Юридические исследования - НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБЖАЛОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В СУД ПОСТАНОВЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ О НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЙ ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ А. С. Папуша -

На главную >>>

Административное право: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБЖАЛОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В СУД ПОСТАНОВЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ О НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЙ ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ А. С. Папуша


    Эффективность применения таможенного законодательства тесно связана с существованием в законодательстве Российской Федерации права на судебное обжалование решений, а также действий (бездействия) таможенного органа  и его должностных лиц. В ст. 17 Таможенного кодекса РФ  определяется, что решения, действия или бездействие таможенных органов РФ и их должностных лиц могут быть обжалованы  в порядке, установленном Таможенным кодексом РФ (далее по тексту - ТК РФ). Следовательно, исходя из содержания ст. 17 ТК РФ объектом последующего обжалования выступают  решения, действия  или бездействие таможенных органов и их должностных лиц. По делам о нарушении таможенных правил , ведение которых относится к компетенции таможенных органов РФ,  решения о наложении взысканий от имени таможенного органа выносятся  уполномоченным на то  должностным лицом  в форме постановления (ч.1 ст. 365 ТК РФ). Следует обратить внимание на то обстоятельство, что ТК РФ устанавливает  самостоятельный порядок обжалования физическими  и юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица  постановлений таможенных органов по делам о нарушении таможенных правил. Порядок такого обжалования нашел свое закрепление в главе 49 ТК РФ.


    Сибирский юридический вестник. 1999. № 4

     

     

     

    ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

     

     

     

     

     

    © 1999 г.    А. С. Папуша

     

     

     

     

     

    НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБЖАЛОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В СУД ПОСТАНОВЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ О НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЙ

     

    ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

     

     

     


    Эффективность применения таможенного законодательства тесно связана с существованием в законодательстве Российской Федерации права на судебное обжалование решений, а также действий (бездействия) таможенного органа  и его должностных лиц. В ст. 17 Таможенного кодекса РФ  определяется, что решения, действия или бездействие таможенных органов РФ и их должностных лиц могут быть обжалованы  в порядке, установленном Таможенным кодексом РФ (далее по тексту - ТК РФ). Следовательно, исходя из содержания ст. 17 ТК РФ объектом последующего обжалования выступают  решения, действия  или бездействие таможенных органов и их должностных лиц. По делам о нарушении таможенных правил , ведение которых относится к компетенции таможенных органов РФ,  решения о наложении взысканий от имени таможенного органа выносятся  уполномоченным на то  должностным лицом  в форме постановления (ч.1 ст. 365 ТК РФ). Следует обратить внимание на то обстоятельство, что ТК РФ устанавливает  самостоятельный порядок обжалования физическими  и юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица  постановлений таможенных органов по делам о нарушении таможенных правил. Порядок такого обжалования нашел свое закрепление в главе 49 ТК РФ. Так,  ст. 370 ТК РФ определяет, что постановления таможенных органов о наложении взысканий  на физических и должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий таможенный орган, по отношению к тому, который вынес постановление о наложении взыскания, либо в суд. Субъектами, обладающими правом на такое обжалование является физическое либо должностное (физическое лицо, обладающее специальным статусом), в отношении которого вынесено постановление  либо его представитель (адвокат, иной представитель). Субъективным правом на обжалование постановления  о наложении взыскания обладает лицо, в отношении которого таможенным органов вынесено постановление о наложении на него взыскания. В ст. 370 ТК РФ  предусмотрено, что правом  на обжалование постановления о наложении взысканий по делу о нарушении таможенных правил обладают адвокат либо иной представитель лица, на которого наложено взыскание. Поскольку право адвоката и иного представителя на обжалование постановления о наложении взыскания является производным от права на обжалования лица, в отношении которого наложено взыскания, то адвокат или иной представитель этого лица имеют право на обжалование постановление о наложении взыскания только в том случае, если такое правомочие у адвоката или представителя выражено в доверенности, на основании которой они участвуют в деле о нарушении таможенных правил. Правом на обжалование (опротестование) постановлений о наложении взысканий по делам о нарушении таможенных правил в форме принесения протеста в порядке осуществления общего надзора обладает  соответствующий прокурор.

     

     

    Сроки обжалования постановлений таможенных органов по делам о нарушении таможенных правил установлены в ч.1  ст. 370 ТК РФ  в двадцать дней со дня вынесения постановления. Несмотря на то, что в ТК РФ отсутствует статья регулирующая порядок исчисления процессуальных сроков, как то предусмотрено в иных процессуальных кодексах, например, в ГПК РСФСР, УПК РСФСР. Полагаем, что двадцатидневный срок на обжалование постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил начинает исчисляться со дня, следующего за днем вынесения обжалуемого постановления. Данное предположение  соотносится с формулой  ч.1 ст. 370 ТК РФ, указывающей на исчисление сроков на подачу жалобы – “постановление … может быть обжаловано …. в течение двадцати дней со дня вынесения постановления”.

     

     

    В отношении жалоб физических лиц на постановления таможенных органов о наложении взысканий по делам о нарушении таможенных правил ч. 2 ст. 370 ТК РФ устанавливает альтернативную подведомственность. Такие жалобы можно подать в вышестоящий таможенный орган РФ по отношению к таможенному органу, вынесшему обжалуемое постановление, либо в районный суд по месту нахождения таможенного органа, наложившего взыскание. В том случае, когда  постановление таможенного органа обжаловано в порядке подчиненности (в вышестоящий таможенный орган) и его решение по жалобе не удовлетворило физическое лицо, оно может обжаловать постановление о наложении взыскания по делу о нарушении таможенных  правил в районный суд. В данном случае объектом последующего судебного обжалования может быть как само решение вышестоящего таможенного органа по жалобе, так и обжалуемое постановление о наложении взыскания  по делу о нарушении таможенных правил.       

     

     

    Подсудность жалобы на постановление о наложении взыскания и  решения вышестоящего органа по жалобам на данные постановления  определяется исходя из того,  решение какого таможенного органа обжалуется в суд. Если обжалуется постановление таможенного органа, наложившего взыскание по делу о нарушении таможенных правил  без обжалования решения вышестоящего таможенного органа по жалобе на это постановление, то такая жалоба будет подсудна  районному (городскому) суду по месту нахождения таможенного органа, чье постановление обжалуется. Жалоба на решения вышестоящего таможенного органа по ранее поданной жалобе на постановления о наложении взыскания подается в районный суд по месту нахождения вышестоящего таможенного органа, решение которого по жалобе на постановление о наложении взыскания обжалуется. При одновременном же обжаловании в суд постановления таможенного органа о наложении взыскания и решения вышестоящего таможенного органа по жалобе на это  постановление   подсудность жалобы  районному (городскому) суду определяется  исходя из части 2 ст. 370 ТК РФ альтернативно – по месту нахождения таможенного органа, принявшего постановление о наложении взыскания, или вышестоящего таможенного органа, вынесшего  решение по жалобе на ранее обозначенное постановление. Срок для обжалования в суд решения вышестоящего органа  либо постановления о наложении взыскания за нарушение таможенных правил после его обжалования в вышестоящий таможенный орган установлен частью 2 ст. 370 ТК РФ в десять дней. Течение срока на такое обжалование в суд начинается  с момента принятия решения по жалобе вышестоящим таможенным органом.  Полагаем, что исчисление сроков на подачу жалобы в суд осуществляется аналогичным образом, что и сроков  на подачу жалобы, оговоренный в части первой этой же статьи. После рассмотрения судом данной жалобы его решение по жалобе является окончательным. 

     

     

    Вместе с тем нельзя не обратить внимание на имеющиеся  в ст. 370 ТК РФ недостатки. Неудачно установлен порядок исчисления сроков на обжалование постановления таможенного органа о наложения  взыскания. Так конструкция ст. 370 ТК РФ предусматривает возможность обжалования в суд или в вышестоящий таможенный орган постановления таможенного органа о наложении взыскания по делу о нарушении таможенных правил. Как уже указывалось выше, такие сроки обжалования постановления таможенного органа о наложении взыскания по делу о нарушении таможенных правил составляют  двадцать   дней, а решения по жалобе  вышестоящего таможенного органа в суд  – в течение десяти дней с момента принятия решения по жалобе. В случае, если лицо, на которое наложено взыскание, не принимало участие в рассмотрении дела по уважительным либо не уважительным причинам, то возможен пропуск сроков на подачу жалобы в суд либо в вышестоящий таможенный орган по причине позднего извещения этого лица таможенным органом о результатах рассмотрения дела о нарушении таможенных правил или  жалобы. Полагаем, было бы целесообразней установить исчисление сроков обжалования постановлений таможенного органа или решения вышестоящего таможенного органа в зависимости от момента извещения лица, в отношении которого вынесено постановлении о применении взыскания либо решения по его жалобе. В данном случае резко бы сократилось количество ходатайств о восстановлении срока на обжалование, пропущенного по уважительной причине заинтересованными лицами.   В том случае, если сроки на подачу жалобы, предусмотренные в ст. 370 ТК РФ пропущены по уважительной причине, они могут быть восстановлены соответственно вышестоящим таможенным органом РФ или судом (ч.4 ст. 370 ТК РФ).  Решение вопроса о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока на обжалование постановления о наложении взыскания будет решаться тем органом к которому заинтересованное лицо обратилось с жалобой и ходатайством о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока на подачу жалобы.

     

     

    Обратимся к порядку рассмотрения вышестоящим таможенным органом жалобы на постановления нижестоящего  таможенного органа о наложении взыскания по делам о нарушении таможенных правил. Следует отметить, что вышестоящим таможенным органом, компетентным рассматривать жалобы на постановления таможенных органов (таможен), выносящих постановления по делам о нарушении таможенных правил является региональные таможенные управления (далее по тексту – РТУ) либо Государственный таможенный комитет (далее по тексту – ГТК РФ).

     

     

    Исходя из полномочий определенных ст. 373 ТК РФ  вышестоящий таможенный орган вправе при решении вопроса по жалобе на постановления о наложении взысканий нижестоящих таможенных органов принять одно из следующих решений:

     

     

    -       оставить постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

     

     

    -       отменяет постановление и прекращает производство по делу;

     

     

    -       отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение или возвращает для дополнительного производства;

     

     

    -       изменяет меру взыскания за нарушение таможенных правил с тем учетом, чтобы взыскание не было усилено; 

     

     

    -       отменяет постановление о наложении взысканий за нарушение таможенных правил и выносит постановление, предусмотренное пунктом 3 или 4 части первой статьи 365 ТК РФ.

     

     

    Решения об отмене постановления и направлении дела на новое рассмотрение либо для дополнительного производства, изменению меры взыскания отмене постановления и прекращении производства по делу, изменению размера взыскания, отмене постановления о наложении взыскания с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела о контрабанде или иным преступлениям, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов и некоторые другие постановления, предусмотренные п. 4 ст. 365 ТК РФ выносятся вышестоящим таможенным органом в форме постановления. О принятом решении по жалобе письменно сообщается лицу, подавшему жалобу либо прокурору, принесшему протест на постановление нижестоящего таможенного органа. 

     

     

    Давая   анализ  реализации   права  на  судебную   защиту  по делам  о наложении взысканий таможенными органами следует обратиться к анализу норм Гражданско-процессуального кодекса РФ,  регулирующих порядок рассмотрения таких жалоб в суде общей юрисдикции. Правоотношения, складывающиеся между таможенными органами и физическими лицами возможно отнести к административно-правовым в соответствии со следующими  основными признаками:

     

     

    -       неравенством их процессуального положения в сфере действия административных правоотношений,  урегулированных таможенным законодательством РФ, когда физическое лицо выступает в роли обязанного субъекта, а таможенный орган в роли -  управомоченного;

     

     

    -       построением взаимоотношений между таможенным органом и физическим лицом  характерным для административных правоотношений - “по вертикали”;

     

     

    -       одним из участников таможенных правоотношений всегда выступает таможенный орган -  как орган государства наделенный определенными  властными правами.

     

     

    Таможенные органы РФ являются органами федеральной исполнительной власти, которые выполняют функции не только государственных  исполнительных органов, но наделены правоохранительными полномочиями в сфере осуществления таможенного дела (ст. ст. 7,8 ТК РФ). Следовательно, жалобы на постановления таможенных органов о наложении взысканий на физических лиц по делам о нарушении таможенных правил относятся к сфере споров, разрешаемых судами общей юрисдикции, возникающих  из административно-правовых отношений.

     

     

    Гражданский процессуальный кодекс РСФСР предусматривает, что порядок производства по гражданским делам во всех судах РСФСР  определяется Основами гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик  и издаваемыми в соответствии с ними другими законами Союза ССР и Гражданским процессуальным кодексом РСФСР (ст. 1 ГПК РСФСР). Далее эта статья закрепляет, что дела, возникающие из административно-правовых отношений, и дела особого производства рассматриваются по общим правилам судопроизводства за отдельными изъятиями, установленными законодательством Союза ССР и РСФСР.  Кроме того необходимо отметить, что процессуальные нормы могут  быть закреплены не только в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР, но в других нормативных актах. В частности, в анализируемой нами ситуации  процессуальная норма, регулирующая сроки обжалования в суд  постановлений таможенных органов о наложении взыскания по делам о нарушении таможенных правил, а также решений вышестоящих таможенных органов по жалобам  на такие постановления  закреплена в ТК РФ  (ст. 370 ТК РФ).

     

     

    Постановления таможенных органов о применении взысканий по делам о нарушении таможенных правил , вынесенные в отношении физических и должностных лиц, обжалуются в суд общей юрисдикции  и разрешаются в соответствии с требованиями главы 24  “Жалобы на действия административных  органов или должностных лиц”  ГПК РСФСР.

     

     

    Действия административных органов, к которым относится и таможня, и их должностных лиц, которым законом предоставлено право производить взыскания с граждан в административном порядке могут быть обжалованы в суд (ст. 236 ГПК РСФСР) . В соответствии со ст. 237 ГПК РСФСР жалоба на постановления административных органов и их должностных лиц о наложении взыскания в административном порядке граждане или должностные лица вправе подать в суд в течение десяти дней со дня вручения постановления административных органов или должностных лиц о наложении такого взыскания. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что для подачи жалобы в суд ст. 370 ТК РФ установила иные, чем в ст. 237 ГПК РСФСР, процессуальные сроки на подачу жалобы на постановления таможенных органов или их должностных лиц о наложении взыскания. Думается, что исходя из приведенных выше рассуждений о процессуальных нормах возможно прийти к выводу о том, что в части установления процессуальных сроков на подачу жалобы на постановления таможенных  органов о  наложении взыскания по делам о нарушении таможенных правил должны применяться сроки, установленные ст. 370 ТК РФ.  В случае же пропуска таких сроков при обращении физического или должностного лица в суд в порядке, установленном ч. 2 ст. 370 ТК РФ, процессуальные сроки на подачу жалобы в суд может быть восстановлены, если судом будет установлена уважительность пропуска сроков на подачу жалобы.

     

     

    Полагаем, что при рассмотрении дел по жалобам физических и должностных лиц  в суд на постановления таможенных органов о наложении взысканий по делам о нарушении таможенных правил возможно руководствоваться постановлением № 4 от 14 апреля 1988 года Пленума Верховного суда РСФСР " О некоторых вопросах рассмотрения судами в порядке гражданского судопроизводства жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях".[1]   Жалоба, поданная физическим лицом в суд  на постановления таможенных органов о наложении взысканий будет рассматриваться судом по правилам установленным в главе 24 ГПК РСФСР. По нашему мнению, при рассмотрении жалоб на постановления таможенных органов о наложении взысканий по делам о нарушении таможенных правил и решений вышестоящих таможенных органов суду следует отграничивать применение норм главы 24 ГПК РСФСР от порядка, предусматривающего возможность рассмотрения жалоб на действия административных органов и их должностных лиц в соответствии с правилами главы 24-1 ГПК РСФСР «Жалобы на действия  государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан». Сложности при разрешении вопроса о том, в порядке какой главы ГПК РСФСР будет рассматриваться жалоба на постановления таможенных органов о наложении штрафа и решения вышестоящего таможенного органа по жалобе на это постановление  могут возникнуть в силу того, что ст. 239-2  ГПК РСФСР достаточно широко определяет круг действий государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, подлежащих судебному обжалованию.  В частности к таким действиям, подлежащим судебному обжалованию ст. 239-2 ГПК РСФСР относит коллегиальные и единоличные действия в результате которых:

     

     

    -       нарушены права или свободы граждан;

     

     

    -       созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

     

     

    -       на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

     

     

    Исходя из содержания  ст. 239-2  ГПК РСФСР  возможно прийти к  неверному выводу  о том, что постановления таможенных органов о наложении взысканий по делам о нарушении таможенных правил и жалоб на решения по жалобам на такие постановления  необходимо рассматривать по правилам установленным в главе 24-1 ГПК РСФСР, а не в соответствии с требованиями главы 24 ГПК РСФСР. Думается, что данное мнение будет являться ошибочным. Полагаем, что постановления таможенных органов о наложении взысканий по делам о нарушении таможенных правил и жалоб на решения по жалобам на такие постановления  следует рассматривать в соответствии с порядком определенным главой 24 ГПК РСФСР по следующим основаниям:

     

     

    1)     глава 24 ГПК РСФСР предусматривает специальный порядок рассмотрения жалоб на постановления административных органов или должностных лиц, которым законом предоставлено право производить взыскание с граждан в административном порядке  (ст. 236 ГПК РСФСР);

     

     

    2)     таможенные органы являются административными органами и вправе в соответствии с ТК РФ в административном порядке производить взыскания с физических лиц (в том числе и с граждан РФ);

     

     

    3)     в ст. 239-3 ГПК РСФСР, определяющей пределы действия главы 24-1 ГПК РСФСР, предусмотрено, что в порядке предусмотренном законом в главе  24-1 ГПК РСФСР не могут быть обжалованы в суд действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, принятые ими индивидуальные и нормативные акты, в отношении которых законом предусмотрен иной порядок судебного обжалования;

     

     

    4)     глава 24 ГПК РСФСР предусматривает иной, по отношению к урегулированному главой 24-1 ГПК РСФСР, порядок судебного обжалования (рассмотрения) жалоб на постановления таможенных органов о наложении взысканий и решений вышестоящих органов по жалобам на эти постановления.

     

     

    Сделанный нами вывод о разграничении применения глав 24 и 24-1 ГПК РСФСР  в отношении судебного обжалования постановлений таможенных органов о наложении взысканий по делам о нарушении таможенных правил и решений вышестоящий таможенных органов по жалобам на эти постановления подтверждает постановление №10 Пленума Верховного суда РФ от 21.12.93г.  «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан»[2]. В данном постановлении Верховный суд  РФ указывает: «в суд, в частности, могут быть обжалованы отказ соответствующих органов в исправлении записи о национальности в  паспорте, отказ в выдаче визы на выезд за границу, решение государственных органов или органов местного самоуправления об установлении ограничений на вывоз товаров за пределы административно-территориальной единицы, об установлении дополнительных пошлин и сборов, решение о наложении штрафов и иных мер административных взысканий лица, не уполномоченного налагать такие взыскания, и т.п….»[3]

     

     

    Следует отметить, что вопрос обжалования в суд действий таможенных органов по жалобам на постановление таможенных органов о наложении взысканий по делам о нарушении таможенных правил является в настоящее время недостаточно исследованным в литературе на теоретическом уровне. Думается, что в дальнейшем изучение данной тематики будет полезно с точки зрения не только теории, но и правоприменительной практики.

     

     

     

     

    .

     

     

     

     



    [1] Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. // М., 1997. С. 246.

     

     

     

     

    [2] Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. // М., 1997. С. 305.

     

     

    [3] Там же. С. 307

     

     


  • Электронные билеты железнодорожные билеты через интернет, заказ ж д билеты