Юридические исследования - Правовое обеспечение комплексного управления прибрежной зоной. Еремина Т.Р. -

На главную >>>

Международное публичное право: Правовое обеспечение комплексного управления прибрежной зоной. Еремина Т.Р.


    Учебное пособие "Правовое обеспечение комплексного управления прибрежной зоной" подготовлено в рамках европейского проекта T_JEP-10814-1999 ТЕМПУС/ТАСИС "Развитие обучения и практики в комплексном управлении прибрежной зоны" при тесном сотрудничестве Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ, Санкт-Петербург, Россия), Университета Кадиса (Испания) и Университета Авейро (Португалия).

     Структура и содержательная часть учебного пособия обсуждалась со специалистами в области прибрежного законодательства Университета Авейро и Университета Кадиса. Авторы благодарны д-ру Ф. Мартине (Университет Авейро) за консультации, ценные замечания и советы, сделанные при ознакомлении с содержательной частью учебного пособия, а также Г.А. Изкуиердо (Университет Кадиса за помощь в подборе необходимых материалов.


    Еремина Т.Р. и др. Правовое обеспечение комплексного управления прибрежной зоной.- Санкт-Петербург, 2003.- 174 cтр.



    СОДЕРЖАНИЕ


    Предисловие    5
    Вступительное слово. Проект EU-COMET как инструмент развития образования в области КУПЗ в Российской Федерации    7
    Введение    13
    Раздел 1. Международно-правовые основы управления прибрежной зоной    16
    Глава 1.1. Роль правовых механизмов в комплексном управлении прибрежной зоной (КУПЗ)    18
    Глава 1.2. Международное законодательство о прибрежном управлении    26
    Раздел 2. Морское право    60
    Глава 2.1. Понятие морского права. Основные принципы, правила, нормы и источники морского права    62
    Глава 2.2. Морские пространства и основные положения их правового режима    78
    Глава 2.3. Международные проливы и каналы    111
    Глава 2.4. Архипелажные воды и континентальный шельф    131
    Глава 2.5. Арктика и Антарктика    139
    Раздел 3. Юридические начала управления прибрежной зоной в Российской Федерации
    Глава 3.1. Формирование законодательства по управлению прибрежной зоной в Российской Федерации    145
    Глава 3.2. Природноресурсовое и природоохранительное законодательство РФ - как правовая основа охраны и защиты побережий    148
    Глава 3.3. Международно-правовые обязательства РФ по гармонизации природопользования и защиты окружающей среды    160
    Заключение    169
    Литература    171



    ПРЕДИСЛОВИЕ

     Учебное пособие "Правовое обеспечение комплексного управления прибрежной зоной" подготовлено в рамках европейского проекта T_JEP-10814-1999 ТЕМПУС/ТАСИС "Развитие обучения и практики в комплексном управлении прибрежной зоны" при тесном сотрудничестве Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ, Санкт-Петербург, Россия), Университета Кадиса (Испания) и Университета Авейро (Португалия).

     Структура и содержательная часть учебного пособия обсуждалась со специалистами в области прибрежного законодательства Университета Авейро и Университета Кадиса. Авторы благодарны д-ру Ф. Мартине (Университет Авейро) за консультации, ценные замечания и советы, сделанные при ознакомлении с содержательной частью учебного пособия, а также Г.А. Изкуиердо (Университет Кадиса за помощь в подборе необходимых материалов.

     Разделы 1 и 3 написаны Т.Р. Ерёминой, раздел 2 - Е.В. Стецко. Общая компоновка выполнена Т.Р. Ерёминой.

     Авторы признательны Ю.Г. Михаиличенко (Департамент наук о жизни и Земле, Минпромнауки РФ) за предоставленную возможность познакомиться и использовать при подготовке учебного пособия результаты работы группы московских экспертов по разработке концепции законодательства по КУПЗ, а также профессору В.В. Гальцовой, принимавшей участие в разработке проекта "Берегового Кодекса Российской Федерации" специалистами Санкт-Петербурга и любезно предоставившей материалы по данному законопроекту.

    5

    FOREWORD

     The textbook "Coastal Law" has been prepared within the framework of the TEMPUS/TACIS European project T_JEP-10814-1999 "Development of education and practice in integrated coastal zone management", owing to close cooperation of the Russian State Hydrometeo-rological University (RSHU, St. Petersburg, Russia), Cadiz University (Spain) and Aveiro University (Portugal).

     The structure and content of the textbook were discussed with experts in coastal legislation at the University of Cadiz and the University of Aveiro. The authors express their gratitude to Dr. F. Martins (Aveiro University) for consultations, valuable comments and advice concerning the content of the textbook, and also to A. Izquierdo Gonzalez (Cadiz University), for help in selecting the necessary materials.

     Parts 1 and 3 were written by T.R. Eremina, Part 2, by E.V. Stetsko. The general arrangement was performed by T.R. Eremina.

     The authors are grateful to Yu.G. Mikhailichenko (Department of Life and Earth Sciences, Ministry of Industry and Science of the Russian Federation) for the opportunity to get acquainted and use the results obtained by the group of Moscow experts who elaborated the concept of ICZM legislation, as well as to Prof. V.V. Galtsova, who along with experts of St. Petersburg took part in development of the "Coastal Codex of the Russian Federation" and kindly shared materials on this draft law.

    6



    ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время прибрежная зона привлекает особое внимание и интерес различного рода специалистов. Именно с прибрежной зоной связывают потенциально опасные тенденции глобальных климатических изменений. Возможное повышение уровня Мирового океана за счет таяния ледниковых шапок может привести к серьезным экологическим, социально-экономическим и даже политическим последствиям. Такого рода изменения могут иметь не только локальные, но региональные и глобальные масштабы. Поэтому уже сегодня ставится вопрос о том, что мировое сообщество должно, объединив свои усилия, разработать систему мер, направленных на предотвращение возможных последствий глобального изменения климата, а также негативного влияния человеческой деятельности и обязательно обеспечить реализацию этих мер в прибрежных зонах за счет применения правового механизма.

     Прибрежные области благодаря своим богатым ресурсам во всем мире исторически являются одними из наиболее эксплуатируемых районов. В настоящее время более 60% населения Земли проживает в 60-мильной прибрежной зоне и миграция населения из внутренних районов в прибрежные зоны постоянно возрастает. Возникает острый конфликт между стремлением немедленного использования и потребления прибрежных ресурсов и необходимостью обеспечить долгосрочный резерв этих ресурсов.

     Многие районы в прибрежных зонах загрязнены отходами местных и внутриматериковых промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Из-за загрязнения окружающей среды уменьшается притягательность туризма и снижается рекреационный потенциал, сокращаются или полностью исчезают рыбные промыслы, происходит деградация экосистем в районах разработок морских нефтяных и газовых месторождений, строительства портов, морских защитных сооружений и нефтяных терминалов.1

     Глобальная нехватка природных ресурсов становится реальной угрозой. Ярким свидетельством угрозы дефицита природных ресурсов, в первую очередь в прибрежных областях, являются эрозия

    13

     берегов, ухудшение качества атмосферного воздуха и воды, сокращение биоразнообразия. По мнению авторитетных экономистов, современная добыча невозобновимых природных ресурсов "сокращает их количество, которое потенциально может быть использовано в будущем. Это породило страх, что все страны мира исчерпают все указанные ресурсы и их исчезновение поставит предел экономическому росту".2 Природоресурсные беды человечества в юридической литературе связывают с неадекватностью современного правового регулирования пользования естественными ресурсами, несмотря на обилие международно-правовых и национально-законодательных норм об охране окружающей среды. Неадекватность регулирования усугубляется отсутствием оптимального государственного управления природными ресурсами.3

     Противоречия, связанные с повышением использования прибрежных ресурсов, неизбежно приводят к обострению проблем социально-экономического развития. Проблемы множественной юрисдикции и конкуренции среди пользователей ресурсов без наличия механизмов урегулирования споров, неадекватные формы охраны ресурсов, а также отсутствие национальной и местной политики управления прибрежными зонами, обеспечивающей информированность при принятии решений, приведут к потере способности устойчивого развития в будущем.4

     Плановая система управления экономикой, отсутствие рыночных механизмов и строго централизованная политическая система существовавшие в Советском Союзе не позволяли развивать и внедрять в практику методологию комплексного управления прибрежными зонами (КУПЗ). В Российской Федерации в настоящее время отсутствует законодательная и регламентирующая база для выполнения скоординированной стратегии использования и развития природных ресурсов прибрежных зон России, не создана институциональная система и органы управления для координации совместных действий в целях достижения устойчивого развития

    14

     прибрежной зоны РФ. Вместе с тем, радикальные экономические преобразования, необходимость координации хозяйственной деятельности в прибрежных зонах РФ требуют разработки Закона о прибрежной зоне, в котором она должна рассматриваться как целостный объект управления и хозяйствования, включающий как береговую зону, так и часть морской акватории.

     Интеграция России в мировое сообщество позволяет использовать зарубежный опыт КУПЗ и разрабатывать законодательство для управления прибрежной зоной на основе международно-правовых документов и актов Европейского Сообщества и других, экономически развитых стран, а также используя существующее природоохранное законодательство РФ. Однако формирование законодательной основы требует особой ответственности и взвешенности, избирательного привнесения в отечественное законодательство уже оправдавших себя международных и иностранных правовых норм в прибрежном управлении.5

    15

    1Н.А. Айбулатов, Ю.Г. Михайличенко и др. Разработка научно-правового обоснования проекта закона Российской Федерации об управлении прибрежными зонами: Отчет о НИР / Океанографическое общество; М., ВНТИЦ, 2000 г. - 206 с.

    2Фишер С., Дорнбуш Р., Шалензи Р. Экономика: Пер. с англ. М., 1998. С.659-660

    3Вылегжанин А.Н., Зиланов В.К. Международно-правовые основы управления морскими живыми ресурсами. - М: Экономика, 2000. - 598 с.

    4Н.А. Айбулатов, Ю.Г. Михайличенко и др. Разработка научно-правового обоснования проекта закона Российской Федерации об управлении прибрежными зонами: Отчет о НИР / Океанографическое общество; М., ВНТИЦ, 2000 г. - 206 с.

    5Н.А. Айбулатов, Ю.Г. Михайличенко и др. Разработка научно-правового обоснования проекта закона Российской Федерации об управлении прибрежными зонами: Отчет о НИР / Океанографическое общество; М., ВНТИЦ, 2000 г. - 206 с.