Юридические исследования - Хартия Европейского Союза об основных правах. Кашкин С.Ю. -

На главную >>>

Права человека: Хартия Европейского Союза об основных правах. Кашкин С.Ю.


    Научные издания по праву Европейского Союза (иногда для обозначения этого понятия используется более широкий термин "Европейское право") стали чаще появляться на русском языке с конца 90-х годов, когда в юридических вузах страны началось преподавание этого предмета.

     

     С присоединением в 1998 г. России к Уставу Совета Европы и расширением и углублением связей нашей страны с Европейским Союзом интерес юридической, научной и широкой российской общественности к праву Европейского Союза значительно вырос и приобрел не только теоретическое, но и практическое значение.

     

     Территория включающего уже 15 стран Европейского Союза составляет более 3,2 млн кв. км, а число его граждан превышает 375 млн человек. С планируемым вступлением в Союз еще 12-13 стран этот экономический, политический и финансовый интеграционный гигант еще более укрепит свое положение в мире. Расширяется использование единой европейской валюты евро, а для охраны безопасности Союза создаются довольно мощные общие вооруженные формирования.


    Кашкин С.Ю. Хартия Европейского Союза об основных правах.- М., 2001.- 208 cтр.



    Содержание


    Предисловие    3
    НОВЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ «БИЛЛЬ О ПРАВАХ»:
    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ ХАРТИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 2000 г.
    (вводный комментарий)    8
    1. Организация Европейский Союз и ее институты    9
    2. Причины принятия Хартии Европейского Союза об основных правах    18
    3. Порядок разработки Хартии    25
    4. Источники Хартии. Соотношение Хартии с другими актами о правах человека    31
    5. Предмет, содержание и структура Хартии    33
    6. Сфера действия Хартии    39
    7. Язык и стиль Хартии    44
    8. Юридическая сила Хартии. Место Хартии в правовой системе Европейского Союза    48
    9. Перспективы Хартии. Значение Хартии для России    51
    ХАРТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ОБ ОСНОВНЫХ ПРАВАХ    60
    ПРЕАМБУЛА    61
    Комментарий к Преамбуле    62
    Глава I. ДОСТОИНСТВО
    Комментарий к главе I «Достоинство» (ст. 1-5)    67
    Статья 1. Человеческое достоинство    67
    Статья 2. Право на жизнь    69
    Статья 3. Право на целостность личности    71
    Статья 4. Запрещение пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания    73
    Статья 5. Запрещение рабства и принудительного труда    74
    Глава II. СВОБОДЫ
    Комментарий к главе II «Свободы» (ст. 6-19)    76
    Статья 6. Право на свободу и личную неприкосновенность    76
    Статья 7. Уважение частной и семейной жизни    78
    Статья 8. Защита данных личного характера    79
    Статья 9. Право на вступление в брак и создание семьи    80
    Статья 10. Свобода мысли, совести и вероисповедания    81
    Статья 11. Свобода выражения мнений и свобода информации    83
    Статья 12. Свобода собраний и свобода объединений    85
    Статья 13. Свобода искусства и науки    86
    Статья 14. Право на образование    87
    Статья 15. Свобода профессиональной деятельности и право на труд    88
    Статья 16. Свобода предпринимательства    92
    Статья 17. Право собственности    92
    Статья 18. Право на убежище    94
    Статья 19. Защита в случае выдворения, высылки и выдачи    95
    Глава III. РАВЕНСТВО
    Комментарий к главе III «Равенство» (ст. 20-26)    97
    Статья 20. Равенство перед законом    97
    Статья 21. Недопустимость дискриминации    98
    Статья 22. Культурное, религиозное и языковое разнообразие    99
    Статья 23..Равенство мужчин и женщин    100
    Статья 24. Права ребенка    102
    Статья 25. Права пожилых людей    103
    Статья 26. Интеграция инвалидов    103
    Глава IV. СОЛИДАРНОСТЬ
    Комментарий к главе IV «Солидарность» (ст. 27-38)    105
    Статья 27. Право работников предприятия на информацию и консультации    105
    Статья 28. Право на коллективные переговоры и коллективные действия    106
    Статья 29. Право на обращение к службам занятости    108
    Статья 30. Защита в случае необоснованного увольнения    108
    Статья 31. Благоприятные и справедливые условия труда    109
    Статья 32. Запрет детского труда и защита молодых людей на рабочем месте    111
    Статья 33. Семейная и профессиональная жизнь    112
    Статья 34. Социальное обеспечение и социальная помощь    113
    Статья 35. Охрана здоровья    116
    Статья 36. Доступ к услугам общеэкономического значения    117
    Статья 37. Защита окружающей среды    118
    Статья 38. Защита потребителей    119
    Глава V. ГРАЖДАНСТВО
    Комментарий к главе V «Гражданство» (ст. 39-46)    120
    Статья 39. Право голосовать и баллотироваться в качестве кандидата на выборах в Европейский парламент    120
    Статья 40. Право голосовать и баллотироваться в качестве кандидата на муниципальных выборах    121
    Статья 41. Право на хорошее управление    123
    Статья 42. Право на доступ к документам    125
    Статья 43. Омбудсман    126
    Статья 44. Право петиций    127
    Статья 45. Свобода передвижения и выбора места жительства    127
    Статья 46. Дипломатическая и консульская защита    128
    Глава VI. ПРАВОСУДИЕ
    Комментарий к главе VI «Правосудие» (ст. 47-50)    130
    Статья 47. Право на эффективное обжалование и на доступ к беспристрастному суду    130
    Статья 48. Презумпция невиновности и право на защиту    134
    Статья 49. Принципы законности и пропорциональности при определении преступлений и наказаний    135
    Статья 50. Право не подвергаться судебному преследованию и уголовному наказанию дважды за одно и то же преступление    137
    Глава VII. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Комментарий к главе VII «Общие положения» (ст. 51-54)    139
    Статья 51. Сфера применения    139
    Статья 52. Пределы гарантированных прав    144
    Статья 53. Уровень, на котором предоставляется защита    150
    Статья 54. Запрет на злоупотребление правами    151
    ПРИЛОЖЕНИЯ
    Конвенция о защите прав человека и основных свобод
    (Рим, 4 ноября 1950 г.)    154
    Раздел I. Права и свободы    155
    Раздел II. Европейский Суд по правам человека    160
    Раздел III. Прочие положения    166
    ПРОТОКОЛЫ
    Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
    (Париж, 20 марта 1952 г.)    169
    Протокол № 2 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
    (Страсбург, 6 мая 1963 г.)    171
    Протокол № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод «Об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Протокол № 1 к ней»
    (Страсбург, 16 октября 1963 г.)    173
    Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод Относительно отмены смертной казни
    (Страсбург, 28 апреля 1983 г.)    175
    Протокол № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
    (Страсбург, 22 ноября 1984 г.)    177
    Протокол № 9 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
    (Рим, 1 ноября 1990 г.)    181
    Протокол № 10 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
    (Страсбург, 25 марта 1992 г.)    184
    Протокол № 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
    (Страсбург, 11 марта 1994 г.)    185
    Библиография    195




    ПРЕДИСЛОВИЕ

     Научные издания по праву Европейского Союза (иногда для обозначения этого понятия используется более широкий термин "Европейское право") стали чаще появляться на русском языке с конца 90-х годов, когда в юридических вузах страны началось преподавание этого предмета.

     С присоединением в 1998 г. России к Уставу Совета Европы и расширением и углублением связей нашей страны с Европейским Союзом интерес юридической, научной и широкой российской общественности к праву Европейского Союза значительно вырос и приобрел не только теоретическое, но и практическое значение.

     Территория включающего уже 15 стран Европейского Союза составляет более 3,2 млн кв. км, а число его граждан превышает 375 млн человек. С планируемым вступлением в Союз еще 12-13 стран этот экономический, политический и финансовый интеграционный гигант еще более укрепит свое положение в мире. Расширяется использование единой европейской валюты евро, а для охраны безопасности Союза создаются довольно мощные общие вооруженные формирования.

     Уже сегодня почти половина торгового оборота России приходится на Европейский Союз. У нас с 1995 г. существует общая граница с Союзом по Финляндии, а со вступлением в ЕС новых членов ее протяженность и значение существенно увеличатся. Даже торговля России с традиционными партнерами из Центральной и Восточной Европы скоро будет подчинена новым, более высоким европейским стандартам, нормам и правилам. Поэтому и наша собственная жизнь, и общая расстановка сил в мире все больше будут зависеть от "европейского фактора".

     Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное в 1994 г. и вступившее в силу 1 декабря 1997 г., составляет правовую основу взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза. На его базе созданы институционные механизмы взаимодействия (Совет, Комитет сотрудничества), которые формируют и реализуют программы совместной деятельности РФ и ЕС. Из этого ратифицированного Россией Соглашения в области права возникает необходимость принятия мер по сближению законодательства. Вот почему перед российскими юристами встала задача целенаправленного и обстоятельного изучения права Европейского Союза и применения его на практике.

    3

     Надо отметить, что в своем развитии Европейские сообщества уже прошли большой путь от международных организаций с довольно узкой и конкретной сферой деятельности (уголь и сталь, атомная энергетика) до широкого экономического сотрудничества и далее - до создания уникального всеобъемлющего интеграционного, в большой степени государственно-подобного международного объединения с почти универсальной компетенцией.

     Первоначально чисто экономические цели и задачи с логической неизбежностью дополняются внешне- и внутриполитическими направлениями деятельности, финансовыми, налоговыми, военными, административными, транспортными, образовательными, экологическими и другими сферами сотрудничества.

     Особое, если не центральное место, судя по абзацу 2 Преамбулы к Хартии Европейского Союза об основных правах, занимает в деятельности этой организации сфера гуманитарного права. Именно к ее проблематике в последнее время все чаще обращается "конституционное право" Европейского Союза, т.е. его учредительные договоры и основополагающие нормативно-правовые акты.

     Седьмого декабря 2000 г. к ним присоединился еще один долгожданный и "выстраданный" всей историей развития Европейских Сообществ документ: в Ницце была подписана и торжественно провозглашена Хартия Европейского Союза об основных правах.

     Этот уникальный документ как бы подвел итог работы человечества по правовой защите прав и свобод личности за два тысячелетия и поставил цели и задачи гуманитарного права на третье тысячелетие. Он отчетливо отразил достижения, проблемы, тенденции и перспективы развития правового статуса человека и гражданина на национальном, региональном, интеграционном и международном уровнях.

     Принятие Хартии красноречиво свидетельствует о том, что экономическая, политическая и все другие расширяющиеся сферы деятельности Европейских сообществ и Европейского Союза все более пронизываются гуманитарным содержанием, помогающим полнее учитывать самые разнообразные интересы индивидов, коллективов, наций, интеграционных объединений, нынешних и даже будущих поколений.

     Познать это содержание и приспособить его для развития Союза России и Беларуси (может быть, и других бывших субъектов СССР), а также учесть его для выработки эффективной линии поведения с растущим и приближающимся к нашим границам Европейским Союзом - ответственная задача юристов, специализирующихся в области Европейского права.

     Прежде чем обратиться к изучению рассматриваемых в настоящем издании документов по защите прав человека, необходимо четко уяснить, что международно-правовые доктрины, связанные с защитой прав человека, и соответствующие доктрины права Европейского Союза обладают определенными отличиями от "классических" доктрин международного права.

     Надо отметить, что традиционное публичное международное право основывается на представлениях о суверенном равенстве государств, стоит на

    4

     страже принципа взаимности в отношениях между ними, а также особо выделяет принцип уважения национального суверенитета.

     Если "классическое" публичное международное право регламентирует в основном отношения между государствами, то современные институты и нормы международного права, связанные с защитой прав человека, регулируют прежде всего взаимоотношения между государством и личностью. Следовательно, в контексте прав человека международное право придает индивиду статус субъекта, а не только объекта регулирования, в отличие от традиционного подхода, при котором лишь государства являются подлинными субъектами, а индивиды только пользуются защитой как объекты заботы государств.

     Право Европейского Союза, направленное на защиту прав человека, с одной стороны, является продолжением международного гуманитарного права с перечисленными выше особенностями. С другой стороны - это право имеет и наднациональный, и государственно-подобный характер, и в нем все более проявляется тенденция к федерализации, что с неизбежностью приводит к добровольному ограничению суверенитета государств-членов ЕС. Учитывая усиливающееся значение гражданства Европейского Союза, гуманитарное право ЕС начинает чаще обращаться к приемам и методам, характерным для конституционного права.

     В свете этого можно сделать вывод, что природа, функции и ограничения специфической системы охраны прав человека в Европейском Союзе накладывают свой, еще не вполне исследованный, отпечаток как на устанавливаемые в Союзе стандарты прав и свобод личности, так и на их развитие и реализацию.

     Целью этой книги является первая попытка представить широкому кругу российских читателей научно и идеологически обоснованный, объективный, выведенный не менее чем по трем официальным языковым текстам перевод Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г.

     Мы сочли целесообразным снабдить текст русского перевода Хартии пояснениями, почему выбран тот или иной вариант перевода, с приведением при необходимости альтернативных вариантов. Даются также ссылки на упоминающиеся в документе институты, органы, организации, на позиции должностных лиц и другая необходимая для более полного его понимания информация. Столь обширный отсылочный материал помогает точнее понять логику перевода.

     С целью наиболее полного раскрытия сущности и особенностей такого уникального документа, как Хартия Европейского Союза об основных правах, нами избрана следующая логика подачи материала.

     Сначала дается вводный научный комментарий, дающий Хартии общую характеристику: условия и причины ее принятия, специфику организации, разработавшей Хартию, порядок принятия этого документа, соотношение его с другими актами о правах человека, предмет, содержание, языки и структуру Хартии, ее юридическую силу и значение для России.

    5

     Затем следует сам текст перевода Хартии с постатейными пояснениями переводчика. После каждой статьи помещен соответствующий комментарий.

     Поскольку сама Хартия в Преамбуле, параграфе 3 ст. 52 и ст. 53 подчеркивает свою неразрывную связь с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., она предполагает толкование своих положений через текст и дух Конвенции 1950 г., а также через прецедентное право Европейского Суда по правам человека. Учитывая недостаточную распространенность текста Конвенции 1950 г. в России, текст этой Конвенции с прилагаемыми к ней протоколами (еще большая редкость в РФ) помещен в Приложении. На деле положения Конвенции 1950 г. во многом являются продолжением бланкетных норм Хартии, и судам необходимо учитывать их при толковании и применении статей Хартии.

     Прилагаемый список литературы может оказаться читателю полезным для самостоятельного углубленного изучения прав и свобод в Европейском Союзе.

     Предлагаемое Вашему вниманию издание является многоцелевым: как учебно-методическая работа оно раскрывает одну из основополагающих тем учебного курса "Право Европейского Союза" ("Европейское право") и одновременно международного публичного права, поэтому оно рассчитано на студентов, аспирантов, преподавателей; как специальное монографическое издание оно может заинтересовать научных работников; объективное по своему содержанию, оно в равной степени рассчитано на сотрудников правоохранительных органов и правозащитных организаций, а также юристов-практиков.

     Это очередная работа уже сложившегося творческого коллектива одной из первых в России специализированных кафедр Права Европейского Союза Московской государственной юридической академии, опубликовавшего в 1997 г. первое на русском языке обстоятельное учебное пособие "Основы права Европейского Союза" (25 а.л.), издавшего в 1999 г. (включая подбор материалов, перевод и комментарии) книгу "Право Европейского Союза: документы и комментарии" (52 а.л.) и в 2000 г. сборник "Шенгенские Соглашения" (10 ал.).

     Как и наши прежние работы, издание этой книги едва ли получилось бы столь оперативным без давно установившейся дружбы и плодотворного сотрудничества с нашими голландскими и бельгийскими коллегами по линии Агентства "CROSS" и при участии Центра международного правового сотрудничества (Лейден, Нидерланды).

     На момент сдачи настоящего издания в печать по имеющейся у нас информации ни в Европе, ни в Америке, ни где бы то еще не было издано комментария к Хартии Европейского Союза об основных правах ни в печатной, ни в электронной форме. Это, как понимает авторский коллектив, накладывает на него особую ответственность. Но тем отраднее тот факт, что именно юридическая общественность России, которую в последнее время обвиняют

    6

     в откате к авторитаризму, первой откликнулась на новейший европейский документ по правам человека.

     Проблемы правового регулирования прав человека в Европейском Союзе мы готовы обсудить на сайте нашей кафедры в Интернете: eulaw.euro.ru.

    Заведующий кафедрой Права Европейского Союза Московской государственной юридической академии, профессор, д.ю.н. Кашкин С.Ю.

    7