Юридические исследования - Международное право. Общая часть. Лукашук И.И. -

На главную >>>

Международное публичное право: Международное право. Общая часть. Лукашук И.И.


    Россия развивает все более тесные взаимосвязи с другими странами в едином международном сообществе. Международные отношения оказывают растущее влияние не только на жизнь общества в целом, но и на каждого человека. Все эти отношения так или иначе регулируются международными правовыми нормами. Поэтому знание таких норм необходимо не только непосредственным участникам международных связей, но и всем, кто желает ориентироваться в мировой экономике и политике, кто занят в бизнесе, осуществляет зарубежные поездки и т. д. Более того, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Знание основ международного права имеет значение и для защиты гражданами своих прав (значение этого обстоятельства особенно возросло после вступления России в Совет Европы в начале 1996 г.).



    Лукашук И.И. Международное право. Общая часть.- М., 1996.




    СОДЕРЖАНИЕ

    Предисловие    V
    Введение    XI
    Глава I. Юридическая природа международного права
    §1. Понятие международного права    1
    §2. Форма, источники международного права    5
    §3. Субъекты международного права    10
    §4. Объект международного права    20
    §5. Функции международного права    23
    §6. Юридически обязательная сила международного права    25
    §7. Международное право и политика    31
    §8. Идеология и международное право    34
    §9. Религия и международное право    37
    Глава II. Этапы становления международного права
    §1. Историческая концепция международного права    40
    §2. Предыстория международного права
    1. Древние века    42
    2. Средние века (VI-XVI вв.)    44
    §3. Классическое международное право
    1. Зарождение (XVI-XVIII вв.)    47
    2. Развитие (1789-1919 гг.)    50
    3. Доктрина    53
    §4. Переход от классического к современному международному праву    57
    §5. Современное международное право    64
    §6. Россия и международное право    69
    Глава III. Международное правотворчество
    §1. Процесс и формы международного правотворчества    73
    §2. Роль общественности    82
    §3. Роль доктрины международного права    85
    §4. Односторонние акты государств    87
    §5. Кодификация международного права    93
    Глава IV. Система международного нрава
    §1. Система и структура международного права    98
    §2. Нормы международного права
    1. Понятие нормы    101
    2. Нормы международного "мягкого права"    102
    3. Классификация норм    104
    4. Императивные и диспозитивные нормы    108
    5. Процессуальные нормы    111
    6. Другие виды норм    112
    7. Программные и рекомендательные нормы    114
    §3. Цели    116
    §4. Принципы    120
    §5. Обычные нормы    125
    §6. Договорные нормы    130
    §7. Взаимосвязь обычных и договорных норм    132
    Глава V. Международное право в международной нормативной системе
    §1. Международная нормативная система    136
    §2. Политические нормы и международное право    139
    §3. Мораль и международное право    145
    §4. Иные международные нормы и международное право    151
    1. Организационные нормы    152
    2. Обыкновение и традиции    153
    3. Международная вежливость    154
    §5. Религиозные нормы и международное право    156
    Глава VI. Международно-правовое регулирование
    §1. Понятие международно-правового регулирования    159
    §2. Механизм международно-правового регулирования    160
    §3. Метод функционирования международного права    165
    §4. Международный правопорядок    169
    §5. Международная законность    172
    §6. Контроль    175
    §7. Международно-правовая ответственность    178
    §8. Санкции и контрмеры    181
    Глава VII. Применение и толкование норм международного права
    §1. Понятие применения норм международного права    188
    §2. Организационные основы применения международного права    196
    §3. Толкование норм международного права
    1. Понятие толкования    198
    2. Правила и способы толкования    204
    3. Толкование судами государств    207
    Глава VIII. Сфера действия международного права
    §1. Субъектная и объектная сферы    209
    §2. Пространственная сфера    212
    §3. Разграничение пространственных сфер действия международного и национального права    213
    §4. Международное право и экстратерриториальное действие национального права    215
    Глава IX. Международное и национальное право
    §1. Значение проблемы    219
    §2. Международное право о взаимодействии с национальным правом    221
    §3. Национальное право о взаимодействии с международным правом    223
    §4. Международное и конституционное право    228
    §5. Международное право и компетенция органов государства    231
    §6. Конституционные суды и международное право    234
    §7. Конституция России и международное право    236
    §8. Резолюции международных органов, организаций и национальное право    240
    Глава X. Основные принципы международного права    246
    §1. Принцип неприменения силы    247
    §2. Принцип мирного разрешения споров    254
    §3. Принцип уважения прав человека    259
    §4. Принцип суверенного равенства    264
    §5. Принцип невмешательства    269
    §6. Принцип территориальной целостности    275
    §7. Принцип нерушимости границ    278
    §8. Принцип равноправия и самоопределения народов    279
    §9. Принцип сотрудничества    285
    §10. Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву    288
    Глава XI. Международная правосубъектность государства
    §1. Понятие государства в международном праве    293
    §2. Основные права и обязанности государства    294
    §3. Юрисдикция государства    298
    §4. Иммунитет государства    301
    §5. Великие и малые державы    303
    §6. Унитарные и сложные государства
    1. Унитарное государство    307
    2. Конфедерация    309
    3. Федерация    309
    4. Российская Федерация    311
    §7. Международное признание    314
    1. Признание государств    315
    2. Признание правительств    318
    3. Иные виды признания    321
    §8. Правопреемство государств    322
    1. Правопреемство в отношении договоров    323
    2. Изменения в государственной власти и договоры    328
    3. Правопреемство в отношении государственной собственности    332
    4. Правопреемство в отношении государственных архивов    335
    5. Правопреемство в отношении государственных долгов    337
    Заключение    339
    Условные сокращения    343
    Предметный указатель    344
    Указатель имен    364


    Моей внучке Даше посвящаю

    Предисловие

     Россия развивает все более тесные взаимосвязи с другими странами в едином международном сообществе. Международные отношения оказывают растущее влияние не только на жизнь общества в целом, но и на каждого человека. Все эти отношения так или иначе регулируются международными правовыми нормами. Поэтому знание таких норм необходимо не только непосредственным участникам международных связей, но и всем, кто желает ориентироваться в мировой экономике и политике, кто занят в бизнесе, осуществляет зарубежные поездки и т. д. Более того, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Знание основ международного права имеет значение и для защиты гражданами своих прав (значение этого обстоятельства особенно возросло после вступления России в Совет Европы в начале 1996 г.).

     К сожалению, международно-правовые знания не только широких слоев населения, но и тех, кому они профессионально необходимы, в частности политиков, юристов, журналистов, оставляют желать лучшего. Речь, разумеется, не идет о том, чтобы сделать всех специалистами в этой области. Достаточно усвоить его основы, иметь о нем общее представление, что весьма важно не только для образования, но и для повседневной жизни. Зная основы, можно ориентироваться в общих проблемах международной жизни и легче постигать специальные вопросы международного права. Не случайно на мировом книжном рынке растет число изданий, посвященных изложению основ международного права. Итальянский профессор Б. Конфорти по этому поводу пишет: "Содержание международного права стало столь обширным, что общий курс не может его обстоятельно осветить"1.

     Знание основных правил общения между государствами и народами - важная часть культуры, необходимая для интернационального воспитания народа, для осознания им себя частью мирового сообщества. Знание столь же важное, как и усвоение правил общения людей.

     Изучение международного права следовало бы начинать со средней школы и продолжать в высших учебных заведениях с учетом их профиля. Генеральная Ассамблея ООН регулярно принимает резолюции о поощрении изучения международного права и о распространении международно-правовых знаний. Это же является и одной из главных целей Десятилетия международного права ООН (1990-1999 гг.).

     При написании настоящего учебника использованы оригинальные материалы практики многих государств и международных организаций. Особое внимание уделено решениям Международного Суда ООН, которым придается первостепенное значение в толковании международно-правовых норм. Разумеется, во всех случаях учитывается практика российского государства. Использована также новейшая литература многих стран. При написании учебника использованы результаты исследования, выполненного на основе гранта РГНФ - 95-06-17026.

     При составлении плана учебника учтен международный опыт такого рода изданий. Ряд новых вопросов освещается впервые. Во многих случаях отражены различные взгляды по освещаемым проблемам, что дает возможность читателю самому делать выводы относительно обоснованности той или ной точки зрения.

     Опираясь на многолетний опыт преподавания международного права в вузах страны и за рубежом, автор стремился изложить материал в максимально доступной форме, с тем чтобы расширить круг читателей.

    1

    1Conforti В. International Law and the Role of Domestic Legal Systems. Dordrecht, 1993. P. 125 et seq.

    Введение

     На протяжении всей истории общества война была постоянным бичом человечества. Вплоть до XX в. она считалась нормальным способом взаимодействия государств, формой решения международных проблем. Трудно даже приблизительно подсчитать жертвы, принесенные на алтарь бога войны. Устав ООН поставил историческую задачу спасти будущие поколения от бича войны. В наше время война утрачивает всякий смысл. В ней может погибнуть человечество. Мир стал высшей общечеловеческой ценностью. Добиться его сохранения можно, создав новый мировой порядок. Задача подлежит решению, так как разумной альтернативы нет.

     Россия подчеркивает свою готовность принять участие в построении нового мирового порядка. Представляя свое ежегодное послание Федеральному Собранию, Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин говорил: "Наше желание участвовать в построении нового международного порядка в европейском и в глобальном масштабе остается неизменным"1.

     Прекращение холодной войны, наступление постконфронтационного периода открыли пути к созданию нового мирового порядка, благодаря которому могут решаться глобальные проблемы. Прежде всего речь, разумеется, идет о надежном обеспечении всеобщего мира и безопасности. Угроза ядерной катастрофы стала менее острой. Вместе с тем ядерные арсеналы и иные виды оружия массового поражения сохраняются. Все еще имеют место вооруженные столкновения между государствами. Резко возросло число внутренних вооруженных конфликтов, сопряженных с колоссальными жертвами и жестокостью, угрожающих международному миру. Грозной опасностью стал терроризм. Над человечеством нависла угроза экологической катастрофы. Значительная часть населения планеты голодает и страдает от массовых заболеваний.

     В решении этих и других глобальных проблем заинтересованы все государства, а их решение возможно лишь усилиями всего международного сообщества. В результате возникла широкая общность коренных интересов человечества. Изменилось соотношение между национальными и общими интересами. На первый план выходят именно последние, прежде всего те, что связаны с выживанием человечества. Нельзя не отметить порочность практики противопоставления национальные и общих интересов государств: без обеспечения вторых невозможно гарантировать и первые. В этом одна из характерные черт нашего времени.

     К сожалению, политическое мышление и правосознание правящих кругов государств отстают от требований времени. Правительства в значительной мере продолжают традиционно руководствоваться узко понятыми, эгоистическими национальными интересами в ущерб интересам интернациональным. Это сказывается и на отношении к международному праву. Ведущие державы не проявляют должной заинтересованности в его прогрессивном развитии, в совершенствовании механизмов обеспечения его эффективности. Были отклонены соответствующие предложения при разработке Программы Десятилетия международного права ООН, медленно идет процесс кодификации.

     Нередко ссылаются на недостаточную эффективность международно-правовых норм. Едва ли, однако, подобные ссылки могут быть признаны обоснованными. Существует множество фактов, свидетельствующих об историческом значении международных актов. В качестве примера можно указать на заключенные в сложных условиях Второй мировой войны соглашения, легшие в основу создания антигитлеровской коалиции и тем самым в основу победы над фашизмом. Вспомним и об Уставе ООН, на базе которого функционировала послевоенная международная система в тяжелых условиях холодной войны. И в этих условиях заключались договоры огромного значения. Относительно Московского договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. А. Д. Сахаров говорил: "Я считаю, что Московский договор имеет историческое значение. Он сохранил сотни тысяч, а возможно, миллионы человеческих жизней..."2

     Удивительно не то, что многочисленные нормы международного права нередко нарушаются, а то, как они повседневно соблюдаются, обеспечивая порядок в чрезвычайно сложной системе международного сотрудничества. Надо учитывать, что человека с детства убеждают в необходимости соблюдать законы государства, для обеспечения которых в массовом порядке применяется принуждение. Что же касается международного права, то не только население, но нередко и государственные деятели имеют о нем весьма отдаленное представление. М тем не менее оно действует, развивается. Разве это не свидетельство его жизненной силы?

    1

     Сегодня речь идет о создании нового мирового порядка, основанного на балансе национальных и общих интересов государств. Такой порядок не может сложиться стихийно. Необходимы сознательные, целенаправленные усилия широкого круга государств. Этим и определяется одна из главных задач современности - сделать мир более управляемым. От ее решения зависит сохранение цивилизации. Выдающиеся ученые уже многие годы указывают на жизненную необходимость повышения уровня управляемости миром3.

     В международной жизни недопустимо высок уровень стихийности. Взаимозависимый, единый мир складывается как бы на ощупь. Как и в прошлом, значительная часть проблем решается методом проб и ошибок, что чревато серьезной опасностью. Сегодня жизнь требует предупреждения развития событий, могущих угрожать международной безопасности. Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали в своем докладе Совету Безопасности обоснованно подчеркивает значение превентивной дипломатии4.

     Одним из основных и необходимых инструментов управления международными отношениями служит международное право. При его помощи создается и поддерживается мировой порядок. Оно делает поведение государств более предсказуемым.

     Необходимость надежного международного правопорядка определяется тем, что произвол угрожает миру и препятствует сотрудничеству. Безопасным может быть лишь мир, основанный на законности. Международный Суд ООН подчеркнул, что поддержание международного правопорядка "является жизненно важным для безопасности и благополучия сложного международного сообщества наших дней"5.

     Новый мировой порядок мыслим лишь как порядок демократический. Никто не может обладать монополией на принятие решений. Государства обладают равным правом на участие в решении международных проблем, и прежде всего тех, что непосредственно затрагивают их интересы. Необходимо обеспечить уважение законных интересов всех государств, несмотря на их многообразие, добиваться гармонизации этих интересов. Баланс силы подлежит замене балансом интересов, который способен быть основой стабильности мирового порядка.

    2

     И в этом плане важная роль принадлежит международному праву. На его основе происходит согласование интересов. Достигнутый баланс закрепляется, находит выражение в нормах. Последние содействуют сохранению достигнутого и служат инструментом реализации вытекающих из этого задач.

     Демократизм требует увязывания прав с обязанностями, возможностей с ответственностью. Чем могущественнее держава, тем выше ее ответственность за решение проблем в общих интересах. Особая ответственность крупных держав не освобождает от ответственности другие государства, у которых она возрастает по мере расширения их участия в решении международных проблем. Сохраняет свое значение давняя формула: quod omnis tangit, ab omnibus debet supportari (то, что касается всех, должно всеми поддерживаться). Проблема ответственности приобретает первостепенное значение в поддержании международного правопорядка.

     Новый мировой порядок и соответствующее ему международное право призваны создать условия для широкого сотрудничества в области экономики, науки, здравоохранения, культуры, от чего в растущей мере зависит благосостояние государств. Россия исходит из необходимости обеспечить "устойчивое экономическое и социальное развитие не только отдельных регионов и государств, но и всей планеты как единого организма. Человечество обязано взять на себя ответственность за решение этой масштабной задачи"6. Думается, что иного пути к надежному миру и правопорядку нет. В общем благополучии заключена суть нового мирового порядка и соответствующего ему международного права. Это дает основания говорить о становлении международного права общего благополучия.

     Отражая не только национальные интересы государств, но и интересы их сообщества в целом, международное право становится не просто межгосударственным правом, но и правом международного сообщества в целом.

     Эффективность международного права в значительной мере зависит от степени его обеспеченности национальными средствами. Внутригосударственное право должно содержать гарантии выполнения международных норм. Важная роль в демократическом государстве принадлежит широким слоям населения. К сожалению, их правовая культура, международно-правовое

    3

     сознание еще недостаточно высоки. В политической жизни государств международное право не занимает заметного места. Знакомясь с предвыборными программами партий в различных странах, нельзя не заметить, что вопросы международного правопорядка не находят в них отражения. Положение должно быть изменено, поскольку от этого зависят важные интересы широких слоев населения. Не могу в этой связи не заметить, что весьма распространенный преувеличенный критицизм в отношении норм международного права, ООН и других международных институтов поощряет скептицизм и цинизм у широких слоев населения, размывает их решимость оказывать соответствующее влияние на политику государства.

     В начале нашего века выдающийся представитель школы позитивного права, изучающей право таким, каким оно есть, Л. Оппенгейм писал: "Наш метод, конечно, должен быть позитивным методом, однако он может быть успешно применен лишь теми, кто вдохновлен идеалистическим подходом к жизни и делам"7. За истекший век не только то, о чем писал вдохновленный идеалистическим подходом Л. Оппенгейм, но и гораздо более смелые мечты стали позитивным правом. В какой-то мере это оправдывает и возможные проявления идеалистического подхода с моей стороны. Порой идеализм оказывается дальновидным реализмом.

     Сам ход исторического развития ведет к возрастанию роли международного права в обеспечении жизненно важных интересов человека, народа, государства и всего международного сообщества. Заменить нормы международного права нечем. Было бы, однако, нереально по традиции надеяться на то, что необходимые изменения в мире произойдут сами по себе. Для решения сложнейших задач необходимы широкие усилия всех государств, опирающихся на сознательную поддержку своих народов.

     Происходящие в международном праве изменения затрагивают саму его суть, вносят немало нового в процессы формирования и осуществления его норм. Этим в существенной мере определяется значение изучения коренных проблем теории международного права, которая, как пишет болгарский юрист И. Генов, "осуществляет познавательную, организующую и методологическую функцию в рамках международно-правовой науки в целом"8.

    4

    1Российская газета. 1995. 17 февр.

    2Сахаров А. Воспоминания // Знамя. 1990. № 12. С. 82.

    3Этот момент подчеркивался в докладах Римского клуба, объединившего ряд видных ученых и политиков. См., например: Through the 80’s. Wash. D.C., 1980. P. 431.

    4См.: Док. ООН А/50/60. 1995. 3 янв. (Повестка дня для мира).

    5Решение по делу о дипломатическом и консульском персонале США в Тегеране // ICJ. Reports. 1980. Р. 43.

    6Выступление Президента России Б. Ельцина на 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Российская газета. 1994. 28 сент.

    7AJIL. 1908. № 2. Р. 335-336.

    8Генов И. Международното право в съвременните международни отношения. София, 1985. С. 61.

    Заключение

     Человечество приближается к историческому рубежу - наступает третье тысячелетие н. э. Прошедшее наполнено величайшими свершениями и вместе с тем бесчисленными страданиями и жертвами. Последние в значительной мере связаны с межгосударственными конфликтами. Нет ничего удивительного в том, что сегодня все чаще проявляется желание заглянуть в будущее. Не могу взять на себя смелость судить о будущем человечества. Опираясь на ранее сказанное, ограничусь определением лишь некоторых перспектив международного права.

     Главное состоит, очевидно, в том, что международное сообщество все основательнее сознает значение международного права. Последнее десятилетие уходящего века объявлено Десятилетием международного права ООН. Это лишь одно из обстоятельств, совокупность которых позволяет надеяться, что наступающий век будет веком правового международного сообщества, веком всеобщего господства права. Международное право станет правом международного сообщества.

     Современное международное право - это право Устава ООН, воплотившего чаяния человечества, исстрадавшегося от постоянных войн и особенно потрясенного жертвами Второй мировой войны. За годы, прошедшие со времени принятия Устава, существенно изменилась мировая система, на новую ступень поднялось ее единство в результате углубления взаимозависимости государств и народов. В сложившихся условиях по-новому должны решаться многие проблемы внешней политики, и прежде всего проблема соотношения национальных и интернациональных интересов. Одна из главных функций международного права состоит в гармонизации интересов государств, а также интересов государств и международного сообщества в целом.

     Сегодня интересы международного сообщества должны занять центральное положение в международно-правовой концепции государства, с тем чтобы обеспечить мир и безопасность, развитие мировой экономики, науки и техники, достичь современного уровня управляемости мировой системы. С этим связаны коренные национальные интересы каждой страны.

     Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., которая закрепила термин "международное сообщество", определила его как сообщество государств (ст. 53). Речь идет не

    339

     просто о сумме государств, а о системе, которая обладает качествами, отсутствующими у образующих ее государств, в том числе и качествами юридическими. Значение этих моментов подчеркивается Международным Судом ООН в решении по делу об американском дипломатическом и консульском персонале в Тегеране. Международное сообщество рассматривается как защитник интересов, обеспечение которых "является жизненно важным для безопасности и благополучия сложного международного сообщества нашего времени"1.

     Формирующееся право международного сообщества отличается от традиционного международного права прежде всего тем, что в иерархии охраняемых им интересов центральное положение занимают интересы и потребности сообщества в целом.

     Право сообщества сохраняет юридическую природу международного права. Его основными субъектами остаются государства - члены сообщества. Речь идет именно о сообществе государств, т. е. образований, обладающих верховной политической властью, без которой управление сообществом невозможно. Международные организации являются инструментами государств-членов.

     Сообщество рассматривается международным правом как носитель определенных прав. Оно несет и определенные обязанности в отношении образующих его государств. Следовательно, оно обладает правоспособностью. Сложнее обстоит дело с осуществлением этих прав и обязанностей, т. е. с дееспособностью. Думается, что сообщество в таком случае представляется государствами коллективно либо универсальными международными организациями, прежде всего ООН.

     В любом обществе одна из главных проблем его организации - это характер отношений между обществом в целом и его членами. Человечество дорого заплатило за осознание необходимости уважения общих интересов и той ответственности, которую возлагает на каждое государство членство в международном сообществе. Признание значения общих интересов, прежде всего интересов мира, безопасности и сотрудничества, легло в основу Устава ООН. Однако реальная мировая политика в этом плане пока отстает от Устава. Между тем от необеспеченности интересов сообщества страдают национальные интересы государств.

    340

     В системе международного права центральное положение занимают два блока норм. Первый образуют основные принципы международного права, задача которых - определить основные права и обязанности государств, т. е. правовой статус основных субъектов международного права. Благодаря этому основные принципы определяют характерные черты современной системы международных отношений и соответствующего им права. С учетом их роли принципы наделены высшей моральной, политической и юридической силой (императивные нормы).

     Второй блок образуют общепризнанные принципы и нормы о правах человека. Они определяют основные права и свободы индивида и также обладают высшей императивной силой. Оба блока образуют основу международного публичного порядка. Все это - новые явления, характеризующие степень прогресса международного права за последние полвека.

     Оба блока норм нашли отражение в конституционном праве многих государств, включая Россию. Сегодня международное право определяет содержание главной части конституций, посвященной правам человека. Известно, что в совокупности права человека определяют социально-политический строй общества. Все это - важнейшие особенности формирующегося права международного сообщества, которое содействует выравниванию социально-политических и правовых параметров государств.

     Постепенно утверждается один из основных принципов права сообщества - принцип демократии. Дело идет к признанию демократии, основанной на уважении прав человека и свободных выборах, единственным легитимным политическим режимом.

     Происходят существенные перемены в механизме как правотворчества, так и правоосуществления. В области правотворчества все более остро ощущается необходимость механизма принятия норм в сравнительно короткие сроки большинством государств, и такой механизм складывается. Сегодня даже важнейшие нормы общего международного права, императивные нормы, принимаются "международным сообществом государств в целом". Эта формула обозначает не всеобщее согласие, а волю достаточно представительного большинства государств.

     Важным элементом правотворчества стали резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. После их принятия в качестве рекомендаций содержащиеся в них правила признаются государствами как обычные нормы международного права. В результате

    341

     ускоряется правотворческий процесс. При молчаливом согласии государств существенно расширяются полномочия Совета Безопасности ООН, в том числе и правотворческие. В качестве примера можно указать на принятие им уставов международных уголовных трибуналов.

     Немало изменений и в механизме осуществления международного права. Исходя из реальности существования международного сообщества, Международный Суд ООН указал на ряд юридических последствий этого обстоятельства. Так, он провел различие между обыкновенными международными обязательствами и обязательствами государств в отношении международного сообщества в целом. К последним отнесены обязательства из норм о запрещении агрессии и геноцида, а также из норм о правах человека и др. Обязательства в отношении сообщества являются делом всех государств2.

     Кодифицируя право международной ответственности государств, Комиссия международного права ООН выделила особо серьезные правонарушения в категорию "международных преступлений". Преступление характеризуется тем, что порождает особый вид ответственности, ответственность перед международным сообществом в целом.

     Новым является утверждение в международном праве уголовной ответственности индивида, независимо от занимаемого им в государстве положения, за совершение преступлений против мира и безопасности человечества. Формируется система международных уголовных трибуналов. До сих пор за такого рода преступные деяния правителей расплачивались народы, а не те, кто их совершил. Уголовная ответственность индивидов за международные преступления - характерная черта права международного сообщества.

     Особо отмечу существенный рост роли международных организаций в обеспечении реализации норм международного права. В качестве примера можно указать на практику Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и других органов ООН, которые все шире толкуют свои полномочия в рассматриваемой области.

     Все это лишь отдельные штрихи к картине формирующегося права международного сообщества, которое идет по пути становления правового сообщества как совершенно необходимого условия обеспечения жизненных интересов государств, всего человечества в наступающем XXI столетии.

    342

    1ICJ. Reports. 1980. Р. 69.

    2См.: Решение по делу "Барселона Тракшн" // ICJ. Reports. 1970. Р. 32.