Юридические исследования - Криминология. Кузнецова Н.Ф. -

На главную >>>

Криминология и виктимология: Криминология. Кузнецова Н.Ф.


    Учебное пособие по криминологии имеет целью ознакомление с основами данной дисциплины и обучение навыкам профессиональной профилактики преступлений и правонарушений. Оно рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей, изучающих общий и специальные курсы в юридических вузах по криминологии, пишущих курсовые и дипломные работы, диссертации, статьи и книги криминологического содержания.

     

     Структура данного пособия:

    Учебная программа по дисциплине "Криминология".

    План и тезисы лекций по курсу "Криминология".

    Практикум по криминологии.

    Вопросы к зачетам и экзаменам по криминологии.

    Тематика курсовых и дипломных работ.

    Методические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ.

    Экзаменационные вопросы по кандидатскому минимуму.

     

     Тезисы лекций, дополняя учебники, призваны систематизировать и обновлять криминологическую информацию, позволяя сосредоточиться читающим и слушающим лекции на стержневых проблемах курса.

     

     Практикум по криминологии ориентирован на привитие навыков самостоятельных криминологических исследований уголовной, социальной и экономической статистики, на овладение социологическими и математическими методиками анализа преступности, личности преступника, причин и условий преступности. Современный юрист должен квалифицированно составлять профилактические документы, уметь экспортировать проекты правовых актов, компетентно выступать в государственных органах различных уровней с оценкой состояния преступности и рекомендациями по разработке систем ее предупреждения. Юристу ныне необходимо владеть методикой составления планов профилактики преступлений от федерального до муниципального уровней, механизма их исполнения, контроля за результативностью планов.


    Кузнецова Н.Ф. и др. Криминология.- М., 2001.- 208 cтр.

    СОДЕРЖАНИЕ


    Предисловие    V
    Программа по курсу "Криминология" для студентов и слушателей высших юридических учебных заведений
    Раздел I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
    Тема 1. Понятие, предмет и система криминологии    1
    Тема 2. Развитие и современное состояние российской криминологии     2
    Тема 3. Методика криминологических исследований    3
    Тема 4. Преступность    4
    Тема 5. Личность преступника    5
    Тема 6. Причины, условия, механизм конкретного преступления    6
    Тема 7. Причины и условия преступности    7
    Тема 8. Предупреждение преступности    8
    Тема 9. Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности    9
    Раздел II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
    Тема 10. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних лиц    10
    Тема 11. Криминологическая характеристика насильственных преступлений и хулиганства    10
    Тема 12. Криминологическая характеристика преступности экономической направленности    11
    Тема 13. Криминологическая характеристика групповой и организованной преступности    12
    Тема 14. Криминологическая характеристика рецидивной преступности    12
    Тема 15. Криминологическая характеристика профессиональной преступности    13
    Тема 16. Криминологическая характеристика преступного наркотизма     14
    Тема 17. Криминологическая характеристика неосторожных преступлений    14
    Тема 18. Преступность, ее причины и предупреждение в зарубежных государствах    15
    Тема 19. Научные школы и теории в зарубежной криминологии    15
    Литература    16
    План лекций по курсу "Криминология"    21
    Тезисы лекций по курсу "Криминология"
    Введение    22
    Раздел I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
    Лекция 1. Понятие, предмет, задачи и история отечественной криминологии    23
    Лекция 2. Методика криминологических исследований    28
    Лекция 3. Преступность    36
    Лекция 4. Личность преступника    44
    Лекция 5. Причины и условия преступлений и преступности    56
    Лекция 6. Причины и условия преступности в России в 90-х гг. XX в    65
    Лекция 7. Предупреждение преступности и преступлений    69
    Раздел II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
    Лекция 8. Преступность несовершеннолетних    86
    Лекция 9. Криминологическая характеристика тяжкой насильственной преступности    98
    Лекция 10. Криминологическая характеристика преступности в сфере сексуальных отношений    103
    Лекция 11. Преступность экономической направленности    110
    Лекция 12. Криминологическая характеристика налоговых преступлений    121
    Лекция 13. Профессиональная преступность    128
    Лекция 14. Организованная преступность    134
    Лекция 15. Криминологическая характеристика рецидивной преступности    138
    Лекция 16. Криминальный наркотизм    143
    Лекция 17. Криминологическая характеристика преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации автотранспорта    151
    Лекция 18. Зарубежная криминология    154
    Практикум по криминологии
    A. Методика криминологических исследований    157
    Б. Преступность    165
    B. Причины и условия преступности и преступлений    171
    Г. Личность преступника    177
    Д. Предупреждение преступности и преступлений    185
    Е. Криминологическая характеристика умышленных убийств    188
    Вопросы к зачетам и экзаменам по курсу "Криминология"    191
    Примерная тематика курсовых и дипломных работ по криминологии    193
    Методические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ по криминологии    195
    Вопросы к кандидатскому минимуму по криминологии    200


    ПРЕДИСЛОВИЕ

     Учебное пособие по криминологии имеет целью ознакомление с основами данной дисциплины и обучение навыкам профессиональной профилактики преступлений и правонарушений. Оно рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей, изучающих общий и специальные курсы в юридических вузах по криминологии, пишущих курсовые и дипломные работы, диссертации, статьи и книги криминологического содержания.

     Структура данного пособия:
    Учебная программа по дисциплине "Криминология".
    План и тезисы лекций по курсу "Криминология".
    Практикум по криминологии.
    Вопросы к зачетам и экзаменам по криминологии.
    Тематика курсовых и дипломных работ.
    Методические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ.
    Экзаменационные вопросы по кандидатскому минимуму.

     Тезисы лекций, дополняя учебники, призваны систематизировать и обновлять криминологическую информацию, позволяя сосредоточиться читающим и слушающим лекции на стержневых проблемах курса.

     Практикум по криминологии ориентирован на привитие навыков самостоятельных криминологических исследований уголовной, социальной и экономической статистики, на овладение социологическими и математическими методиками анализа преступности, личности преступника, причин и условий преступности. Современный юрист должен квалифицированно составлять профилактические документы, уметь экспортировать проекты правовых актов, компетентно выступать в государственных органах различных уровней с оценкой состояния преступности и рекомендациями по разработке систем ее предупреждения. Юристу ныне необходимо владеть методикой составления планов профилактики преступлений от федерального до муниципального уровней, механизма их исполнения, контроля за результативностью планов.

     Студенты и слушатели должны уметь самостоятельно составлять криминологические правовые акты, в частности, профилактические разделы обвинительных заключений и приговоров, определения судов об устранении причин и условий преступлений, по материалам архивных и опубликованных уголовных дел давать оценку эффективности предупреждения преступности правоохранительными органами, писать проекты постановлений и предостережений органов прокуратуры и внутренних дел.

     Использование на семинарах методов деловых игр, максимально приближенных к реальной деятельности органов прокуратуры, внутренних дел, суда, муниципальных органов и парламента, позволяет овладеть умением публичных выступлений по проблемам преступности и ее предупреждения как в целом, так и по отдельным категориям дел, связанных с преступностью несовершеннолетних, насильственной, экономической, организованной преступностью, коррупцией, криминальным наркотизмом.

     В данном учебном пособии студентам и слушателям предлагаются вопросы и задачи в виде уголовно-статистического материала, фабул уголовных дел и профилактических актов. Устные групповые дискуссии целесообразно сочетать с системой докладов и реферированием наиболее сложных проблем криминологии. Многолетний опыт проведения семинаров по криминологии показывает, что богатый материал для таких дискуссий дает изучение вопросов криминологического учения о преступности, а также исследование таких тем, как "Преступность несовершеннолетних", "Насильственная преступность", "Организованная преступность", "Преступность экономической направленности в условиях рыночных отношений", "Банковская преступность", "Коррупция", "Легализация (отмывание) незаконных доходов", "Терроризм", "Криминальный наркотизм", "Сопоставление преступности в США, ФРГ, Франции, Японии и России".

     Периодичность семинарских занятий по криминологии через неделю (как, к примеру, на юридическом факультете МГУ) из-за кадрового дефицита совершенно недостаточна, учитывая все возрастающую актуализацию проблем противостояния преступности в РФ. Поэтому многие преподаватели успевают осветить лишь вопросы Общей части криминологии. Это неверная практика. Акцент должен делаться как раз на Особенную часть, на криминологическую характеристику самых опасных на сегодня преступлений: корыстные должностные преступления, вооруженное насилие, организованную преступность, коррупцию, криминальный наркотизм, отмывание "грязных" денег. Опережение лекций семинарскими занятиями не должно препятствовать такому планированию семинаров. Ныне много учебников и иных публикаций по криминологии. Обучить студентов самостоятельному освоению криминологии - тоже важная задача семинаров.

     При освещении криминологической проблематики на семинарах следует избегать общих рассуждений, к чему участники дискуссий иногда склонны. Криминологический профессионализм юриста предполагает конкретность исследования преступности, ее причин и предупреждения на основе, прежде всего, статистического материала, умения разрабатывать четкие профилактические рекомендации, касаются ли они нормотворчества или деятельности правоохранительных органов, адресно, последовательно, с методикой контроля за исполнением.

     Хорошие результаты у метода групповых зачетных опросов, в которых участвует вся группа и каждый выступающий дополняет или уточняет другого студента (слушателя), а также написания рефератов.