Шкатулла В.И. Образовательное право.- М., 2001.- 688 c
ОГЛАВЛЕНИЕ
Обращение к читателю V Раздел 1. Общая часть Глава 1. Понятие образовательного права 1 Глава 2. Предмет образовательного права 20 Глава 3. Метод правового регулирования образовательных отношений 33 Глава 4. Место образовательного права в системе Российского права 42 Глава 5. Правовые аспекты государственной политики в области образования 45 Глава 6, Система образовательного права 109 Глава 7. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования 125 Глава 8. Правовое регулирование имущественных отношений в системе образования 143 Глава 9. Правовое регулирование управленческих отношений 154 Глава 10. Особенности правового регулирования финансовых отношений в системе образования 176 Глава 11. Правовое регулирование педагогических отношений 184 Глава 12. Право на образование 200 Раздел 2. Правовое регулирование педагогических отношений в отраслях образования Глава 13. Правовое регулирование педагогических отношений в системе дошкольного образования 226 Глава 14. Правовое регулирование педагогических отношений в общеобразовательной школе 242 Глава 15. Правовое регулирование педагогических отношений в системе начального профессионального образования 271 Глава 16. Правовое регулирование педагогических отношений в системе среднего профессионального образования 305 Глава 17. Правовое регулирование педагогических отношений в системе высшего профессионального образования 340 Глава 18. Правовое регулирование педагогических отношений в системе послевузовского профессионального образования 422 Глава 19. Правовое регулирование педагогических отношений в системе дополнительного образования 451 Глава 20. Правовое регулирование педагогических отношений в системе специального образования 502 Раздел 3. Международное образовательное право Глава 21. Правовое регулирование единого образовательного пространства стран СНГ 518 Глава 22. Правовое регулирование европейского образовательного пространства 564 Глава 23. Правовое регулирование образовательного пространства современного мира 593 Словарь основных понятий 654
Обращение к читателю
Это - первый учебник в России, где в систематизированном виде излагается курс образовательного права.
Изучение образовательного права существенно расширяет возможности юриста, открывая для него новую сферу деятельности - сферу образования, которая включает учреждения дошкольного образования (64 200), школы (68 747), учреждения начального профессионального образования (4116), среднего профессионального образования (4500), высшего профессионального образования (1000), дополнительного профессионального образования (778), дополнительного образования детей (8700). В них обучается 30 274 090, работает 2 607 153 человека, из них в вузах в 1999 г. учились 3 597 000 студентов.
Курс образовательного права может изучаться как дисциплина по выбору на юридическом факультете, как обязательная дисциплина в педагогических вузах и ссузах.
Изучение курса особенно необходимо при подготовке и переподготовке менеджеров для системы образования.
Система имеет несколько форм существования. Это - совокупность преемственных образовательных программ, государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, образовательных учреждений, органов управления образованием. Другая форма - это система отношений, складывающихся в данной сфере. Это - также совокупность нормативных правовых актов, регулирующих подобные отношения.
С образовательной системой так или иначе связано все население страны, поэтому каждому полезно знать права, обязанности и ответственность человека в этой системе.
Поступая в образовательное учреждение, человек вступает с ним в правоотношение, регулируемое образовательным правом. Очевидно, что каждый обучающийся должен знать свои права, обязанности и ответственность в этих отношениях. Перечисленные знания дает изучение курса образовательного права, который полезно включать во все образовательные программы в школах, техникумах, вузах.
1
В школьные программы можно включить спецсеминар объемом 18 часов. В техникумах - 36 часов на первом курсе, в педучилищах - 200 часов, в пединститутах - 450 часов, во всех вузах - 100 часов.
Изучение курса образовательного права позволит повысить уровень дисциплины и порядка в образовательных учреждениях, более полно обеспечить право граждан на образование.
Е. Е. Чепурных, кандидат педагогических наук, заместитель министра образования РФ
2
|