Юридические исследования - Государственное и муниципальное управление и регулирование в транспортной системе. Игнатьев В.Б. -

На главную >>>

Муниципальное право: Государственное и муниципальное управление и регулирование в транспортной системе. Игнатьев В.Б.


    В современных условиях любое государство формирует государственную экономическую политику (ГЭП) или условия хозяйствования, осуществляет государственное регулирование экономики (ГРЭ) и государственное управление экономикой (ГУЭ). В зависимости от отрасли хозяйствования государство с различной степенью вмешивается в экономику.

     В ходе экономической реформы, в результате формирования новых собственников посредством разгосударствления (приватизации) собственности и образования новых организационно-правовых форм и типов предприятий происходит формирование рынка и системы управления и регулирования, в том числе управления транспортной системой (ТС) и транспортным комплексом (ТК) России и их регулирования.

     ТС составляют предприятия и объекты транспортного комплекса, подведомственные Министерству транспорта Российской Федерации (Минтранс России, Минтранс РФ), предприятия и объекты, подведомственные Министерству путей сообщения Российской Федерации (МПС РФ), другим ведомствам и собственникам.

     Развитие рыночных отношений в России, изменение системы отраслевых (территориальных и хозяйственных) связей, интеграция России в мировую экономическую систему предопределяют возрастание роли транспорта и требуют создания высокоэффективных транспортных грузопроводящих и пассажирообслуживающих систем. Все более актуальной для производителей и потребителей продукции становится задача удовлетворения их потребностей, в частности, ускорения оборота материальных ценностей. От своевременного и качественного удовлетворения потребностей пассажиров в транспортных услугах во многом зависит социальная стабильность в стране.


    Игнатьев В.Б. Государственное и муниципальное управление и регулирование в транспортной системе.- Иркутск, 2003.- 408 cтр.


    ОГЛАВЛЕНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ    5
    1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ
    1.1. Формы и методы государственного управления и регулирования    7
    1.2. Федеральные, региональные и муниципальные органы управления и регулирования ТС и ТК    18
    2. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТРУКТУРА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ    21
    2.1. Распределение обязанностей и органов управления между министром Минтранса РФ и его заместителями    24
    2.2. Основные функции, задачи и структура Министерства транспорта РФ    32
    2.3. Департамент российской транспортной инспекции    37
    2.4. РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ
    2.4.1. Современное состояние внутреннего водного транспорта России    50
    2.4.2. Государственное управление на внутреннем водном транспорте    75
    2.4.3. Государственное регулирование на внутреннем водном транспорте    86
    2.4.4. Органы управления и регулирования на внутреннем водном транспорте    93
    2.5. МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ
    2.5.1. Современное состояние и перспективы развития морского транспорта России    101
    2.5.2. Государственное управление на морском транспорте    124
    2.5.3. Государственное регулирование на морском транспорте    130
    2.5.4. Органы управления и регулирования на морском транспорте    149
    2.6. АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
    2.6.1. Современное состояние автомобильного транспорта    161
    2.6.2. Государственное управление на автомобильном транспорте    170
    2.6.3. Государственное регулирование на автомобильном транспорте    173
    2.6.4. Органы управленияирегулирования на автомобильнм транспорте    193
    2.7. ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО
    2.7.1. Современное состояние дорожного хозяйства    203
    2.7.2. Государственное регулирование деятельности в дорожном хозяйстве    210
    2.7.3. Государственное управление дорожным хозяйством    211
    2.7.4. Органы регулирования дорожного хозяйства и управления им в РФ    214
    2.8. ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
    2.8.1. Современное состояние гражданской авиации    220
    2.8.2. Государственное управление гражданской авиацией    236
    2.8.3. Государственное регулирование в гражданской авиации    242
    2.8.4. Органы управления и регулирования на воздушном транспорте    268
    3. МИНИСТЕРТСВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: СТРУКТУРА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    3.1. Современное состояли ежелезнодорожного транспорта России    280
    3.2. Государственное регулирование на железнодорожного транспорта России    297
    3.3. Управление железнодорожным транспортом    304
    3.4. Реструктуризация железнодорожного транспорта России    318
    4. ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
    4.1. Современное состояние трубопроводного транспорта России    338
    4.2. Государственное управление трубопроводным транспортом    348
    4.3. Государственное регулирование на трубопроводном транспорте    350
    5. ТРАНСПОРТНЫЕ ОРАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ И СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ    355
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ    366
    ПРИЛОЖЕНИЯ    374


    ВВЕДЕНИЕ

     В современных условиях любое государство формирует государственную экономическую политику (ГЭП) или условия хозяйствования, осуществляет государственное регулирование экономики (ГРЭ) и государственное управление экономикой (ГУЭ). В зависимости от отрасли хозяйствования государство с различной степенью вмешивается в экономику.

     В ходе экономической реформы, в результате формирования новых собственников посредством разгосударствления (приватизации) собственности и образования новых организационно-правовых форм и типов предприятий происходит формирование рынка и системы управления и регулирования, в том числе управления транспортной системой (ТС) и транспортным комплексом (ТК) России и их регулирования.

     ТС составляют предприятия и объекты транспортного комплекса, подведомственные Министерству транспорта Российской Федерации (Минтранс России, Минтранс РФ), предприятия и объекты, подведомственные Министерству путей сообщения Российской Федерации (МПС РФ), другим ведомствам и собственникам.

     Развитие рыночных отношений в России, изменение системы отраслевых (территориальных и хозяйственных) связей, интеграция России в мировую экономическую систему предопределяют возрастание роли транспорта и требуют создания высокоэффективных транспортных грузопроводящих и пассажирообслуживающих систем. Все более актуальной для производителей и потребителей продукции становится задача удовлетворения их потребностей, в частности, ускорения оборота материальных ценностей. От своевременного и качественного удовлетворения потребностей пассажиров в транспортных услугах во многом зависит социальная стабильность в стране.

     Происходящие сейчас изменения в ТС еще раз подтверждают важнейшие закономерности зависимости производства от управления и наоборот:
    - зависимость цели и результата управления транспортом от учета потребностей потребителей;
    - зависимость системы управления от собственности на транспортную продукцию и транспортные средства. Эти и другие закономерности проявляются, в частности, в воздействии производства на управление

     Произошедшие структурные преобразования на транспорте и в том числе, в организационно-правовых формах собственности, а значит, и в

    5

     системе управления привели к изменениям и образованию новых органов управления ТС:

    1. На муниципальном уровне:
    - муниципальных - в городах, районах и поселках

    2. На региональном уровне:
    - территориальных - в субъектах Федерации;
    - федеральных (отраслевых) - на территории: администраций морских портов (АМП); отделений российской транспортной инспекции (ОРТИ) и др.

    3. На федеральном уровне:
    - в ТК - государственных служб: речного и морского флота (ГСРФ и ГСМФ соответственно), автомобильного, воздушного транспорта, дорожного хозяйства (CAT, ГСГА, ГСДХ); департамента российской транспортной инспекций (ДРТЕ.) и других органов управления входящих в состав Министерства транспорта РФ;
    на железнодорожном транспорте - МПС и т.д..

     Система управления ТС находится во взаимосвязи с другими управляющими системами и подсистемами (государства, местного самоуправления и т.д.). Поэтому управление ТС России следует рассматривать как единый самостоятельный субъект управления, в то же время связанный с системой управления России.

     Появившиеся вновь понятия субъекта собственности, хозяйствования, предпринимательства, управления имуществом, регулирования деятельности, создания рыночных условий хозяйствования требуют своего уточнения применительно к ТС и ТК России.

     В данном пособии термины: и понятия рассматриваются так, как они трактуются в законодательных и нормативных актах Российской Федерации, хотя и не всегда бесспорно.

     То, на что следует обратить внимание: важные закономерности и термины, наименование предприятий и способы воздействия на них и др. выделено полужирным курсивом.

     Перечисленные и другие проблемы и закономерности формирования системы управления ТС будут рассматриваться, по видам транспорта. В работе анализируются процессы формирования собственности, некоторые вопросы формирования новых типов предприятий и объединений, их опыт работы в России и за рубежом, некоторые регулирующие и управленческие воздействия, государственные органы исполнительной власти и управления видом (видов) транспорта по уровням.

    6

     Эта работа является переработанным и обновленным продолжением ранее подготовленных и опубликованных учебных пособий1.

    7

    1 Игнатьев В.Б. Формирование системы управления транспортом: Учеб. пособие: в 2 ч. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1995. Игнатьев В.Б. Государственное и муниципальное управление и регулирование транспортно-дорожным комплексом: Учеб. пособие Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999. 404 с.