|
Государственное управление играет ключевую роль в упорядочении и регулировании социальной, экономической, политической, духовной и других основополагающих сфер общественной жизни. В организационном и структурном плане, а также с точки зрения решаемых им задач и выполняемых функций - это сложный и многоплановый институт, изучение которого позволяет понять характер взаимоотношений отдельно взятого человека, общества и государства. В той или иной форме и степени государственное управление затрагивает как общество в целом, так и всех его членов, социальные группы, слои, классы, организации, объединения, общественно-политические движения и т.д.
Следует отметить, что структура, цели, задачи и функции государственного управления на протяжении всей истории человечества претерпели существенные изменения. Вплоть до появления национального государства и современных форм государственно-политического устройства государственное начало пронизывало все сферы общественной жизни - от экономики до культуры и воспитания подрастающего поколения. В условиях когда важнейшие сферы жизнедеятельности людей - духовная, социальная, экономическая, политическая - были как бы слиты в единое целое, объем, масштабы, характер организации и функций государственного управления были иными, чем в период так называемого свободно-предпринимательского капитализма. Они приобрели совершенно иной характер в XX в., когда окончательно завершился процесс разграничения гражданского общества и государства, в результате чего прерогативы государственного управления в одних сферах сократились, а в других, наоборот, расширились. И это совершенно естественно, поскольку управляющая система должна соответствовать потребностям, целям, интересам, устремлениям членов общества. |
Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления.- М., 2003.- 518 c
СОДЕРЖАНИЕ Введение 11 Часть I. Общество, экономика и государство 15 Глава 1. Проблема разграничения государства и экономики Особенности взаимоотношений государства, общества и экономики в античном мире и Средневековье 17 Формирование экономической инфраструктуры буржуазного государства 20 Основные направления формирования и развития современной экономической системы 23 Основные признаки рыночной экономики 27 От экономики индустриального типа к постиндустриальной экономике 30 Основные характеристики современной экономической системы 33 Контрольные вопросы 35 Глава 2. Гражданское общество: сущностные характеристики Основные вехи формирования и эволюции гражданского общества 36 Утверждение дуализма общества и государства 39 Сущностные характеристики гражданского общества 41 Место и роль общественных организаций и средств массовой информации 45 Гражданское общество как сфера формирования единого комплекса ценностей и отношений 48 Соотношение принципов плюрализма и единства в гражданском обществе 49 Автономность и органическое единство гражданского общества и государства 51 Контрольные вопросы 54 Глава 3. Основные теории государственного управления Истоки идей государственного управления 55 Формирование теории государственного управления 57 Дальнейшее развитие теории государственного управления 60 Школа научного менеджмента 62 Школа человеческих отношений 64 Теории государственного управления второй половины XX в 65 Социально-инженерный и гуманитарный подходы 68 Японский вариант человеческих отношений 71 Концепция рационального выбора и "новый менеджеризм" 72 Государственное управление в контексте неоклассической теории 74 Контрольные вопросы 77 Глава 4. Дуализм и единство государства и экономики Государство как исторический феномен 78 Зависимость государства от реальностей конкретной исторической эпохи 82 Государство как иерархическое и органическое единство 83 Государство как субъект политической власти 85 Феномен власти 87 Экономическая власть 89 Взаимосвязь и взаимозависимость политической и экономической власти 93 Лоббизм 97 Проблема сильного и слабого государства 99 В чем состоит опасность концентрации власти? 102 Контрольные вопросы 103 Глава 5. Сущностные характеристики и основные теории государства Общая характеристика государства 104 Принципы легитимности и политического представительства 106 Суверенитет государства 108 Зависимость форм государственного устройства от исторических условий 110 Авторитарная и тоталитарная формы государственного устройства 111 Демократия 113 Унитаризм, федерализм и конфедерализм 115 Теории происхождения государства 118 Гегелевская и марксистская теории 121 Договорная теория 123 Правовое государство 124 Проблема выбора наилучшей формы правления 127 Основы политической демократии и правового государства в Российской Федерации 129 Контрольные вопросы 131 Часть II. Государственное управление: структура, основные сферы, направления и принципы деятельности 133 Глава 6. Единство экономической, социальной и политической сфер Соотношение экономики и политэкономии 135 Открытость и взаимосвязь экономической науки, социологии и политологии 138 Действие рыночных принципов в политической сфере 140 Особенности поведения людей в экономической и политической сферах 143 Место и роль партий и выборов с точки зрения принятия политических решений 145 Факторы, оказывающие влияние на поведение избирателей 148 Тенденции к возрастанию роли идей в политическом процессе 150 Контрольные вопросы 152 Глава 7. Основные признаки системы государственного управления 153 Общая характеристика системы государственного управления 154 Управление как основополагающая функция государства 155 Процесс принятия решений в системе государственного управления 157 Роль конкуренции в процессе принятия решений 161 Взаимоотношения субъекта и объекта управления 162 Зависимость государственного управления от форм государственного устройства 166 Различия между системами управления в государстве и частном секторе 168 Политико-правовые аспекты государственного управления 171 Взаимосвязь права и политики 173 "Принцип необходимого разнообразия" в управлении 175 Контрольные вопросы 178 Глава 8. Организационные принципы и функции государственно го управления Факторы, обусловливающие сложность института государственного управления 179 Новые тенденции в системе государственного управления 181 Управление обществом как одно из главных предназначений государства 183 Особенности системы управления в России 185 Объекты государственного управления 188 Особенности задач, стоящих перед государственным управлением Российской Федерации 190 Общая характеристика функций государства в контексте теории государственного управления 192 Основной комплекс функций государственного управления 194 Иерархия функций государственного управления 195 Внутренние и внешние функции государственного управления 197 Постоянные и временные функции государственного управления 199 Функции как выражение основных направлений деятельности государства 203 Контрольные вопросы 204 Глава 9. Механизм и органы государственного управления Механизм государственного управления в прошлом 205 Структура механизма и органов государственного управления 207 Типологизация органов государственного управления 210 Законодательные органы государственного управления 212 Исполнительные органы государственного управления 214 Принципы организации деятельности органов государственного управления 216 Территориально-административный аспект государственного управления 218 Процесс принятия управленческих решений 220 Противоречия и конфликты в системе государственного управления 223 Расширение прерогатив органов государственного управления 225 Коррупция в органах государственного управления 226 Контрольные вопросы 230 Глава 10. Проблема реформирования государственного управления Суть реформирования государственного управления 231 Влияние неоконсервативной волны на государственное управление 233 Опыт США по реформированию государственного управления 234 Влияние информационных и телекоммуникационных технологий на характер реформ 237 Знание и информация как власть 238 Совершенствование научно-технической базы государственного управления 240 Вопрос о перспективах национального государства 242 Контрольные вопросы 245 Глава 11. Государственная служба 246 Место и роль государственных служащих в системе государственного управления 247 Подготовка кадров государственных служащих 248 Сущность и предназначение государственной службы 250 Виды государственной службы 253 Утверждение правового статуса государственных служащих 255 Различия и сходство между государственными служащими и менеджерами частных компаний 256 Тенденции к участию государственных служащих в политической жизни 258 Управление персоналом государственной службы 258 Нормативно-правовая база государственной службы 260 Контрольные вопросы 262 Глава 12. Место и роль бюрократии в системе государственного управления Некоторые трактовки бюрократии 263 Теория бюрократии М. Вебера 266 Современные подходы в оценке бюрократии 268 Основные признаки и атрибуты бюрократии 269 Политизация высшего чиновничества 272 Контрольные вопросы 275 Глава 13. Государственная служба в Российской Федерации Основные категории государственных служащих в Российской Федерации 276 Особенности формирования кадров государственной службы 279 Состояние государственной службы и меры, необходимые для ее совершенствования 281 Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров 284 Необходимость введения единых стандартов подготовки кадров 286 Контрольные вопросы 290 Глава 14. Местное самоуправление Основные факторы формирования местного самоуправлении 291 Основные теории местного самоуправления 293 Соотношение органов местного самоуправления и органов государственного управления 295 Предметы ведения местного самоуправления и источники его финансирования 299 Основные модели местного самоуправления 300 Сущностные характеристики местного самоуправления 302 Роль местного самоуправления в контексте децентрализации управляющей системы 305 Особенности местного самоуправления в России 307 Контрольные вопросы 310 Часть III. Управление социальной и экономической сферами 311 Глава 15. Основные принципы государственного управления социальной сферой 313 Формирование подходов к социальной политике как самостоятельной области государственного управления 314 Современные подходы к оценке социальной политики 316 Государство как гарант социальной направленности рыночной экономики 320 Роль государства в обеспечении населения общественными благами 321 Основные составляющие социальной политики 323 Основные виды социальной помощи государства 325 Возрастание роли внеэкономических факторов 328 Подготовка кадров как одна из приоритетных областей государственного управления 329 Роль государства в сфере науки, культуры и искусства 332 Защита государством прав и интересов потребителей 334 Принципы оценки эффективности социальной политики государства 336 Контрольные вопросы 339 Глава 16. Государство благосостояния Вклад немецких авторов в разработку принципов и институтов социальной рыночной экономики 340 Основные принципы социальной рыночной экономики 342 Формирование концепции и институтов государства благосостояния 345 Типологизация национальных вариантов государство благосостояния 347 Основные принципы и цели государства благосостояния 348 Социальный контракт как элемент управляющей системы 349 Кризис и трансформация государственного управления социальной сферой 351 Контрольные вопросы 356 Глава 17. Важнейшие функции государства в сфере экономики Общая характеристика взаимоотношений государства и экономики 357 Первый этап формирования и эволюции государственного управления экономикой 359 Второй этап эволюции взаимоотношений государства и экономики 362 Государство как гарант обеспечения условий для предпринимательской деятельности 365 Новые тенденции во взаимоотношениях государства и бизнеса 368 Основные направления государственного регулирования экономики 369 Роль управляющей системы в периоды спадов и кризисов 373 Управление государственной собственностью 375 Функции государства по нормативно-правовой защите конкурентной среды 377 Антимонопольное законодательство 380 Контрольные вопросы 383 Глава 18. Механизмы взаимодействия государства и экономики Характер и цели взаимодействия государства и бизнеса 384 "Поле взаимодействия" в переходной экономике 386 Основные субъекты взаимодействия 388 Субъекты взаимодействия в экономике Российской Федерации 393 Политизация предпринимательских структур в переходной экономике России 395 Политика государства по нейтрализации политических претензий крупного предпринимательства 398 Факторы, препятствующие преодолению негативных последствий политизации бизнеса 400 Значение сильного государства для обеспечения здоровья экономики 401 Контрольные вопросы 403 Глава 19. Управление политическими рисками и обеспечение благоприятного инвестиционного климата 405 Теория политического риска 406 Что такое политический риск 408 Роль неопределенности в повышении политических рисков 410 Роль стабильности в обществе в предотвращении и преодолении рисков 412 Политические риски в контексте деятельности транснациональных корпораций 415 Проблема оценки политических рисков 417 Управление рисками 419 Инвестиционный климат 420 Задачи государства по улучшению инвестиционного климата 422 Зависимость степени инвестиционной привлекательности от равных "правил игры" 424 Новые тенденции к переоценке роли государства в экономике 427 Контрольные вопросы 433 Глава 20. Эффективность государственного управления Исторические корни идей производительности и эффективности государственного управления 435 Начало разработки проблемы производительности и эффективности 437 Пути выявления критериев эффективности государственного управления 438 Критерии оценки производительности и эффективности 441 Попытки разграничения политики и государственного управления 442 Автономность и взаимосвязь политики и государственного управления 445 Новые тенденции в оценке взаимоотношений политики и государственного управления 447 Человеческий фактор в контексте эффективности государственного управления 449 Контрольные вопросы 455 Глава 21. Измерение производительности и эффективности Разработка американскими исследователями критериев оценки производительности и эффективности 456 Новые тенденции в разработке проблемы производительности и эффективности 459 Попытки возложить вину за снижение производительности на политиков 460 Поиски новых подходов в оценке производительности и эффективности 462 Трудности, сопряженные с процессом оценки производительности и эффективности 466 Попытки разработки объективных критериев оценки производительности и эффективности 468 Контрольные вопросы 472 Глава 22. Факторы повышения эффективности государственного управления Стимулирование конкуренции 473 Различия в организации деятельности государственных учреждений и частных предприятий 474 Влияние государственных органов на производительность и эффективность 477 Сущность и предназначение приватизации 479 Частно-государственное предпринимательство 482 Некоторые выводы о результатах приватизации в системе государственного управления 486 Контрольные вопросы 487 Глава 23. Контрактная система и неокорпоративизм Сущность контрактной системы 488 Опыт реализации контрактной системы 491 Контракт как средство взаимодействия государства и частного сектора 492 Контрактная система в Российской Федерации 493 Аренда 494 Траст, или доверительное управление 496 Место корпоративизма в социально-политической системы 498 Сущность неокорпоративизма 499 Социальное партнерство в контексте государственного управления 500 Неокорпоративистская система в России 504 Контрольные вопросы 505 Именной указатель 506 Предметный указатель 511
ВВЕДЕНИЕ
Государственное управление играет ключевую роль в упорядочении и регулировании социальной, экономической, политической, духовной и других основополагающих сфер общественной жизни. В организационном и структурном плане, а также с точки зрения решаемых им задач и выполняемых функций - это сложный и многоплановый институт, изучение которого позволяет понять характер взаимоотношений отдельно взятого человека, общества и государства. В той или иной форме и степени государственное управление затрагивает как общество в целом, так и всех его членов, социальные группы, слои, классы, организации, объединения, общественно-политические движения и т.д.
Следует отметить, что структура, цели, задачи и функции государственного управления на протяжении всей истории человечества претерпели существенные изменения. Вплоть до появления национального государства и современных форм государственно-политического устройства государственное начало пронизывало все сферы общественной жизни - от экономики до культуры и воспитания подрастающего поколения. В условиях когда важнейшие сферы жизнедеятельности людей - духовная, социальная, экономическая, политическая - были как бы слиты в единое целое, объем, масштабы, характер организации и функций государственного управления были иными, чем в период так называемого свободно-предпринимательского капитализма. Они приобрели совершенно иной характер в XX в., когда окончательно завершился процесс разграничения гражданского общества и государства, в результате чего прерогативы государственного управления в одних сферах сократились, а в других, наоборот, расширились. И это совершенно естественно, поскольку управляющая система должна соответствовать потребностям, целям, интересам, устремлениям членов общества.
Государственное управление охватывает не только структурные, организационно-функциональные и сугубо практические вопросы управления общественными процессами и явлениями, но также проблемы, касающиеся общественных отношений, принципов, ценностей, мировоззренческих установок, идей политической самоорганизации человеческих сообществ, путей сохранения жизнеспособности и обеспечения их эффективного функционирования. Эти проблемы, как показывает опыт мировой общественно-политической мысли, разрабатываются и исследуются в рамках теории государственного управления.
11
Поэтому очевидно, что изучение теории государственного управления, ее составляющих и сущностных характеристик приобретает особо важное значение для оптимальной организации деятельности управляющей системы, ее обоснования и дальнейшего совершенствования в соответствии с изменениями, стремительно происходящими в стране и мире. Важно учесть и то, что процесс формирования и дальнейшего развития современной теории государственного управления в различных ее вариациях в целом теснейшим образом был связан с процессами утверждения гражданского общества, рыночной экономики и политической демократии.
Значимость теории государственного управления как важнейшего механизма формирования и развития рыночной экономики, гражданского общества и политической демократии в нашей стране не всегда и не в полной мере осознается как политическими кругами, так и в среде исследователей, занимающихся проблемами государственно-политического устройства. Этот аспект приобретает особо важное значение для России, которая, условно говоря, еще находится на полпути к достижению цели демократического переустройства всех сфер общественной жизни.
Большой вклад в научную разработку различных сторон теории государственного управления в нашей стране внесли известные ученые Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, Д.М. Гвишиани, А.Г. Гранберг, Т.И. Заславская, В.В. Ивантер, Д.С. Львов, Б.З. Мильнер, Г.Х. Попов и другие.
Однако следует отметить, что в отечественной научной литературе еще не достигнут сколько-нибудь приемлемый консенсус в трактовке сущности, статуса и роли теории государственного управления. Можно встретить, например, рассуждения о том, будто теория государственного управления является разделом научной дисциплины или самостоятельной научной дисциплиной, обладающей собственными предметом исследования, понятийно-категориальным аппаратом, методологией и методами исследования. Однако при этом игнорируется тот очевидный факт, что теория, будь то в физике, математике, социологии, политической науке и т.д., не может быть разделом науки или самостоятельной научной дисциплиной. Во всех науках она является лишь объектом или предметом изучения. Это не в последнюю очередь верно и применительно к теории государственного управления, которая выступает предметом изучения политологии, экономической науки, правоведения, государствоведения и т.д. Представляется, что именно под этим углом зрения следует рассматривать как саму теорию государственного управления, так и отдельные составляющие элементов, функций, места и роли в государственно-политической системе и властной структуре.
В целом можно сказать, что в России изучение теории государственного управления делает лишь первые шаги. Важность этой проблемы определяется прежде всего тем, что в условиях коренных преобразований во всех сферах общественной жизни страны на передний план выдвинулся вопрос о необходимости радикального переосмысления места и роли системы государственного управления как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях для обеспечения условий нормального функционирования общества. Перед Российской Федерацией в качестве приоритетных встали задачи полного
12
преодоления принципов административно-командной системы советского типа и создания новой государственности на основе коренного преобразования властной системы и государственной политики во всех сферах общественной жизни, системы подготовки, переподготовки и найма кадров государственной службы, неукоснительного соблюдения всеми органами государственной власти законов, правовых и этических норм в политике.
Другими словами, речь идет об окончательном решении основополагающей проблемы формирования и утверждения политической демократии и правового государства на основе рыночной экономики и гражданского общества. Достижение этих целей невозможно обеспечить без создания научно обоснованной, эффективной системы государственного управления, соответствующей социальным, экономическим, политическим и идеологическим реальностям современности. Представляется, что перспективы как политической демократии, так и рыночной экономики в стране в значительной степени зависят от того, насколько эффективно, как и в какие сроки мы сможем решить основополагающую проблему создания и утверждения системы государственного управления всех уровней и эффективно использовать ее для решения стоящих перед страной насущных проблем.
Значимость осознания этого факта в большой степени определяется тем, что в отечественной науке все еще мало трудов, в должной мере отражающих и объясняющих российские реальности, отвечающих требованиям рыночной экономики, гражданского общества, политической демократии и правового государства. Тем более, что имеет место дефицит работ, в которых государственное управление рассматривалось бы как единая система со своими особыми структурами, составными элементами, принципами функционирования и т.д., в совокупности определяющими ее сущностные характеристики и соответствие требованиям новой российской государственности. Для успешного выполнения этой задачи трудно переоценить роль идейно-политического и теоретического обоснования соответствующего требованиям времени механизма государственного управления. Особую значимость в этом плане приобретает разработка научно обоснованной, методологически выверенной, фактологически фундированной теории государственного управления. Это, в свою очередь, требует критического переосмысления ряда существующих теорий государственного управления, выхода на новый уровень анализа основополагающих принципов системы государственного управления, использования достижений соответствующих социальных и гуманитарных наук.
С учетом всего этого предлагаемый учебник посвящен исследованию основополагающих проблем, тем и принципов современной теории государственного управления. В нем прослеживаются важнейшие вехи формирования и эволюции системы государственного управления, дается анализ ее места, роли и значения в обеспечении жизнеспособности, защите целостности и эффективном функционировании как самого государства, так и различных сфер общественной жизни.
Центральное место в учебнике отведено выявлению и анализу основных параметров и сущностных характеристик как самого государства, так и системы государственного управления. Анализируются особенности, принципы
13
структурной организации, сущностные характеристики предлагаемой в учебнике теории государственного управления, ее важнейшие функции, а также основные направления ее влияния на деятельность различных органов государственной власти, на механизм государства. Главное внимание концентрируется на раскрытии того, как работают основные органы государственного управления и подчиненные им учреждения, организации, службы и предприятия, каковы их структуры и функции, как они выполняют возложенные на них задачи обеспечения эффективного функционирования экономической и социальной сфер в современных условиях.
В учебнике дается трактовка таких основополагающих понятий, как "управление", "государственное управление", "гражданское общество", "экономическая инфраструктура", "эффективность государственного управления", "управление политическими рисками" и т.д. Затрагиваются такие мало изученные в отечественной науке проблемы, как управление политическими рисками, дуализм государства и общества в контексте теории государственного управления, обеспечение производительности и эффективности государственного управления и др. Показано, что теория государственного управления, изучая основные тенденции, направления и динамику развития и функционирования государства, ставит своей целью раскрытие закономерностей развития основных структурных и организационных характеристик и, конечно, его роли в определении тенденций общественно-исторического развития. На базе исследования широкого круга проблем делается вывод, что система государственного управления основывается на единстве экономических, социальных, политических институтов, которые взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Учебник призван способствовать повышению уровня преподавания теории государственного управления в системе высшего образования страны. Он разработан на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, факультетов и кафедр экономического, политологического и управленческого профилей, а также руководителей федеральных и региональных органов, работников государственного и муниципального аппарата, всех тех, кто интересуется затронутыми в нем проблемами.
14
| |