Юридические исследования - Конституционное право стран Ближнего Востока. Хачим Ф.И. -

На главную >>>

Государственное право: Конституционное право стран Ближнего Востока. Хачим Ф.И.


    В последнее десятилетие в связи с глобальными переменами, происходящими в современном мире и особенно в развивающихся странах, важной задачей российского государствоведения, в том числе науки конституционного права, становится изучение и анализ государственного политического механизма зарубежных стран. Тем более, что отношения России с этими странами переживают период "нового дыхания", базирующегося на расширении круга взаимных интересов во все более многочисленных сферах. Отношения России со странами третьего мира являются традиционными, тем не менее, проблем и пробелов по-прежнему немало. Россия является многонациональным федеративным государством. Многие народы, проживающие на территории Российской Федерации, имеют духовные, культурные, религиозные, этнические и прочие общие традиции и связи с народами развивающихся стран. Несмотря на это, характерно, что именно в российской науке государственного права недостаточно изучены институты конституционного права развивающихся стран (если не считать труды известных российских правоведов - В. Е. Чиркина, Г.И. Муромцева, В.В. Маклакова, А.А. Мишина, Б.А. Страшуна и др.). В данном учебном пособии автор попытался показать специфические черты и особенности политических систем трех наиболее развитых государств третьего мира, таких как Египет, Израиль и Иран. Выбор этих государств не случаен. Они представляют большой интерес именно потому, что за последние десятилетия в их государственно-политическом развитии произошли серьезные трансфермации. Например, в Египте наблюдался процесс перехода к демократизации общественной жизни, что стало примером для других стран арабского Востока. В Иране успешно завершается процесс формирования политико-государственных институтов, построенных на модернизированных догмах исламского шариата (шиитского течения). Особое значение придается прежде всего тем аспектам общественно-политической деятельности, которые до сих пор не были подробно освещены в российской юридической литературе.


    Хачим Ф.И. Конституционное право стран Ближнего Востока.- М., 2001.- 138 cтр.


    Оглавление


    Предисловие    5
    Республики Иран    7
    Конституционные принципы Исламской Республики Иран    14
    Правовое положение личности    17
    Высшие органы государственной власти    20
    Законодательная власть    20
    Исполнительная власть    23
    Судебная власть    24
    Египет    29
    Конституционное развитие Египта    29
    Форма Конституции    30
    Исламский шариат    34
    Конституционные основы общественного строя    34
    Экономическая основа государства    34
    Политическая основа государства    35
    Центральные органы власти    36
    Законодательная власть    36
    Исполнительная власть    44
    Судебная система    47
    Информационная власть    50
    Глава 3. Политические институты и конституционное право Государства Израиль    53
    Центральные органы государственной власти    55
    Президент    55
    Парламент (кнессет)    57
    Правительство    61
    Государственный контролер    67
    Гражданство    70
    Избирательное право и избирательная система    72
    Судебная система    74
    Эмиратов    81
    Образование и конституционное развитие ОАЭ    81
    Центральные органы власти ОАЭ    83
    Глава государства и его заместитель    83
    Верховный совет союза    85
    Совет министров    88
    Высший союзный суд    91
    Глава 5. Конституционное развитие и политические институты Республики Ирак    95
    Особенности конституционно-правового статуса граждан    102
    Центральные органы государственной власти    104
    Совет революционного командования    104
    Президент    107
    Правительство    108
    Законодательная власть    109
    Судебная система и прокуратура    113
    Местное самоуправление    117
    Глоссарий    119
    Список литературы    120
    Приложение 1. Конституция Исламской Республики Иран (извлечения)    122
    Приложение 2. Закон Египта №105 1980 г. "Об образовании судов государственной безопасности" (извлечения)    127
    Приложение 3. Закон Египта № 40 1977 г. "О системе политических партий" (извлечения)    132


    Предисловие

     В последнее десятилетие в связи с глобальными переменами, происходящими в современном мире и особенно в развивающихся странах, важной задачей российского государствоведения, в том числе науки конституционного права, становится изучение и анализ государственного политического механизма зарубежных стран. Тем более, что отношения России с этими странами переживают период "нового дыхания", базирующегося на расширении круга взаимных интересов во все более многочисленных сферах. Отношения России со странами третьего мира являются традиционными, тем не менее, проблем и пробелов по-прежнему немало. Россия является многонациональным федеративным государством. Многие народы, проживающие на территории Российской Федерации, имеют духовные, культурные, религиозные, этнические и прочие общие традиции и связи с народами развивающихся стран. Несмотря на это, характерно, что именно в российской науке государственного права недостаточно изучены институты конституционного права развивающихся стран (если не считать труды известных российских правоведов - В. Е. Чиркина, Г.И. Муромцева, В.В. Маклакова, А.А. Мишина, Б.А. Страшуна и др.). В данном учебном пособии автор попытался показать специфические черты и особенности политических систем трех наиболее развитых государств третьего мира, таких как Египет, Израиль и Иран. Выбор этих государств не случаен. Они представляют большой интерес именно потому, что за последние десятилетия в их государственно-политическом развитии произошли серьезные

    5

     трансфермации. Например, в Египте наблюдался процесс перехода к демократизации общественной жизни, что стало примером для других стран арабского Востока. В Иране успешно завершается процесс формирования политико-государственных институтов, построенных на модернизированных догмах исламского шариата (шиитского течения). Особое значение придается прежде всего тем аспектам общественно-политической деятельности, которые до сих пор не были подробно освещены в российской юридической литературе.

     Именно страны мусульманского Востока в силу специфики их исторического развития стали играть заметную роль во многих процессах международного масштаба. Политические системы в этих странах как раз и отражают существенные изменения в общественном и политическом развитии. Кроме того, изучение политических институтов в этих государствах дает возможность понять сущность процессов, происходящих в других странах Азии, Африки и Латинской Америки.

    6