Бабурин С.Н. и др. Общая теория государства и права. Том 1.- М., 2002.- 528 cтр.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1 Глава I. ПРЕДМЕТ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 7 § 1. Общая теория государства и права как общественная наука 7 § 2. Общая теория государства и права в системе юридических наук. Определение предмета общей теории государства и права 10 § 3. Общая теория государства и права в системе научного знания 14 § 4. Общая теория государства и права как учебная дисциплина 18 Глава II. МЕТОДОЛОГИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 20 § 1. Понятие и значение методологии теории государства и права 20 § 2. Классификация методов познания государства и права 25 Глава III. РАЗНООБРАЗИЕ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 28 § 1. Исследование проблем происхождения государства и права 28 § 2. Причины разнообразия теорий происхождения государства и права 36 § 3. Естественно-правовая теория 45 § 4. Договорная теория 62 § 5. Теория насилия 73 Глава IV. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА 84 § 1. Определение понятия государства 84 § 2. Основные признаки государства 91 Глава V. ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА 100 § 1. Понятие территории 100 § 2. Территориальный суверенитет и территориальная юрисдикция 108 § 3. Состав территории государства 116 § 4. Границы государства 118 § 5. Государственно-правовой режим территории 125 § 6. Виды территорий 130 Глава VI. СУВЕРЕНИТЕТ, ЕГО ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ 139 § 1. Понятие суверенитета 139 § 2. Развитие понятия суверенитета. Государственный суверенитет 140 § 3. Суверенитет народа 148 Глава VII. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА 153 § 1. Власть как общесоциологическая категория. Политическая (государственная) власть 153 § 2. Классовое и общечеловеческое в сущности государства. К вопросу о понятии и определении государства 157 § 3. Особенности государства, отличающие его от других организаций общества 164 Глава VIII. ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ И ПРАВОВЫХ СИСТЕМ 166 § 1. Необходимость определения типов государств и правовых систем 166 § 2. Критерии типологии государств и правовых систем. Понятие типа государства и права 177 § 3. Рабовладельческое государство и право. Социально-экономическая основа и сущность рабовладельческого государства 189 § 4. Феодальное государство и право. Социально-экономическая основа и сущность феодального государства 197 § 5. Капиталистическое государство и право. Социально-экономическая основа и сущность капиталистического государства 207 § 6. Социалистическое государство и право 215 Глава IX. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА 222 § 1. Некоторые особенности государства и права в переходный период 222 § 2. Основные задачи и направления деятельности государства в переходный период 234 § 3. Особенности конституционного законодательства в переходный период 244 Глава X. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ 259 § 1. Понятие государственного аппарата 259 § 2. Структура государственного аппарата 263 § 3. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата 271 Глава XI. ФОРМА ГОСУДАРСТВА 279 § 1. Понятие формы государства 279 § 2. Форма правления, понятие, виды 281 § 3. Форма государственного устройства 290 Глава XII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 301 § 1. Понятие государственного режима. Демократический и недемократический режимы 301 § 2. Становление и развитие тоталитарного режима (на примере Германии 30 - 40-х гг.) 313 § 3. Судебная власть в условиях фашизма (на примере Германии 30 - 40-х гг.) 324 Глава XIII. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 336 § 1. Понятие и классификация функций государства 336 § 2. Основные внутренние и внешние функции Российского государства 340 § 3. Правовые и иные формы осуществления функций государства 350 Глава XIV. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 354 § 1. Становление и развитие идеи правового государства 354 § 2. Основные признаки и черты правового государства 361 § 3. Конституционный суд в механизме правового государства 372 Глава XV. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ И ЕЕ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА 382 § 1. Истоки, роль и назначение теории разделения властей 382 § 2. Разнообразие взглядов на теорию разделения властей на Западе 391 § 3. Теория разделения властей и современные российские реалии 405 Глава XVI. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ 417 § 1. Общество, личность, государство 417 § 2. Государство и правовой статус личности 419 § 3. Правовой статус и фактическое положение человека 423 § 4. Система прав и свобод личности 426 § 5. Международно-правовое сотрудничество государств и проблема прав человека 430 Глава XVII. МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 433 § 1. Понятие и структура механизма социально-юридического обеспечения прав и свобод человека и гражданина 433 § 2. Защита конституционных прав и свобод конституционными судами 438 § 3. Международно-правовое регулирование прав человека в обществе 451 § 4. Гарантии прав личности: понятие и классификация 460 § 5. Общие гарантии 465 § 6. Специальные (юридические) гарантии 471 Глава XVIII. ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ПРАВА 475 § 1. Общие положения и принципы 475 § 2. Специфика и объективные основы достоинства личности в праве 478 § 3. Институт достоинства в структуре права 481 § 4. Достоинство личности и форма права 489 § 5. Роль правового государства в реализации достоинства личности 490 § 6. Юридический механизм реализации и охраны достоинства личности 492 Глава XIX. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 498 § 1. Понятие политической системы общества 498 § 2. Место и роль государства в политической системе общества 504 § 3. Государство и общественные организации 506 § 4. Нормативная основа политической системы общества 509 Глава XX. ГОСУДАРСТВО И ЭТНОС 518 § 1. Необходимость исследования роли этносов в развитии современных государств 518 § 2. Понятие и эволюция этноса 520 § 3. Соотношение этноса и государства 525 АЛФАВИТНО - ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 529
ВВЕДЕНИЕ
В системе юридических наук теория государства и права всегда занимала и занимает главенствующее положение, выполняя как академическую, так и (опосредованным путем) прагматическую, сугубо практическую роль. Вот почему вопросам теории государства и права в отечественной и зарубежной юридической литературе традиционно уделялось большое внимание.
Об этом свидетельствуют, в частности, опубликованные на рубеже XIX-XX вв. работы известных российских ученых-юристов, философов: С. А. Муромцева "Определение и основное разделение права" (М., 1879), Н. М. Коркунова "Лекции по общей теории права" (СПб., 1904); Е. Н. Трубецкого "Энциклопедия права" (М., 1906), Ф. Ф. Кокошкина "Русское государственное право" (М., 1908); Г. Ф. Шершеневича "Общая теория права" (Т. 1-4. М., 1910-1912); И. В. Михайловского "Очерки философии" (Томск, 1914) и др.
О значительном внимании к вопросам теории государства и права в послереволюционный период свидетельствуют многочисленные монографии по данной тематике, а кроме того, учебники и учебные пособия. В числе последних: А. И. Денисов "Теория государства и права" (М., 1948), М. П. Карева, С. Ф. Кечекьян, А. С. Федосеев и Г. И. Федькин "Теория государства и права" (М., 1955); К. А. Мокичев "Теория государства и права" (М., 1971) и ряд других учебников и учебных пособий.
Особенно большое число учебников и учебных пособий по теории государства и права, равно как и по другим юридическим дисциплинам, подготовлено и опубликовано авторами и коллективами авторов за последние годы. Начавшиеся в 1985 г. "перестройка" и демократизация общественно-политической и государственной жизни в России на основе новых принципов и социальных ценностей стимулировали авторов к написанию новых учебников и учебных пособий.
Одновременно весьма остро встал вопрос даже не столько о количестве изданных учебников и учебных пособий по теории государства и права, сколько об их качестве. Весьма важной оказалась проблема оптимального сочетания современного, новейшего государственно-правового материала с традиционным, ставшим классическим для отечественного государствоведения и правоведения материалом.
Не менее важна и актуальна переоценка некоторых государственно-правовых взглядов, политико-правовых и духовных, а точнее - политико-идеологических ценностей.
1
Речь идет, в частности, о необходимости "корректировки" укоренившегося в сознании юристов, политологов, философов, социологов и специалистов в области других общественных наук представления о государстве, праве, политике, демократии лишь в качестве "чисто" классовых явлений, институтов и учреждений, тогда как они имеют наряду с классовыми национальные, групповые, клановые, этнические, личные и многие другие цели и интересы.
Речь идет также об изменении отношения, под влиянием новых фактов и обстоятельств, к правовому государству, принципу разделения властей, институту частной собственности, многопартийности и множественности ("плюрализм" - американский вариант) идеологий, делению права на публичное и частное и др. Раньше они воспринимались, как правило, лишь в сугубо критическом, точнее - негативном плане, тогда как опыт России и других государств показывает, что их следует рассматривать и в позитивном плане. В каждом из них наряду с отрицательными моментами есть, несомненно, и положительные стороны.
Скажем, применительно к теории правового государства положительный момент заключается в том, что она служит своего рода ориентиром, своеобразным эталоном и одновременно идеализированной целью развития современного цивилизованного государства; фактически заменив собой на Западе весьма популярную до недавнего времени, аналогичную ей по своему характеру концепцию "государства всеобщего благоденствия", а на Востоке (в СССР и России) - "общенародного государства", теория правового государства стала универсальным символом совершенства цивилизованного государства, а вместе с ним и общества.
Что же касается негативного момента данной теории, то он заключается главным образом в том, что теория правового государства, несмотря на то, что она была в ряде стран, включая Россию, официально воспринята и конституционно закреплена, в основе своей так и осталась до сих пор нереализованной теорией. В современном мире нет пока такого государства, в котором бы наблюдались полное господство права, всесторонняя гарантированность прав и свобод всех граждан, имелся безупречно функционирующий институт взаимной ответственности граждан перед государством и государства перед гражданами и др. Иными словами, в реальной жизни нет такого государства, которое бы в полной мере отвечало сложившемуся на протяжении многих столетий представлению о правовом государстве1.
Говоря о процессе пересмотра ряда ценностей и изменении отношения к отдельным явлениям, институтам и учреждениям в
2
нашей стране и в других, ранее именовавших себя социалистическими странах, следует отметить, что он не всегда проходил и проходит гладко, безболезненно. Иногда он сопровождается со стороны некоторых авторов, в частности, специалистов в области конституционного (государственного) права, приступами самобичевания и раскаяния в совершении ими неких теоретических "грехов" в прошлом и столь же эмоциональными заверениями и заклинаниями быть "правильными", политически и идеологически непогрешимыми в настоящем и будущем1.
Однако, несмотря на отдельные эмоциональные, зачастую порожденные новой политической конъюнктурой в России и других странах "всплески", в целом вполне естественный, обусловленный объективными изменениями в экономике, обществе и государстве процесс пересмотра некоторых прежних взглядов и подходов, а также зарождения и становления новых государственно-правовых воззрений и доктрин проходил и проходит вполне достойно, без особых потрясений.
И это понятно, поскольку в данном случае речь идет не о крушении каких-либо политических или идеологических идеалов и нереализованных амбиций, затрагивающих значительные слои населения или группы людей, а о закономерном процессе непрерывного развития и совершенствования юридической науки и образования. Последние имеют (по крайней мере, должны иметь) свои непреходящие, фундаментальные академические и образовательные ценности. Они не должны быть подвержены ни конъюнктурной эрозии, ни влиянию со стороны непрерывно возникающих в обществе сиюминутных политических и государственно-правовых идей, которые по истечении определенного времени канут в Лету.
В частности, это касается фундаментальных, основополагающих представлений о государстве и праве, законности и конституционности, правотворчестве и правоприменении, правонарушении и правомерном поведении, наконец, о месте и роли государства и права в жизни общества и его политической системы.
Какие, например, функции выполняет право в жизни общества и какова его реальная роль по отношению к государству? Меняются ли они применительно к разным типам государства и права или же остаются неизменными?
Безусловно, меняются и весьма существенно вместе с изменением общества и государства. Имея в виду неразрывную связь государства и права, можно с полной уверенностью сказать, что каковым по своей сущности и назначению является государство, таковым будет и право. Какова социально-классовая роль в обществе государства, такова будет и роль права.
3
Следует отметить, что государство и право не только взаимозависимы. Они сохраняют и определенную самостоятельность. Если государство согласно позитивистской теории принимает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установленных общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливаются их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.
Но означает ли это, что такая взаимосвязь и такая взаимозависимость относятся лишь к определенному типу государства и права и не имеют общего, фундаментального характера, как и функции права по отношению к государству и обществу, его роль? Нет, не означает.
Независимо от типа, формы или просто каких-то привходящих обстоятельств право по отношению к государству и обществу всегда выступает прежде всего как регулятор общественных отношений. Оно регулирует сложившиеся в обществе экономические, политические и иные отношения, закрепляет существующий в той или иной стране государственный и общественный строй.
В этом заключаются одна из функций права и его назначение. Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, общественных и государственных организаций), право вносит определенный порядок в общество и государство, создает юридические предпосылки для активности и эффективности государства.
Именно поэтому каждое государство стремится не только к установлению отвечающих его интересам законов и других нормативно-правовых актов (постановлений, декретов, распоряжений и т. п.), но и к их полному осуществлению. Не случайно в таких фундаментальных юридических актах, как, например, Кодекс Наполеона, особо указывается на то, что "законы являются подлежащими исполнению на всей французской территории"; что "нельзя нарушать частными соглашениями законов, затрагивающих общественный порядок и добрые нравы"; что судья, который откажется судить "под предлогом молчания, темноты или недостаточности закона, может подлежать преследованию по обвинению в отказе в правосудии".
Наряду с функциями закрепления и регулирования общественных отношений право в любом обществе и государстве выполняет также воспитательную роль, которая проявляется в том, что закон опирается не только на государственное принуждение, но и на убеждение. Небезынтересно отметить, что еще римские юристы придавали огромное нравственное и воспитательное значение праву. Цицерон, например, считал, что "закону свойственно также и стремление
4
кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами". По его мнению, каждому закону должно сопутствовать введение (преамбула), цель которого - укрепить "божественный авторитет закона" и использовать страх божьего наказания для предотвращения его нарушения. На авторитет, воспитательную роль закона и на божью кару уповали не только римские юристы и философы, но и многие мыслители более поздних времен. "Величие и ничтожность человека настолько зримы, - писал Вольтер, - что истинной религии необходимо поучать нас тому, что в человеке заложен некий огромный принцип величия и одновременно - некий огромный принцип ничтожества". Воспитательная роль права проявляется и в том, что оно призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, добра, гуманности. Закон есть "царь всех божественных и человеческих дел", - с пафосом провозглашали римские юристы. Нужно только, чтобы он стоял "во главе как добрых, так и злых", служил "мерилом справедливого и несправедливого". Он приказывает.делать то, что "должно быть совершаемо".
По отношению к любому обществу и государству право выполняет и иные разнообразные роли. Данный вывод, как и многие другие положения теории государства и права, имеют не локальный или преходящий, а общий, универсальный характер.
Предлагаемый Академический курс "Общая теория государства и права" в трех томах подготовлен на базе двухтомного Академического курса общей теории государства и права, изданного в 1998 г. Новый Курс значительно расширен и углублен. Авторы сочли возможным и полезным включить в него не только традиционные темы, предусмотренные учебными программами по теории государства и права, но и новые, ранее не выделявшиеся в них по разным причинам. Среди них такие, как, например, "Законодательная техника" (Д. А. Керимов), "Юридические документы и юридическая техника" (А. Ф. Черданцев), "Правовой нигилизм и правовой идеализм", "Коллизии в праве" (Н. И. Матузов), "Правовая культура" (В. П. Сальников), "Публичное и частное право" (Ю. А. Тихомиров), "Рецепция права" (В. А. Томсинов), "Юридический конфликт" (В. П. Казимир-чук и Т. В. Худайкина), "Цели и средства в праве" (А. В. Малько).
В настоящем издании, подготовленном высококвалифицированным составом авторов, многие из которых получили всеобщее признание в юридическом мире и являются ведущими учеными нашей страны, предпринимаются попытки оптимального сочетания фундаментального и прикладного материала, традиционных классических выводов и подходов к исследованию предмета с новыми выводами и подходами.
При написании Курса широко использовался отечественный опыт подготовки подобного рода изданий. Учтены современные научные исследования в сфере государственной и правовой жизни, а также новейшее российское и отчасти зарубежное законодательство.
5
В работе представлен широкий спектр мнений по рассматриваемым проблемам. Авторы не стремились к "унификации" по ним своих позиций. Наличие различных, основательно аргументируемых точек зрения и подходов к рассмотрению теоретически и практически значимых вопросов, равно как и включение новых тем, по их мнению, несомненно, обогатит Курс, сделает его более содержательным, углубит и будет стимулировать процесс изучения общей теории государства и права в целом и ее составных частей.
Авторы выражают глубокую благодарность членам кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ, а также официальным рецензентам за большую помощь в подготовке настоящего Курса к печати.
6 1 См., например: Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б. А. Страшун. М., 1993. С. XI-XVI. 1 Подробнее об этом см. в гл. XIV настоящего тома.
| |