Юридические исследования - Конституционное право зарубежных стран. Том 3. Особенная часть. Алебастрова И.А. и др. -

На главную >>>

Государственное право: Конституционное право зарубежных стран. Том 3. Особенная часть. Алебастрова И.А. и др.


    В предисловии к учебнику в его томе 1, вышедшем в 1993 году, я оптимистически пообещал, что издание всех четырех томов будет завершено к концу 1994 года. Исходил из того, что располагал текстом всех глав, которые рассчитывал быстро отредактировать. Но оказалось, что главы, написанные 2-3 года назад, нуждаются в весьма значительной переделке, и в результате том 2 вышел в свет только весной 1995 года, а для томов 3 и 4 я уже не решаюсь называть слишком близкие сроки. Надеюсь, что мы увидим их не позднее весны 1997 года.

     

     Моим первоначальным намерением было сохранить при нынешнем переиздании первых двух томов упомянутое предисловие в нетронутом виде. Актуальность его, с одной стороны, не утрачена, поскольку читатели вполне могут встречать работы авторов настоящего учебника, написанные много лет назад с иных идеологических позиций. В том предисловии объяснялись причины такого расхождения. С другой же стороны, чем дальше в историю уходят времена господства коммунистической идеологии и жесткой цензуры, тем менее интересен для читателя данный сюжет. Мы уже, как правило, не рекомендуем студентам произведения тех времен по нашей учебной дисциплине, тем более, что, несмотря на все трудности, появляется новая отечественная и переводная литература. Да и ряд моих коллег полагают, что возвращаться к вопросу о прежних заблуждениях не стоит. Того же из читателей, кого заинтересует этот вопрос, можно отослать к первому изданию тома 1 нашего учебника (М.: Бек, 1993, с. XI-XIV). Поэтому в нынешнем предисловии воспроизводятся лишь те положения прежнего, которые объясняют наш подход к формированию данного учебника и содержат рекомендации по его использованию. Такие положения перенесены сюда и из послесловия к Общей части курса, помещенного в томе 2.


    Алебастрова И.А. и др. Конституционное право зарубежных стран. Том 3. Особенная часть. М., 1997. 764 c



    ОГЛАВЛЕНИЕ



    Б.А. Страшун. Предисловие    XVII
    О Б Щ А Я       Ч А С Т Ь
    Глава I. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО (ГОСУДАРСТВЕННОГО) ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
    § 1. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах    1
    1. Термины "конституционное право" и "государственное право"    1
    2. Предмет и метод конституционного права    3
    3. Определение конституционного права зарубежных стран    4
    4. Система конституционного права    5
    5. Субъекты конституционного права    10
    6. Конституционно-правовое регулирование    11
    7. Источники конституционного права    15
    8. Место и роль конституционного права в правовых системах    20
    9. Основные тенденции в развитии конституционного права    21
    § 2. Конституционное право как наука и учебная дисциплина    26
    1. Предмет науки конституционного права    26
    2. Наука конституционного права за рубежом    27
    3. Советская литература в области зарубежного конституционного (государственного) права    28
    4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран как учебная дисциплина    36
    Контрольные вопросы    38
    Глава II. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОНСТИТУЦИИ
    § 1. Понятие конституции    39
    1. Определение конституции    39
    2. Социально-политическая сущность конституции    42
    3. Социальные функции конституции    44
    4. Объекты конституционного регулирования    45
    5. Действие конституции    52
    § 2. Форма и структура конституций    54
    1. Форма конституций    54
    2. Структура конституций    56
    3. Язык и стиль конституций    58


    V
    § 3. Принятие, изменение и отмена конституций    59
    1. Принятие конституций    59
    2. Изменение конституций    62
    3. Отмена конституций    68
    § 4. Классификация конституций    69
    1. Цели классификации    69
    2. Временные и постоянные конституции    70
    3. Классификация по содержанию и характеру конституций    70
    4. Прочие классификации    71
    § 5. Конституционный контроль (надзор)    71
    1. Понятие конституционного контроля (надзора)    71
    2. Объекты конституционного контроля    74
    3. Виды конституционного контроля    78
    4. Органы конституционного контроля    80
    § 6. Конституция как явление культуры современного общества    86
    1. Конституция как продукт европейской культуры    86
    2. Конституция как продукт национальной культуры    93
    3. Конституция и материальная культура    98
    4. Конституция и модели поведения    100
    Контрольные вопросы и задания    103
    Глава III. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
    § 1. Основные понятия    104
    1. Права человека и права гражданина    104
    2. Историческое развитие прав и свобод    107
    3. Права и свободы    107
    4. Права, свободы и обязанности    109
    5. Способы конституционного формулирования прав, свобод и обязанностей    111
    6. Классификация прав, свобод и обязанностей    112
    7. Равенство прав, свобод и обязанностей    115
    8. Ограничения прав и свобод    119
    9. Гарантии прав и свобод    121
    § 2. Гражданство и режим иностранцев    125
    1. Понятие гражданства    125
    2. Приобретение гражданства    126
    3. Прекращение гражданства    128
    4. Безгражданство и многогражданство    129
    5. Режим иностранцев    130


    VI
    6. Убежище, высылка из страны, выдача иностранному государству    131
    § 3. Личные (гражданские) права, свободы и обязанности    132
    1. Право на жизнь, свободу, физическую целостность и неприкосновенность    132
    2. Свобода мысли и совести    134
    3. Тайна частной жизни и коммуникации, неприкосновенность жилища    135
    4. Свобода передвижения и поселения    137
    5. Уголовно-правовые и процессуальные гарантии личных прав и свобод    138
    § 4. Политические права, свободы и обязанности    139
    1. Право участия в управлении обществом и государством    139
    2. Избирательные права    139
    3. Право на объединение, свобода союзов и ассоциаций    140
    4. Свобода собраний и манифестаций    141
    5. Свобода информации    144
    6. Право петиций    146
    7. Право и обязанность защиты страны    147
    8. Право на сопротивление угнетению    148
    § 5. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности    150
    1. Право частной собственности и ее наследования. Свобода хозяйственной инициативы    150
    2. Труд и связанные с ним социальные права, свободы и обязанности    154
    3. Право на участие в управлении предприятиями    157
    4. Право на здоровую окружающую среду и обязанность беречь ее    158
    5. Обязанность платить налоги    158
    6. Право на социальное обеспечение    160
    7. Право на охрану здоровья    161
    8. Право на жилище    163
    9. Право на образование и академическая свобода    163
    10. Свобода творчества, свободный доступ к культурным ценностям    166
    Контрольные вопросы и задания    168
    Глава IV. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ
    § 1. Понятие общественного строя    169
    1. Определение и структура общественного строя    169
    2. Общественный строй и конституционное право    170


    VII
    § 2. Экономические отношения    173
    1. Экономическая система    173
    2. Собственность    174
    3. Труд    181
    4. Конституционно-правовые принципы экономической деятельности    182
    5. Финансовая система    187
    § 3. Социальные отношения    189
    1. Социальная система, социальная структура и социальная справедливость    189
    2. Отношения между трудом и капиталом    191
    3. Межнациональные отношения    192
    4. Поощрение и охрана брака и семьи    195
    5. Государственная политика в области экологии, здравоохранения и социального обеспечения    196
    6. Государственная защита потребителя    200
    § 4. Духовно-культурные отношения    200
    1. Общая характеристика    200
    2. Образование    201
    3. Наука и культура    203
    4. Религия    205
    § 5. Политические отношения    206
    1. Политическая власть и политическая система    206
    2. Политический процесс    208
    3. Политическая и правовая культура    209
    4. Политический режим    212
    Контрольные вопросы и задания    215
    Глава V. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ
    § 1. Государство    217
    1. Понятие государства как конституционно-правового института    217
    2. Социальное государство    221
    3. Правовое государство    222
    4. Демократическое государство    225
    5. Светское государство    225
    6. Конституционные принципы внутренней политики государства    226
    7. Конституционные принципы внешней политики государства    227


    VIII
    8. Конституционные принципы организации государства    230
    9. Государственный аппарат    233
    10. Конституционно-правовой статус государственных и самоуправленческих органов    234
    11. Конституционно-правовой статус вооруженных сил    236
    § 2. Политические партии и партийные системы    239
    1. Понятие и сущность политических партий    239
    2. Социально-политическая классификация партий    242
    3. Организационная классификация политических партий    248
    4. Институционализация политических партий и их конституционно-правовой статус    249
    5. Партийные системы    254
    6. Финансирование политических партий    257
    § 3. Социально-экономические и социально-культурные общественные объединения    260
    1. Сущность, виды, задачи и функции неполитических общественных объединений    260
    2. Конституционно-правовое регулирование статуса социально-экономических и социально-культурных общественных организаций    265
    3. Организации предпринимателей    270
    4. Профессиональные союзы    273
    5. Союзы потребителей    278
    § 4. Религиозные общины и церковь    279
    1. Факторы, обусловливающие влияние религиозных общин и церкви на политическую жизнь    279
    2. Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений и статуса церквей    282
    3. Церковь и светские общественные объединения    286
    § 5. Средства массовой информации    287
    1. Понятие и социальное назначение средств массовой информации (СМИ)    287
    2. Конституционно-правовое регулирование СМИ    290
    3. СМИ и государство     291
    4. Недопущение монополизма    293
    5. Нарушения законодательства о СМИ и ответственность за них    294
    6. Статус журналиста    296
    7. Опросы общественного мнения    298
    Контрольные вопросы и задания    302


    IX
    Глава VI. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЖИМЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
    § 1. Понятие формы правления и государственного режима    303
    1. Определение формы правления    303
    2. Классификация форм правления    303
    3. Государственный режим    305
    § 2. Монархия    305
    1. Понятие    305
    2. Абсолютная монархия    306
    3. Дуалистическая монархия    307
    4. Парламентарная монархия    308
    § 3. Республика    310
    1. Понятие    310
    2. Дуалистическая (президентская) республика    311
    3. Парламентарная республика    313
    4. Смешанная (полупрезидентская) республика    314
    5. Советская республика    315
    Контрольные вопросы и задания    317
    Глава VII. НАРОДНЫЕ ГОЛОСОВАНИЯ (ВЫБОРЫ, ОТЗЫВ, РЕФЕРЕНДУМ)
    § 1. Выборы и отзыв    318
    1. Понятие и социальная функция выборов    318
    2. Виды выборов    320
    3. Периодичность выборов    321
    4. Избирательная система    323
    5. Избирательное право    323
    6. Отзыв    324
    § 2. Принципы избирательного права    327
    1. Понятие и значение    327
    2. Всеобщее избирательное право    328
    3. Свободное участие в выборах и обязательный вотум    333
    4. Равное избирательное право    335
    5. Прямое и косвенное избирательное право    337
    6. Тайное голосование    338
    § 3. Избирательный процесс    339
    1. Понятие    339
    2. Назначение выборов    341
    3. Избирательные округа    342
    4. Избирательные участки    345


    X
    5. Избирательные органы    345
    6. Регистрация избирателей    347
    7. Выдвижение кандидатов    348
    8. Агитационная кампания    351
    9. Голосование    355
    10. Подсчет голосов и установление результатов выборов    357
    11. Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе. Избирательно-правовые споры. Ответственность за избирательные правонарушения    359
    § 4. Избирательные системы    360
    1. Виды избирательных систем    360
    2. Мажоритарная система относительного большинства    362
    3. Мажоритарная система абсолютного большинства    363
    4. Мажоритарная система квалифицированного большинства    368
    5. Система единственного непередаваемого голоса    369
    6. Кумулятивный вотум    370
    7. Система пропорционального представительства политических партий    371
    8. Заградительный пункт    378
    9. Соединение списков    378
    10. Связанные и свободные списки. Преференциальное голосование    379
    11. Панаширование    381
    12. Система единственного передаваемого голоса    381
    13. Смешанные системы    383
    § 5. Референдум    384
    1. Понятие и социальная функция    384
    2. Право участия в референдуме    387
    3. Предмет референдума    388
    4. Инициатива и назначение референдума    391
    5. Организация референдума    393
    6. Формула референдума    395
    7. Определение результатов референдума    396
    8. Правовые последствия референдума    398
    Контрольные вопросы и задания    399
    Глава VIII. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: ПАРЛАМЕНТ
    § 1. Понятие, социальные функции и полномочия парламента    401
    1. Понятие и социальные функции    401
    2. Представительный характер    403
    3. Общая характеристика компетенции    407
    4. Законодательная компетенция    411


    XI
    5. Финансовая компетенция    414
    6. Ратификация и денонсация международных договоров    416
    7. Назначение референдумов    418
    8. Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процедурах    419
    9. Контроль за деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц    425
    10. Полномочия в области обороны и безопасности    426
    11. Судебные полномочия    427
    12. Акты    430
    13. Делегирование полномочий    432
    14. Замещение парламентов     433
    15. Парламентское право    437
    § 2. Структура парламента и организация его палат    438
    1. Палаты    438
    2. Формирование палат    442
    3. Роспуск парламентов (палат)    445
    4. Двухпалатные системы    447
    5. Руководство палат    450
    6. Комитеты (комиссии) парламентов и палат.    454
    § 3. Статус парламентария    458
    1. Юридическая природа мандата.    458
    2. Лоббизм    464
    3. Права и обязанности парламентария    465
    4. Парламентский иммунитет    468
    5. Индемнитет    470
    6. Объединения парламентариев    474
    § 4. Порядок работы парламента: сессии и общие парламентские процедуры    478
    1. Сессия    478
    2. Процедура пленарных заседаний палат    482
    3. Процедура заседаний комитетов (комиссий)    490
    § 5. Законодательный процесс    492
    1. Понятие    492
    2. Законодательная инициатива    493
    3. Обсуждение законопроекта    501
    4. Принятие закона    506
    5. Санкционирование, промульгация и опубликование закона    509
    6. Особенности законодательного процесса в финансовой области    513
    7. Особенности прохождения проектов и принятия конституционных и органических законов    518


    XII
    8. Особенности порядка ратификации и денонсации международных договоров    523
    § 6. Иные специальные парламентские процедуры    525
    1. Процедуры выборов и назначений    525
    2. Контрольные процедуры: отчеты правительства и его членов    528
    3. Процедура контроля за делегированным законодательством    529
    4. Контрольные процедуры: запросы и вопросы парламентариев    530
    5. Парламентские расследования    534
    6. Процедура политической ответственности правительства    536
    7. Импичмент и иные подобные процедуры    540
    8. Рассмотрение петиций    543
    § 7. Вспомогательный аппарат парламента    545
    1. Понятие и назначение    545
    2. Структура и функции    549
    3. Вспомогательные службы коллегиальных органов    550
    4. Личный персонал парламентариев    551
    5. Консультанты    552
    § 8. Органы, учреждения и должностные лица при парламентах    552
    1. Общая характеристика    552
    2. Счетные палаты    553
    3. Уполномоченные по правам человека (омбудсманы)    556
    4. Прочие конституционные органы, учреждения и должностные лица    559
    Контрольные вопросы и задания    561
    Глава IX. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: ГЛАВА ГОСУДАРСТВА И ПРАВИТЕЛЬСТВО
    § 1. Глава государства    564
    1. Понятие и место в системе власти    564
    2. Юридическая форма главы государства    567
    3. Полномочия    568
    4. Монарх: особенности статуса    579
    5. Президент: порядок избрания и замещения, привилегии, ответственность    583
    6. Вспомогательные органы и учреждения при главе государства    590


    XIII
    § 2. Правительство    592
    1. Понятие    592
    2. Компетенция    595
    3. Формирование и состав    599
    4. Глава правительства.    602
    5; Ведомства и их руководители    604
    6. Ответственность правительства и его членов    607
    Контрольные вопросы и задания    609
    Глава X. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
    § 1. Общая характеристика    610
    1. Понятие и социальная функция.    610
    2. Структура судебной власти    616
    3. Статус судей, прокуроров, следователей    618
    4. Высшие органы судейского сообщества    624
    § 2. Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебных систем    626
    1. Принципы организации    626
    2. Принципы деятельности    629
    3. Системы судов общей юрисдикции.    630
    4. Административная юстиция    633
    § 3. Конституционная юстиция    636
    1. Организация конституционных судов (советов)    636
    2. Конституционное судопроизводство    642
    § 4. Органы и учреждения, содействующие судебной власти    647
    1. Прокуратура    647
    2. Адвокатура    650
    3. Прочие вспомогательные органы и учреждения    652
    Контрольные вопросы и задания    652
    Глава XI. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
    § 1. Территориальное устройство государства    653
    1. Понятие.    653
    2. Территориальная автономия    655
    3. Формы политико-территориального устройства    657
    4. Унитарное устройство (унитаризм)    660
    5. Федеративное устройство (федерализм)    666
    6. Статус субъектов федераций и иных носителей государственной автономии    673


    XIV
    7. Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами    676
    8. Договоры и конституционные процедуры разрешения конфликтов между федерацией и ее субъектами    683
    9. Федеральные территории    686
    10. Зависимые территории    687
    § 2. Организация государственной власти субъектов федераций и иных государственно-автономных единиц    689
    1. Формы правления и государственные режимы    689
    2. Законодательные органы    690
    3. Исполнительные органы    692
    4. Судебные органы    696
    § 3. Организация публичной власти на местах    697
    1. Местное управление и самоуправление    697
    2. Основные модели организации публичной власти на местах    700
    Контрольные вопросы и задания    704
    Послесловие к томам 1 и 2    706
    Предметный указатель к томам 1 и 2    708


    XV


    ПРЕДИСЛОВИЕ
    ко 2-му изданию томов 1-2

     В предисловии к учебнику в его томе 1, вышедшем в 1993 году, я оптимистически пообещал, что издание всех четырех томов будет завершено к концу 1994 года. Исходил из того, что располагал текстом всех глав, которые рассчитывал быстро отредактировать. Но оказалось, что главы, написанные 2-3 года назад, нуждаются в весьма значительной переделке, и в результате том 2 вышел в свет только весной 1995 года, а для томов 3 и 4 я уже не решаюсь называть слишком близкие сроки. Надеюсь, что мы увидим их не позднее весны 1997 года.

     Моим первоначальным намерением было сохранить при нынешнем переиздании первых двух томов упомянутое предисловие в нетронутом виде. Актуальность его, с одной стороны, не утрачена, поскольку читатели вполне могут встречать работы авторов настоящего учебника, написанные много лет назад с иных идеологических позиций. В том предисловии объяснялись причины такого расхождения. С другой же стороны, чем дальше в историю уходят времена господства коммунистической идеологии и жесткой цензуры, тем менее интересен для читателя данный сюжет. Мы уже, как правило, не рекомендуем студентам произведения тех времен по нашей учебной дисциплине, тем более, что, несмотря на все трудности, появляется новая отечественная и переводная литература. Да и ряд моих коллег полагают, что возвращаться к вопросу о прежних заблуждениях не стоит. Того же из читателей, кого заинтересует этот вопрос, можно отослать к первому изданию тома 1 нашего учебника (М.: Бек, 1993, с. XI-XIV). Поэтому в нынешнем предисловии воспроизводятся лишь те положения прежнего, которые объясняют наш подход к формированию данного учебника и содержат рекомендации по его использованию. Такие положения перенесены сюда и из послесловия к Общей части курса, помещенного в томе 2.

     В отличие от советских учебников, стремившихся прежде всего вооружить студента для участия в идеологической борьбе социализма против капитализма, мы старались сосредоточиться на правовых проблемах изучаемого курса. Однако учитывая, что новой литературы по курсу пока что очень мало, а старая насквозь идеологизирована, основана на так называемом классовом подходе, мы сочли целесообразным по ходу изложения опровергать некоторые особо распространенные в советской литературе

    XVII

     мифы, связанные с теми или иными институтами конституционного права. Возможно, что при последующих переизданиях учебника этого уже не потребуется, но сейчас такие положения представляются еще необходимыми.

     С этим связано и то, что мы пока оставляем и в программе курса, и в учебнике некоторые вопросы, которые должны изучаться в курсе политологии, однако очень тесно связаны с конституционным правом. Например, при изложении вопроса о политических партиях мы не ограничиваемся характеристикой их конституционно-правового статуса, а даем также их социально-политическую типологию, отличающуюся от той, которая традиционно давалась ранее. В дальнейшем, когда учебный курс политологии, находящийся еще на этапе становления, окончательно утвердится на собственной базе, избавившись от рудиментов устаревших догматов, для нас отпадет необходимость останавливаться на такой проблематике.

     При написании учебника мы стремились опираться на нормативные источники возможно более широкого круга стран, однако придирчивый читатель наверняка заметит преобладание примеров из конституционно-правового законодательства развитых стран Запада и Японии, а также бывших "социалистических" стран. Это неудивительно, ибо мы хотели, во-первых, возможно шире представить опыт тех. стран, которые действительно идут в авангарде прогресса человечества. Его абсолютно необходимо знать, если мы хотим войти когда-нибудь в этот ряд. Во-вторых, необходимо знать и опыт тех стран, которые подобно нам преодолевают тоталитарное прошлое, решают в общественных преобразованиях примерно те же задачи, которые стоят и перед нами.

     Можно было бы, вероятно, больше приводить примеров законодательства развивающихся стран, тем более что там немало любопытной экзотики. Однако нельзя упускать из вида и то обстоятельство, что очень многие конституционные нормы в этих странах суть мертвая буква, они не действуют в жизни. То же, что действует, зачастую нигде не записано, и получить об этом адекватное и систематизированное представление далеко не всегда было для нас возможно.

     Цитируя иностранные конституции и законы, мы обычно пользовались опубликованными у нас русскими переводами, которые, к сожалению, нередко неточны, а порой содержат серьезные ошибки. В тех случаях, когда мы располагали оригинальными нормативными текстами и были в состоянии их прочесть и понять, мы уточняли либо даже заменяли своими опубликованные

    XVIII

     переводы. Разумеется, многие новейшие конституции у нас вообще не переведены, и мы в меру знания соответствующих языков пользовались в этих случаях только оригиналами, давая собственные переводы.

     Наш учебник может показаться слишком объемным. В советские времена объем учебников, как, впрочем, и других книг, в первую голову специальных, жестко ограничивался. Опыт дидактики, однако, учит, что из учебника, в котором много иллюстративного материала, студент скорее усвоит всю концептуальную материю, чем из тощей книжицы, в которой, кроме концепции, ничего нет. От этой концепции в памяти студента в лучшем случае останется голая схема, а в худшем - отдельные фрагменты. Теми же соображениями мы руководствовались, допуская определенные повторения: одна и та же проблема, будучи освещена в разных контекстах, лучше понимается и, следовательно, лучше усваивается. Не случайно на Западе учебники толстые; по сравнению с ними наш и сейчас худоват.

     Весь наш авторский коллектив надеется, что предлагаемый учебник будет способствовать получению студентами необходимого минимума систематизированных знаний о конституционном праве. Для этого нужно, конечно, знакомиться и с текстами конституций и законов зарубежных стран, ибо нельзя научиться плавать, не входя в воду. Нельзя познать право, не видя его источников. Учебник призван быть путеводителем, ориентиром, помогающим студенту самостоятельно и правильно анализировать и оценивать нормативный материал.

     Для лучшего уяснения сути и тенденций развития конституционно-правовых институтов мы старались иллюстрировать их достаточным числом показательных примеров. Студенту нет необходимости запоминать их, тем более что это для человека с обычной памятью вряд ли возможно. Примеры вырваны из контекста соответствующих правовых систем, и задача их исключительно иллюстративная. В последующих двух томах мы постараемся дать более или менее цельное представление о конституционном праве отдельных стран. Изучив основы их конституционного права, студент уже самостоятельно сможет находить нужные примеры при возвращении к проблемам Общей части учебного курса.

     При переиздании первого и второго томов был учтен ряд изменений, происшедших в конституционном законодательстве, уточнены некоторые формулировки. Кроме того, сделаны небольшие добавления. В частности, в главу об основах теории конституции добавлен параграф, содержащий культурологическую

    XIX

     характеристику конституции. Думается, это обогатит представления читателя о предмете, в частности о значении конституции в жизни современного общества. Расширен материал о финансировании политических партий.

     Несколько слов о контрольных вопросах и заданиях, помещенных в конце каждой главы учебника. Формулируя, эти вопросы и задания, мы старались не дублировать оглавление учебника, а пробуждать мысль студента. Зачастую в тексте учебника, нет прямого ответа на поставленный вопрос: этот ответ должен стать результатом размышления, анализа, сопоставления, логического умозаключения. Словом, думать надо. Только так можно серьезно и глубоко изучить данную дисциплину, как и любую другую.

     Помещенный в конце книги предметный указатель не только облегчит пользование текстом, но и позволит студенту проконтролировать свое знание терминологии. Посмотрите содержащиеся в указателе термины и спросите себя, знаете ли Вы их. Пробелы в знаниях с помощью указателя легко восполнить.

     Мы будем рады Вашим замечаниям и предложениям, которые помогут нам улучшить текст учебника при подготовке к будущим переизданиям.

     Октябрь 1995 года.

     Проф. Б.А. Страшун

    XX