Юридические исследования - Налоговое право. Ежов Ю.А. -

На главную >>>

Финансовое право: Налоговое право. Ежов Ю.А.


    Налоги являются основным источником существования государства и финансирования его деятельности. Для этого государство формирует свою налоговую систему, которая включает в себя совокупность налогов различного вида. При этом по каждому налогу определяются его плательщики, ставки, порядок уплаты и льготы. Формируется также налоговая структура - система специализированных налоговых органов, наделенных мощными властными полномочиями (особенно в части осуществления налогового контроля).

     

     Главной задачей налоговых органов является обеспечение полного и своевременного поступления налоговых платежей в бюджет, а также выполнение других финансовых обязательств перед государством в размерах и сроки, установленные налоговым законодательством. В числе мер, призванных обеспечить надлежащее выполнение налоговых обязательств, важная роль принадлежит юридической ответственности (финансово-правовой, административной, уголовной), установленной за совершение соответствующего вида налоговых правонарушений.

     

     Налог - это установленный государством (в лице уполномоченного органа) в одностороннем порядке и в надлежащей правовой форме обязательный платеж, производимый налогоплательщиком в определенном порядке и размерах, носящий безвозвратный, безэквивалентный и стабильный характер, уплата которого обеспечивается мерами государственного принуждения.


    Ежов Ю.А. Налоговое право.- М.-2001.-172 стр.

    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение    5
    Глава I. Общие понятия о налогах
    § 1. Возникновение налогов    9
    § 2. Учение о налогах    12
    § 3. Характеристика современных систем налогообложения    15
    § 4. Функции налогов    18
    Глава II. Налоговая политика Российской Федерации
    § 1. Конституционные принципы налогообложения в Российской Федерации    21
    § 2. Налоговая политика России    23
    Глава III. Налоговая система Российской Федерации на современном этапе
    § 1. Особенности налоговой системы    28
    § 2. Федеральные налоги    31
    § 3. Региональные налоги    44
    § 4. Местные налоги    46
    Глава IV. История развития и признаки налоговых правонарушений
    § 1. История развития принципов взаимосвязи налогоплательщика и государства    50
    § 2. Понятие и особенности налоговых правонарушений    54
    § 3. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений    60
    § 4, Виды правонарушений и налоговое планирование    64
    § 5. Субъекты налоговой ответственности    68
    § 6. Основания освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности    73
    Глава V. Уголовная ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства
    § 1. Общие положения    82
    § 2. Налоговые преступления    84
    § 3. Преступления против порядка налогообложения    103
    § 4. Освобождение от уголовной ответственности    105
    Глава VI. Финансово-правовая ответственность    107
    Глава VII. Административная ответственность за налоговые правонарушения
    § 1. Понятие административной ответственности    114
    § 2. Нарушение налогового законодательства как один из видов административных правонарушений    121
    § 3. Административные налоговые правонарушения    135
    § 4. Порядок рассмотрения дел об административных налоговых правонарушениях    137
    Глава VIII. Проблемы применения ответственности за нарушение налогового законодательства
    § 1. Современные тенденции судебно-арбитражной практики по налоговым спорам    143
    § 2. Проблема применения мер налоговой ответственности при реорганизации и ликвидации юридических лиц    160
    Заключение    166
    Литература    169




    Введение

     Налоги являются основным источником существования государства и финансирования его деятельности. Для этого государство формирует свою налоговую систему, которая включает в себя совокупность налогов различного вида. При этом по каждому налогу определяются его плательщики, ставки, порядок уплаты и льготы. Формируется также налоговая структура - система специализированных налоговых органов, наделенных мощными властными полномочиями (особенно в части осуществления налогового контроля).

     Главной задачей налоговых органов является обеспечение полного и своевременного поступления налоговых платежей в бюджет, а также выполнение других финансовых обязательств перед государством в размерах и сроки, установленные налоговым законодательством. В числе мер, призванных обеспечить надлежащее выполнение налоговых обязательств, важная роль принадлежит юридической ответственности (финансово-правовой, административной, уголовной), установленной за совершение соответствующего вида налоговых правонарушений.

     Налог - это установленный государством (в лице уполномоченного органа) в одностороннем порядке и в надлежащей правовой форме обязательный платеж, производимый налогоплательщиком в определенном порядке и размерах, носящий безвозвратный, безэквивалентный и стабильный характер, уплата которого обеспечивается мерами государственного принуждения.

     Сфера налогообложения имеет для государства чрезвычайно важное значение, обусловленное той ролью,

    5

     которую играют налоги в жизни государства, где они представляют собой один из основных источников получения им денежных средств. Поэтому государство, установив налоги посредством издания соответствующих правовых актов, стремится к тому, чтобы эти акты "работали" как можно эффективнее. Иными словами, все участники налоговых отношений должны безупречно выполнять возложенные на них налоговым законодательством обязанности.

     Необходимо учитывать, что налог всегда означает принудительное отчуждение чужой собственности, поэтому, чтобы обеспечить сбор налогов, государство выстраивает мощный механизм принуждения, который включает в себя:

     1) создание такой системы налогообложения, при которой плательщику было бы как можно труднее уклонитьсяот уплаты налогов. Это требует рационализации каждого вида налога и создания ему эффективного правового обеспечения;

     2) формирование мощного контрольного аппарата, обобщенно именуемого налоговой службой государства, наделенного широкими властными полномочиями, вплоть до применения мер принуждения в отношении другого участника налогового отношения;

     3) установление мер юридической ответственности, включая меры финансово-правового и уголовного характера, предусматривающих наказание участников налогового отношения за ненадлежащее исполнение предписаний налогового законодательства. Данные меры призваны обеспечить надлежащее исполнение налоговых обязанностей под угрозой наказания.

     При этом государство одновременно выступает в двух качествах: субъекта, издавшего закон и добивающегося его надлежащего исполнения, и субъекта, являющегося стороной в налоговом обязательстве, уполномоченной требовать от другой стороны - налогоплательщика - полной и своевременной уплаты налога. К сожалению, на сегодня, в силу несовершенства как самого налогового

    6

     законодательства, так и законодательства о его нарушении, составы налоговых правонарушений нередко бывают запутанными и нечетко сформированными, что затрудняет применение мер юридической ответственности, приводя, с одной стороны, к наказанию лиц, невиновных в совершении правонарушения (порой даже при полном его отсутствии), а с другой - к уходу от ответственности лиц, действительно совершивших налоговое правонарушение. В ряде случаев такая ситуация объясняется элементарным незнанием правовых норм, предусматривающих ответственность за нарушение налогового законодательства как со стороны органов, осуществляющих привлечение налогоплательщиков к юридической ответственности (в первую очередь налоговых органов и суда), так и со стороны самих налогоплательщиков, которые не в состоянии добиться соблюдения законности и достойно отстоять свои права.

     При исследовании общих проблем налогообложения или разработке конкретных вопросов техники налогообложения юрист в первую очередь должен ориентироваться на защиту прав собственности, поддержание баланса интересов налогоплательщика и общества.

     Сегодня в России назрела необходимость проведения налоговой реформы, так как действующая налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, депутатов, государственных чиновников, налоговых инспекторов. Причины необходимости внесения изменений в налоговое законодательство России весьма разнообразны. Это и политические причины (развитие демократических преобразований в стране, принятие новой российской конституции и законодательных актов, реальное повышение самостоятельности местных и региональных органов власти и, как следствие, распределение средств между бюджетами различных уровней, изменение взаимоотношений между государством и налогоплательщиком), и экономические (появление таких новых экономических и финансовых структур, как финансовые и фондовые рынки,

    7

     рынок страховых услуг, взаимопроникновение российской и мировой экономики), и правовые (возникновение новых правовых институтов, несогласованность налогового и гражданского законодательства, наличие подзаконных актов, допускающих неоднозначное толкование закона и дающие возможность ухода от налогообложения, отсутствие единой нормативной базы налогообложения). Без реформирования налоговой системы России невозможно создание рыночной экономики, успешное интегрирование российской экономики в мировую, развитие предпринимательства и увеличение объема инвестиций.

    8


    Заключение

     С развитием государства и расширением его функций росли и государственные расходы, которые должны были обеспечиваться налогами. Налоги прошли путь от примитивных сборов и податей в древнем государстве до современных налоговых систем, построенных на научной основе. Основоположником науки о налогах общепризнанно является Адам Смит, но и российские государственные деятели и ученые в свое время внесли немалый вклад в развитие науки о налогах. Многие их выводы и решения актуальны и сегодня. Решая вопрос реформирования налоговой системы на основе опыта зарубежных стран, не мешало бы оглянуться в прошлое России, обратиться, например, к выводам известного русского публициста Н. И. Тургенева, заранее изучать и прогнозировать возможные последствия от введения или изменения налогов. Ведь еще министр финансов граф Е. Ф. Кантрин, занимавший этот пост более 20 лет при Александре I и Николае I, призывал к очень большой осторожности в установлении новых налогов.

     Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. С распадом СССР эта проблема встала и перед Россией, которая, переходя от плановой экономики к рыночным отношениям, за короткий срок внедрила у себя налоговую систему, схожую с применяемыми в других крупных федеративных государствах. По ряду параметров наблюдается сходство с Германией, есть отдельные сходства и с налоговой системой США. Но вскоре налоговая система России, построенная в основном на заимствовании зарубежного

    166

     законодательства, использующего довольно тонкие механизмы, адаптированные к иным условиям, базирующиеся на иных правовых традициях, начала давать сбои. Конечно, были и положительные новшества, и это прежде всего введение налога на добавленную стоимость и акцизов, которые прижились в России и позволили решить определенные проблемы наполняемости бюджета. Однако на волне расширения прав региональных и местных представительных органов было введено неоправданно большое количество налогов, одни из которых, вопреки Конституции РФ, подрывали целостность экономического пространства России, другие ложились дополнительным тяжким бременем на налогоплательщиков, сокращая тем самым налоговую базу. К тому же налоговая система, адаптируясь к российской действительности, постоянно корректируется, в результате чего объем действующих нормативных актов огромен, документы противоречат друг другу, а понятийный аппарат устарел сразу же после принятия нового Гражданского кодекса РФ. Законы, каждый из которых переделывался десятки раз и стал путаным и эклектичным, фактически не являются актами прямого действия. Действующая налоговая система не отвечает в полной мере ни интересам налогоплательщика, ни государства. Следует признать, что попытка сразу построить в России налоговую систему, характерную для стран с развитой рыночной экономикой, не увенчалась успехом. Ныне действующая налоговая система не учитывает особенностей мотивации отечественных налогоплательщиков, что делает ее неэффективной. Доходы скрываются, капиталы перетекают из легального сектора в теневую экономику и вывозятся за границу.

     Следовательно, система нуждается в замене, и единственный реальный вариант ее реформирования - это Налоговый кодекс как единый документ без внутренних противоречий, с новым понятийным аппаратом.

     Принятие и введение в действие частей первой и второй Налогового кодекса самым серьезным образом повлияли на налоговый климат в России.

    167

     Однако далеко не все решения, регламентированные в Кодексе, точны, бесспорны и справедливы, а многие важные проблемы и вовсе не нашли в нем отражения. В связи с этим в него уже внесен большой массив поправок, и в Правительстве РФ рассматриваются все новые предложения по его совершенствованию. По-видимому, создание ясной, стабильной и понятной налоговой системы в России - дело не слишком близкого будущего.

     Но не все так мрачно. Следует помнить, что налоговое право еще сравнительно молодо и сейчас находится в процессе активного развития. Многие проблемы, горячо обсуждаемые в настоящий момент, через какое-то время будут разрешены, а пробелы в законодательстве - восполнены.

    168


    Литература

     Конституция Российской Федерации.

     Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.

     Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.

     Закон РФ "О налоговых органах Российской Федерации" от 21 марта 1991 г. № 943-1 // СЗ РФ. 1996. № 25.

     Федеральный закон "Об акцизах" в редакции Федерального закона от 7 марта 1996 г. № 23-ФЗ // ВВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1872; СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1016.

     Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3615 "О валютном регулировании и валютном контроле" // ВВС РФ. 1992. №45. Ст. 2542.

     Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" // ВВС РФ. 1992. № 11. Ст. 527.

     Закон Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г. № 5238-1 // ВВС РФ. 1993. №29. Ст. 1114.

     Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" // ВВС РФ. 1992. № 11. Ст. 525.

     Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. "О налоге на добавленную стоимость" // ВВС РФ. 1991. № 52. Ст. 1871.

     Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. "О налоге на имущество предприятий" // ВВС РФ. 1992. № 12. Ст. 599.

     Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. № 1918-1 "О подоходном налоге с физических лиц" // ВВС РФ. 1992. №12. Ст. 591.

    169

     Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. "О налоге на имущество физических лиц" // ВВС РФ. 1992. № 8. Ст. 362.

     Закон Российской Федерации от 12 декабря 1991 г. "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" // ВВС РФ. 1992. № 12. Ст. 593.

     Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" // ВВС РФ. 1992. № 8. Ст. 360.

     Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" // СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 396.

     Указ Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 685 "Об основных направлениях реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" // СЗРФ. 1996. №20. Ст. 2326.

     Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4144.

     Указ Президента РФ от 21 июля 1995 г. № 746 "О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2906.

     Указ Президента РФ от 23 декабря 1993 г. № 2270 "О некоторых изменениях налогообложения и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" // САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5076.

     Указ Президента РФ от 15 мая 1997 г. № 484 "О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и

    170

     должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе" // СЗ РФ. 1997. № 20. Ст. 2239.

     Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ.

     1996. № 25. Ст. 2954.

     Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.

     Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

     Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

    Бахрах Д. П., Ренов Э. Н. Производство по делам об административных правонарушениях. М., 1999.

     Борисов А. Б. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). М., 2000.

    Брызгалин А. В. Налоги и налоговое право. М., 1997.

    Брызгалин А. В., Берник В. Р. Состав и виды финансовых правонарушений по российскому законодательству // Хозяйство и право. 1995. № 6.

    Витрянский В. В., Герасименко С. А. Налоговые органы, налогоплательщик и Гражданский кодекс. Библиотека журнала "Консультант". М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1995.

    Григорьев В. Н., Кучеров И, И. Налоговая полиция. Правовое регулирование деятельности. М., 1998.

    Катаева Т. О. Преступления в сфере налогообложения // Журнал российского права. 1997. № 12.

    Кузнецов А. П. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность за налоговые преступления // Юрист.1997. №3.

    Кучеров И. И. Налоговые преступления. М., 1997

    Кучеров И. И. Преступления в сфере налогообложения. М., 1999.

    Кучеров И. И., Марков А. У. Расследование налоговых преступлении. М., 1995.

    Ларичев В. Д. Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства // Государство и право. 1997. №7.

    171

    Ларичев В. Д., Решетлян Н. С. Налоговые преступления и правонарушения. Кто и как выявляет и предупреждает / Под ред. В. Д. Ларичева. М., 1998.

    Месин Е. Ф. Административная ответственность за правонарушения в сфере бизнеса. СПб., 1998.

    Никонов С. Д. Практическое применение Налогового кодекса Российской Федерации. Часть первая. Анализ положений. М., 1999.

    Проскуров В. С. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства: Справочник. М., 1996.

    Черник Д. Г., Починок А. П., Морозов В. П. Основы налоговой системы: Учебное пособие. М., 1998.

    Шаталов С. Д. Опорные конструкции налоговых преобразований // Финансы. 2000. № 2.

    172