Юридические исследования - История политико-правовых учений. Хорошилов А.Н. -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: История политико-правовых учений. Хорошилов А.Н.


    В учебном пособии последовательно рассматриваются политико-юридические проблемы с древнейших времен до наших дней. В его основе как региональный, страноведческий, так и портретный (индивидуальный и коллективный) метод: где и кем в наиболее развитой форме были представлены политико-правовые идеи.

    Задача курса "История политико-правовых учений": 1) показать закономерности развития политико-правовой идеологии, 2) изложить историю наиболее влиятельных концепций государства и права, 3) помочь формированию теоретического мышления и исторического сознания студента, умению оценивать политико-правовые доктрины. Курс базируется на философии, политологии, социологии, истории, культуре, религии и других науках, тесно связан с теорией и историей государства и права, поэтому для его освоения необходима мобилизация знаний по этим дисциплинам.


    Хорошилов А.Н. История политико-правовых учений.- М., 2002.- 344 cтр.


    СОДЕРЖАНИЕ


    Предисловие    3
    ДРЕВНИЙ МИР
    Глава 1 Древний Восток - колыбель правовой и политической мысли    10
    1.1. Древний Египет. Вавилон    12
    1.2. Древняя Индия: этапы становления правовой духовности    13
    1.3. Древний Китай    17
    Глава 2 Развитие демократических и аристократических учений в Древней Греции    24
    2.1. Политико-правовая мысль раннего периода (IX - VI вв. до н.э.)    25
    2.2. Развитие демократических учений    30
    2.3. Политические и правовые учения аристократии    33
    2.4. Период упадка древнегреческих полисов    42
    Глава 3 Политико-правовая идеология рабовладельческой аристократии и ранних христиан в Древнем Риме    45
    3.1. Учение Цицерона о государстве и праве    46
    3.2. Политико-правовые воззрения римских юристов    50
    3.3. Политико-правовые идеи раннего христианства    54
    3.4. Зарождение теократических доктрин    57
    СРЕДНИЕ ВЕКА
    Глава 4 Европа и исламский мир в эпоху Средневековья    62
    4.1. Политике-правовое учение Фомы Аквинского    63
    4.2. Средневековые ереси    66
    4.3. Марсилий Падуанский о законах и государстве    67
    4.4. Политические и правовые учения в исламе    69
    Глава 5 Светская правовая и политическая мысль эпохи Возрождения и Реформации
    5.1. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике    74
    5.2. Политические и правовые идеи Реформации    79
    5.3. Политические идеи тираноборцев    82
    5.4. Учение Ж. Бодена о государстве    84
    5.5. Политико-правовые идеи раннего социализма    86
    Глава 6 Русская политическая и правовая мысль с древнейших времен до конца XVII в
    6.1. Политико-правовые идеи Древней Руси    90
    6.2. Политическая мысль в период образования Московского царства    93
    6.3. Политические учения в России в XVII в    102
    НОВОЕ ВРЕМЯ
    Глава 7 Обоснование идей естественного права, договорного происхождения и разделения властей
    7.1. Политико-правовые учения в Нидерландах    110
    7.2. Политико-правовая идеология в период Английской буржуазной революции    115
    Глава 8 Западноевропейское Просвещение
    8.1. Политические и правовые взгляды французских просветителей    125
    8.2. Политические и правовые учения немецкого и итальянского Просвещения XVII - XVIII вв    137
    Глава 9 Россия XVIII в. От идеологии просвещенного абсолютизма до народной революции
    9.1. Период укрепления абсолютизма    142
    9.2. Период просвещенного абсолютизма - "слава граждан, государства и государя"    148
    Глава 10 США в XVIII в. Федералисты и конфедералисты
    10.1. Общая характеристика периода    155
    10.2. Политико-правовые идеи республиканцев    158
    10.2. Политике-правовые идеи федералистов    162
    Глава 11 Германская философия права
    11.1. Политико-правовая доктрина И. Канта    170
    11.2. Историческая школа права    175
    11.3. Философия духа Гегеля    177
    Глава 12 "Золотой век" политической и правовой мысли в Западной Европе в конце XVIII - XIX вв
    12.1. Консервативная реакция на Французскую революцию    182
    12.2. Либерализм в Англии и Франции    184
    12.3. Юридический позитивизм    188
    12.4. Теория "надклассовой монархии" Л. Штейна    190
    12.5. Политико-правовые учения О. Конта: "Идеи правят миром"    191
    12.6. Политико-правовые воззрения идеологов социализма    194
    12.7. Политико-правовые взгляды немецких социал-демократов. Ф. Лассаль и А. Бебель    197
    12.8. Анархизм П. Ж. Прудона    199
    12.9. Политико-правовая доктрина К. Маркса и Ф. Энгельса    201
    12.10. Социологические концепции государства и права    205
    12.11. "Воля к власти". Ф. Ницше    208
    Глава 13 Основные течения политико-правовой идеологии в России в первой половине XIX в
    13.1. Либеральные политико-правовые идеи М. М. Сперанского    214
    13.2. Охранительный либерализм Н. М. Карамзина    217
    13.3. Политические и правовые идеи декабристов    219
    13.4. Западничество и славянофильство    224
    Глава 14 Философия права в России во второй половине XIX в
    14.1. Русский реформизм    231
    14.2. Утопический социализм    235
    14 3. Революционное народничество    245
    14.4. Либерализм. Политическая социология    256
    14 5. Консервативная политико-правовая мысль    262
    14.6. Философия права B. C. Соловьева    272
    НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
    Глава 15 Развитие политико-правовой мысли в России в начале XX в
    15.1. Учения о правовом государстве    278
    15.2. Правоведы русского зарубежья    288
    Глава 16 Государственная доктрина большевизма    298
    Глава 17 Политические и правовые учения зарубежья в XX в
    17.1. Политический идеал Сунь Ятсена    306
    17.2. Политико-правовой и социальный идеал М. Ганди    309
    17.3. Политико-правовая доктрина солидаризма    312
    17.4. Неокантианская концепция права. Р. Штаммлер    315
    17.5. Школа "свободного права". Е. Эрлих    317
    17.6. Нормативизм Г. Кельзена    319
    17.7. Концепции плюралистической демократии    321
    17.8. Социологическая юриспруденция. Прагматизм Р. Паунда    323
    17.9. Политико-правовая идеология национал-социализма    325
    17.10. Возрожденная теория естественного права. Ж. Маритен    328
    17.11. О современных политико-правовых идеях    330
    Заключение    331
    Примерные вопросы к экзаменам (зачету)    332
    Латинские слова и изречения    334
    Литература    339



    Предисловие

     В учебном пособии последовательно рассматриваются политико-юридические проблемы с древнейших времен до наших дней. В его основе как региональный, страноведческий, так и портретный (индивидуальный и коллективный) метод: где и кем в наиболее развитой форме были представлены политико-правовые идеи.

     Задача курса "История политико-правовых учений": 1) показать закономерности развития политико-правовой идеологии, 2) изложить историю наиболее влиятельных концепций государства и права, 3) помочь формированию теоретического мышления и исторического сознания студента, умению оценивать политико-правовые доктрины. Курс базируется на философии, политологии, социологии, истории, культуре, религии и других науках, тесно связан с теорией и историей государства и права, поэтому для его освоения необходима мобилизация знаний по этим дисциплинам.

     История политико-правовых учений - это процесс закономерно возникающих и развивающихся на протяжении истории человечества политико-правовых идей. В системе юридических наук она относится к числу историко-теоретических дисциплин. Ее предметом является история теоретически оформленных в доктрины взглядов на государство, право, политику.

     Политикое-правовая доктрина состоит из трех частей: 1) логико-теоретической, философской, религиозной или иной основы; 2) теоретического содержания (система понятий и категорий, составляющих данную теорию государства и права); 3) программы (оценка существующего государства и права, политические цели).

     К оценке политико-правовых доктрин применяется не гносеологический подход (истинности - неистинности), а социологический (способность выражать интересы конкретной социальной группы). Поэтому при их изучении важно выделить следующие вопросы:
    1) когда и где возникла данная доктрина, кто ее главные представители;
    2) какова связь доктрины с исторической обстановкой, с интересами социальных групп;

    3
    3) каково теоретическое обоснование доктрины, ее связь с господствующим или влиятельным мировоззрением, какие идеи лежат в ее основе;
    4) как решаются вопросы о происхождении, сущности, задачах, формах государства, содержании, основных принципах и источниках права;
    5) каково теоретическое содержание доктрины и что в ней нового;
    6) какие программные положения содержатся в данной доктрине, интересам какой социальной группы она соответствует;
    7) каковы исторические судьбы политико-правовой теории.

     Для понимания подлинного смысла взглядов конкретного мыслителя следует учитывать историческую ситуацию, а не судить "с точки зрения теперешних условий" (Аристотель) или общих отвлеченных идей. В итоге, выработав собственное мнение, необходимо дать оценку доктрины. Именно с момента осмысления, анализа и аргументированной критики начинается процесс познания истории политико-правовых учений.

     Курс укладывается в русло общепринятой периодизации исторического процесса, где для каждой эпохи характерны свои тенденции и закономерности.

    Древний мир

     Это Древний Восток, Древняя Греция и Древний Рим (IV тыс. до н.э. - 476 н.э. (падение Рима) - пора зарождения государственности и политико-правовых идей. В религиозно-мифологической форме выражаются понятия правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти, форм государства.

     На Востоке наиболее заметный вклад в политико-правовую мысль, базирующуюся на общественном и политическом строе, получивший в науке название "азиатского способа производства", внесли мыслители Индии и Китая. Здесь типичной государственной формой была "восточная деспотия". Большое распространение получили патерналистские представления о власти, когда монарх был связан только обычаем и традицией. Цель государства - общее благо, а правитель ответствен только перед богами. В целом на Востоке господствует идея мудрости старых установлений и обычаев, убежденности в их совершенстве. Установленный порядок незыблем, и может быть нарушен из-за несоблюдения божественных предначертаний.

     Особое место в развитии политико-правовой мысли занимает Древняя Греция, где сложился "античный способ производства". Здесь формой политической организации служил полис (греч. polls, лат. civitas - город-государство). Формы правления были многообразны (аристократия, демократия, олигархия, тирания) и постоянно менялись. Особенности политической жизни содействовали развитию теоретической мысли, побуждали к поиску "идеальной государственной системы", что было невозможно для мыслителей Востока в принципе.

    4

     Политико-правовая мысль в Древней Греции сравнительно быстро прошла путь от мифа к науке. Философы Греции, анализируя многообразие политических форм, сформулировали закономерности их смены, предприняли попытки сконструировать идеальные формы правления и реализовать их на практике.

     Творческое наследие мыслителей Древнего Рима оказало, в след за греками, большое влияние на всю последующую политико-правовую мысль. Наибольшее внимание привлекали их положения о формах государства, о смешанном правлении, о государстве как "дело народа" и правовом сообществе, фундаментальные положения юриспруденции как самостоятельной научной дисциплины.

     Характерной чертой Востока и Античного мира являлось то положение, что личность не рассматривалась как самостоятельная ценность, А интересы полиса, общества были превыше всего.

    Средние века

     Эпоха традиционно датируется временем от падения Рима до конца XVII в., однако все больше ученых склонно XVI и XVII вв. относить к Новому времени, называя их ранним Новым временем.

     Особую роль в этот период играет христианство. Первоначально оно находилось в оппозиции к Римской империи. Но со временем, по мере институционализации христианской веры она приспосабливалась к государству, а добившись признания от римских императоров, утвердилась в качестве официальной веры и основы мировоззрения феодализма.

     Важнейшей проблемой политико-правовой мысли в Средние века стало соотношение духовной и светской властей.

     В странах Востока особое место в этот период занимает политико-правовая идеология ислама. Со временем учение пророка превратилось в новую форму обоснования восточных деспотий. В отличие от христианства ислам исходит из неделимости духовной и светской власти. Но в мусульманских университетах развивалась и светская наука, нередко опережая европейскую. В результате идеи крупнейших мыслителей древности (в частности, Аристотеля) были "открыты" европейским миром благодаря арабам. Среди мусульманских ученых рано возникло стремление к рационалистической интерпретации политических проблем, что способствовало росту свободомыслию в Европе.

     Рядом ученых в рамках эпохи Средневековья рассматриваются политико-правовые проблемы периода Возрождения и Реформации. Именно в этот период сложилось мировоззрение гуманизма, когда в центре внимания оказался человек, зарождается индивидуализм как самостоятельная ценность человека.

     Гуманизм придавал первостепенное значение земной жизни, политической организации, подходил к решению этих проблем рационалистически,

    5

     опираясь на факты и умозаключения, чем подрывал основы теологии. Осмысление политических процессов и явлений перестало быть делом церкви, взгляды богословов стали предметом критики.

     Церковь подверглась осуждению и с позиций евангельской критики, опиравшейся на традиции еретических учений. Реформация привела не только к расколу церкви, появлению протестантизма, но и существенно подорвало феодальную систему.

    Новое время (XVII-XIX вв.)

     Это была эпоха буржуазных революций, подготовленных философией Просвещения и свободной конкуренции. Мыслители эпохи Просвещения были убеждены во всесилии человеческого разума, в его способности перестроить систему государственных отношений. Главными объектами критики просветителей были церковь и сословное неравенство феодального строя. А поскольку просветители исходили из того, что "мнение правит миром", то распространение здравых идей и есть лучший способ преобразования общества. Поэтому особые надежды возлагались ими на "просвещенных монархов", якобы способных подкрепить веления разума авторитетом государства. Наряду с идеей "просвещенного абсолютизма" возникают концепции ограниченной монархии и народного суверенитета.

     Достижением политической мысли идеологов буржуазных революций стали теории естественного права, общественного договора, представления об ограниченном характере власти, о необходимости конституции и др.

     XIX в. ознаменовался бурной экспансией капитализма. Его знаменем стал либерализм. Последний рассматривался под двумя углами зрения: с одной стороны - политический либерализм (обеспечения прав и равенства граждан), а с другой - экономический либерализм (свобода предпринимательской деятельности). Экономический либерализм стал одним из главных принципов юридического мировоззрения, когда все общественные явления рассматривались с сугубо правовой точки зрения. В результате он приобрел характер принципиального отрицания государственного вмешательства (регулирования) в социально-экономические отношения. Ведущим направлением правовой теории становится юридический позитивизм, изучающий право как замкнутую, самодовлеющую систему.

     На политико-правовую мысль большое влияние оказывали философия позитивизма, социология.

     Одновременно нарастала критика буржуазных порядков. Здесь наблюдалось две тенденции. Консерваторы выступали против экономического либерализма, мыслители социалистической направленности создавали проекты социальных преобразований, основанных на принципах справедливости. При этом социалистические теории, в большинстве случаев, исходили из солидарности

    6

     разных слоев общества, их заинтересованности в преодолении противоречий буржуазного строя, готовности постепенно изживать классовый антагонизм.

     В середине XIX в. создается теория научного социализма, основанная на материалистическом понимании истории. Согласно этой теории, экономические законы с необходимостью ведут к замене капиталистической формации на социалистическую.

     Однако несмотря на критику, либерализм остается господствующей тенденцией политико-правовой мысли эпохи.

    Новейшее время

     Это эпоха империализма, социализма и кризиса социалистической системы, с начала XX в. Растущие противоречия в обществе, требования рабочего класса, необходимость смягчения социальной несправедливости привели к признанию правомерности государственного вмешательства в социально-экономические процессы. Как результат частная собственность уже не рассматривается "священной и неприкосновенной", либералы смирились с государственным регулированием, вмешательством в экономическую сферу, а консерваторы перешли на позицию защиты всякой частной собственности.

     Одновременно, с изменением статуса собственности происходило изменение правовых теорий. Юридический позитивизм утрачивает свои позиции, его вытесняет социологический позитивизм. Право перестает ассоциироваться только с государством, в центре внимания оказались правотворческая деятельность суда, нормы, творимые и признаваемые коллективами и объединениями.

     Идеологи национально-освободительного движения, помимо требований независимости отстаивали принципы социальной справедливости, нередко ассоциируемые с древними национальными традициями. Первая мировая война продемонстрировала, что капитализм способен привести к величайшим бедствиям и катастрофам

     Социалистическое движение раскололась на революционное и реформистское течения. Появляется мировая система социализма

     В Европе возникает фашистское движение. Его идеологи проповедуют крайние формы расизма и национализма. Угроза всеобщего уничтожения побуждала к поиску форм существования. Возникли теории "конвергенции", сближения двух противоположных систем, которое могло привести к их синтезу, "государства благоденствия" или "социального государства", когда государство выполняет функции социально-экономического регулирования и социального обеспечения. Наметились пути совершенствования политической демократии

     Одно было прервано фашизмом, другое - во многом искусственной ликвидацией социалистических отношений в странах Восточной Европы,

    7

     Это привело к негативным последствиям в ходе современной истории, в системе международных отношений, в том числе международного права, в идеологическом климате.

     Трудно сказать, какие политико-правовые идеи определят характер третьего тысячелетия. Будущее покажет. Одно несомненно - противостояние, вражда и столкновения противоположных классов, партий, выражающих их интересы, будут присутствовать еще длительное время, пока существует для этого соответствующая почва и не утратила привлекательности идея социальной справедливости. Это подтверждает вся история политико-правовой мысли, сотканная из конфликтов, столкновений мнений и теорий. Столкновений нередко кровавых. Тем более, что еще Гуго Гроций предостерегал о том, что "нет такой философской школы, которой была бы доступна вся истина, хотя и нет такой, которая не содержала бы частичной истины". Каждому предстоит самому разобраться, что есть истина, а что нет.

     История политических и правовых учений дает ориентиры для таких оценок, служит фундаментом знаний юриста-профессионала. В итоге студент должен знать причины, основные направления и тенденции развития политико-правовой мысли в различные эпохи и периоды истории человечества с целью глубокого осознания цели и смысла существования той или иной цивилизации, источники формирования конкретных отраслей права, уяснить преемственность и эволюцию политико-правовых норм, увидеть их возможности, пределы и оптимальную среду применения в регулировании правоотношений.

    8


    ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ
    Азаркин Н.Н., Шевченко В.Н., Мартышин О.Б., История политических учений - М., 1994.
    Баскин Ю.Я. Очерки по истории политических учений - Л., 1991.
    Графский В.Г., Кобзев А.И., Зорькин Б.Д., История политических и правовых учений XIX в. - М., 1993.
    Золотухина Н.М., Исаев И.А., Почитические и правовые учения на Руси в период возникновения и развития феодализма - М., 1984.
    Исаев И.А., Золотухина Я.М., История политических и правовых учений России XI - XX вв. - М., 1995.
    История политических и правовых учений. Учебник для вузов Под общей ред В.С. Нерсесянца. - М., (любое издание).
    История политических и правовых учений. Учебник / Под ред О.Э. Лейста. - М., (любое издание).
    История политических учений. В 3-х вып. / Под ред О.В. Мартышина - М., (любое издание).
    История политических и правовых учений. Хрестоматия. / Под ред О.Э Лейста - М., 2000.
    Чичерин Б.Н., История политических учений. - М., 1887 - 1889 - Т.1 - 5.

    ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
    Азаркин Н.Н. Монтескье. - М., 1988.
    Акимова А.А. Вольтер. - М., 1970.
    Американские просветители. Избранные произведения в 2 т. - М., 1970.
    Ангелов Д. Богомильство в Болгарии. - София, 1961.
    Антонов В.Ф. Революционное народничество. - М., 1965.
    Аристотель. Политика//Аристотель Соч. - М., 1984 - Т.4.
    Aсмус В.Ф. Кант. - М., 1973.
    Бакунин М.А. Речи и воззвания - М., 1906.
    Бакунин М А. Государственность и анархия. //Бакунин М.А., Полн. собр. соч. 10т - СПб., 1907.
    Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. - М., 1994.
    Бентам И. Основные начала гражданского кодекса // Бентам И. Изб. соч. СПб., 1867.
    Берк Э. Размышления о революции во Франции, - М., 1992.
    Библия Новый Завет. (любое издание).
    Боргош Ю. Фома Аквинский. - М., 1975.

    339
    Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. - М., 1966.
    Бонташ П.К. Прозорова Н.С. Томас Мор. - М., 1983.
    Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М., 1970.
    Волгин В.П. Французский утопический коммунизм. - М., 1985.
    Волгин В.П. Очерки истории общественной мысли. - М., 1975.
    Восстание декабристов: Материалы / Под ред. M.B. Нечкиной - М., 1927.
    Гаррингтон В. Основные течения американской мысли. Т. 1 - 2. - М., 1962.
    Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1997.
    Герцен А.И. Былое и думы. Любое издание.
    Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников. - М., 1993.
    Графский В.Г. Технократический идеал в свете истории политического использования знаний в классовом обществе // Политико-правовые институты в их историческом развитии. Собр. статей / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 1981.
    Гоббс Левиафан. Избр. произв. Т.2 - М., 1964.
    Гончаров Н.М Общественно-политические взгляды Томаса Пейна. - М., 1969.
    Горев А. Махатма Ганди. - М., 1989.
    Громов М Н Максим Грек. - М., 1983.
    Громов М.И. Козлов Н.С Русская философская мысль X - XVII вв. - М., 1990.
    Гроиий Г. О праве войны и мира, - М., 1956.
    Десницкий С.Е. Представление об учреждении законодательной, судильной и наказательной властей в России // Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей / Под. ред. С.А. Покровского - М., 1959.
    Долгов К Гуманизм, Возрождение и политическая философия Никколо Макиавелли // Макиавелли Н. Избр. соч. - М., 1997.
    Древнекитайская философия. - М., 1972. - Т.I.
    Дружинин Н.М. Декабрист Никита Муравьев. - М., 1933.
    Егоров С.А. Конституционные проекты Никиты Муравьева // Советское государство и право. - М., 1981 - № 5.
    Ефимов А.В. Очерки истории США. - М., 1958.
    Зимин А.А. Пересветов и его современники. - М., 1959.
    Знаменитые греки и римляне 35 биографий выдающихся деятелей Греции и Рима - СПб., 1993.
    Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политической мысли. - М., 1985.
    История политических и правовых учений. Хрестоматия. - М., 1996.
    Кант И. Метафизические начала учения о праве, Всеобщая история с космополитической точки зрения // Кант И. Соч. - М., 1980 - Т. IV.
    Карпентьер Д. "Познаем Америку" - СПб., 1995.
    Кропоткин П.А. Современная наука и анархия. - М., 1920.
    Крымов Н.Т. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае 1900 - 1917 гг. - М., 1979.

    340
    Курбатов Г.Л. Классовая сущность учения Иоанна Златоуста. - М., 1958.
    Лавров П.П. Наша программа Революционное народничество 70-х годов. - М., 1964.
    Ленин В.И. Государство и революция (любое издание).
    Ленин В.И. Огосударстве (любое издание).
    Покк Дж. Два трактата о правлении Соч. Т. III М., 1988.
    Посский Н.О. История русской философии. - М., 1991.
    Манфред А.З. Три портрета Великой франц> зской революции - М 1985.
    Маркс К., Энгельс Фр. Манифест коммунистической партии // Маркс К. Энгельс Фр. Собр. соч. - Т. - 19.
    Мирзаев С.Б. Полибий. - М., 1986.
    Мнения, отзывы и письма // Свт. Филарет митрополит Московский, Репр. воспроизведение изд. 1905. г. - М., 1998
    Нарский И.С. Кант. - М., 1976.
    Нерсесянц В.С. Право и закон - М., 1989.
    Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. - М., 1999.
    Нерсесянц В.С.Платон. - М., 1983.
    Нерсесянц В.С.Ницше Ф Так говорил Зарат>стра - М., 1990.
    Платон Трактаты: Государство. Политик. Законы//Платон. Соч. в Зт. Т. III, ч. 1 - М., 1972.
    Перетерскии И.С.Дигесты Юстиниана. - М 1956.
    Плутарх Сочинения. - М., 1983.
    Римские стоики Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. - М.,1995.
    Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. - М., 1988.
    Утченко С.Л. Цицерон и его время. - М., 1972.
    Поршнев Б.Ф. Мелье - М., 1993.
    Плеханов Г.В. Западники и славянофилы .Соч. - Т 23 - М., 1926.
    Плеханов Г.В. Фердинанд Лассаль, его жизнь и деятельность Ч. 1 - Женева, 1887.
    Печатное В.О. Гамильтон и Джефферсон - М., 1984.
    Проблемы философии права - М., 1991.
    Посошков И.Т. KHHI а о ск>дности и богатстве - М., 1937.
    Радищев А.Н. Опыт о законодательстве, Проекты Уложений // Юридические произведения npoi рессивных русских писателей - М., 1959..
    Робеспьер М. Статьи и речи. Избр. - М., 1997.
    Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М., 1995.
    Седов М.Г. Предшественники русской социал-демократии. - М., 1964.
    Согрин В.В. Основатели США исторические портреты. - М., 1983.
    Сперанский М.М. Проекты и записки / Под ред С. Волкова - М., 1964.
    Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. - СПб., 1998.
    Хайруллаев М.М. Фараби Эпоха и учение. - Ташкент, 1975.
    Хрестоматия по истории древнего Востока / Под ред. В.В. Струве, Д. Г. Редера - М., 1963.
    Чибиряев С.А. Великий русский реформатор. - М., 1989.
    Чичерин Б.Н. Философия права.- М., 1998.
    Щербатский Ф.И. Философское учение буддизма. - Птг, 1918.

    341