Юридические исследования - Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. Нешатаева Т.Н. -

На главную >>>

Международное публичное право: Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. Нешатаева Т.Н.


    У этого предисловия две задачи: указать на цель исследования и очертить его границы.

     

     Замысел работы возник из осознания того факта, что мир людей становится единым.

     

     Человечество, как и в прежние эпохи, поделено на большие социальные институты—государства,создающие правила поведения людей, закрепленные в национальных правовых нормах,в национальном праве.Но в отношении современного человека русская поговорка "Где родился — там и сгодился" уже не соответствует действительности. Человек становится " гражданином мира" ибо количество препятствий и ограничений его правового положения, закрепленных в национальном праве, постоянно уменьшается. Последнее стало возможным в силу унификации (гармонизации) правовых норм, регламентирующих жизнь общества и отдельного человека. Трудный процесс гармонизации коснулся всех правовых систем мира и привел к появлению единообразных норм.

     

     Иначе говоря, граждане разных стран живут и действуют в ряде ситуаций по единым правилам. Общие нормы поведения людей всего мира, надежно вошедшие во все правовые системы, в основном хорошо изучены. Сложнее с теми правилами, которые еще только складываются. Но именно из них вырастет право будущего. Целью данного исследования можно назвать изучение тех тенденций развития международного права, которые наметились и развиваются сравнительно недавно — со второй половины двадцатого столетия.

     

     Не секрет, что новые единообразные правила, регламентирующие жизнь людей в планетарном масштабе, оформляются в виде международного права. Оно предполагает обязательность таких правил и для граждан отдельных государств. Именно о таком подходе сказано в статье 15 Конституции Российской Федерации.


    Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании.- М., 1999.-243 стр.


    СОДЕРЖАНИЕ


    Список используемых абревиатур    5
    Предисловие    6


    Часть I
    ВВОДНАЯ

    Глава 1. Понятие системы ООН    10
    § 1. История создания системы ООН: политическая концепцияи реальность    10
    § 2. Развитие международно-правовой доктрины о международных межправительственных организациях    29
    Глава 2. Механизм воздействия системы ООН на международное право    43
    § 1. Понятие правовых систем, регулирующих международные отношения    43
    § 2 Механизм воздействия международных организаций на международно-правовые основы    59


    Часть II
    ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ООН НА РАЗВИТИЕ
     МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Глава 1. Система ООН и институт международной правосубъектности    67
    § 1. О понятии субъекта международного права    67
    § 2. Правосубъектность государств и межправительственных
    организаций: соотношение суверенитета и наднациональности    74
    § 3. Правосубъектность иных участников международных отношений    81
    Глава 2.
     Международные организации и развитие
    международного публичного права    90
    § 1. Резолюции международных организаций как источник международного публичного права    90
    § 2. Резолюции-рекомендации в системе ООН и концепция "мягкого"
    международного права (soft law)    100


    3
    Глава 3. Система ООН и мирное разрешение международных споров     111
    § 1. Правовая основа мирного разрешения споров в
    межправительственных организациях системы ООН    111
    § 2. Международно-правовые средства мирного разрешения споров,
    применяемые межправительственными организациями системы ООН    116
    § 3. Характеристика средств урегулирования международных споров
    в межправительственных организациях системы О    130
    Глава 4. Развитие института международных правовых санкций    138
    § 1. Понятие санкций международных организаций    138
    § 2. Санкции, применяемые за нарушение материальных норм международного права    150
    § 3. Санкции, применяемые за нарушение процессуальных норм международного права    170
    § 4. Порядок применения санкций в системе ООН и его эффективность    180
    Глава 5. Влияние системы ООН на формирование международного экономического права    186
    § 1. Механизм универсального международно-правового
    регулирования мирохозяйственных связей в системе О    186
    § 2. Влияние системы ООН на реализацию программы
    международного нового экономического порядка (МНЭП)    207
    Глава 6. Международные организации как субъекты международного частного права    216
    § 1. Иммунитет международных организаций в гражданско-правовых сделках    216
    § 2. Характеристика правил, применяемых к некоторым видам сделок с участием межправительственных организаций    232
    Заключение    240
    Список литературы    243


    4

    ПРЕДИСЛОВИЕ

     У этого предисловия две задачи: указать на цель исследования и очертить его границы.

     Замысел работы возник из осознания того факта, что мир людей становится единым.

     Человечество, как и в прежние эпохи, поделено на большие социальные институты—государства,создающие правила поведения людей, закрепленные в национальных правовых нормах,в национальном праве.Но в отношении современного человека русская поговорка "Где родился — там и сгодился" уже не соответствует действительности. Человек становится " гражданином мира" ибо количество препятствий и ограничений его правового положения, закрепленных в национальном праве, постоянно уменьшается. Последнее стало возможным в силу унификации (гармонизации) правовых норм, регламентирующих жизнь общества и отдельного человека. Трудный процесс гармонизации коснулся всех правовых систем мира и привел к появлению единообразных норм.

     Иначе говоря, граждане разных стран живут и действуют в ряде ситуаций по единым правилам. Общие нормы поведения людей всего мира, надежно вошедшие во все правовые системы, в основном хорошо изучены. Сложнее с теми правилами, которые еще только складываются. Но именно из них вырастет право будущего. Целью данного исследования можно назвать изучение тех тенденций развития международного права, которые наметились и развиваются сравнительно недавно — со второй половины двадцатого столетия.

     Не секрет, что новые единообразные правила, регламентирующие жизнь людей в планетарном масштабе, оформляются в виде международного права. Оно предполагает обязательность таких правил и для граждан отдельных государств. Именно о таком подходе сказано в статье 15 Конституции Российской Федерации.

    6

     Международно-правовые нормы с правилами поведения глобального характера создавались в основном в особых институтах мирового сообщества — международных организациях. Важная роль международных организаций в развитии права никогда не подвергалась сомнению. Дискуссии вызывал лишь сам субъект правотворчества — международные организации.

     Образно говоря, международные организации — эта легенда правовой теории. Международно-правовая доктрина прогнозировала их появление и развитие задолго до создания первых международных организаций.

     Сегодняшнее состояние знаний о международных организациях нередко характеризуют как "интеллектуальный хаос" По этой причине в начале работы сделана попытка классификации научно-правовых теорий о международных организациях. Это особенно необходимо потому, что наибольшее воздействие на развитие общего международного права оказывают всемирные организации, составляющие " семью ООН". Возможно, последнее объясняется тем, что через систему Организации Объединенных Наций преломляются проблемы планетарного масштаба. Многие из них разрешаются за счет правового регулирования, за счет права.

     "Система ООН" достаточно устоявшееся понятие и включает такие известные структуры, как Мировой банк, Международный валютный фонд, Генеральное соглашение по тарифам и торговле и т.д. Вместе с тем необходимо было конкретизировать то, какие элементы составляют эту систему, как они взаимодействуют и какими рычагами влияют на процесс развития международного права. Проблемам развития международных организаций системы ООН и механизму их воздействия на международное право посвящена первая глава данной книги.

     Естественно, что далее возник вопрос о том, на какой правовой блок влияют межправительственные организации системы ООН? Ясно было одно, что это нормы международно-правового характера. Анализ конкретных международно-правовых документов, рожденных в недрах системы ООН, принес неоднозначный результат. Оказалось, что эти нормы нельзя отнести только к международному публичному праву. Скорее международные отношения регулируются несколькими правовыми системами, о которых и ведется речь во второй главе первой части работы.

    7

     Вопрос о структуре права, о его системных составляющих состоит столько лет, сколько оно существует. Вряд ли можно утверждать, что истина в этом вопросе уже известна, но теоретические споры не мешают, а скорее содействуют развитию конкретных правовых институтов.

     Если, применительно к теме книги, мы зададимся вопросом, на какие из.известных правовых институтов оказали определяющее воздействие международные организации, то легче будет ответить, на какие из них не было такого воздействия. Ибо тут ответ один: таких институтов не существует.

     Но нельзя объять необъятное. Вторая часть работы должна иметь пределы. Поэтому выбор правовых институтов, подвергнутых изучению, был в значительной степени субъективен. Этот выбор был продиктован как собственными пристрастиями автора, так и уверенностью в том, что именно рассмотренные сферы общественных отношений важны для современного развития национальных правовых систем, в том числе права России.

     По этим причинам в копилку исследования собирались документы международных организаций системы ООН, регулирующие международные экономические отношения. Причем сразу разделялись нормы, регулирующие публичные и частные отношения экономического характера (главы 5 и 6). Обе эти сферы подверглись наибольшей унификации в рамках ООН.

     Можно смело утверждать, что процесс создания единообразных правил в сфере экономики только начинается. Дальнейшее развитие производственной сферы будет диктовать все большее вмешательство гармонизированного планетарного регулирования в тонкую сферу национальных экономик.

     Новые унифицированные "экономические" правила породили и множество новых правовых форм. Многие из них не укладываются в прокрустово ложе известной правовой схемы: обычай — договор — закон. Анализу этих новых норм, в том числе и тех, которые получили название "мягкого права", их оценке посвящена вторая глава этой части работы.

     Новые, своеобразные формы международного права нуждались и в новых способах их обеспечения и защиты. Международные организации системы ООН создали интересные механизмы, направленные на правовое разрешение конфликтов, возникающих в результате несоблюдения правил поведения правового характера, а также разработали систему санкций, применяемых к виновной стороне (главы 3 и 4).

    8

     Многие из этих механизмов, на наш взгляд, могли бы оказаться полезными при формировании современной правовой системы Российской Федерации, равно как и правовых систем региональных организаций с участием России.

     В первую очередь это относится к институту " наднациональности" или правовому ограничению суверенной компетенции отдельного государства в пользу международной организации. Механизм "наднациональности" также впервые появился в документах международных организаций системы ООН. В настоящее время он претерпел здесь значительное изменение. "Наднациональность" в системе ООН отличается от сходного механизма в структурах организаций Европейского сообщества. Можно сказать, что Европа создала механизм будущего "биполярного" управления миром — миром единообразным и гармонизированным. В рамках всей планеты такая гармония сегодня еще не достигнута. Но для отдельных государств, находящихся на одном уровне развития, она становится все более реальной. Возможно, жесткие механизмы права "европейской наднациональности" Восточной Европе еще не по плечу, но многое, что наработано в более мягком варианте в системе ООН, уже сегодня можно использовать в рамках СНГ.

     Таковы основные границы этой работы. На первый взгляд она выглядит весьма далекой от реалий сегодняшней быстро меняющейся российской действительности. Но надеюсь, что это только "на первый взгляд" и что читатель согласится с этим, познакомившись с книгой.
    Т.Н. Нешатаева,
    профессор, д-р юрид. наук,
    судья Высшего Арбитражного Суда
    Российской Федерации

    9