Юридические исследования - Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. Швецов В.И. -

На главную >>>

Судебная система и правоохранительные органы: Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. Швецов В.И.


    Курс "Судоустройство и правоохранительные органы" является первой юридической дисциплиной, которая изучается студентами юридических вузов и факультетов. Она носит, во-первых, вводный (ознакомительный) характер. Необходимость в ней объясняется тем, что прежде чем приступить к изучению конкретных правовых дисциплин, студент должен получить представление обо всех государственных и иных органах, осуществляющих правосудие, правоохранительную или иную юридическую деятельность, о выполняемых ими функциях и их организации (устройстве). Студент должен знать место каждого из них в системе этих органов, понятие и разграничение их функций. Студент должен познакомиться также с такими базовыми понятиями, как судебная власть, правосудие и его принципы, судебная система.

     

     Во-вторых, эта дисциплина носит комплексный характер. Она объединяет положения из многих отраслей права. Большинство из них будут изучаться более подробно на последующих курсах. Однако общее представление о них сдудент должен получить сразу же. Например, по ряду дисциплин (уголовный процесс, гражданский процесс и др.) будут подробно изучаться производство в различных судебных инстанциях, полномочия этих инстанций, принимаемые решения и т.п. Но общее понятие инстанций, их виды и разграничение студент должен узнать уже при изучении данной дисциплины.

     

     Особенностью этой дисциплины является также то, что при ее освоении необходимо изучить значительное число нормативных актов. Поэтому студент должен получить хотя бы первичные навыки работы с первоисточником - законами и иными нормативными актами, что необходимо для "сякого юриста.

     

     Нужно иметь в виду также, что мы живем в период коренной ломки прежней правовой системы и замены ее другой, более современной. Причем процесс этот не завершен и поныне, поэтому вполне возможно появление новых законов уже после выхода в свет данного учебника.


    Швецов В.И. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. М., 2001. 320 с

    ПРЕДИСЛОВИЕ


     Курс "Судоустройство и правоохранительные органы" является первой юридической дисциплиной, которая изучается студентами юридических вузов и факультетов. Она носит, во-первых, вводный (ознакомительный) характер. Необходимость в ней объясняется тем, что прежде чем приступить к изучению конкретных правовых дисциплин, студент должен получить представление обо всех государственных и иных органах, осуществляющих правосудие, правоохранительную или иную юридическую деятельность, о выполняемых ими функциях и их организации (устройстве). Студент должен знать место каждого из них в системе этих органов, понятие и разграничение их функций. Студент должен познакомиться также с такими базовыми понятиями, как судебная власть, правосудие и его принципы, судебная система.

     Во-вторых, эта дисциплина носит комплексный характер. Она объединяет положения из многих отраслей права. Большинство из них будут изучаться более подробно на последующих курсах. Однако общее представление о них сдудент должен получить сразу же. Например, по ряду дисциплин (уголовный процесс, гражданский процесс и др.) будут подробно изучаться производство в различных судебных инстанциях, полномочия этих инстанций, принимаемые решения и т.п. Но общее понятие инстанций, их виды и разграничение студент должен узнать уже при изучении данной дисциплины.

     Особенностью этой дисциплины является также то, что при ее освоении необходимо изучить значительное число нормативных актов. Поэтому студент должен получить хотя бы первичные навыки работы с первоисточником - законами и иными нормативными актами, что необходимо для "сякого юриста.

     Нужно иметь в виду также, что мы живем в период коренной ломки прежней правовой системы и замены ее другой, более современной. Причем процесс этот не завершен и поныне, поэтому вполне возможно появление новых законов уже после выхода в свет данного учебника.

     Необходимость коренных изменений в российской судебной системе, судопроизводстве, деятельности других правоохранительных органов назревала давно. В течение десятилетий в условиях административно-командной системы суды, прокуратура, органы предварительного расследования не могли реализовать высокую миссию гаранта законности, последовательного защитника прав и свобод граждан. В то же время прогрессивная юридическая общественность - ученые и практические работники - мужественно отстаивала и пыталась провести в жизнь демократические начала в науке и сферах правовой

    3

     деятельности, направляла свои усилия на осуществление значительных сдвигов в судоустройстве и судопроизводстве страны.

     Концепция судебной реформы, принятая постановлением Верховного Совета России 24 октября 1991 г., наметила существенные преобразования в российской судебной системе и деятельности судов, направленные на повышение авторитета третьей - независимой и самостоятельной - власти в государстве и обществе, укрепление правового статуса судей, дальнейшее развитие демократических основ судопроизводства.

     Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила многие важные положения, такие, как презумпция невиновности, обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту, равноправие сторон и состязательность процесса и др. При этом были сохранены подтвердившие свою жизненность основы и нормы отечественного судоустройства и правосудия, а также восприняты прогрессивные формы из российского дооктябрьского (1917) и зарубежного судебного опыта.

     В числе законов об организации и деятельности судов необходимо отметить закон "О статусе судей в Российской Федерации" (1992), законы об изменениях и дополнениях, внесенных в закон "О судоустройстве РСФСР" (1993) и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, законы, в соответствии с которыми в судопроизводство введены единоличное осуществление правосудия и суд присяжных заседателей (1992, 1993), закон "О Конституционном суде" (1993), положения "О квалификационных коллегиях судей" и "О квалификационной аттестации судей".

     В 1995 г. законодатель предпринял дальнейшие шаги по укреплению правового режима в России. Приняты и вступили в действие новые важные законы: Федеральный закон "Об органах Федеральной службы безопасности" (февраль), закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (март), Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах" и Арбитражный процессуальный кодекс (апрель), Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в закон "О статусе судей в Российской Федерации" (май), Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (июль), Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" (июль), Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в закон "О прокуратуре Российской Федерации" (ноябрь), закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс" и закон "О Федеральных органах налоговой полиции" - о создании в этих органах следственного аппарата (декабрь).

     В 1996 г. важнейшими вехами судебно-правовой реформы стали Уголовный кодекс (июнь) и Федеральный конституционный закон "О

    4

     судебной системе Российской Федерации" (декабрь)1. Многие положения Уголовного кодекса, который вступил в действие с 1 января 1997 г., потребовали внесения соответствующих изменений и дополнений в действующий Уголовно-процессуальный кодекс (вопросы подследственности и подсудности и др.).

     В числе нормативных источников курса необходимо отметить также ряд указов Президента РФ и постановления Правительства России, которые направлены на дальнейшее развитие и углубление судебно-правовой реформы.

     В 1997-2000 гг. законодатель продолжает начатый курс по укреплению и совершенствованию правоохранительных органов государства, правовой регламентации все более сложных общественных отношений в стране. 21 июля 1997 г. приняты Федеральные законы Российской Федерации "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве"2, 8 января 1998 г. Федеральный закон "О судебном департаменте при Верховном Суде РФ"3. Значительно повышена роль Министерства юстиции в судебно-правовой реформе. 2 августа 1999 г. Указом Президента РФ утверждено новое Положение о Министерстве юстиции РФ, в котором определены задачи и функции Минюста, его полномочия и другие вопросы организации и деятельности. Помимо создания в системе органов юстиции солидной и действенной структуры судебных приставов в ведение Минюста переданы исправительные учреждения Министерства внутренних дел4.

     С принятием Федерального закона "Омировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. в систему судов общей юрисдикции включено еще одно звено - мировые судьи. Поскольку эти суды являются судами субъектов РФ, на основе указанного Федерального закона в субъектах РФ разрабатываются соответствующие законы о мировых судьях5.

     Федеральным законом от 4 января 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Гражданский процессуальный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР в составе Верховного Суда РФ образована Кассационная коллегия в целях проверки решений, приговоров и других судебных актов

    5

     судебных коллегий Верховного Суда. Ранее эти акты не подлежали кассационному обжалованию и опротестованию и вступали в законную силу по их провозглашении6.

     Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. "О военных судах Российской Федерации" определены задачи, полномочия и другие положения организации и деятельности военных судов, являющихся составной частью системы судов общей юрисдикции7.

     2 января 2000 г. принят Федеральный закон "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"8.

     В учебнике значительное место отводится раскрытию основных понятий курса, таких, как судебная власть, правосудие, судопроизводство, принципы правосудия, прокурорский надзор, принципы организации и деятельности прокуратуры, отрасли прокурорского надзора, предварительное расследование, виды деятельности адвокатов по оказанию юридической помощи, и других понятий, равно необходимых при изучении настоящего курса и многих других правовых дисциплин.

     Нормативные акты использованы по состоянию на 1 июня 2000 г.

    6
    1 В дальнейшем изложении в целях краткости - закон "О судебной системе РФ" или ФКЗоСС.
    2 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.
    3 СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223.
    4 СЗ РФ. 1999. № 32. Ст. 4043.
    5 СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.
    6 СЗРФ. 1999. №1. Ст. 5.
    7 СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3170.
    8 СЗРФ. 2000.№2.Ст. 158.

    СОДЕРЖАНИЕ
    ПРЕДИСЛОВИЕ    3
    Глава 1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА, ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ    7
    1.1.Предмет курса "Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации"    7
    1.2.Соотношение курса с другими учебными дисциплинами    11
    Глава 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СУДОУСТРОЙСТВЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СУДОУСТРОЙСТВА    17
    2.1.Законодательство о судоустройстве    17
    2.2.Судебная власть    24
    2.3.Суд - орган судебной власти    31
    2.4.Понятия: правосудие, судопроизводство    33
    Глава 3. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ    38
    3.1.Понятие принципов правосудия    38
    3.2.Осуществление правосудия только судом    44
    3.3.Осуществление правосудия в точном соответствии с законом (принцип законности)     45
    3.4.Право граждан, предприятий, учреждений, организаций и объединений на судебную защиту    50
    3.5.Равенство всех субъектов перед законом и судом     55
    3.6.Принцип гуманизма, охраны жизни и здоровья граждан, уважения чести и достоинства личности    56
    3.7.Принцип независимости судей и подчинения их только закону    60
    3.8.Сочетание коллегиального и единоличного порядка рассмотрения дел в суде. Участие граждан в осуществлении правосудия     64
    3.9.Язык судопроизводства и делопроизводства в судах     72
    3.10.Принцип гласности    74


    317
    3.11.Равноправие сторон и состязательность судебного процесса    76
    3.12.Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту     80
    3.13.Презумпция невиновности    84
    3.14.Всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела    88
    3.15.Осуществление судебного надзора и контроля    91
    Глава 4. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ. СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ    94
    4.1.Понятие и признаки судебной системы     94
    4.2.Судебные инстанции    99
    4.3.Мировые судьи    107
    4.4.Районный суд    11О
    4.5.Суды среднего звена системы федеральных судов общей юрисдикции: верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды, суды автономной области и автономных округов    115
    4.6.Верховный Суд Российской Федерации    120
    4.7.Военные суды    132
    4.8.Организационное обеспечение судов общей юрисдикции (Судебный департамент при Верховном Суде РФ)    139
    Глава 5. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ     147
    Глава 6. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    159
    6.1.Полномочия и организация деятельности Конституционного Суда РФ     159
    6.2.Принципы конституционного судопроизводства    165
    Глава 7. СТАТУС СУДЕЙ, НАРОДНЫХ И ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ     169
    7.1.Понятие и общая характеристика статуса    169
    7.2.Условия и порядок отбора кандидатов на должность судьи    170


    318
    7.3.Порядок наделения судей полномочиями    172
    7.4.Обеспечение полномочий судей по осуществлению судебной власти    176
    7.5.Статус народных и присяжных заседателей    186
    Глава 8. ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА    195
    8.1.Общие положения    195
    8.2.Съезды, собрания (конференции) судей, советы судей    196
    8.3.Квалификационные коллегии судей    201
    8.4.Квалификационная аттестация судей    206
    Глава 9. ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    209
    9.1.Понятие и задачи предварительного расследования    209
    9.2.Полномочия органов дознания и предварительного следствия     213
    9.3.Органы предварительного следствия     218
    9.4.Органы дознания    220
    Глава 10. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    231
    10.1.Правовые основы организации и деятельности прокуратуры    231
    10.2.Понятие прокурорского надзора     231
    10.3.Принципы организации и деятельности прокуратуры     232
    10.4.Отрасли прокурорского надзора     233
    A. Надзор за исполнением законов, именуемый на практике как общий надзор     234
    Б. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина     235
    B. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие     236
    Г. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу     241
    10.5.Акты прокурорского реагирования    242
    10.6.Направления деятельности прокуратуры    244
    10.7.Система, структура, состав органов прокуратуры    250


    319
    10.8.Органы военной прокуратуры     254
    10.9.Порядок назначения и освобождения от должности прокуроров и следователей    257
    10.10.Неприкосновенность прокурора и следователя. Дисциплинарная ответственность. Меры поощрения. Меры правовой и социальной зашиты    264
    Глава 11. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ     267
    11.1.Органы юстиции Российской Федерации    267
    11.2.Судебные приставы    273
    Глава 12. АДВОКАТУРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    280
    12.1.Понятие и задачи адвокатуры    280
    12.2.Организация адвокатуры. Коллегии адвокатов и их органы. Юридические консультации    285
    12.3.Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам и организациям    293
    12.4.Поощрения и дисциплинарная ответственность членов коллегии адвокатов    299
    12.5.Средства коллегии адвокатов. Оплата труда адвокатов    301
    12.6.Вопросы дальнейшего развития адвокатской деятельности в России    302
    Глава 13. НОТАРИАТ    307
    13.1.Понятие и задачи нотариата    307
    13.2.Организация нотариата    309
    Список используемых сокращений    316


    320