Юридические исследования - Криминология. Шоткинов С.А. -

На главную >>>

Криминология и виктимология: Криминология. Шоткинов С.А.


     Вы приступаете к изучению одной из самых интереснейших и противоречивых наук XX столетия - криминологии.

     

     Криминология - это наука о закономерностях преступности и реагировании на нее со стороны государства и общества. Она выполняет роль общетеоретической дисциплины по отношению к другим юридическим дисциплинам уголовно-правового цикла. Обладание определенным минимумом криминологических знаний является необходимой частью правовой культуры юриста.

     

     Университетский курс криминологии предполагает усвоение сложившихся в науке представлений о сущности преступности, ее негативной роли в жизни общества.

     

     Студенты должны приобрести навык характеризовать преступность с количественной и качественной сторон, а также знать основные показатели ее состояния, структуры и динамики применительно к России, уметь сопоставить российскую и зарубежную преступность. .


    Шоткинов С.А. Криминология.- Иркутск, 2003.- 288 c


    ОГЛАВЛЕНИЕ


    ОТ АВТОРА (общие методические указания)    5
    Примерный тематический план для студентов очной формы обучения    9
    Программа курса "Криминология" для студентов всех форм обучения    10
    ТЕМА 1. Введение в криминологию    16
    ТЕМА 2. Преступность    32
    ТЕМА 3. Детерминация преступности    59
    ТЕМА 4. Личность преступника    78
    ТЕМА 5. Детерминация индивидуального преступного поведения    123
    ТЕМА 6. Профилактика преступности    180
    ТЕМА 7. Криминологическая характеристика отдельных видов преступности в РФ на современном этапе    202
    ТЕМА 8. Зарубежная криминология    265
    Перечень вопросов к экзамену по криминологии для студентов 4 курса очной формы обучения    269
    Задания для выполнения контрольных работ студентами 4 курса заочной формы обучения    272
    Перечень вопросов к зачету для студентов заочной формы обучения с 3 и 3,5-летним обучением (вопросов к экзамену для студентов заочной формы обучения с 5-летним обучением)    274
    Программа специального курса "Криминологическая характеристика отдельных видов преступности"    276
    Вопросы к зачету по спецкурсу "Криминологическая характеристика отдельных видов преступности"    282
    Задания для выполнения контрольных работ студентами заочной формы обучения по спецкурсу "Криминологическая характеристика отдельных видов преступности"    285
    Рекомендации для выбора студентами тем курсовых и дипломных работ по криминологии    287


    "Всякое преступление имеет в происхождении своем множество причин..."

     Чезаре Ломброзо.
     "Преступление"



     "Преступление - явление единичное - проявляется в особенном (определенном виде преступлений) и всеобщем (преступности) ".

    "... Явление "преступность" - многогранно, многокачественно, и лучше познать его можно только путем глубокого изучения различных сторон данного явления".

     Л.М. Прозументов.
     "Преступность несовершеннолетних:
     криминологические проблемы соучастия"


     "Не существует общества, не сталкивающегося с проблемой преступности".

    Эмиль Дюркгейм.
     "Норма и патология".


    5

    Памяти моего Учителя, блестящего ученого,
     талантливого педагога, замечательного Человека,
     профессора Николая Игнатьевича Трофимова посвящаю...

    ОТ АВТОРА
    (общие методические указания)

     Уважаемый студент!

     Вы приступаете к изучению одной из самых интереснейших и противоречивых наук XX столетия - криминологии.

     Криминология - это наука о закономерностях преступности и реагировании на нее со стороны государства и общества. Она выполняет роль общетеоретической дисциплины по отношению к другим юридическим дисциплинам уголовно-правового цикла. Обладание определенным минимумом криминологических знаний является необходимой частью правовой культуры юриста.

     Университетский курс криминологии предполагает усвоение сложившихся в науке представлений о сущности преступности, ее негативной роли в жизни общества.

     Студенты должны приобрести навык характеризовать преступность с количественной и качественной сторон, а также знать основные показатели ее состояния, структуры и динамики применительно к России, уметь сопоставить российскую и зарубежную преступность. .

     Необходимо приобрести представление о наиболее значимых обстоятельствах общественной жизни, которые влияют на воспроизводство преступности. Кроме того, студентам необходимо иметь представление о реальных средствах, которыми располагает общество для организации борьбы с преступностью, осуществления контроля над ней. В результате должно сложиться четкое представление о соотношении некарательных и карательных средств противодействия преступному поведению, в пределах возможности тех или других средств.

     Как известно, термин "криминология" в переводе на русский язык означает: учение о преступном (от латинского crimen - преступный, греческого logos - учение). В ходе развития гуманистической мысли философы прошлого: Аристотель, Платон, Сократ, Гуго Гроций, Ф. Аквинский, Н. Маккиавелли, Т. Кампанелла, Т. Мор, Ч. Беккариа, К. Маркс, В. И. Ленин и др. задумывались над тем, что же толкает человека на совершение преступления, какова социальная природа преступного, являет ли преступник собою своеобразный феномен, может ли и должно ли государство пытаться

    6

     воздействовать на преступника, какова должна быть мера и степень такого воздействия?

     - Постепенно, к концу XIX века, западноевропейская научная мысль пришла к необходимости своего рода унификации накопленного наукой знания о преступном под эгидой единой науки. Такой наукой и стала криминология, получившая свое название в 1884 году, когда в Турине вышла монография итальянского судьи Р. Гаросрало "Criminologia".

     С тех пор криминологи пережили немало взлетов и падений, от ликований и триумфов (открытие "гена" преступного) до разочарований и кризиса (советская криминология). За 100 с небольшим лет своего существования в качестве самостоятельной науки криминология бросалась от одной крайности (ломброзианство) к другой ("социальная дезорганизация" Дюркгейма). На сегодняшний день в мировой криминологии сложились три основных подхода к изучению преступного: социологический (США), биологический (в чистом виде сейчас не существует) и социобиологический (Западная Европа).

     Особняком стоит отечественная криминологическая школа. В отличие от Западной Европы и США, где криминологические исследования в основном велись медиками, социологами, теологами, психологами, в Росси учение о преступном подхватили и развили юристы. Это произошло еще в 90-е годы XIX века и с тех пор правовой подход к изучению феномена преступного превалирует в отечественной науке. Не вдаваясь в оценки, отметим достаточно серьезный вклад российских ученых в мировую криминологию.

     Выше нами говорилось о том, что криминология есть наука о преступном. Именно о преступном, а не о преступлении, как часто переводят ее название в учебниках. На наш взгляд, подобный подход неоправданно сужает объект данной науки. Известно, что криминология изучает самые различные стороны преступного: преступные проявления (преступления), преступное поведение, причинный комплекс такого поведения, особенности личности лиц, совершивших преступления, количественные и качественные характеристики преступности как целостного социального негативного явления и профилактику данного явления. Таким образом, определив объектом данной науки преступное, т.е. запрещенное уголовным законом, мы можем в рамках этого объекта выделить 5 основных элементов, составляющих предмет криминологической науки:
    Преступность: ее качественные и количественные характеристики.
    Причинный комплекс преступности.
    Особенности личности лица, совершившего преступление.

    7
    Психологический механизм совершения конкретного преступления.
    Сущность профилактики преступности со стороны различных субъектов.

     Криминология, будучи самостоятельной наукой, тем не менее имеет дуалистичную природу: являясь юридической лишь отчасти, она в остальной своей части социальна. Этим и вызвано многообразие используемых ею заимствованных частнонаучных методов при отсутствии своего, сугубо криминологического, метода.

     Уникальность криминологии как науки состоит в том, что она, во-первых, пытается найти причину общего (преступность) через изучение причин частного (виды преступности и отдельные преступления), во-вторых, она пока не имеет унифицированного, единого подхода как к изучению этого общего, так и объяснению его природы, в-третьих, эта наука - единственная в своем роде ставит перед собой задачу предложить государству и обществу действенные меры профилактики страшнейшего социального зла - преступности.

     Следует отметить, что вышесказанное, в полной мере можно отнести как к отечественной криминологической доктрине, так и к зарубежной.

     Таким образом, на наш взгляд необходимость изучения данной науки для студентов-юристов очевидна.

     Данный учебно-методический комплекс предназначен прежде всего для Вас, уважаемые студенты! Он призван помочь Вам разобраться в огромном хитросплетении взглядов, мнений и суждений, существующем в современной криминологии по тем или иным вопросам. Разумеется, мы не претендуем на истину в последней инстанции при изложении многих спорных вопросов, аспектов, проблем. Мы пытаемся дать Вам ту нить, руководствуясь которой Вы будете увереннее и смелее ориентироваться в дебрях криминологии.

     Работать с комплексом достаточно просто. Он, как Вы видите, весьма удобно структурирован, содержит в себе практически всю необходимую информацию методического характера. Особо хочется сказать о конспектах лекций, предлагаемых в виде методических указаний к каждой из 8 тем. Это конспект: не более и не менее!!!  Мы имеем в виду, что изучение положений данного конспекта ни в коей мере не может и не должно подменять собою изучение учебной и специальной научной литературы (перечни которой, кстати, прилагаются в конце каждой темы). Только Ваша самостоятельная работа приведет Вас в итоге к успешному овладению знаниями при изучении этой, поистине прекрасной и интересной науки.

     В заключение хотелось бы назвать имена тех, без чьей неоценимой поддержки и помощи данный учебно-методический

    8

     комплекс не увидел бы свет. Автор выражает глубочайшую признательность и благодарность прежде всего Директору Юридического института ИГУ Олегу Петровичу Личичану, ответственному редактору, доктору юридических наук, профессору Льву Михайловичу Прозументову, заведующей Научной библиотекой ЮИ ИГУ Наталье Кирилловне Кинякиной, заведующей редакционно-издательским отделом ЮИ ИГУ Ирине Владимировне Никитиной, своей ученице - ныне преподавателю кафедры уголовного права Надежде Викторовне Скретневой, а также Нефедовой Наталье, Рабдановой Эржене, Букановичу Никите и всем тем, кто оказал содействие автору в подготовке и изданию данного комплекса/Разумеется, отдельную благодарность хочется выразить рецензентам: кандидатам юридических наук Валерию Николаевичу Андриянову и Эдуарду Викторовичу Георгиевскому.

    9