Юридические исследования - Административное право. Семенцова И.А. -

На главную >>>

Административное право: Административное право. Семенцова И.А.


    Нет такого общества или государства, которые бы не были заинтересованы в успешном управлении своими социальными делами. Именно социальные дела отражают общий интерес и потребности общества, государства и граждан к самосохранению и обеспечению жизнедеятельности. Для решения этих целей необходимо организовать, упорядочить и постоянно регулировать поведение людей, деятельность государственных органов и социальных институтов, а также поддерживать общественный порядок.

     

     Оценивая исторические аспекты развития рассматриваемого нами явления, можно увидеть, что корни его уходят глубоко в древность. Поддержанию порядка и обеспечению послушания подданных, благоустройству, организации войска, сооружению дорог и каналов большое внимание уделялось в Египте, Греции и Риме. Изначально понятие "полиция" означало управление делами полиса, то есть города (государства). И только в последние три-четыре столетия оно стало означать специализированную службу охраны общественного порядка и внутренней безопасности.


    Семенцова И.А. и др. Административное право.- Ростов-на-Дону, 2002.- 352 cтр.

    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение    3
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    РАЗДЕЛ I. Административное право в правовой системе Российской Федерации
    Глава 1. Государственное управление как объект административно-правового регулирования. Исполнительная власть
    § 1. Общее понятие управления. Управление как социальное явление, его элементы    10
    § 2. Функции социального управления, и стадии управленческого цикла    12
    § 3. Государственное управление его признаки и принципы    14
    § 4. Исполнительная власть и ее место в системе властей. Соотношение исполнительной власти и государственного управления    20
    Глава 2. Административное право, его предмет, метод и система
    § 1. Предмет и метод административного права    23
    § 2. Система административного права и его принципы    30
    § 3. Источники административного права. Понятие и виды    33
    Глава 3. Механизм административно-правового регулирования
    § 1. Общая характеристика механизма административно-правового регулирования. Принципы административного права    36
    § 2. Понятие, структура и виды административно-правовых норм    38
    § 3. Реализация административно-правовых норм    42
    § 4. Основные черты административно-правовых отношений    43
    § 5. Содержание административно-правовых отношений. Юридические факты в административном праве    45
    РАЗДЕЛ II. Субъекты административного права Российской Федерации
    Глава 4. Понятие и система субъектов административного права
    § 1. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации    49
    § 2. Гражданство. Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве РФ     55
    § 3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления    57
    § 4. Административно-правовые гарантии прав граждан    62
    § 5. Виды обращений граждан    64
    § 6. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства    68
    Глава 5. Административно-правовой статус органов исполнительной власти
    §1. Понятие, система и виды органов исполнительной власти    70
    § 2. Правительство Российской Федерации — высший исполнительный орган государственной власти РФ    77
    § 3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти    78
    § 4. Органы местного самоуправления    81
    Глава 6. Государственные служащие как субъекты административного права
    § 1. Государственная служба: понятие, виды, система и принципы    84
    § 2. Административно-правовой статус государственных служащих    92
    § 3. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы    101
    § 4. Ответственность государственных служащих    107
    Глава 7. Предприятия, учреждения и организации, как субъекты административного права
    § 1. Понятие и виды предприятий и учреждений. Основы их административно-правового статуса    110
    § 2. Административно-правовой статус общественных объединений    117
    § 3. Законодательные основы правового статуса религиозных объединений    125
    РАЗДЕЛ III. Формы и методы, деятельности государственного управления
    Глава 8. Формы государственного управления. Правовые акты управления
    § 1. Понятие и виды административно-правовых форм    129
    § 2. Понятие и юридическое значение правовых актов управления    132
    § 3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления    139
    § 4. Административно-правовой договор    144
    Глава 9. Методы государственного управления
    § 1. Понятие, основные черты и виды административно-правовых методов    146
    § 2. Убеждение как метод государственного управления    150
    § 3. Социально-психологические и экономические методы государственного управления. Административное поощрение    151
    Глава 10. Административное принуждение
    § 1. Понятие и классификация мер административного принуждения    154
    § 2. Классификация мер административного предупреждения и пресечения    158
    § 3. Классификация мер административно-процессуального принуждения. Порядок применения мер административного принуждения    160
    РАЗДЕЛ IV. Административная ответственность
    Глава 11. Понятие и основные черты административной ответственности
    § 1. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав    162
    § 2. Административная ответственность и ее отличия от иных видов ответственности в праве    167
    § 3. Дисциплинарная и материальная ответственность в административном праве    172
    § 4. Понятие и виды административных взысканий. Правила их наложения    176
    РАЗДЕЛ V. Административно-процессуальное право
    Глава 12. Административный процесс и производство по делам об административных правонарушениях
    § 1. Понятие, принципы и участники административного процесса    186
    § 2. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях    192
    § 3. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности     196
    § 4. Стадии производства по делам об административных правонарушениях    207
    § 5. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях    224
    РАЗДЕЛ VI. Законность и дисциплина в государственном управлении
    Глава 13. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении
    § 1. Законность и целесообразность в государственном управлении. Государственная дисциплина    231
    § 2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Государственный контроль и его виды    234
    § 3. Административный надзор: понятие, субъекты и содержание. Общий надзор органов прокуратуры    247
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ
    РАЗДЕЛ VII. Основы административно-правовой организации управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами
    Глава 14. Основы административной организации управления в современных условиях
    § 1. Характер государственного управления и его значение    254
    § 2. Правовые основы организации управления    262
    § 3. Организация управления в особых условиях    265
    Глава 15. Административное право и управление экономикой
    § 1. Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом    270
    § 2. Организация налогового дела. Финансовый контроль    275
    § 3. Управление промышленным комплексом    278
    § 4. Управление строительством и жилищно-коммунальной сферой    280
    § 5. Управление транспортным комплексом    283
    § 6. Управление внешнеэкономической деятельностью    288
    Глава 16. Административное право и управление социально-культурной сферой
    § 1. Система отраслей социально-культурной сферы. Понятие и основы организации системы образования    293
    § 2. Управление здравоохранением    300
    § 3. Управление в области науки Российской Федерации    305
    § 4. Управление в области культуры    309
    Глава 17. Управление в административно-политической сфере
    § 1. Основы организации государственного управления в административно-политической сфере    312
    § 2. Государственное управление в области обороны. Организация государственного управления безопасностью    314
    § 3. Организационно-правовые основы государственного управления внутренними делами    322
    § 4. Управление в области юстиции    325
    Литература    328




    ВВЕДЕНИЕ

     Нет такого общества или государства, которые бы не были заинтересованы в успешном управлении своими социальными делами. Именно социальные дела отражают общий интерес и потребности общества, государства и граждан к самосохранению и обеспечению жизнедеятельности. Для решения этих целей необходимо организовать, упорядочить и постоянно регулировать поведение людей, деятельность государственных органов и социальных институтов, а также поддерживать общественный порядок.

     Оценивая исторические аспекты развития рассматриваемого нами явления, можно увидеть, что корни его уходят глубоко в древность. Поддержанию порядка и обеспечению послушания подданных, благоустройству, организации войска, сооружению дорог и каналов большое внимание уделялось в Египте, Греции и Риме. Изначально понятие "полиция" означало управление делами полиса, то есть города (государства). И только в последние три-четыре столетия оно стало означать специализированную службу охраны общественного порядка и внутренней безопасности.

     В средние века делами административного, военного, финансового, судебного управления занимались в границах феодальных владений князей, монархов, правителей, где допускалась концентрация функций государственного управления. Позднее, формирование абсолютной монархии

    3

     ознаменовало создание большого административного аппарата, функции которого дифференцировались сообразно развивающейся специализации общественных функций. Более масштабным и сложным процесс управления становится в период развития капитализма. В этот период растет объем государственного управления и государственных цел, требующих выполнения в интересах общества.

     Управление в государстве всегда было актуальной задачей. Нередко управление государством и административные преобразования связывались с обликом великой личности. Правитель держал в своих руках все нити административного управления и концентрировал принятие основных решений, а исполнительно-бюрократический аппарат беспрекословно выполнял его веления. Видимо, не случайно на вершине именно исполнительной власти были те, кто реально управлял государственными делами. История и современность дают этому массу примеров.

     Также исторический анализ позволяет нам не без оснований утверждать, что полицейское право было предтечей административного1. Основателем этой теории считается французский администратор времен Людовика XIV Н. Деламора, чья книга "Мысли о полиции", написанная им в 1707 году, содержит обширный материал о деятельности полиции по охране населения, собственности, дорог, торговли, финансов, обеспечению безопасности. Распространение этой деятельности на различные сферы жизни отмечается в трудах австрийского деятеля Е. Зонненфельса "Основные начала полиции, коммерции и финансов", увидевших свет в 1776 году. Изначально к сфере административного права как камералистики относились вопросы финансов, хозяйства, управления и публичного порядка. Полицейская власть дала основу к развитию полицейского права. Далее, с течением времени, под влиянием идей и

    4

     институтов конституционализма, наука административного права специализируется и прочнее связывается с законом и отношениями граждан и власти. Одновременно с этим меняются ее публичные задачи. Эти процессы наблюдаются как в Западной Европе, так и в России1.

     Принято считать, что наука административного права в России возникла в первой половине XVIII века. Первоначально она была наукой о полиции и именовалась наукой полицейского права. В XV-XVI вв. управление в России строилось по старинке, Приказы были медлительны в своих действиях. Преобразовательная деятельность Петра I проявила себя во многих сферах государственной, хозяйственной, военной и культурной жизни, а также в сфере административного управления. Отсутствие парламента давало царю неограниченные возможности в сфере управления государством, в связи с чем Петр I провел ряд крупных реформ, которые достаточно подробно описаны в научно-исторических трудах, например, С.М. Соловьев достаточно подробно описывает их в своей работе "Публичные чтения о Петре Великом"2.

     К основным нововведениям, имевшим огромное историческое значение, относятся: в первую очередь обнародованный в 1722 году "Табель о рангах", в соответствии с которым гражданская и военная служба подразделялись на 14 рангов; именно он положил прочную основу государственной службе. Далее Петром I были перестроены центральные учреждения, в 1699 году Боярскую Думу сменила Ближняя канцелярия, которая состояла из восьми доверенных лиц царя, а в 1711 году был учрежден Сенат с административными, судебными и отчасти законодательными функциями. Сенат руководил всеми учреждениями,

    5

     связь с губерниями осуществлялась через губернских комиссаров. Однако и над сенатом Петр I учредил надзор, он ввел должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Коренным образом была изменена система отраслевого управления. Вместо старых приказов было образовано 11 коллегий, среди которых иностранная, военная, юстиц-коллегия и т.д. Их функции и деятельность определил опубликованный в 1720 году Генеральный регламент коллегий. В 1708 — 1710 гг. была проведена перестройка территориальных органов, которая знаменовалась созданием 11 губерний. Губернатор обладал полнотой административных, политических, судебных и финансовых полномочий, в осуществлении которых ему помогали чиновники и комиссары. В 1719 году страну разделили на 50 провинций, во главу каждой поставив воеводу, а каждую провинцию поделили на дистрикты. Таким образом, были сделаны первые шаги к развитию городского самоуправления.

     В период правления императрицы Екатерины II, реформаторский курс Петра I был продолжен. Перу великой императрицы принадлежат "Правила управления", которые начинаются со слов о пагубности ошибок государственных людей для народа. Из этого и вытекает первое правило, которое гласит о том, что необходимо просвещать нацию, которой должно управлять. Правило второе — нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. Правило третье — нужно учредить в государстве хорошую полицию. Четвертое правило гласило о необходимости способствовать расцвету государства, а пятое — необходимости сделать государство грозным для себя и внушающим уважение соседям.

     Также к числу первых работ, посвященных полицейскому праву России, относится книга П. Гуляева "Права и обязанности городской и земельной полиции и всех вообще

    6

     жителей Российского государства в отношении к полиции", опубликованная в 1824 году. А в 1840 г. была издана книга по полицейскому праву Н. Рождественского "Основания государственного благоустройства с применением к российским законам".

     К наиболее масштабным трудам русских ученых полицеистов и административистов последней четверти XIX — начала XX вв. (в период до 1917 года) относятся: труды "Полицейское право" И. Андреевского (1877 г.), "Административное право (Полицейское право, Право внутреннего управления) В. Ивановского (1904 г.), "Очерк науки полицейского права" И. Тарасова (1897 г.), "Полицейское право" В. Дерюжинского (1917 г.), "Основные начала административного права" (1917 г.) А. Елистратова.

     В советский период, после 1917 года, в связи с возникновением государственного управления наука административного права стала формироваться как отрасль права, которая регулирует управленческие отношения, ее родоначальниками явились: А.И. Елистратов, А.Ф. Евтихиев, В.Л. Кобалевский.

     В начале 30-х годов, под предлогом того, что право отмирает, разработка проблем науки административного права была прекращена. Исключено было преподавание курса административного права в юридических учебных заведениях. Вполне естественно, что такое положение не могло продолжаться долго.

     Первое Всесоюзное совещание по вопросам науки Советского государства и права, состоявшееся в июле 1938 г., признало необходимым восстановить науку административного права и возобновить ее преподавание в высших юридических учебных заведениях.

     В период с 1938 по 1940 гг. в юридических журналах публиковались статьи, посвященные вопросам теории административного права, а в 1940 г. был издан учебник по

    7

     советскому административному праву для студентов юридических институтов, авторы которого исходили из социалистической природы государственного управления.

     Военный период истории нашей страны подтвердил возможность органов управления быстро и маневренно перестраиваться. Жесткая централизация управления, дисциплина и порядок — вот что являлось основой военно-тыловой деятельности аппарата управления. Наиболее интенсивно наука административного права стала развиваться после Великой Отечественной войны. Послевоенные годы потребовали перестройки и стабилизации государственных органов. В связи с этим советские административисты С.С. Студенкин, Ц.А. Ямпольская, А.Е. Лунев, И.Н. Анатов и другие много внимания уделяли разработке теории органа государственного управления и вопросам правового положения различных видов органов — министерств, ведомств и др. А также ими было уделено большое внимание укреплению законности и государственной дисциплины в деятельности исполнительно-распорядительных органов.

     В настоящее время перед административистами стоит проблема создания трудов по актуальным вопросам теории административного права, тесно связанных с социально-экономическими преобразованиями в стране и с осуществлением государственной власти в России на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

     Перед наукой административного права стоят задачи, связанные с совершенствованием механизма административно-правового регулирования, улучшением системы управления, обновлением административного законодательства, повышением эффективности правоприменения, укреплением законности, правопорядка и дисциплины.

     Учебная дисциплина "Административное право Российской Федерации" ставит своей целью дать учащимся в

    8

     процессе ее изучения необходимые знания об исполнительной власти и механизме правового регулирования отношений в обществе, которые складываются в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

     Те управленческие общественные отношения, которые регулируются административным правом, многообразны, охватывают широкие сферы и отрасли хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства. А из этого следует, что знания, умения и навыки, которые формируются у учащихся в процессе изучения данной дисциплины, необходимы как будущим работникам органов исполнительной власти и местного самоуправления, так и работникам предприятий, организаций, менеджерам и предпринимателям.

    9
    1 Вельский К.С. Финансовое право. М., Юрист, 1995. С. 39-41.
    1 Российское полицейское (административное) право. Конец XIX — начало XX в. Хрестоматия. Изд-во Воронежского государственного университета, 1999.
    2 Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., Наука, 1974.




    ЛИТЕРАТУРА
    Агапов А.Б. Федеральное административное право России: Курс лекций. М., 1997.
    Административное право России (конспект лекций). М., 1999.
    Административное право России / Под ред. Д.Н. Бахрах. М., 2000.
    Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2000.
    Алехин А.П., Кармолицкий А.Л. Административное право Российской Федерации. М., 2001.
    Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1996.
    Бровко Н.В., Григорян С.А., Соколова Ю.А. Административное право. Ростов н/Д: Феникс. 2002.
    Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право. М.: Юристъ. 2000.
    Козлов Ю.М. Административное право в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: Юристъ, 2000.
    Коренев А.П. Административное право России. Ч. I. М., 1996.
    Коренев А.П. Административное право России. Ч. И. М., 1997.

    328
    Макарейко Н.В., Черенков Е.А. Административное право в определениях и схемах. М., Юристъ. 2000.
    Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. М., 1997.
    Овсянко Д.М. Административное право. М.: Юристъ, 2000. Российское административное право / Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.В., Кузнецов С.М. и др. М., 1998.
    Платонов Е.В. Административное право России (конспект лекций в схемах). М.: Изд-во "ПРИОР", 1999.
    Российский Б.В. Административное право: Практикум. Нормативные акты. М., 1998.
    Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. М., 2001.
    18. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998.

    Основная нормативная литература
    Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.
    Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. (в редакции с учетом последующих изменений и дополнений) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984, № 27, ст. 909.
    Кодекс законов о труде Российской Федерации от 9 декабря 1971 г. (в редакции с учетом последующих изменений и дополнений) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971, № 50, ст. 1007.
    Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. Федерального конституционного закона от 31.12.97 г. № 3-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 1997, № 51, ст. 5712; Собрание законодательства РФ. 1998, № 1, ст. 1.

    329
    Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1 (в ред. ФЗ от 23.06.99 г. № 115-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992, № 46, ст. 2615; Российская газета. 1999, 2 июля.
    Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4460-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993, № Ю, ст. 357.
    Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (в ред. Федерального закона от 02.03.98 г. № 30-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993, № 33, ст. 1318; Собрание законодательства РФ. 1998, № 10, ст. 1143.
    Федеральный закон "Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии" от 12 мая 2000 г. № 68-ФЗ // Российская газета. 2000. 16 мая.
    Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. 1999, 19 октября.
    Закон Российской Федерации "О безопасности" от 5 марта 1992 г. №2446-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992, № 15, ст. 769.
    Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995, № 50, ст. 4873.

    330
    Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 1995, № 33, ст. 3340.
    Федеральный закон "О внешней разведке" от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 1996, № 3, ст. 143.
    Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта. 1998 года № 53-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 1998, № 13, ст. 1475.
    Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996, № 35, ст. 4135.
    Закон Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993, № 17, ст. 594.
    Федеральный закон "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.07.97 г. № 101-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996, № 22, ст. 2594.
    Закон Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (в ред. Федерального закона от 06.10.97 г. № 131-ФЗ) // Российская газета. 1993, 21 сентября; Российская газета. 1997, 10 октября.
    Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 (в ред. Закона РФ от 17.06.93 г. № 5206-1, Федерального закона РФ от 06.02.95 г. № 13-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992, № 6, ст. 243; Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993, № 29, ст. 1112; Собрание законодательства РФ. 1995, № 7, ст. 496.

    331
    Закон РСФСР "О милиции" от 18 апреля 1991 года № 1026-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991, № 16, ст. 503.
    Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996, № 3, ст. 145.
    Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г.а № 114-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996, № 34, ст. 4029.
    Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994, № 8, ст. 801.
    Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. № 5242-1 (в ред. Федерального Закона РФ от 18.07.98 г. № 3110-ФЗ; 24.06.99 г. № 118-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993, № 32, ст. 1227; Собрание законодательства РФ. 1998, № 30, ст. 3606; Собрание законодательства РФ. 1999, № 29, ст. 3175.
    Закон Российской Федерации "О Прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. Федерального закона от 17.11.95 г. № 168-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992, № 8, ст. 366; Собрание законодательства РФ. 1995, № 47, ст. 4472.

    332
    Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997, № 39, ст. 4465.
    Федеральный закон "О связи" от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995, № 8, ст. 600.
    Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (в редакции с учетом последующих изменений и дополнений) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992, № 7, ст. 300.
    Закон Российской Федерации "О федеральных органах правительственной связи и информации" от 19 февраля 1993 г. № 4524-1 (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 г. № 2288) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 12, ст. 423; Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993, № 52, ст. 5086.
    Закон Российской Федерации "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства" от 17 декабря 1992 г. № 4121-1 (в ред. Федерального закона от 16.11.97 г. № 144-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993, № 2, ст. 58; Собрание законодательства РФ. 1997, № 47, ст. 5341.
    Закон Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (в ред. Федерального закона от 14.12.95 г. № 197-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993, № 19, ст. 685; Собрание законодательства РФ. 1995, № 51, ст. 4970.

    333
    Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Российская газета. 2001, 10 августа.
    Федеральный закон "Об обороне" от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996, № 23, ст. 2750.
    Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. федеральных законов от 13.01.96 № 12-ФЗ; 16.11.97 г. № 144-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996, № 3, ст. 150; Собрание законодательства РФ. 1997, № 47, ст. 5341.
    Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 1999, № 26, ст. 3176.
    Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (в редакции с учетом последующих изменений и дополнений) // Собрание законодательства РФ. 1995, № 21, ст. 1930.
    Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995,№ 15, ст. 1269.
    Федеральный закон "Об оружии" от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996, № 51, ст. 5681.
    Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995, № 31, ст. 2290.
    Федеральный закон "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 18 февраля 1999 г. № 35-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999, № 8, ст. 974.

    334
    Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998, № 2, ст. 224.
    Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999, № 14, ст. 1650. Федеральный закон "О службе в таможенных органах РФ"; от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997, № 30, ст. 3586.
    Закон СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" от 24 июня 1981 г. № 5152-Х (в ред. федеральных законов от 19.05.95 г. № 82-ФЗ; 15.08.96 г. № 114-ФЗ) // Свод законов СССР. Т. 3. С. 778; Собрание законодательства РФ. 1995, № 21, ст. 1930; Собрание законодательства РФ. 1996, № 34, ст. 4029.
    Указ Президента Российской Федерации "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 17 мая 2000 г. № 867 // Российская газета. 2000, 20 мая.
    Указ Президента Российской Федерации "Вопросы Министерства обороны РФ и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ" от 11 ноября 1998 г. № 1357 (в редакции Указа Президента РФ от 25.03.2000 г. № 573 // Собрание законодательства РФ. 1998, № 46, ст. 5652; Собрание законодательства РФ. 2000, № 13, ст. 1343.
    Указ Президента Российской Федерации "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы" от 30 января 1996 г. № 123 // Собрание законодательства РФ. 1996, № 6, ст. 533.

    335
    Указ Президента Российской Федерации "О государственных должностях Российской Федерации" от 11 января 1995 г. № 32 // Российская газета. 1995, 17 января.
    Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" от 3 сентября 1997 г. № 981 // Собрание законодательства РФ, 1997, № 36, ст. 4129.
    Указ Президента Российской Федерации "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" от 13 марта 1997 г. № 232 // Собрание законодательства РФ. 1997, № 11, ст. 1301.
    Указ Президента Российской Федерации "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. № 1176. (в ред. Указов Президента РФ от 22.08.96 г. № 1234; 06.09.96 г. № 1326) // Собрание законодательства РФ. 1996,№ 34. ст. 4081; Собрание законодательства РФ. 1996, № 35, ст. 4152; Собрание законодательства РФ. 1996, № 37, ст. 4264.
    Указ Президента Российской Федерации "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" от 6 июня 1996 г. № 810 // Собрание законодательства РФ. 1996, № 24, ст. 2868.
    Указ Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23 мая 1996 г. № 763 (в ред. Указа Президента РФ от 16.05.97 г. № 490; Указа Президента РФ от 13.08.98 г. № 963) // Собрание законодательства РФ. 1996, № 22. ст. 2663; Собрание законодательства РФ. 1997, № 20, ст. 2242; Собрание законодательства РФ. 1998. № 33, ст. 3967.

    336
    Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации" от 14 марта 1995 г. № 271 // Российская газета. 1995, 31 марта.
    Указ Президента Российской Федерации "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования" от 25 мая 1992 г. № 524 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992, № 22, ст. 1216.
    Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 // Российская газета. 2000, 16 мая.
    Положение об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам гражданства. Утверждено Указом Президента РФ от 24 апреля 1998 г. № 449 // Собрание законодательства РФ. 1998, № 17, ст. 1919.
    Положение о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" от 3 октября 1994 г. № 1969 // Собрание законодательства РФ. 1994, № 24, ст. 2598.
    Положение об Администрации Президента Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 2 октября 1996 г. № 1412 // Собрание законодательства РФ. 1996, № 41, ст. 4689.
    Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 1039 (в ред. указов Президента РФ от 06.09.97 г. № 993; 24.04.98 № 433; 27.05.98 г. № 598) // Собрание законодательства РФ. 1996, № 30, ст. 3605.

    337
    Положение о полномочных представителях Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. № 351 (в редакции с учетом последующих изменений и дополнений) // Собрание законодательства РФ. 1996, № 11, ст. 1034.
    Постановление Правительства Российской Федерации "Вопросы Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций" от 10 сентября 1999 г. № 1022 // Российская газета. 1999, 15 сентября.
    Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" от 13 августа 1997 г. № 1009 (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.12.97 г. № 1538; 6.11.98 № 1304; 11.02.99 г. № 54) // Собрание законодательства. 1997., № 33, ст. 3895; Собрание законодательства РФ. 1997, № 50, ст. 5689; Собрание законодательства РФ. 1998, № 47, ст. 5771; Собрание законодательства РФ. 1999, № 8, ст. 1026.
    Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о Министерстве образования Российской Федерации" от 24 марта 2000 г. № 258 // Собрание законодательства РФ. 2000, № 14, ст. 1496.
    Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации" от 28 марта 2000 г. № 265 // Собрание законодательства РФ. 2000, № 14, ст. 1498.
    Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о Министерстве культуры Российской Федерации" от 6 июня 1997 г. // Собрание законодательства РФ. 1997, № 24, ст. 2762.

    338
    Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о Министерстве Российской Федерации по атомной энергии" от 5 апреля 1997 г. № 392 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.10.99 г. № 1178) // Собрание законодательства РФ. 1997, № 15, ст. 1794; Собрание законодательства РФ. 1999, № 43, ст. 5219.
    Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" от 2 августа 1999 г. № 954 // Российская газета. 1999, 5 августа.
    Положение о Совете Безопасности Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 949 // Российская газета. 1999, 5 августа.
    Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 (в ред. постановлений Правительства РФ от 23.04.96 № 512; 14.02.97 № 172) // Российская газета. 1995, 27 июля.
    Положение о Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. № 793 // Собрание законодательства РФ. 1999, № 29, ст. 3756.
    Положение о Министерстве транспорта РФ. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. № 1038 // Собрание законодательства РФ. 2001, № 3, ст. 235.

    339
    Положение о Министерстве труда и социального развития РФ. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. № 480 // Российская газета. 1997, 15 мая.
    Положение о Министерстве путей сообщения РФ. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 848 // Российская газета. 1996, 28 августа.
    Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII (в ред. указов Президиума Верховного Совета СССР от 04.03.80 г. № 1662-Х; 02.02.88 № 8422-XI) // Свод законов СССР. Т. 1. С. 373.
    Устав Ростовской области от 29 мая 1996 года № 19-ЗС (в редакции с учетом последующих изменений и дополнений) // Наше время. 1996, 6 июня.
    Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ростовской области от 11 июня 1996 г. // Наше время. 1998, 25 июня.

    340