная модель

    14.2. Управление экспериментом

    14.3. Задание № 1. Исследовать влияние производственного лага на устойчивость экономики

    14.4. Задание № 2. Исследовать влияние срока службы изделий на динамику производства

    14.5. Задание № 3. Исследовать влияние начального дефицита на устойчивость производства.








    Учебное пособие

    Игорь Францевич Цисарь

    ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ НА ПЕРСОНАЛЬНОМ КОМПЬЮТЕРЕ

    Научный редактор В.И. Осипов

    Выпускающий редактор Юдин И.В

    Компьютерная верстка И. Ю. Комракова

    Подписано в печать с диапозитивов 14.03.2002.

    Формат 84x108/32. Гарнитура “Тайме”.

    Бумага офсетная. Уч.-изд. л. 6,49.

    Усл. печ. л. 11,76. Тираж 3000 экз. Заказ №945

    Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93,том 2; 953005 — книги, брошюры, литература учебная

    Гигиенический сертификат № 77.99.02.953. Д. 000494.01.01 от 31.01.2001 г.

    Издательство “ЭКЗАМЕН” "

    ИД №05518 от 01.08.01

    107066, Москва, ул. Александра Лукьянова д. 4, стр. 1.

    E-mail: [email protected]

    тел./факс 263-96-60.

    Отпечатано с готовых диапозитивов заказчика в ГУЛ “Марийский полиграфическо-

    издательский комбинат” 424000, г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, 112

    По вопросам реализации обращаться по тел.: 263-96-60.




    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Шум, возня, вопли жертвы... Это студенты выполняют лабораторные работы. Под окнами нашей палаты Ростовского окружного госпиталя они волокут на обрывке толстой грязной веревки крупного дворнягу. Тыкают белоснежной салфеткой, вероятно, с наркотиком в рычащую морду. Усыпляют. Привязывают к предметной доске. Долго целятся, стреляют. Копаются в шерсти. Рассматривают рану. Спорят. Не туда попали...

    И, о ужас, эти худые очкарики все вместе перезаряжают старый пистолет ТТ. Патрон не идет, ствол пистолета гуляет по их животам и головам, заглядывает в наше окно. Наконец, стреляют. Рассматривают рану, спорят. Вероятно, попали почти в заданный преподавателем орган. Прекратили споры. Бегом несут тяжелую доску с раненым в операционную.

    Теплой майской ночью скулит, стонет, плачет виварий с ранеными собаками. В палатах ворочаются, не могут уснуть старые и молодые ветераны Отечественной, Японской, Корейской, Вьетнамской, Африканских и других необъявленных войн. Но никто не жалуется, понимают — прежде, чем лечить и резать людей, студент должен выполнить лабораторки на собаках. Собака — друг человека. Собака — аналог, модель человека.

    Эти студенты-медики выполняли работы по полевой хирургии. Авторы реформ, шоковых терапий, дефолтов и кризисов в экономике не выполняли лабораторных работ и поэтому резали и лечили неумело сразу по живому экономическому организму. Даже западные доброжелатели в пику нашей образовательной системе отмечали, что “премьеры Гайдар и Кириенко изучали экономику, но видно недостаточно” (аналитическая статья радиостанции “Свобода” 26.8.2000, 21.35). Конечно, виноваты мы — преподаватели. По теории и практике реформ написаны очень толстые книги. Для профессионализма, вероятно, не хватило опыта и лабораторного практикума.

    Новый (с 2000 года) Государственный стандарт высшего профессионального образования обязывает активизировать лабораторный компонент образования. “Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна включать выполнение студентом лабораторно-практических работ по дисциплинам специальности, включая как обязательный компонент выполнение практических заданий на персональных компьютерах с использованием пакетов прикладных программ.

    Эти навыки включают в себя: способность к ведению исследовательской работы, абстрактному логическому мышлению, использованию методов индукции и дедукции и к критическому анализу; умение выявлять и преодолевать неструктурированные проблемы в незнакомых условиях и применять навыки решения возникающих проблем; умение определять и расставлять приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и строить работу с соблюдением жесткого графика; способность адаптироваться к новому.”

    Содействовать внедрению этих важнейших требований Стандарта и предназначен настоящий сборник лабораторных работ.

    Цель работ — улучшить понимание студентом причинно-следственных связей в экономике, закрепить знания теоретического курса и дать навыки в технологии практического анализа, прогнозирования и планирования. Именно при выполнении лабораторных работ, манипулируя моделями и факторами, студент начинает осознавать, что мы преподаем лишь достигнутый уровень понимания экономики. Практикум дает студентам опыт исследовательской работы, учит основам проектирования лабораторных моделей, знакомит с методами организации, планирования и обработки результатов экспериментов.

    В век CD-ROMoв и Интернет студент, конечно, написал курсовую работу, но это еще не значит, что он ее прочитал. Лабораторки как активный метод обучения заставляют работать и выявляют любознательных.

    Студентам предлагается не только пересказывать и переписывать экономическую практику и теорию (всегда несовершенную), но и поковыряться в моделях, поэкспериментировать, подумать, составить отчет об эксперименте даже на не совсем адекватных моделях. На исследовательской работе студент активен: он добывает, проверяет, изучает информацию о поведение объекта. К сожалению, из-за нехватки учебного времени и сложности подготовки и модификации лабораторных моделей часть работ приходится выполнять не в исследовательском, а в демонстрационном режиме. Демо оставляет студента в пассиве, но позволяет просмотреть больше моделей и развивает кругозор.

    Пока не удается поймать собаку-модель, подходящую для образовательных экспериментов в экономике, и приходится создавать искусственную экономическую реальность в виде лабораторных компьютерных моделей.

    Достоинство компьютерных моделей в полной управляемости модели и условий эксперимента, что невозможно в условиях натурного эксперимента. Недостаток в том, что они субъективнее натуральных моделей. Можно заложить в лабораторную модель не реальные связи, а значит получить не верные выводы. Но другого инструмента у экономиста практически нет. Риск неадекватности модели остается. И все же компьютерные модели строже отражают основные положения словарных моделей теоретических курсов, позволяют студенту быстро манипулировать факторами и связями, видеть и понять последствия возможных решений или неподконтрольных менеджеру событий.

    В деловых играх случайные факторы и действия конкурента, развивают реакцию, интуицию, ситуационное мышление, способность принимать решения, но затемняют теорию.

    В отличие от деловых игр познавательная лабораторная модель с сильной абстракцией извлекается из реальной случайной и конкурентной среды. Она должна прояснить причинно-следственные связи, облегчить понимание процесса, влияния главных факторов и предсказать последствия принимаемых решений.

    Лабораторные работы сборника подготовлены на основе профильных учебников, публикаций, фирменных материалов и разработок автора. Они преподаются в Государственном университете управления. Российской академии предпринимательства, Экономико-финансовом институте, Международной академии маркетинга и менеджмента, в Московской международной высшей школе бизнеса “МИРБИС”, в учебных центрах банков.

    Работы выполняются в дисциплинах макро и микроэкономика, экономика и финансы предприятий, госфинансы, цены и ценообразование, налоги и налогообложение, математические методы анализа экономики, экономико-математическое моделирование, банковское дело и др.

    В сборник включены компьютерные лабораторные работы, представляющие интерес для преподавателей, студентов, аспирантов и профессионалов почти любой экономической специальности.

    Тематика работ охватывает исследование процессов рыночного равновесия, проектирование оптимальной ставки налогообложения бизнеса, анализ динамики циклов и кризисов, оптимальное планирование на фирмах, в банках, страховых компаниях и пенсионных фондах.

    Лабораторные модели реализованы на персональных компьютерах в популярных программных системах финансистов Excel, Matlab и Simulink с применением алгоритмов математической оптимизации и имитационного моделирования экономической динамики.

    Авторы учебников могут включать лабораторки в свои курсы, а студенты и аспиранты совершенствовать модели и углублять исследования. Некоторые работы приобретены организациями, предприятиями и финансовыми институтами в качестве прототипов для своих автоматизированных систем управления.

    Предполагается в последующих изданиях с помощью преподавателей, студентов и аспирантов расширять ассортимент лабораторных работ.

    Автор с благодарностью примет от преподавателей, студентов и аспирантов замечания и предложения по улучшению сборника лабораторных работ.