Юридические исследования - Ценообразование. Г.А. ТАКТАРОВ -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: Ценообразование. Г.А. ТАКТАРОВ


    В ряду учебных дисциплин, формирующих у студентов экономических специальностей современное рыночное мышление, особое место занимает дисциплина «Ценообразование». Экономические категории «товар», «цена», «деньги» составляют основу постулатов рыночной экономики, а товарное ценообразование – основу рыночного экономического учения. Ценообразование имеет огромное значение для бизнеса, поскольку оно непосредственно влияет на получение дохода. Цена как таковая – это инструмент, позволяющий соотнести возможности производителя с потребностями клиентов.

    Как составляющая маркетинга ценообразование обладает двумя основными преимуществами перед остальными. Во-первых, цена может быть изменена быстрее и легче, чем, например, товар, рекламное мероприятие или способы распространения. Во-вторых, ценовая политика оказывает мгновенное влияние на бизнес.

    Установление цены на товар относится к наиболее важным управленческим решениям, воздействующим на объем продаж, прибыльность, положение предприятия на рынке. Тем не менее результаты анализа ценовой политики многих предприятий свидетельствуют, что цены устанавливаются не на основе достоверной информации и рационального мышления, а, скорее, представляют собой комбинацию догадки и поспешных произвольных суждений, которые подвергаются проверке.

    Исследование ценовой политики, совершенствование системы ценообразования, а также разработка генеральной стратегии установления цены на выпускаемую продукцию на определенный период времени – важная задача для любого предприятия. В связи с этим получение студентами необходимого объема теоретических знаний и практических навыков в области ценообразования – важная составляющая компонента высшего специального экономического образования.


    Под редакцией доктора экономических наук, профессора Г.А. ТАКТАРОВА

     

     

     

     

     
    ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

     

     

    Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит»

     

     

     

     

     



     

     


     

    УДК 338.5(075.8)

    ББК 65.290-80я73

    Ц 37

     

    АВТОРЫ:

    доктор экономических наук, профессор Г.А. Тактаров

    кандидат технических наук, профессор С.А. Асейнов, Е.М. Григорьева

    кандидат экономических наук, доцент Р.А. Набиев

    кандидат экономических наук, доцент М.А. Петров

     

    РЕЦЕНЗЕНТЫ:

    кафедра «Государственное, муниципальное и корпоративное управление»

    Финансовой академии при Правительстве РФ; Грузинов В.П., Заслуженный деятель науки России, доктор экономических наук, профессор.

     

    ISBN 5-279-02543-7

    © Коллектив авторов, 2003

     

    Ценообразование: Учеб. пособие/Под ред. Г. А. Тактарова.– М.: Финансы и статистика, 2004.– 176 с: ил.

    ISBN 5-279-02543-7

    Изложены основные положения теории рыночного и планового ценообразования, механизм формирования и отнесения цены товаров на издержки производства, ценовая политика и стратегия предприятия. Даны примеры расчетов установления цен, в том числе экономические. Впервые рассматриваются методы тарифного ценообразования.

    Для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит».

     


     

    УДК 338.5(075.8)

    ББК 65.290-80я73

     

    Учебное издание

     

    Тактаров Герман Александрович

    Григорьева Елена Михайловна

    Асейнов Саяр Ахмедович

     

    ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

     

    Заведующая редакцией Н.Ф. Карпычева

    Ведущий редактор Р.В. Андреева

    Художественный редактор Г.Г. Семенова

    Технический редактор Т.С. Маринина

    Корректоры Н.В. Орлова, Г.В. Хлопцева

    Компьютерный набор О.В. Храбровои

    Компьютерная верстка Н.А. Пиминовой

    Художественное оформление А.А. Умуркулова

     

    ИБ № 4440

     

    Подписано в печать 15.01.2004.

    Формат 60?881/16. Гарнитура «Times». Печать офсетная

    Усл. п. л. 10,78. Уч.-изд. л. 10,34. Тираж 5000 экз.

    Заказ 387. «С» 050

     

    Издательство «Финансы и статистика»

    101000, Москва, ул. Покровка, 7

    Телефоны: (095) 925-35-02, 923-18-68. Факс (095) 925-09-57

    E-mail: [email protected] http://www.finstat.ru

     

    ГП Псковской области «Великолукская городская типография»

    Комитета по средствам массовой информации

    182100, Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12

    Тел./факс: (811-53) 3-62-95

    E-mail: [email protected]





    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение

    Глава 1. Теория ценообразования

    1.1. Товар и цена как экономические категории. Функции цены

    1.2. Ценообразующие факторы

    1.3. Конкурентные и монопольные цены

    1.4. Особенности формирования цен на факторы производства

    1.5. Виды цен и их структура

    Глава 2. Методы ценообразования

    2.1. Товарная и ценовая политика предприятия

    2.2. Механизм установления цены

    2.3. Затратные методы ценообразования

    2.4. Определение цены с ориентацией на спрос

    2.5. Определение цены с ориентацией на конкуренцию

    2.6. Особенности ценообразования на новые товары и научно-техническую продукцию

    2.7. Использование ЭВМ в системе ценообразования

    Глава 3. Тарифное ценообразование

    3.1. Тарифное ценообразование на работы и услуги естественных монополий

    3.2. Механизм установления тарифов на электрическую и тепловую энергию

    3.3. Тарифы на рынке транспортных перевозок

    3.4. Ценообразование в сфере услуг

    3.5. Ценообразование на рынке образовательных услуг

    3.6. Механизм формирования цен на банковские услуги

    Глава 4. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности

    4.1. Внешняя торговля и ценообразование: проблемы теории и практики

    4.2. Таможенные пошлины и тарифы

    4.3. Порядок исчисления таможенных пошлин

    Глава 5. Налоги и ценообразование

    5.1. Налоги в составе цены

    5.2. Налоговый контроль за ценообразованием

    Глава 6. Государственная политика и ценообразование

    6.1. Государственная ценовая политика и регулирование цен

    6.2. Государственный контроль ценообразования и применения цен

    6.3. Единая тарифная политика базовых отраслей Российской Федерации

    Литература


    ВВЕДЕНИЕ

    В ряду учебных дисциплин, формирующих у студентов экономических специальностей современное рыночное мышление, особое место занимает дисциплина «Ценообразование». Экономические категории «товар», «цена», «деньги» составляют основу постулатов рыночной экономики, а товарное ценообразование – основу рыночного экономического учения. Ценообразование имеет огромное значение для бизнеса, поскольку оно непосредственно влияет на получение дохода. Цена как таковая – это инструмент, позволяющий соотнести возможности производителя с потребностями клиентов.

    Как составляющая маркетинга ценообразование обладает двумя основными преимуществами перед остальными. Во-первых, цена может быть изменена быстрее и легче, чем, например, товар, рекламное мероприятие или способы распространения. Во-вторых, ценовая политика оказывает мгновенное влияние на бизнес.

    Установление цены на товар относится к наиболее важным управленческим решениям, воздействующим на объем продаж, прибыльность, положение предприятия на рынке. Тем не менее результаты анализа ценовой политики многих предприятий свидетельствуют, что цены устанавливаются не на основе достоверной информации и рационального мышления, а, скорее, представляют собой комбинацию догадки и поспешных произвольных суждений, которые подвергаются проверке.

    Исследование ценовой политики, совершенствование системы ценообразования, а также разработка генеральной стратегии установления цены на выпускаемую продукцию на определенный период времени – важная задача для любого предприятия. В связи с этим получение студентами необходимого объема теоретических знаний и практических навыков в области ценообразования – важная составляющая компонента высшего специального экономического образования.

    Настоящее учебное пособие по курсу «Ценообразование» написано с учетом требований, предъявляемых к содержанию данного курса Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 060400 «Финансы и кредит». В учебном пособии в необходимом объеме рассмотрены вопросы ценообразования применительно к плановой системе хозяйствования и дана оценка практике ценообразования в бывшем СССР. Достаточно подробно рассмотрены вопросы рыночного ценообразования, в том числе редко встречающиеся в специальной научной литературе вопросы тарифного ценообразования на услуги естественных монополий.

    Теоретической основой курса служит экономическая теория, изучающая механизмы экономического поведения людей под влиянием законов развития общества, теоретические отправные положения, формирующие теорию ценообразования.

    Курс логически связан с такими предметами, как «Маркетинг», «Международные экономические отношения», «Финансы и кредит», «Страхование», «Налоги и налогообложение».

    В основе предлагаемой вниманию читателей работы лежат материалы книги авторов Тактарова Г.А., Асейнова С.А. «Цены и ценообразование» (Учеб. пособие.– Астрахань: Изд-во АГТУ, 1999.– 150 с), дополненные теоретическими исследованиями и практикой последних лет в этой области, а также нормативно-правовые акты, регулирующие ценообразование, в частности Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, документы по использованию нового Плана бухгалтерских счетов.

    В книге изложены основные положения теории рыночного и планового ценообразования, в том числе механизм формирования и отнесения цены товаров на издержки производства, особенности рыночного ценообразования на факторы производства. В отдельную главу выделены ценовая политика и стратегия предприятия.

    Подробно, с примерами расчетов рассмотрены рыночные и затратные методы установления цен, в том числе эконометрические, с использованием ЭВМ. Впервые на соответствующем уровне рассматриваются методы тарифного ценообразования, ценообразования в сфере внешнеэкономической деятельности.

    Заметное место в предлагаемой работе занимают вопросы макрометрических проблем цены, ценообразования и налогообложения, ценового регулирования на региональном уровне.

    Предлагаемое учебное пособие может быть использовано в учебной и научно-исследовательской работе студентами, аспирантами и научными сотрудниками экономических вузов и факультетов при изучении соответствующего курса и выполнении научно-исследовательских работ, практическими работниками в области ценообразования.