Юридические исследования - Теория организации Б.З. МИЛЬНЕР -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: Теория организации Б.З. МИЛЬНЕР


    Четвертое издание учебника “Теория организации” выходит в свет как своеобразный ответ на читательские пожелания, касающиеся новейших продвижений в теории и обобщения накопленного опыта. Расширение знаний об организациях как никогда ранее востребовано практикой и связано со стремлением компаний в полной мере овладеть представлениями, методами и инструментарием управления – движущими силами их успешной деятельности. Никогда ранее организационные инновации не выступали так явственно в качестве ведущего конкурентного преимущества компаний. Никогда ранее они по значимости и результативности не стояли в одном ряду с кардинальными переменами в технологии, информатизации, наукоемкости производства и продукции. Характерной особенностью последних лет стало ускорение обновления организационных ресурсов – структур, связей, координации, коммуникаций, соотношения централизации и децентрализации, процессов принятия решений, появления неизвестных ранее форм организации и т.п. Индикатором успеха становится способность организации своевременно воспринимать нововведения, действовать оперативно, выполнять в срок свои обязательства.

    Новым в четвертом издании книги является расширенный и достаточно детализированный материал об управлении знаниями. При ознакомлении с этим материалом важно учитывать, что разработка теории управления знаниями находится на начальной стадии. Традиционное управление основывается на экономике, главной движущей силой которой выступает капитал. В современных условиях основными ресурсами развития во все большей мере становятся люди и знания, которыми они обладают. Значительная часть перемен в управлении предопределяется движением от традиционного управления, ориентированного на капитал, к инновационному, ориентированному на знания.


    Б.З. МИЛЬНЕР

     
    ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
     

    Учебник

     

    Издание четвертое, переработанное и дополненное

    Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 521500 Менеджмент, специальностям 061000 Государственное и муниципальное управление, 061100 Менеджмент организации

     

    Москва

     

    ИНФРА-М

    2004


     

    УДК 330(075.8)

    ББК65.9(2)я73

    М60

     

    Мильнер Б.З.

    Теория организации: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – м.: ИНФРА-М, 2004. – 648 с.

    ISBN 5-16-001815-8

    Рассмотрены теория организации, ее место в системе наук, эволюция взглядов на ее сущность и структуру, роль и место человеческого фактора, формирование и функционирование организационных структур, управление знаниями, использование информационных технологий, адаптация предприятий к рынку, интеграционные процессы, роль государства в управлении экономикой, реорганизация и эффективность организационных изменений, перспективные тенденции развития организаций.

    Для научных работников, преподавателей, студентов и аспирантов экономических вузов, а также для всех, кто интересуется актуальными проблемами организации и управления.

     

    © Б.З. Мильнер, 1998, 1999, 2002, 2004

     

    Борис Захарович Мильнер

     

    ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

     

    Учебник

     

    Редактор С.М. Рыловский

    Корректор Л.С. Куликова

    Компьютерная верстка С.М. Чернышев

    ЛР№ 070824 от 21.01.93

    Сдано в набор 10.11.2003. Подписано в печать 24.12.2003.

    Формат 60x90/16 . Бумага офсетная.

    Гарнитура Newton. Печать офсетная.

    Усл. печ. л. 41,0. Уч.-изд. л. 37,19.

    Тираж 6000 экз. Заказ № 4404004.

    Цена свободная.

    Издательский Дом “ИНФРА-М”

    127214, Москва, Дмитровское ш., 107. Тел.: (095) 485-71-77.

    Факс: (095) 485-53-18. Робофакс: (095) 485-54-44.

    E-mail: [email protected] http://www.infra-m.ru

    Отпечатано с готовых диапозитивов на ФГУИПП “Нижполиграф”.

    603006, Нижний Новгород, ул. Варварская, 32.




    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Предисловие к четвертому изданию

    Предисловие к третьему изданию

    Введение

    Часть I. ОСНОВЫ

    Глава 1. Теория организации в системе наук

    Глава 2. Эволюция взглядов на организацию

    Глава 3. Понятие и сущность организации

    Глава 4. Жизненный цикл организации

    Часть II. СТРУКТУРЫ

    Глава 5. Структурный подход к организации

    Глава 6. Централизация и децентрализация

    Глава 7. Формирование горизонтальных связей

    Глава 8. Линейно-функциональные и дивизиональные структуры

    Глава 9. Проектное и матричное управление

    Глава 10. Бюрократические системы

    Часть III. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

    Глава 11. Профессиональное управление

    Глава 12. Организационное поведение

    Глава 13. Организационная культура

    Глава 14. Доверие в организациях

    Глава 15. Деловая репутация

    Часть IV.ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

    Глава 16. Организация и методы принятия решений

    Глава 17. Координация в организациях

    Глава 18. Организационные коммуникации

    Глава 19. Организационная эффективность

    Часть V. УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ

    Глава 20. Значение знаний для развития организаций

    Глава 21. Функция управления знаниями

    Глава 22. Развитие форм организации

    Часть VI. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    Глава 23. Аппарат управления

    Глава 24. Информационная система организации

    Глава 25. Электронный бизнес

    Часть VII. АДАПТАЦИЯ К РЫНКУ

    Глава 26. Виды собственности и организация управления

    Глава 27. Формы организации предприятий

    Глава 28. Акционерные общества

    Глава 29. Организация малых предприятий

    Часть VIII. ИНТЕГРАЦИЯ

    Глава 30. Корпоративные организации

    Глава 31. Финансово-промышленные группы

    Глава 32. Транснациональные компании

    Глава 33. Международные совместные предприятия

    Часть IX. ГОСУДАРСТВО И ПРЕДПРИЯТИЕ

    Глава 34. Организация исполнительной власти

    Глава 35. Государственное регулирование и поддержка предприятий

    Глава 36. Управление государственной собственностью

    Часть X. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

    Глава 37. Анализ и формирование организационных структур управления

    Глава 38. Реорганизация: этапы и методы

    Глава 39. Организация слияния компаний

    Глава 40. Эффективность организационных изменений

    Часть XI. БУДУЩЕЕ

    Глава 41. Перспективные направления развития организаций

    Глава 42. Организации с “внутренними рынками”

    Глава 43. Сетевые организации

    Глава 44. Виртуальные корпорации

    Глава 45. Многомерные организации

    Глава 46. Круговые корпорации

    Глава 47. Интеллектуальные организации

    Глава 48. Обучающиеся организации

    Хронология теории организации

    Использованная и рекомендуемая литература

    Список используемых терминов



    Предисловие к четвертому изданию

    Четвертое издание учебника “Теория организации” выходит в свет как своеобразный ответ на читательские пожелания, касающиеся новейших продвижений в теории и обобщения накопленного опыта. Расширение знаний об организациях как никогда ранее востребовано практикой и связано со стремлением компаний в полной мере овладеть представлениями, методами и инструментарием управления – движущими силами их успешной деятельности. Никогда ранее организационные инновации не выступали так явственно в качестве ведущего конкурентного преимущества компаний. Никогда ранее они по значимости и результативности не стояли в одном ряду с кардинальными переменами в технологии, информатизации, наукоемкости производства и продукции. Характерной особенностью последних лет стало ускорение обновления организационных ресурсов – структур, связей, координации, коммуникаций, соотношения централизации и децентрализации, процессов принятия решений, появления неизвестных ранее форм организации и т.п. Индикатором успеха становится способность организации своевременно воспринимать нововведения, действовать оперативно, выполнять в срок свои обязательства.

    Новым в четвертом издании книги является расширенный и достаточно детализированный материал об управлении знаниями. При ознакомлении с этим материалом важно учитывать, что разработка теории управления знаниями находится на начальной стадии. Традиционное управление основывается на экономике, главной движущей силой которой выступает капитал. В современных условиях основными ресурсами развития во все большей мере становятся люди и знания, которыми они обладают. Значительная часть перемен в управлении предопределяется движением от традиционного управления, ориентированного на капитал, к инновационному, ориентированному на знания.

    В условиях коренных технологических и информационных перемен материальные активы образуют лишь видимую, относительно небольшую часть достояния предприятий. Все возрастающая доля стоимости продукции и услуг относится к “незримой собственности” – знаниям, нематериальным активам, которые до недавнего времени не управлялись и не регулировались. Поворот к управлению этой огромной, многообразной и малоизученной сферой, в сущности говоря, является событием знаковым и рубежным. В этой связи особую значимость приобретает ресурсная теория организации, приводимая в книге как фундаментальное основание системного подхода к управлению всеми видами ресурсов, включая интеллектуальный капитал, человеческие ресурсы. Эта теория рассматривает создание и использование конкурентных преимуществ применительно ко всем видам ресурсов. Особое место отводится формированию стратегических активов как фактора устойчивости в развитии организации.

    Управление знаниями – это целый мир понятий, категорий, вариантов, структур, методов, процедур, технологий и оценок. Это новая область приложения организационных механизмов, управленческих приемов и экономических стимулов, порождающая реальные конкурентные преимущества компаний и привносящая новые признаки профессионализма в управление. В условиях постоянных изменений, расширения диверсификации и усиления рыночной конкуренции ведущие корпорации перестраивают свою структуру в гибкие образования самоуправляющихся единиц, которые используют знания, чтобы с успехом занять рыночные ниши. Овладение механизмом управления знаниями становится насущной необходимостью.

    Проф. Б.З. Мильнер


    ВВЕДЕНИЕ

    Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

    Организация – сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. Зачем организации нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открывают, почему их участники действуют так, а не иначе, – ответы на эти вопросы призвана дать теория организации, опирающаяся на обобщение новейшего мирового опыта.

    Трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношений. Новые требования к построению и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного регулирования и управления. Организационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технологической базе производства. Переход к эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления. Традиции централизованной типизации всех структурных построений, жесткой формализации внутренних и внешних отношений соподчиненности, несвободы всех нижестоящих звеньев, массовое распространение и многолетнее использование организационных схем, пригодных лишь для определенных условий или чрезвычайных обстоятельств, породили стереотип консервативного мышления и организационной скованности. Изучение теории организации призвано качественно изменить подход к организациям, к пониманию и регулированию протекающих в них процессов и в конечном счете – к их адаптации к условиям рыночных отношений.

    Можно проследить три фазы фундаментальных изменений в организациях в XX веке. Первая фаза – отделение управленческих функций (капитала-функции) от капитала-собственности и превращение управления в профессию. Вторая фаза – появление начиная с 1920-х годов командно-административных организаций с вертикальной соподчиненностью и высоким уровнем централизации решений. Третья фаза – переход к организациям с преобладанием горизонтальных структур и связей, базирующихся на широком использовании информационных технологий, специальных знаний и системных методов принятия решений. Каждая фаза организационных изменений была ответом на вызовы времени, повышение сложности производства, радикальные изменения экономических отношений. На пороге XXI века совершается переход от организационной рационализации, основанной преимущественно на накопленном опыте, к всестороннему применению знаний, современных информационных сетей и компьютерных систем. Получают развитие процессы интеграции в управлении (образование ассоциативных структур и альянсов, включая организации транснационального характера), комплексной реструктуризации, перехода к организациям “с внутренними рынками”, тенденции к сокращению размеров организационных звеньев, использованию целевых групп, матричных структур и самообучающихся организаций.

    Сущность организаций не может быть сведена лишь к формальным структурам или потокам информации, к механическим взаимодействиям или исполнению команд. Упрощенный подход к функционированию организаций, однобокость в интерпретации их базисных элементов и свойств не позволяют в полной мере использовать их потенциал. Наряду с традиционными экономическими критериями оценки деятельности организаций, основанными на измерении эффективности использования ресурсов, на первый план выходят “неосязаемые” измерители: знания, интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, социальная прибыль, организационная культура. Во многих случаях такие критерии лучше свидетельствуют о будущих результатах, чем финансовые показатели.

    Обращая внимание на существенное изменение роли и значения знаний в современном обществе, Питер Дракер пишет: “И на Западе, и на Востоке знание всегда относилось к сфере бытия, существования. И вдруг почти мгновенно знание начали рассматривать как сферу действия. Оно стало одним из видов ресурсов, одной из потребительских услуг. Во все времена знание было частным товаром. Теперь практически в одночасье оно превратилось в товар общественный” (Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая индустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Academia, 1999.).

    В начале XXI века появились признаки нового прорыва. На первый взгляд кажется парадоксальным, но кооперация и сотрудничество вытесняют конкуренцию, дают гораздо более весомые стратегические преимущества, чем конкурентная борьба. Расширяются рыночные ниши и востребованность малых и средних форм предпринимательства – гибких, чутко реагирующих на изменения потребительского спроса. Появляются новые формы организации крупномасштабного производства и распределения – стратегические альянсы, виртуальные, сетевые, круговые, обучающиеся, интеллектуальные, глобальные организации. В условиях стремительного развития техники и технологии производства, динамичных изменений потребительских свойств продуктов и услуг, беспрецедентного роста коммуникаций и взаимозависимостей в управлении принципиальную важность приобретает стремление к организационным переменам и инновациям как к возможности препятствовать застою и обеспечивать эффективное использование всех имеющихся ресурсов. Главным источником всех этих возможностей становятся управление, деятельность, компетентность и предприимчивость руководителей. Создавать условия для этого должна рационально построенная современная организация.

    Основные черты, характерные особенности и принципиальные выводы теории организации рассматриваются в следующих одиннадцати частях книги: “Основы”, “Структуры”, “Человеческий фактор”, “Функционирование”, “Управление знаниями”, “Информационные технологии”, “Адаптация к рынку”, “Интеграция”, “Государство и предприятие”, “Организационное проектирование” и “Будущее”. Такое построение книги отражает комплексный подход к организации, концепцию ее развития и логику излагаемого материала.

    Первая часть “Основы” посвящена изучению понятия и сущности организаций, их классификации по разным признакам и выявлению особенностей каждого типа организационных систем. Понимание сущности организаций расширяется благодаря ознакомлению с их внутренней и внешней средой, миссией и системой целей, концепцией жизненного цикла организаций (включая все стадии их развития – от рождения до старения и обновления). Для читателя представят интерес ролевые функции, служащие основой динамизма организаций, – межличностные, информационные и связанные с принятием и реализацией управленческих решений.

    Организационная практика и управление имеет многовековую историю, однако научные теории в этой области появились лишь в начале XX века. В книге представлены основные теоретические исследования, научные принципы и модели организации – от работ Фредерика Тейлора, Генри Файоля, Макса Вебера, Александра Богданова, Герберта Саймона, Ренсиса Лайкерта, Генри Минтц-берга, Игоря Ансоффа, Дугласа Норта и до современных теорий системного подхода, социальных систем, “информационно базирующихся”, сетевых и виртуальных организаций, бихевиористских концепций, организаций “с внутренними рынками”. Основной упор при изложении сделан на научную и практическую значимость рассматриваемых теорий в условиях перехода к рыночным отношениям. На переднем крае теоретических разработок, имеющих большую практическую ценность, оказались направления, которые в наибольшей мере отражают изменившиеся условия функционирования хозяйствующих субъектов. Это вызвано и ориентацией на новейшие производственные и информационные технологии, и проблемой рисковых инвестиций, и современными способами высокопродуктивного ведения хозяйства, и прогнозированием потребительского спроса и поведения конкурентов, и доминантой стратегического подхода в управлении.

    Вторая часть “Структуры” в известном смысле является теоретической, хотя во многом носит и прикладной характер. Структурный подход к организации позволяет выделить формальные построения и систему неформальных связей, вертикальное и горизонтальное разделение труда и формы их взаимодействия, объемы контроля и его модели, различные виды подразделения организации на определенные части и звенья. Овладение знаниями в этой области позволяет обоснованно подходить к определению степени централизации функций и механизмов принятия решений в организациях, соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении, направлений и методов делегирования полномочий и ответственности. Особое внимание уделяется формированию горизонтальных связей в организациях. Подробному разбору подвергаются прямые контакты между руководителями, взаимосвязи между подразделениями, методы работы целевых групп и интегрирующих органов, различные условия эффективных взаимодействий. Анализируются как условия и формы построения, так и преимущества и недостатки различных видов организационных структур – линейно-функциональных, дивизиональных, продуктовых, проектных и матричных, а также возможные варианты их сосуществования и взаимного дополнения. Специальному анализу подвергнуты достоинства и недостатки бюрократических систем управления.

    Третья часть “Человеческий фактор” впервые предлагается читателю в третьем издании. В нее включен новый материал о профессиональном управлении, в котором рассматриваются требования к руководителям организаций в условиях рыночной экономики, характер решаемых ими задач, набор знаний и умений, методы сочетания науки, искусства и мастерства управления, ответственность и система контроля в управленческой деятельности. Деятельность в условиях постоянных организационных и экономических изменений, динамичного технологического развития и высокой степени неопределенности требует расширения использования психологических методов, поведенческих наук в управлении организациями. Вот почему в учебнике читатель найдет интересные и практически важные сведения о формах проявления межгрупповых отношений, моделях поведения групп, путях преодоления межгрупповых конфликтов, значении и роли доверия. Наряду с организационным поведением рассматривается весь комплекс вопросов организационной культуры, роль которой в обеспечении эффективной деятельности компаний неизменно повышается. Читателю будет интересно познакомиться с новой главой “Деловая репутация”, характеризующей высокие стандарты поведения сотрудников, руководителей и организации в целом, обобщенный опыт использования корректных методов и норм корпоративной этики. Особо рассматривается вопрос о безусловной достоверности и открытости данных о деятельности организации.

    Четвертая часть “Функционирование” дает представление об основных рычагах и организационных механизмах, приводящих в действие субъекты хозяйствования и обеспечивающих их устойчивую работу. Прежде всего это организация деятельности высшего звена управления и механизм принятия управленческих решений – стратегических и оперативных, простых и сложных. С этих же позиций рассматриваются координационная деятельность и ее основные виды – превентивная, устраняющая, регулирующая и стимулирующая. С усложнением структур управления трудно переоценить значение организационных коммуникаций, связывающих организацию в единый комплекс и обеспечивающих сбалансированное ее функционирование.

    Пятая часть – “Управление знаниями”. На основе уже проведенных теоретических разработок и обобщения практики многих компаний излагается весь спектр вопросов – от значения, отбора, накопления и распространения знаний до их различных группировок, оценки эффективности управления ими, изменения роли менеджеров. Наиболее подробно рассматриваются содержание и методы исполнения функции управления знаниями – последовательность выполнения работ, применение информационных технологий, формирование корпоративной памяти, использование экспертных систем и т.д. Показано, как знания – живой и развивающийся организм – создают реальные экономические ценности.

    Шестая часть – “Информационные технологии”. Важное место отводится использованию новейших технических средств управления и информационных технологий, оказывающих непосредственное влияние на повышение продуктивности работы аппарата управления и эффективность деятельности организации в целом. Обобщается новый опыт применения информационных сетей (прежде всего Интернета), открывших широкие возможности для электронного бизнеса, масштаб и значение которого неуклонно возрастают.

    Седьмая часть – “Адаптация к рынку”. Ее актуальность связана с современными процессами перехода к новым формам организации, адекватным условиям рыночной экономики. В этой части рассматриваются влияние форм собственности на организацию управления применительно к разным видам хозяйствующих субъектов, соответствующие типы структур управления и методы их адаптации к рыночным отношениям. Особое внимание уделяется построению и анализу работы акционерных обществ – новых для России форм хозяйствования, а также роли, организации и специфическим особенностям малых предприятий. Последние рассматриваются, с одной стороны, как важный ресурс экономического развития и, с другой – как широко распространенная организационная форма, которой свойственны динамизм и высокая адаптивность к запросам потребителей.

    Восьмая часть – “Интеграция”, в которой последовательно рассматриваются теоретические основы, предпосылки и разновидности объединения организаций для достижения общих целей и решения определенных задач. Изучаются современные формы интеграции предприятий: корпорации (в том числе транснациональные), холдинги, финансово-промышленные группы, консорциумы, совместные предприятия, синдикаты, картели и др. К числу специфических российских факторов, побуждающих предприятия к объединению, относятся рост трансакционных издержек, необходимость восстановления разрушенных производственно-технологических связей и структурной перестройки производства, координация деятельности всех звеньев технологической цепи, привлечение крупных финансовых ресурсов, повышение уровня управляемости. Особое значение приобретают организационные структуры, которые могли бы стать проводниками промышленной политики, формировать промышленные союзы из предприятий различных отраслей и новых экономических образований (включая финансово-кредитные учреждения и торгово-коммерческие компании).

    Девятая часть – “Государство и предприятие”. Весь комплекс вопросов, касающихся взаимодействия государства и предприятий, выделен в особый блок и является предметом рассмотрения в самостоятельной части книги. Речь, в частности, идет о современных формах государственного регулирования, принципах организации и функциях федеральных органов власти, формировании рыночной инфраструктуры. В современной России существует объективная потребность в повышении действенности государственного регулирования и законодательного обеспечения процессов экономического развития и хозяйствования, в усилении роли государства в экономике.

    Десятая часть “Организационное проектирование” посвящена системному подходу к формированию организационных структур управления. Анализируются и сопоставляются основные методологические принципы, процессы и собственно методы проектирования организаций, а также используемые критерии для оценки организационных решений, основные условия и направления корректировки организационных структур. Дается характеристика возможных этапов осуществления организационного проектирования, программ реорганизации и методов решения задач на каждом этапе (подготовка, сбор информации, определение проблем, организационно-техническое проектирование, социальное проектирование, проведение преобразований). Привлечен новый материал, связанный с процедурными и правовыми вопросами слияния предприятий. Данная часть завершается постановкой и решением задач по определению эффективности организационных изменений на основе кратко-, средне- и долгосрочных критериев.

    Одиннадцатая часть – “Будущее”. На основе анализа современных мировых тенденций и результатов исследований, обобщающих передовую практику, рассматриваются объективные требования к организациям будущего, перспективные формы таких организаций, а также условия их использования в долгосрочном плане. Приводятся основные характеристики возникших в последнее время организаций “с внутренними рынками” и сетевых организаций. Практически впервые достаточно подробному разбору подвергаются построение и механизм функционирования таких новых типов организаций, как виртуальные, многомерные, интеллектуальные, круговые. Большое внимание уделяется обучающимся организациям, выступающим в роли ключевого фактора организационного развития.

    Четвертое издание книги дополнено новой частью – “Управление знаниями”. В другие части учебника внесены отдельные изменения: включены новые главы и фрагменты глав, заново написаны отдельные главы, обновлены статистические и фактические данные. В книге сделана попытка обобщить мировой опыт и теоретические воззрения последнего времени, нашедшие свое отражение в новейшей литературе по организации и управлению (В первую очередь можно выделить такие монографии, как: Senge P.M. The Fifth Discipline. – N.Y.: Doubleday, 1990; Hesselbein F., Goldsmith, Beck-hard R. The Organization of the Future. – San Francisco: Sossey-Bass, 1997; Современное управление: Энциклопедический справочник. Т. I–II. – М.: Издатцентр, 1997; Mead R. International Management. Cross-Cultural Dimensions. – L.: Beackwell, 1994; Halal W.E., Geranmayeh A., Pourdehnad J. Internal Markets. – L.: John Wiley and Sons, 1993; Ackoff R.L. The Democratic Corporation. – Oxf.: Oxford University Press, 1994; Scott W.R. Organizations, Rational, Natural and Open Systems. 4 ed. – Prentice Hall, 1998; Williamson O.E. Organization Theory, From Chester Barnard to the Present and Beyond. – Oxf.: Oxford University Press, 1995; Hodge B.S., Antony W.P., Gales LM. Organization Theory (A Strategic Approach). 5 ed. – Prentice Hall, 1996; Pinchot G., Pinchot E.The Intellegent Organization. – San Francisco: Berrett-Koehler, 1996; Davidow W.H., Malone M.S. The Virtual Corporation. – N.Y.: Harper Business, 1992; Organizational Dynamics. A Quarterly Review. – Autumn, 1998; Управление современной компанией / Под ред. Б. Мильнера и Ф. Лииса. – М.: ИНФРА-М, 2001.), а также в материалах международных конференций и симпозиумов. Дана более углубленная трактовка современных аспектов теории организации (профессионального управления, организационного поведения, управления знаниями, организационной эффективности, организации исполнительной власти, слияния компаний, организаций “с внутренними рынками”). Расширен материал об организационной культуре, доверии в организациях, государственном регулировании и поддержке предприятий.

    В книгу включена достаточно подробная хронология развития теории организации. Она охватывает многие известные в истории человечества факты и события, имеющие отношение к зарождению и развитию принципов формирования и функционирования организаций, – от древнейших времен до наших дней. В четвертом издании “Хронология” дополнена данными последних лет. В “Хронологии” использованы материалы из книги: Shafritz S.M., Ott J.S. Classics of Organization Theory. 4 ed. – HarcourtBraceCollege Publishers, 1996.

    Курс лекций по теории организации читался автором на экономическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, в Государственном университете управления, в Международном университете в Москве, а также в ряде зарубежных университетов.

    В подготовке четвертого издания книги большую и неоценимую помощь оказали сотрудники Института экономики РАН: О.Б. Добржицкая, Г.Н. Белова, И.В. Пименова. Считаю своим долгом выразить искреннюю благодарность всем коллегам, оказавшим содействие в том, чтобы настоящая книга вышла в свет.