Юридические исследования - Бюджетное право. Ремиханова, Д.А. -

На главную >>>

Финансовое право: Бюджетное право. Ремиханова, Д.А.


    Бюджетная система в условиях рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать и происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Задачей особой важности становится при этом обеспечение надлежащего выполнения всеми субъектами бюджетных правоотношений их обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

     

     Бюджетное право вызывает закономерный интерес управленческих структур во всех областях хозяйственных отношений, органов государственной власти и местного самоуправления, предпринимателей и обычных граждан, так как именно эта область права регулирует отношения в сфере бюджетного устройства, бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. На наш взгляд, к числу известных специалистов в области бюджетно-правовой проблематики относятся М.И. Пискотин ("Советское бюджетное право",), ЕЛ. Ровинский ("Основные вопросы теории финансового права",), Н.И. Химичева ("Субъекты советского бюджетного права", А. И. Землин ("Бюджетное право",) и др.


    Ремиханова, Д.А. и др. Бюджетное право.- М., 2001.-.463 cтр.

    СОДЕРЖАНИЕ


    ПРЕДИСЛОВИЕ    5
    РАЗДЕЛ I. Понятие бюджета и бюджетного права
    Глава 1. Краткая история становления и развития бюджета    8
    Глава 2. Бюджетное право и бюджетное устройство в Российской Федерации
    2.1. Понятие и роль государственного и местного бюджетов    17
    2.2. Понятие, предмет и метод бюджетного права    18
    2.3. Нормы бюджетного права    20
    2.4. Бюджетные правоотношения. Субъекты бюджетных правоотношений    23
    2.5. Источники бюджетного права    35
    Глава 3. Бюджетные права (компетенции) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований
    3.1. Понятие и содержание бюджетных прав (компетенций)    39
    3.2. Особенности бюджетных прав (компетенций) органов государственной власти Российской Федерации    40
    3.3. Особенности бюджетных прав органов государственной власти субъектов Российской Федерации    43
    3.4. Особенности бюджетных прав муниципальных образований    45
    Глава 4. Правовые основы бюджетной системы и бюджетного устройства в Российской Федерации
    4.1. Понятие и принципы построения бюджетной системы и бюджетного устройства в Российской Федерации    49
    4.2. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их распределение между бюджетами    53
    Глава 5. Бюджетный процесс
    5.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы    64
    5.2. Стадия составления проекта бюджета    66
    5.3. Стадии рассмотрения и утверждения бюджета    70
    5.4. Стадия исполнения бюджета    77
    5.5. Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета    85
    5.6. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства    88
    Глава 6. Правовой режим целевых государственных и местных бюджетных фондов
    6.1. Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и местных фондов    95
    6.2. Правовой режим целевых бюджетных фондов    96
    6.3. Правовой режим государственных внебюджетных фондов    99
    6.4. Правовой режим государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов    108
    РАЗДЕЛ II. Правовое регулирование государственных доходов
    Глава 7. Понятие правового регулирования государственных доходов    111
    Глава 8. Налоговое право в Российской Федерации
    8.1. Понятие налога. Основные начала и функции налогообложения    115
    8.2. Система налогов и сборов в Российской Федерации    123
    8.3. Налоговое право Российской Федерации. Понятие и источники    132
    8.4. Налоговые правоотношения. Субъекты и объекты налоговых правоотношений    142
    8.5. Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства и защита их прав    151
    8.6. Налоговый контроль    164
    Глава 9. Правовое регулирование отдельных видов налогов и сборов
    9.1. Налог на добавленную стоимость    174
    9.2. Акцизы    195
    9.3. Налог на доходы физических лиц    207
    9.4. Единый социальный налог    212
    9.5. Налог на прибыль предприятий и организаций    220
    9.6. Таможенная пошлина    222
    9.7. Налоги в дорожные фонды    227
    9.8. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения    233
    9.9. Государственная пошлина. Сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний    240
    9.10. Налог на имущество предприятий    243
    9.11. Налог с продаж    244
    9.12. Налог с продаж в Москве    250
    Глава 10. Правовые основы государственного и муниципального кредита
    10.1. Понятие и функции государственного кредита    254
    10.2. Государственные займы и их классификация    256
    10.3. Государственные ценные бумаги    257
    10.4. Государственный и муниципальный долг. Управление государственными муниципальным долгом    261
    Глава 11. Правовое регулирование организации страхового дела
    11.1. История возникновения страхового дела    270
    11.2. Страховые правоотношения. Особенности, функции и виды страхования    275
    11.3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования    284
    11.4. Страховые платежи в государственные социальные внебюджетные фонды    287
    РАЗДЕЛ III. Правовое регулирование государственных расходов
    Глава 12. Правовые основы государственных расходов
    12.1. Особенности расходов российского государства в условиях перехода к рынку    290
    12.2. Понятие и принципы бюджетного финансирования    292
    Глава 13. Сметно-бюджетное финансирование
    13.1. Понятие сметно-бюджетного финансирования    294
    13.2. Порядок финансирования социально-культурных мероприятий    297
    13.3. Расходы на национальную оборону    307
    13.4. Расходы на содержание аппарата государственного управления    308
    13.5. Финансирование капитальных вложений    312
    13.6. Финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности    316
    13.7. Порядок финансирования государственных организаций. Бухгалтерский баланс    318
    13.8. Внебюджетные средства    321
    РАЗДЕЛ IV. Правовые основы банковской деятельности, валютного регулирования, денежного обращения и расчетов
    Глава 14. Правовое регулирование банковской деятельности
    14.1. Возникновение и развитие банковской системы    324
    14.2. Центральный банк Российской Федерации    329
    14.3. Коммерческие банки    339
    14.4. Прекращение деятельности кредитной организации    355
    14.5. Правовое регулирование кредита. Договор займа    360
    14.6. Банковская гарантия    366
    Глава 15. Правовые основы денежного обращения и расчетов
    15.1. Понятие денег, их функции и виды. Публично-правовые характеристики денег    368
    15.2. Денежный оборот. Правовое регулирование безналичного и налично-денежного обращения    370
    15.3. Расчетно-кассовые операции и порядок их ведения    379
    15.4. Формы безналичных расчетов    383
    15.5. Контроль за соблюдением правил хранения, расходования и обращения денег. Ответственность за нарушение этих правил    400
    Глава 16. Правовые основы валютного регулирования
    16.1. История развития мировых валютных отношений в XX веке    407
    16.2. Понятие валютного регулирования    413
    16.3. Виды валютных операций    434
    16.4. Валютный курс    447
    16.5. Валютные риски    449
    16.6. Валютный контроль. Механизм и нормативно-правовая база    451
    16.7. Ответственность за нарушения валютного законодательства    456


    ПРЕДИСЛОВИЕ

     Бюджетная система в условиях рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать и происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Задачей особой важности становится при этом обеспечение надлежащего выполнения всеми субъектами бюджетных правоотношений их обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

     Бюджетное право вызывает закономерный интерес управленческих структур во всех областях хозяйственных отношений, органов государственной власти и местного самоуправления, предпринимателей и обычных граждан, так как именно эта область права регулирует отношения в сфере бюджетного устройства, бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. На наш взгляд, к числу известных специалистов в области бюджетно-правовой проблематики относятся М.И. Пискотин ("Советское бюджетное право",), ЕЛ. Ровинский ("Основные вопросы теории финансового права",), Н.И. Химичева ("Субъекты советского бюджетного права", А. И. Землин ("Бюджетное право",) и др.

     Бюджетное право является одним из наиболее важных разделов финансового права, который включает несколько финансово-правовых институтов, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования бюджетов как составной части финансовой системы. Такие отношения составляют предмет бюджетного права и рассмотрены в настоящем учебном пособии. К ним, например, принадлежат отношения, связанные с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации; определением структуры доходов и расходов бюджетной системы Российской

    5

     Федерации и распределением их между бюджетами разных уровней; разграничением бюджетной компетенции между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления; организацией бюджетного процесса, т.е. установлением порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также составления, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении соответствующих бюджетов; организацией контроля за исполнением бюджетов.

     Каждая группа бюджетных отношений включает совокупность более конкретных отношений, причем все они взаимосвязаны. Например, не могут реализовываться отношения по установлению структуры доходов и расходов бюджетной системы без отношений по установлению самой этой системы. В свою очередь и те и другие отношения не могут быть реализованы без определения компетенции государственных органов по установлению бюджетной системы и структуры доходов и расходов бюджета соответствующего уровня.

     Вопросы правового регулирования бюджетных отношений приобретают все большую актуальность в социально-экономической сфере жизни страны, поскольку в нормах бюджетного права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства в бюджетной сфере, методы аккумуляции средств в государственные и муниципальные денежные фонды, порядок получения и использования государственных денежных средств и др.

     Отдельные главы учебного пособия посвящены правовому регулированию налоговых и банковских отношений, государственному кредиту, организации страхового дела, денежного обращения и расчетов, валютных отношений.

     В пособии раскрываются понятия и виды бюджетных правоотношений, источники бюджетных норм, рассматриваются вопросы бюджетной системы и бюджетного процесса, соотношения бюджетного законодательства с другими отраслями права. Особое внимание уделено правовому обеспечению бюджета и бюджетных фондов, контролю за исполнением бюджетов, а также ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Отдельные главы посвящены правовому регулированию государственных доходов и государственных расходов.

    6