Коренев А.П. Административное право России. Часть 1. Государственное управление и административное право.- М., 2002.- 300 cтр.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 4 РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО Глава 1. Государственное управление как объект административно-правового регулирования §1. Сущность и основные черты государственного управления, исполнительной деятельности 5 §2. Соотношение государственного управления, местного самоуправления и иного негосударственного управления 11 §3. Управление внутренними делами как самостоятельная отрасль государственного управления 14 §4. Принципы государственного управления 15 §5. Принципы управления внутренними делами 24 Глава 2. Административное право и его система §1. Понятие административного права 27 §2. Система административного права и его принципы 30 §3. Источники административного права 35 §4. Роль административного права в регулировании общественных отношений в управлении внутренними делами 38 Глава 3. Механизм административно-правового регулирования §1. Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов 41 §2. Понятие, структура и виды административно-правовых норм 42 §3. Реализация административно-правовых норм 49 §4. Административно-правовые отношения и их виды 53 §5. Механизм административно-правового регулирования и деятельность органов внутренних дел 57 Глава 4. Наука административного права §1. Предмет и система науки административного права 60 §2. Развитие науки административного права 63 §3. Научные исследования административно-правовых проблем в области внутренних дел 66 РАЗДЕЛ II. СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Глава 5. Граждане §1. Административно-правовой статус граждан 69 §2. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства 74 §3. Административно-правовая охрана прав и свобод граждан в сфере государственного управления 76 §4. Основные права и обязанности граждан в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Роль органов внутренних дел в охране прав и свобод граждан 79 Глава 6. Органы исполнительной власти §1. Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной власти 82 §2. Виды органов исполнительной власти 84 §3. Система органов исполнительной власти 86 §4. Место органов внутренних дел в системе исполни тельной власти 110 Глава 7. Органы местного самоуправления §1. Понятие, виды и административно-правовой статус органов местного самоуправления 112 §2. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка 119 Глава 8. Государственные служащие §1. Понятие, виды и принципы государственной службы 122 §2. Классификация государственных должностей, государственных служащих и их административно-правовой статус 126 §3. Прохождение государственной службы 132 §4. Служба в органах внутренних дел и ее особенности 139 Глава 9. Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации §1. Понятие, виды и административно-правовой статус предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций 141 §2. Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации в системе органов внутренних дел 146 Глава 10. Общественные объединения и их служащие §1. Понятие и виды общественных объединений 149 §2. Административно-правовой статус общественных объединений 153 §3. Основы административно-правового положения религиозных объединений 159 §4. Общественные объединения в органах внутренних дел. Общественные формирования, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности 166 РАЗДЕЛ III. СОДЕРЖАНИЕ, АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Глава 11. Содержание государственного управления §1. Функции государственного управления 172 §2. Формы государственного управления и их классификация 175 §3. Административный договор 180 §4. Методы государственного управления и их классификация 183 §5. Функции, формы и методы административной деятельности органов внутренних дел 188 Глава 12. Правовые акты управления §1. Понятие и юридическое значение правового акта управления (административного акта) 191 §2. Виды правовых актов управления 194 §3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Действие правовых актов управления 199 §4. Акты органов внутренних дел. Особенности правовых актов управления органов внутренних деле 203 Глава 13. Поощрение в государственном управлении §1. Сущность и система поощрений 206 §2. Поощрения сотрудников органов внутренних дел за успехи в служебной деятельности 212 Глава 14. Административное принуждение §1. Сущность и виды административного принуждения 214 §2. Меры административного предупреждения 216 §3. Меры административного пресечения 218 §4. Административное принуждение в деятельности органов внутренних дел 232 РАЗДЕЛ IV. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС Глава 15. Понятие и основные принципы административного процесса §1. Понятие и основные черты административного процесса 236 §2. Принципы и стадии административного процесса 238 §3. Субъекты административного процесса. Органы внутренних дел как субъекты административного процесса 242 Глава 16. Административные производства §1. Административный процесс и административные производства 247 §2. Производство по обращениям граждан 248 §3. Производство по делам о поощрении 251 §4. Производство по делам о дисциплинарных проступках 254 §5. Административные производства в деятельности органов внутренних дел 256 РАЗДЕЛ V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ Глава 17. Содержание и способы обеспечения законности в государственном управлении §1. Законность, дисциплина и административное усмотрение 260 §2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении 267 §3. Контроль в государственном управлении 268 §4. Административный надзор. Контрольные и надзорные функции органов внутренних дел 272 §5. Судебный контроль за законностью осуществления исполнительной власти 275 §6. Прокурорский надзор 281 §7. Законность и дисциплина в деятельности органов внутренних дел и способы ее обеспечения 284 Глава 18. Ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц за ущерб, причиненный служебной деятельность §1. Основания ответственности органов исполнительной власти и их должностных лиц за причиненный ущерб 286 §2. Виды и размер возмещения ущерба (вреда) 288 §3. Ответственность органов внутренних дел и их работников за ущерб, причиненный служебной деятельностью 291
КОРЕНЕВ Алексей Прокофьевич (11.02.1931 - 8.11.2001)
8 ноября скончался Коренев Алексей Прокофьевич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник МВД СССР, заслуженный деятель науки России, полковник милиции в отставке.
Алексей Прокофьевич Коренев родился 11 февраля 1931 г. в деревне Гришинская Кирилловского района Вологодской области. В возрасте 13 лет с 1943 по 1947 гг. трудился рабочим на Чарозерском районном промышленном комбинате Вологодской области. В 1956 г. окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова. Работал судьей. В 1961 г. под научным руководством доктора юридических наук, профессора Петрова Г.И. защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Кодификация советского административного права".
С 1963 г. на службе в органах внутренних дел. В 1970 г. защитил докторскую диссертацию по проблеме: "Применение норм административного права". Более 35 лет жизни А.П. Коренев посвятил службе в милиции. С 1976 по 2000 гг. занимал должность начальника кафедры административного права и административно-служебной деятельности органов внутренних дел прежде Московской высшей школы милиции МВД СССР, Московского юридического института МВД России, а затем и Московской академии МВД России. За это время им были подготовлены тысячи сотрудников для практических органов внутренних дел, которые занимают различные должности - от участкового инспектора до первого заместителя министра. Им было подготовлено более 60 кандидатов юридических наук, ряд из которых стали впоследствии докторами юридических наук и продолжают развивать административное право.
Алексей Прокофьевич автор ряда учебников по административному праву и административной деятельности органов внутренних дел, более двухсот научных трудов по административному праву, изданных как в нашей стране, так и за рубежом. Его монография, выпущенная в 1978 г. "Нормы административного права и их применение", является одной из лучших работ по административному праву за всю историю существования данной науки. А.П. Коренев неоднократно принимал участие в разработке государственных программ, законопроектов, последним из которых является проект КоАП РФ.
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Административное право является наиболее крупной отраслью системы российского права, поскольку оно предназначено регулировать разнообразные общественные отношения в самой многосторонней социальной сфере - в сфере государственного управления, деятельности исполнительной власти. Оно занимает особое место в системе российского права и отличается от других отраслей права не только предметом регулирования, но и характеризуется наибольшей мобильностью, а также широкой сферой регулирования. В связи с этим роль и значение административного права в правовом регулировании общественных отношений весьма велики.
Это направление административно-правового регулирования приобретает исключительно важное значение в современный период. Принятые за последние годы нормативно-правовые акты по переходу к рыночным отношениям, по реорганизации системы управления и методов управления экономикой, социально-культурной и другими сферами жизнедеятельности содержат многочисленные нормы административного права, направленные на урегулирование и развитие новых управленческих отношений.
Посредством административно-правовых норм определяются правовой статус граждан в сфере управления, правовое положение государственных органов исполнительной власти (сотрудников) и их взаимоотношения с гражданами. Нормы административного права определяют административно-правовой статус органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных объединений, а также административно-правовой статус государственных служащих и служащих негосударственных объединений.
Большое развитие в последние годы получили административно-правовая охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, что нашло свое воплощение в принятии ряда законодательных и иных нормативных актов, направленных на укрепление правопорядка.
Курс "Административное право" представляет собой одну из профилирующих дисциплин. Он имеет основополагающее методологическое значение для курса "Административная деятельность органов внутренних дел", который изучается в высших образовательных учреждениях юридического профиля МВД России. Изучение последнего базируется на курсе "Административное право".
4
|