Юридические исследования - ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ТОВАРНЫХ И ЦЕЛЕВЫХ КРЕДИТОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ С.С. Акманов -

На главную >>>

Гражданское право: ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ТОВАРНЫХ И ЦЕЛЕВЫХ КРЕДИТОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ С.С. Акманов


    В русском языке термин «форма» означает способ существования, содержания, неотделимый от него и служащий его выражением, а также внешнее выражение, наружный вид предмета. Такое определение понятия формы, думается, приемлемо и при исследовании правовых форм кредитных отношений в сельском хозяйстве. Это обусловлено тем, что формой реального функционирования кредита является кредитное отношение. Вне этого объективного явления как отношение кредит как экономическая категория возникнуть и существовать в реальной экономике не может.

     


     


    Сибирский юридический вестник. 2001. № 1

    ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ПРАВА И ЦИВИЛИСТИКИ

     

     

     

    ©  2001 г.    С.С. Акманов

     

     

    ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ТОВАРНЫХ И ЦЕЛЕВЫХ КРЕДИТОВ

     

    В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ

     

     


    В русском языке термин «форма» означает способ существования, содержания, неотделимый от него и служащий его выражением, а также внешнее выражение, наружный вид предмета[1]. Такое определение понятия формы, думается, приемлемо и при исследовании правовых форм кредитных отношений в сельском хозяйстве. Это обусловлено тем, что формой реального функционирования кредита является кредитное отношение. Вне этого объективного явления как отношение кредит как экономическая категория возникнуть и существовать в реальной экономике не может.

     

    Здесь, на мой взгляд, уместно привести высказывание К.Маркса о том, что данное отношение «хотя и составляет естественную основу кредитной системы, но вполне может развиться и до существования последней».[2]       

     

    При этом кредитные отношения «изменяются, преобразуются с изменением и развитием материальных средств производства, производственных сил»[3], так как кредитные отношения тесно связаны с отношением собственности. Последнее, в свою очередь, обусловливают необходимость распределения финансово-кредитных ресурсов между хозяйствующими субъектами, тем самым объективно ограничивая их производственные и индивидуальные финансово-кредитные потребности. Это является основной причиной возникновения противоречия между относительно стабильными размерами объекта собственности отдельного субъекта хозяйствования и подвижным характером потребностей в кредитах в процессе сельскохозяйственного производства, а также и личного потребления. Это обстоятельство в реальных экономических условиях проявляется как противоречие между фактическим наличием товарно-материальных ценностей и денежных средств у сельскохозяйственного товаропроизводителя и складывающимися потребностями в них в данном периоде хозяйствования.

     

    Кредит, функционирующий как экономическая категория, имеет определенные правовые формы, которые широко применяются в практической деятельности сельскохозяйствен­ных коммерческих организаций (предприятий). В зависимости от форм движения (натуральная, денежная и смешанная) ссуженной стоимости (предоставляемого кредита) различают следующие виды кредита: денежный, товарный и смешанный.[4]

     

    Вид кредита по организационно-правовому признаку – это конкретное проявление форм кредита.[5] Денежный кредит является традиционным, общераспространенным и более прогрессивным видом кредитных отношений между хозяйствующими субъектами. Товарный же кредит представляет собой одну из наиболее древних видов кредита, так как  он связан и вытекает из торговых операций. Суть товарного кредита заключается в том, что потенциальный поставщик средств производства для сельского хозяйства заинтересован в реализации своей продукции сельскохозяйственным товаропроизводителям. Последние, к сожалению, не всегда обладают возможностью заплатить за технику, которая им требуется именно в начале сезонных работ. Поставщик в этом случае сельскохозяйственную технику поставляет как бы безвозмездно, но в расчете на погашение долга после реализации полученного урожая или переработанной и выпущенной продукции, как правило, в натуральной форме, но может осуществляться и в денежной форме.

     

    Поэтому при товарном кредите отсрочка оплаты товара служит продолжением процесса реализации продукции, говоря экономическим языком, ссужается не временно высвободившаяся стоимость, а обычный товар с отсрочкой платежа. Важно отметить и то, что при товарном кредите собственность на предмет кредитного договора переходит от кредитора к заемщику, а при денежном же кредите собственность на предмет кредитного договора не переходит от кредитора к заемщику, последний получает денежные средства лишь во временное пользование.

     

    При этом следует отметить, что товарный кредит в мировой аграрной практике является общепринятой формой кредитования. В России централизованный, поддерживаемый государством товарный кредит начали использовать в сельском хозяйстве в 1994-1995 годах. Причиной внедрения этой формы кредитования стало прекращение централизованного кредитования сельского хозяйства ввиду непогашения сельскохозяйственными предприятиями ранее полученных кредитов.

     

    Основные направления государственного регулирования агропромышленного производства закреплены в федеральном законе «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 года.

     

    В данном акте в качестве одного из основных направлений государственного регулирования сельского хозяйства указывается кредитование агропромышленного производства (ст. 2, 14).1 При этом особо выделяется такая форма, как краткосрочное кредитование сезонных затрат и поддержание запросов в агропромышленном производстве. Правоотношения по кредитованию сезонных затрат регулируются единовременными постановлениями Правительства РФ. Например, в таком качестве следует привести постановление Правительства РФ от 10 марта 1995 года № 240 «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1995 году». Этим актом предусматривалось введение временного порядка оформления в 1995 году товарного кредита для получения сельскохозяйственными товаропроизводителями горюче-смазочных материалов (ГСМ) на весенние полевые и уборочные работы в необходимых объемах в счет погашения задолженности федеральному бюджету предприятиями топливно-энергетического комплекса. Функциональные обязанности по реализации норм «Временного порядка оформления товарного кредита» в аграрной экономике были возложены на Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Министерство финансов РФ,  Государственную налоговую службу РФ. [6]

     

    По своей правовой сущности названное постановление Правительства РФ легализовало товарный кредит в качестве авансового платежа в счет задолженности предприятий топливно-энергетического комплекса и продукции, поставляемой в федеральный продовольственный фонд сельскохозяйственными товаропроизводителями.

     

    От безысходности сложившейся в сельском хозяйстве ситуации Министерством финансов РФ была разработана схема товарного кредитования сельского хозяйства. Суть этой схемы заключалась в том, что сельское хозяйство получало основной лимитирующий ресурс для посевной и обязывалось погасить долг перед бюджетом в конце сезона. Получался как бы своеобразный беспроцентный кредит аграрному сектору за счет доходной части бюджета, иначе говоря, за счет отсрочки поступлений платежей в доходную часть бюджета.

     

    Правовой механизм внедрения товарного кредита  в сельское хозяйство более четко и обстоятельно был отражен в постановлении Правительства РФ от 7 февраля 1996 г. №135 «О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 году».[7] В данном документе было закреплено, что в 1996 году в качестве государственной поддержки сельскохозяйственного производства использовать поставку на условиях товарного кредита нефтепродуктов сельскохозяйственным товаропроизводителям, мазута сахарным заводам для переработки сахарной свеклы, кормовой рыбы звероводческим хозяйствам, комбикормов птицефабрикам.

     

    Было разрешено также отдельным субъектам Российской Федерации по их просьбе осуществлять поставку нефти на условиях товарного кредита для выработки на нефтеперерабатывающих предприятиях, привлекаемых на условиях конкурса, нефтепродуктов в целях обеспечения ими сельскохозяйственных товаропроизводителей.

     

    Указанным постановлением Правительства РФ №135 устанавливалось, что объемы поставок на условиях товарного кредита определяются на основании заявок органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации под их гарантии возврата. При этом графики поставки должны быть согласованы с Министерством топлива и энергетики РФ и Министерством сельского хозяйства РФ. Очевидно, вопросы урегулирования правоотношений по товарному кредиту в сельском хозяйстве законодателем отнесены к компетенции отраслевых министерств и ведомств, а также и субъектов Российской Федерации.

     

    Думается, что в сложившейся ситуации такой подход правомерен, так как отраслевые министерства должны нести функциональную ответственность за организацию деятельности подведомственных им предприятий. Наряду с ними субъекты федерации также должны нести соответствующую ответственность на подведомственной им административной территории за состояние дел в сельском хозяйстве и надлежащее продовольственное обеспечение населения на своей территории.

     

    Конкретный организационно-правовой механизм предоставления товарного кредита сельскохозяйственным товаропроизводителям был закреплен во «Временном порядке оформления товарного кредита на поставку горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям в 1995 году». Этот документ был разработан в соответствии с пунктом 15 постановления Правительства РФ от 10 марта 1195 г. №240 «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1995 году». Вышеуказанный нормативный документ был дополнен некоторыми уточнениями, внесенными специальным актом «Об уточнении временного порядка оформления товарного кредита на поставку ГСМ сельскохозяйственным товаропроиз­водителям в 1995 году» от 1 ноября 1995 года.

     

    Согласно «Временному порядку об оформлении товарного кредита… в 1995 году» товарный кредит предоставляется на основании заявок органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах потребности в ГСМ на проведение весенних полевых и уборочных работ. Потребности эти определяются Министерством сельского хозяйства РФ, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ в разрезе регионов по номенклатуре, количеству, стоимости и не обеспеченной оплатой за счет собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом для компенсации расходов снабженческо-сбытовой организации по поставке нефтепродуктов в счет товарного кредита сельхозтоваропроизводителями в момент получения горюче-смазочных материалов (ГСМ) оплачивается не менее десяти процентов их стоимости.

     

    В тех случаях, когда сельскохозяйственные товаропроизводители не располагают собственными средствами для оплаты этой части ГСМ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации решают вопрос об ее оплате за счет средств, выделенных для создания продовольственных фондов на возвратной основе через региональные отделения продовольственной корпорации.      

     

    Установленные объемы поставок горюче-смазочных материалов, их цена и расчетный размер товарного кредита по согласованию с Минтопэнерго России Минсельхозпрод России доводит до органов исполнительной власти субъектов РФ по разработанной им форме.

     

    Товарные кредиты сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются на основе соглашений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с Министерством финансов РФ о порядке оформления и объемах товарного кредита (на условиях бюджетной ссуды с взыманием 10%  годовых), на основании согласованных объемов поставок ГСМ на их территорию под гарантию средств из соответствующего бюджета.

     

    При этом в первоочередном порядке выделяются горюче-смазочные материалы, поставляемые в счет товарного кредита сельским товаропроизводителям, заключившим договоры на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный, региональный фонды в порядке, установленном ст. 6 Федерального закона от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».1  Согласно анализируемому документу размер задолженности по товарному кредиту определяется, исходя из стоимости фактически полученных горюче-смазочных материалов, подтвержденных выданными уведомлениями, и суммы процентов за пользование товарным кредитом.

     

    Обязательства субъектов Российской Федерации по возврату средств в федеральный бюджет возникают с даты подписания уведомлений о фактической поставке горюче-смазочных материалов. Порядок возврата задолженности сельскохозяйственных предприятий по товарному кредиту, включая проценты за пользование этим кредитом, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Сроки возврата устанавливаются с учетом поступления средств от реализации продукции растениеводства,  но не позднее 1 декабря текущего хозяйственного года. Таким образом, Временный порядок оформления товарного кредита на поставку горюче-смазочных материалов для сельскохозяйственных товаропроизводителей в 1995 году закрепил конкретные условия и определил организационно-правовой механизм предоставления товарного кредита сельскохозяйственным товаропроизводителям посредством установления функциональных прав и обязанностей соответствующих министерств и субъектов Российской Федерации, как участников правоотношений по товарному кредиту.

     

    Практика использования в течение 1995 года товарного кредита в деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций и предприятий свидетельствует о наличии в этой сфере определенных пробелов как организационно-правового характера, так и в правовом обеспечении возврата образовавшихся задолженностей сельскохозяйственных товаропроизводителей по товарному кредиту.

     

    Исходя из этого, в постановлении Правительства №135 от 7 февраля 1996г. «О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 году» предусматривалась необходимость в продолжении курса на совершенствование финансово-кредитного механизма в системе агропромышленного комплекса, достижение срочности и возвратности бюджетных и кредитных ресурсов.1 

     

    В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ №135 был разработан и введен «Порядок оформления товарного кредита на поставку горюче-смазочных материалов для сельскохозяйственных товаропроизводителей и мазута сахарным заводам для переработки сахарной свеклы в 1996 году». Основное назначение этого документа заключается в регламентации оформления товарного кредита на поставку нефтепродуктов для обеспечения горюче-смазочными материалами сельскохозяйственных товаропроизводителей на проведение весенних полевых и уборочных работ, а также мазута сахарным заводам для переработки сахарной свеклы.

     

    Товарный кредит в 1996 году также предоставлялся на основе соглашения между Министерством финансов РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исходя из согласованных объемов поставок горюче-смазочных материалов и мазута на их территорию под обеспечение гарантии соответствующим бюджетом.

     

    На основе заключенных соглашений Минсельхозпрод России и Минтопэнерго России разрабатывают и утверждают графики поставки горюче-смазочных материалов и мазута субъектам Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и сахарных заводов в согласованных объемах.

     

    Функции по организации разработки графиков поставки, регулирования и контроля за обеспечением нефтепродуктами сельскохозяйственных товаропроизводителей на условиях товарного кредита Минсельхозпрод России определил АО «Агроснаб».

     

    Важным моментом, выделенным в данном документе, является то, что цены на нефтепродукты, поставляемые по товарному кредиту, не должны превышать среднерыночные цены на указанные ресурсы по соответствующему региону, отпускаемые другими оптовыми потребителями.

     

    При этом акционерные нефтяные компании и другие  уполномоченные поставщики организуют на основе Договоров о совместной деятельности предприятий добычу нефти, ее переработку, поставку нефтепродуктов в счет товарного кредита с применением взаимозачета их задолженности.

     

    Правовым основанием для проведения зачета задолженности в федеральный бюджет предприятий топливно-энергетического комплекса и трубопроводного транспорта  является уведомление снабженческо-сбытовых организаций о фактической поставке нефтепродуктов в действующих ценах на момент поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям и сахарным заводам, подписанное руководителем и главным бухгалтером организации и заверенное соответствующей печатью.

     

    Министерство финансов России в соответствии с установленным порядком производит в течение бюджетного года оформление казначейского налогового освобождения предприятий топливно-энергетического комплекса, железнодорожного и трубопроводного транспорта.

     

    В 1996 году погашение задолженности за нефтепродукты, полученные на условиях товарного кредита, осуществлялось также в соответствии с заключенными Соглашениями органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     

    Расчеты за товарный кредит осуществлялись также в форме поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд и спецпотребителям, финансируемым из федерального бюджета. В случае невозврата средств в федеральный бюджет в установленный срок Министерство финансов России имело право списывать задолженность по товарному кредиту субъектов Российской Федерации за счет всех средств, причитающихся бюджету субъекта из федерального бюджета на 1996 год.

     

    В отличие от Временного порядка оформления товарного кредита в 1995 году порядок  оформления товарного кредита, действовавший в 1996 году, рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства России применять векселя для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей горюче-смазочными материалами в счет поставок продовольствия в федеральный и региональный продовольственные фонды.

     

    Очевидно, Порядок оформления товарного кредита на поставку горюче-смазочных материалов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, действовавший в 1996 году, исходя из практики предыдущего года, установил более четкий и конкретный порядок оформления уведомлений о поставке нефтепродуктов сельскохозяйственным товаропроизводителям, расширил способы расчетов путем использования векселей, установил максимальный уровень цен при поставке нефтепродуктов не свыше среднерыночных цен по соответствующему региону.

     

    Последнее обстоятельство имеет важное значение в том, чтобы нефтяные компании не монополизировали процесс ценообразования на нефтепродукты, особенно в сезонный период, и не получали сверхреальные доходы от предоставления государственного товарного кредита сельскохозяйственным товаропроизводителям. Нефтяные компании по действующей схеме прикреплялись за определенными регионами, что вызвало повсеместное повышение цен на 20-30 процентов. Сельскохозяйственный товаропроизводитель фактически платил определенный процент по государственному товарному кредиту, который выразился в разнице между зафиксированными в соглашениях на товарный кредит относительными ценами «сельхозпродукция» / «ГСМ» / и реальными рыночными соотношениями цен на те же продукты.

     

    Исходя из этого, экономисты обоснованно считают, что в отличие от государственного товарного кредита коммерческие кредиты такого типа более гибко приспособлены к потребностям села. Во-первых, они не привязаны исключительно к ГСМ, а зависят от потребностей аграрного сектора. Во-вторых, такие кредиты направлялись наиболее надежным производителям. В-третьих, в ряде случаев реальный процент по таким кредитам оказывался ниже, чем 120-130 процентов по государственным товарным кредитам.1 Организационно-правовой механизм предоставления товарного кредита, закрепленный в выше проанализированных нормативных актах, реализуется посредством заключения соглашения между Министерством финансов Российской Федерации и администрацией субъекта Российской Федерации. В качестве примера следует привести Соглашение между Министерством финансов России и администрацией Иркутской области от 25 апреля 1995 г. о предоставлении бюджетной ссуды под товарный кредит  на поставку горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям в 1995 г.

     

    В Соглашении определяется сумма предоставляемой бюджетной ссуды под товарный кредит на поставку горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также и проценты по товарному кредиту, исходя из десяти процентов годовых. В Соглашении стороны устанавливают порядок списания задолженности по товарному кредиту путем поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд, которые осуществляются на основе протоколов передачи указанной продукции органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации территориальным органом Федеральной продовольственной корпорации при Минсельхозпроде России.

     

    Исходя из указанного Соглашения, между Министерством финансов России и администрацией Иркутской области заключается Соглашение о предоставлении бюджетной ссуды под товарный кредит на поставку горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям между Главным финансовым управлением Иркутской области и Главным управлением сельского хозяйства администрации Иркутской области. В частности, такое Соглашение было заключено 30 мая 1995 г. На основе этого Соглашения Главное финансовое управление предоставляет на возвратной основе товарный кредит заемщику – Главному управлению сельского хозяйства Иркутской области. При этом  в Соглашении указывается, что товарный кредит предоставляется заемщику на сумму выданных казначейских налоговых освобождений предприятием Минтопэнерго на основании согласованных объемов поставок горюче-смазочных материалов, не обеспеченных оплатой за счет собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей.

     

    В Соглашении закрепляется, что в качестве одной из обязанностей заемщика – субъекта Соглашения в лице сельскохозяйственных товаропроизводителей – является оплата в областной бюджет за пользование средствами товарного кредита из расчета десяти процентов годовых.

     

    Правовой предпосылкой возникновения такого обязательства у сельскохозяйственного товаропроизводителя является оформление гарантийного обязательства в процессе согласования предоставления ему товарного кредита. Анализируемым Соглашением предусматривается также и ответственность сельскохозяйственных товаропроизводителей за несвоевременное погашение задолженности по товарному кредиту за каждый день отсрочки платежа из расчета двойной действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.

     

    Ответственность сельскохозяйственных товаропроизводителей и нефтесбытовых, снабженческих организаций может наступить и в случае установления фактов использования ГСМ не по целевому назначению. Однако ответственность другой стороны этого Соглашения не предусматривается, что снижает эффективность регулирования отношений по товарному кредиту в сельском хозяйстве.

     

    Правовой механизм регулирования отношений по товарному кредиту венчает Договор между нефтяной компанией и Главным управлением сельского хозяйства на поставку горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям. Например, такой договор был заключен 1 июня 1995 г. между АО «Иркутскнефтепродукт» и Главным управлением сельского хозяйства на поставку горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям. Предметом этого договора является оказание услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям по приемке, хранению и отпуску нефтепродуктов, а потребитель в лице сельскохозяйственных товаропроизводителей гарантирует оплату оказанных услуг в счет товарного кредита.

     

    В договоре закрепляются также взаимные обязательства сторон, обусловленные особенностями указанного вида услуг, возмещаемых за счет товарного кредита. При этом в договоре указывается то, что «стороны несут ответственность в соответствии с Соглашением между Министерством финансов РФ и администрацией Иркутской области о предоставлении бюджетной ссуды под товарный кредит на поставку горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям». Это обстоятельство свидетельствует о том, что вышеуказанные соглашения составляют единую систему правового механизма регулирования отношений по товарному кредиту. Хотя по своей природе эти соглашения несколько отличаются. Так, например, Соглашение, заключаемое между Министерством финансов России и администрацией Иркутской области, регулирует отношения, складывающиеся по товарному кредиту по вертикали. Поэтому это соглашение служит своего рода юридической предпосылкой для заключения последующих соглашений между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Третий договор, заключаемый между предприятиями нефтяных компаний и Главным управлением сельского хозяйства, представляет собой типичный договор поставки нефтепродуктов сельскохозяйственным товаропроизводителям.

     

    Таким образом, отношение по товарному кредиту регулируется как нетипичными договорами, координирующими вертикальные отношения, так и типичными договорами, предназначенными для урегулирования горизонтальных отношений между соответствующими субъектами.

     

    Федеральный закон от 31 декабря 1999г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» также предусматривает расходы на сезонное кредитование предприятий и организаций агропромышленного комплекса, в первую очередь, сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций потребительской кооперации, осуществляющих закупку сельскохозяйственных продуктов, сырья с уплатой процентов за пользование предоставленными средствами в размере одной четвертой действующей на день вступления в силу настоящего федерального закона ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Конкретный порядок предоставления таких средств в указанных целях определяется Правительством Российской Федерации (ст.62).[8] В этом качестве следует привести Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2000г. №129 «О неотложных мерах по проведению в 2000 году весенне-полевых и уборочных работ». В соответствии с данным постановлением Правительства РФ Министерство топлива и энергетики РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ по согласованию с Министерством финансов РФ в целях обеспечения исполнения заключенных субъектами Российской Федерации с поставщиками горюче-смазочных материалов для нужд сельскохозяйственных товаропроизводителей договоров о проведении в 2000 году весенне-полевых и уборочных работ довели до администрации субъектов Российской Федерации проекты договора об обслуживании органами федерального казначейства специального лицевого счета администрации субъекта Российской Федерации по учету средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, средств, передаваемых в порядке взаимных расчетов, иной финансовой помощи, налога на добавленную стоимость, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации на указанный лицевой счет, предусматривающий безакцептное списание с этого счета средств в случае неисполнения администрацией субъекта Российской Федерации обязательств по расчетам за поставки горюче-смазочных материалов в рамках договоров, учтенных органами федерального казначейства. Кроме того, Правительство РФ своим постановлением от 11 февраля 2000 г. №129 обязало Министерство финансов РФ обеспечить в январе-апреле 2000 г. финансирование сельскохозяйственного производства за счет средств федерального бюджета по направлениям государственной поддержки, связанным с сезонным характером работ.

     

    При этом в первоочередном порядке на кредитование сезонных затрат в сельском хозяйстве направляются средства Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год».

     

    Таким образом, государство с учетом негативных и позитивных моментов прежней практики своей деятельности в этой сфере продолжает оказывать сельскому хозяйству финансово-кредитную поддержку в различных организационно-правовых формах.

     

    При этом следует подчеркнуть, что наиболее распространенной и динамично развивающейся формой кредитования сельского хозяйства на коммерческой основе является все же не банковский кредит, а кредит в рамках вертикальной интеграции, как  органов исполнительной федеральной власти, так и субъектов федерации. Это объясняется финансовым  состоянием сельскохозяйственных товаропроизводителей и уровнем развития переходной экономики страны.

     

    Однако, учитывая необходимость дальнейшего усовершенствования действующего правового механизма товарного кредита, целесообразным представляется  возможность использования смешанного государственно-коммерческого товарного кредита, что позволило бы расширить весьма ограниченные дефицитные государственные кредитные ресурсы за счет привлечения кредитов коммерческих банков.

     

    Кроме того, представляется важным и необходимым для формирования нормальных рыночных отношений создание системы гарантированных денежных расчетов и широко доступного кредитования текущей и активизации долгосрочной инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве.

     

    В этих же целях следует воссоздать специализированную отраслевую кредитную организацию в лице государственного Агропромышленного, либо иного, банка, который обеспечивал бы надлежащую финансово-кредитную поддержку сельского хозяйства и осуществление нормальных расчетов между производителями и покупателями его продукции, поставщиками материально-технических ресурсов. Могут быть и другие средства и формы  решения давно назревших актуальных проблем кредитных отношений в сельском хозяйстве.

     

    В частности, в таком качестве можно предложить конструкцию правового механизма товарного кредита, когда государственные органы объявляют конкурс среди хозяйствующих субъектов на участие в частично поддерживаемом со стороны государства товарном кредите. Субъекты, выигравшие этот конкурс, заключают договоры на долевое участие в кредитовании сельского хозяйства и в соответствии с закрепленными в договоре коэффициентами долевого участия в кредитовании они могли бы получать от государства необходимые средства, которые используют вместе с собственными, для товарного кредитования сельскохозяйственных производителей под выпускаемую ими продукцию. Выбор заемщиков при этом осуществляется  ими самостоятельно с учетом возможности возврата кредита и обеспеченности кредита в случае нарушения заемщиком принятых на себя обязательств, вытекающих из заключенного им кредитного договора  с кредитором. Последнее в условиях общей финансовой нестабильности в отечественной экономике имеет весьма значительное практическое значение в ускорении и расширении оборота дефицитных кредитных ресурсов страны, а также и в обеспечении правовой защиты имущественных интересов кредиторов. По завершению товарного кредита субъекты, принимавшие долевое участие в кредитовании за счет государственных ресурсов, возвращают эти средства государству и несут перед ним имущественную ответственность за возвратность кредита.

     

    Таким образом, при вышеприведенной конструкции товарного кредита государство не несет прямой ответственности по кредитам сельскохозяйственных товаропроизводителей, за исключением тех случаев, когда она закреплена соответствующим законодательством. Например, в случае наступления стихийного бедствия в сельском хозяйстве, признанного в законодательном порядке как форс-мажорные обстоятельства.

     

    Экономические интересы сторон в данной конструкции могут быть обеспечены не только посредством заключенных договоров, но и посредством увеличения оборота средств, если объем предоставляемых государством средств не будет превышать объем коммерческих.

     

    Кроме того, может быть предложена и такая конструкция товарного кредита, когда банк, обслуживающий поставщика определенных материально-технических средств, под гарантии государства предоставляет кредиты сельскохозяйственной организации для приобретения продукции того же поставщика. Эти отношения тоже должны быть облечены в соответствующие договорные формы. Однако при этом следует подчеркнуть, что при любой конструкции товарного кредита последний всегда имеет целевой характер, что в некоторой степени повышает эффективность указанной формы кредитных отношений в сельском хозяйстве в условиях переходной экономики.

     

    В качестве целевых кредитов следует выделить и специальный фонд для кредитования организации агропромышленного комплекса на льготных условиях. Образование такого фонда было предусмотрено еще Указом Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 565 «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе».[9] Данным указом была возложена на Правительство РФ обязанность по организации специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях с взиманием с них не более 25 % учетной ставки Центрального банка РФ.

     

    Во исполнение норм Указа Президента РФ от 16 апреля 1996 г. №565 было принято постановление Правительства РФ «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 г.» от 26 февраля 1997 г. № 224.[10]

     

    Этим же постановлением Правительства РФ было утверждено Положение о порядке формирования и использования специального фонда для кредитования организации агропромышленного комплекса на льготных условиях. Специальный фонд для льготного кредитования формируется за счет бюджетных ассигнований в объемах, определяемых федеральным бюджетом на соответствующий год, поступлений платы по процентам за кредиты, выданные из специального фонда, и пеней за просрочку уплаты процентов за использование средств фонда.

     

    Основным уполномоченным банком-агентом Правительства РФ по обслуживанию специального фонда выступал Агропромбанк, хотя могли участвовать и другие банки.

     

    Уполномоченный банк-агент действует на основе соглашения, заключаемого между Министерством финансов РФ и Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ. В качестве такого документа следует привести Соглашение между Министерством финансов РФ, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и Агропромбанком РФ о кредитовании организации агропромышленного комплекса на льготных условиях из средств федерального бюджета от 19 марта 1997 г.

     

    Предметом данного Соглашения являются действия каждой из сторон по созданию за счет средств федерального бюджета специального фонда кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях с взиманием с них не более 25 % учетной ставки Центрального банка России.

     

    При этом средства из специального фонда являются федеральной собственностью и должны быть использованы строго по целевому назначению. По условиям Соглашения кредиты из специального фонда предоставляются на срок не более 1 года. В данном Соглашении предусматривается также обязательное заключение кредитных договоров между Агропромбанком и сельскохозяйственными товаропроизводителями, выступающими в качестве заемщиков.

     

    В Соглашении закрепляются взаимные обязанности Министерства финансов РФ и Министерства сельского хозяйства РФ. В частности, Министерство финансов РФ обязывалось перечислить не позднее 31 марта 1997г. предусмотренные федеральным бюджетом на 1997г. ассигнования в сумме 2,8 трлн. рублей на создание специального фонда на открытый для хранения средств специального фонда счет в Агропромбанке. На этот же счет совместно с органами исполнительной власти направляются средства, поступающие в порядке погашения товарного кредита, выданного в предыдущие годы.

     

    Министерство сельского хозяйства РФ представляет Межведомственному совету специального фонда распределение ресурсов для кредитования товаропроизводителей АПК в разрезе субъектов Российской Федерации. Министерство сельского хозяйства РФ обладает правом контроля за целевым использованием средств специального фонда.

     

    Агропромбанк, выступая в качестве уполномоченного банка по обслуживанию операций со средствами специального фонда, обладал правом передачи на конкурсной основе другим уполномоченным банкам-агентам функции по кредитованию организации агропромышленного комплекса за счет указанного фонда. Такие решения принимались в отношении регионов, в которых отсутствовали филиалы или отделения самого Агропромбанка.

     

    Организационно-правовой механизм льготного кредитования был построен следующим образом. Банк в соответствии с представленным Министерством сельского хозяйства РФ распределением кредитных ресурсов перечислял средства региональным филиалам Агропромбанка и уполномоченным банкам в субъектах Российской Федерации, которые размещали эти средства между заемщиками.

     

    В соответствии с данным Соглашением ответственность за сохранность, целевое использование и возврат кредитных ресурсов возлагалась на Агропромбанк.

     

    Очевидно, кредитные отношения на льготных условиях, складывающиеся при предоставлении кредитов из специального фонда, тоже построены на основе интеграции полномочий органов специальной компетенции, что выражается в заключаемых между ними соглашениях. Последнее также служило своеобразной предпосылкой для заключения кредитных договоров между кредиторами и сельскохозяйственными товаропроизводителями.

     

    Несмотря на определенные позитивные моменты кредитных отношений, складывающихся по поводу средств из специального фонда на льготных условиях, этими кредитами пользовались не более 10-15 % хозяйств.[11]

     

    При этом необходимо подчеркнуть, что крестьянские (фермерские) хозяйства кредитовались на основе Положения об использовании фермерской квоты Специального фонда льготного кредитования для финансового обеспечения крестьянских (фермерских) хозяйств и их объединений. Этот нормативно-правовой акт был утвержден председателем Межведомственного Совета фонда льготного кредитования организации агропромышленного комплекса, заместителем Председателя Правительства РФ 3 июля 1997 г.

     

    Вышеуказанная «фермерская квота» выделялась в рамках Специального фонда кредитования организаций агропромышленного комплекса. Поэтому правовой режим «фермерской квоты» обладает теми же признаками, которые присущи в целом Специальному фонду льготного кредитования. Он формируется за счет бюджетных ассигнований и части средств, подлежащих возврату за полученные товарные кредиты, дивидендов на акции Агропромбанка, принадлежащих государству, и других ресурсов, возвращаемых самими фермерами.

     

    Координацию и контроль за использованием средств фермерской квоты осуществляет Межведомственный Совет Специального фонда кредитования организаций агропромышленного комплекса в пределах установленных полномочий этого органа.

     

    Распределение фермерской квоты по регионам утверждается Межведомственным Советом Специального фонда по представлению Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России.

     

    Банки-агенты по доведению фермерской квоты определяются на конкурсной основе в соответствии с Положением о специальном фонде льготного кредитования организаций агропромышленного комплекса с учетом особенностей хозяйствования фермерского сектора как малых форм аграрного производства.

     

    Правовой режим средств фермерской квоты отличается тем, что они хранились на специальном балансовом счете №145 Минсельхозпрода России, который открывался в Центральном Банке России. По мере заключения банком-агентом кредитных договоров с фермерскими хозяйствами Минсельхозпрод перечисляет денежные средства на свой счет №145 в Центральном Банке, чтобы предоставлять кредиты фермерским хозяйствам.

     

    Правовой механизм кредитования на основе фермерской квоты выражался в том, что средства крестьянским хозяйствам и их объединениям предоставлялись на основе списков потенциальных заемщиков, составляемых  совместно органом государственного управления сельским хозяйством субъекта Российской Федерации и ассоциации крестьянских хозяйств данного региона. При этом банки-агенты не могли использовать средства для кредитования других организаций АПК. В рассматриваемом Положении об использовании фермерской квоты был закреплен порядок залога недвижимости в целях обеспечения возврата полученных кредитов фермерскими хозяйствами.

     

    В специальной литературе отмечается, что сельскохозяйственные организации и предприятия погасили кредиторскую задолженность за 1997 г. примерно на 50 %, а фермерские хозяйства – на 90 %. При этом большая часть долгов сельскохозяйственных организаций была погашена администрациями регионов.[12] Однако в целом правовой механизм фермерской квоты Специального фонда не заработал по ряду причин:

     

    1)   в некоторых регионах существует традиционное неприятие фермерского сектора местными органами власти и руководителями региональных отделений Агропромбанка;

     

    2)   обычные правовые  механизмы кредитования, приспособленные для коллективных сельскохозяйственных организаций, оказались не приспособленными в обслуживании малых форм аграрного производства, в том числе, это имеет непосредственное отношение к крестьянским хозяйствам;

     

    3)   применение к крестьянским хозяйствам существующей распределительной системы через органы исполнительной власти, как на федеральном, так и на уровне субъектов федерации, приводит к тому, что кредитные ресурсы или вообще не предоставляются, или это осуществляется без отработанного соответствующего правового механизма.

     

    Как весьма обоснованно отмечается в литературе, при фиксированности фермерской квоты коммерческий банк-агент либо может брать на себя ответственность за возврат средств, но при этом не выдает большую долю кредитов, либо может предоставить их крестьянским хозяйствам, но не несет ответственность за их возврат государству.[13]

     

    Очевидно, система фермерской квоты функционировала не совсем эффективно как с позиции обеспечения сохранности государственных кредитных ресурсов, так и с точки зрения обеспечения рациональной кредитной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств. Поэтому представляется целесообразным создание специализированных фондов кредитования малых форм аграрного производства, функционирующих под контролем органов фермерского самоуправления, что позволит обеспечить защиту правового режима как самого фонда, так и интересов фермерских хозяйств.

     

     Были предприняты попытки решить проблемы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей путем создания на базе Агропромбанка государственной национальной финансово-кредитной системы. В целях реализации аграрной финансово-кредитной политики в АПК был принят Указ Президента РФ от 19 июля 1996 г. № 1042 «О Агропромышленном банке Российской Федерации (Агропромбанке России)», которым предусматривалось создание «национальной финансово-кредитной системы» для «обслуживания товаропроизводителей агропромышленного комплекса» (ст.1).[14]

     

    Однако отсутствие в бюджете необходимых средств на преобразование Агропромбанка привело к проведению тендера на право санации этого банка, что позволило приобрести контрольный пакет акций не самому государству, а Столичному банку сбережений (СБС). Так появилось новое банковское формирование СБС-Агро, призванное обслуживать сельскохозяйственных товаропроизводителей.[15] СБС-Агро и был одним из 12 банков, утвержденным Министерством финансов РФ в качестве победителя по итогам проведенного тендера на право обслуживания фонда льготного кредитования АПК.

     

    В 1998 г. фонд льготного кредитования тоже был сформирован в порядке, определенном Министерством финансов РФ, за счет тех же источников, которые приведены в вышеприведенном Положении о порядке создания специализированного банка льготного кредитования.

     

    В 1999г. со средствами специального фонда начали работать пять банков-агентов: СБС-Агро, Альфа-Банк, банк «Возрождение», Собинбанк и Росбанк. В общей сложности сельскохозяйственным товаропроизводителям на начало сентября 1999 года из специального фонда льготного кредитования было предоставлено средств около 4 млрд. рублей.

     

    При этом обеспечение заемными средствами за счет специального фонда на льготных условиях производится с уплатой процентов в размере 25 % учетной ставки Центрального банка России на основе срочности, возвратности и платности. Кроме того, действует и установленный размер маржи (4% - в 1977г., 3% - в
    1988 г.), то есть разницы между ставками по привлекаемым и предоставляемым кредитам, в чем и заключались финансовые интересы коммерческих банков при обслуживании сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет государственной финансовой поддержки указанного фонда.

     

    После августовского кризиса 1998 г. идет в установленном законом порядке процесс реструктуризации банковской системы. Думается, что позитивные моменты в функционировании государственной финансовой поддержки сельского хозяйства должны быть восстановлены и усовершенствованы применительно к установившимся более стабильным социально-политическим условиям деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

     

    Таким образом, широкое использование в сельском хозяйстве товарного и целевых кредитов, предоставляемых путем долевого участия государства и коммерческих банков в кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей, свидетельствует о практическом функционировании аграрно-правового института долевого участия в кредитовании и заключается в обеспечении ритмичности и финансовой стабильности функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей.

     

     

     



    [1] С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С.855.

     

    [2] Маркс К. К критике политической экономии/ Соч. – 2-ое изд. Т.6.

     

    [3] Маркс К., Энгельс Ф. Наемный труд и капитал/ Соч. – 2-ое изд. Т.6. С.442.

     

    [4] Хотя в теории и на практике кредит классифицируют и по срокам и по видам обеспечения, а также и по видам кредитов и заемщиков. В то же время единых мировых стандартов классификации кредитов не существует.

     

    [5] См.: Шенгер Ю.Г. Очерки советского кредита. М., 1961. С.268; Замуруев А.С. Классификация кредитов и ссуд для предприятий сельского хозяйства// Экономика с/х и перерабатывающих предприятий. 1998. №6. С.34.

     

    1 Собр. законодательства РФ. 1997. №29. Ст.3501.

     

    [6] Собр. законодательства РФ. 1995. №12. Ст.1054.

     

    [7] Собр. законодательства РФ. 1996. №7. Ст.682.

     

    1 Собр. законодательства РФ. 1994. №32. Ст.3303.

     

    1  Собр. законодательства РФ. 1996. №7. Ст.682.

     

    1 См.: Шарова Л.Б. Что выгоднее для сельскохозяйственных товаропроизводителей – товарный или банковский кредит?// Экономика с/х и перерабатывающих предприятий. 1996. №12. С.21-22.

     

    [8] Собр. законодательства РФ. 2000. №1. Ст.10.

     

    [9] Собр. законодательства РФ. 1996. №17. Ст.1956.

     

    [10] Собр. законодательства РФ. 1997. №10. Ст.1174.

     

    [11] Казаков М.П., Масленникова В.Ф.  О финансово-кредитном механизме в сельском хозяйстве (экономическое обозрение)// Экономика с/х и перерабатывающих предприятий. 1999. №5. С.22.

     

    [12] См.: Морозов А.В. Кредитование крестьянских хозяйств: возможности и формы участия государства// Экономика с/х и перерабатывающих предприятий. 1999. №2. С.38.

     

    [13]  Там же.

     

    [14]  Российская газета. 1996. 24 июля.

     

    [15] См.: Агропромбанк выигрывает от альянса со столичным банком сбережений СБС-АГРО// Банки, налоги, кредиты. 1997. №11. С.3.

     


  • Смотрите подробности Жатки на нашем сайте.