Юридические исследования - Самоограничение власти, краткий курс конституционализма. Шайо А. -

На главную >>>

Государственное право: Самоограничение власти, краткий курс конституционализма. Шайо А.


    В начале 1994 г. американским научным обществом American Council of Learned Societies (ACLS) мне было предложено написать популярную книгу для широкого круга читателей о том, зачем Венгрии нужна конституция. Завершив над ней работу, я подумал, что и для читателей других бывших социалистических стран может представлять интерес краткое введение в конституционализм, написанное на основе опыта посткоммунистического периода.

     

     Понятие "конституционализм", словно широкое покрывало, может охватывать многое. Я не буду уделять внимание только тому, что явно из-под него выбивается. Так, остались в стороне расчеты на основе партийных интересов, соображения сиюминутной политики. Догм же, если только они "помещаются под покрывалом", я как раз не оспариваю. Не могу сказать ничего плохого, например, о монархической форме правления, ибо при должном ограничении власти короля она может быть полностью конституционной.

     

     Что же касается тоталитарных или корпоративных форм правления, то в данной работе я заявляю однозначно: они недопустимы. Это неприятие категорично даже в тех случаях, когда они у многих находят одобрение.


    Шайо А. Самоограничение власти, краткий курс конституционализма.- М., 2001.- 292 c


    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Вместо предисловия    8
    Глава 1. КОНСТИТУЦИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ СТРАХА И ЕЕ ПРИНЯТИЕ    11
    1.1. Порождения страха    11
    1.2. Виды страха    16
    1.2.1. Боязнь корпоративизма     16
    1.2.2. Венгерские страхи    17
    1.2.3. Тождественность    18
    1.3. Одиссей привязывает себя к мачте    19
    1.4. Опасности дефиниций    20
    1.4.1. Понятие конституционализма    20
    1.4.2. Концепция конституции    24
    1.5. Конституционная власть    26
    1.6. Что предшествует конституции? Порядок и принятие    32
    1.6.1. Потребность в безопасности    32
    1.6.2. Однородность общества    33
    1.6.3. Гражданство (натурализация)     34
    1.6.4. Гарантия сосуществования    35
    1.7."Содержание" конституции: нейтральность или общие цели?    37
    1.8. Правовая природа конституции    47
    1.8.1. Верховенство конституции. Сложность процедуры внесения поправок как средство охраны конституции внесения поправок в конституцию    47
    1.8.2. Внесение поправок в конституцию    47
    1.8.3. Обязывающий характер конституционных норм     51
    Глава 2. УКРОЩЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ    57
    2.1. Разбавленный народный суверенитет и слабая демократия    57
    2.2. Власть большинства    62
    2.3. Конституционное ограничение демократии    64
    2.4. Референдум и дестабилизация     71
    Глава 3. "ОПАСНЫЕ СВЯЗИ": СИСТЕМА "СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ" И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ    77
    3.1. Система уравновешивания    77
    3.2. Обособление и зависимость в начальной и конечной стадиях    84
    3.2.1. Создание    84


    5
    3.2.2. Персональная зависимость    94
    3.3. Разделение функций и совместные решения    96
    3.4. Другие противовесы    101
    3.4.1. Роль судебных органов в балансе властей    101
    3.4.2. Федеральное (вертикальное или горизонтальное)разделение властей    102
    3.5 Когда противовес превращается в перевес?    104
    3.6 Какие уроки для конституционализма вытекают из выше сказанного?     105
    Глава 4. ПАРЛАМЕНТАРИЗМ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО    109
    4.1. Метаморфозы парламента    109
    4.1.1. Эволюция парламентаризма и превращение его в систему представительного правления    109
    4.1.2. Роль народного суверенитета в условиях парламентаризма: свободный мандат    113
    4.1.3. Парламент - шикарный клуб для джентльменов    117
    4.1.4. Критика классического парламентаризма.Партийноегосподство и корпоративные собрания    120
    4.2. Структура и функционирование парламента    125
    4.2.1. Парламент как институт    125
    4.2.2. Свободная дискуссия и условия принятия решения.    133
    4.2.3. Самоопределение парламента    139
    4.2.4. Коллективные участники    144
    4.3. Одна или две палаты    152
    4.4. Законодательный процесс    158
    4.4.1. Первичное правотворчество    158
    4.4.2. Делегированное законодательство    164
    Глава 5. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ    174
    5.1. Обвораживающее воздействие эффективности    174
    5.2. Кто или что считается главой исполнительной власти?    177
    5.2.1. Короли и президенты    177
    5.2.2. Правительства, главы правительств    181
    5.3. Прерогативы исполнительной власти    184
    5.3.1. Прерогативы по сравнению с парламентскими    184
    5.3.2. Усложнение процедуры вотума недоверия как средство защиты правительства    185
    5.3.3. Законодательная инициатива и замена закона    189
    5.3.4. Бюджет    191
    5.4. Миф об ответственности    195
    5.5. Внутренняя структура исполнительной власти    199
    Глава 6. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО ПРОВОДНИКИ    205
    6.1. Верховенство права и правовое государство    205
    6.2. Отправления правосудие    218


    6
    Глава 7. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД. КТО СТЕРЕЖЕТ СТРАЖЕЙ?    225
    7.1. Мэдисон проигрывает процесс и выигрывает полномочия    225
    7.2. Триумф судебного контроля    232
    7.3. Толкование и пересмотр конституции    238
    Глава 8. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА    245
    8.1. Свобода и права человека    245
    8.2. Определение основных прав    255
    8.2.1. Следует ли доверять определение основных прав законодательному органу?    255
    8.2.2. Какие основные права должна защищать конституция?    259
    8.3. Что следует из основных прав?    270
    8.3.1. Ограничение государственной власти    270
    8.3.2. Влияние основных прав на негосударственные отношения    272
    8.4. Ограничение основных прав: примирение государства и свободы в конституционализме    276
    8.4.1. Ограничение основных прав    276
    8.4.2. Пределы ограничения прав    279
    8.5. Для чего нужны основные права, особенно свобода, которую многие считают лишь источником хаоса, безнравственности и злоупотреблений?    283
    8.6. Точность определения    285


    7



    Моему отцу посвящается


    ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

     В начале 1994 г. американским научным обществом American Council of Learned Societies (ACLS) мне было предложено написать популярную книгу для широкого круга читателей о том, зачем Венгрии нужна конституция. Завершив над ней работу, я подумал, что и для читателей других бывших социалистических стран может представлять интерес краткое введение в конституционализм, написанное на основе опыта посткоммунистического периода.

     Понятие "конституционализм", словно широкое покрывало, может охватывать многое. Я не буду уделять внимание только тому, что явно из-под него выбивается. Так, остались в стороне расчеты на основе партийных интересов, соображения сиюминутной политики. Догм же, если только они "помещаются под покрывалом", я как раз не оспариваю. Не могу сказать ничего плохого, например, о монархической форме правления, ибо при должном ограничении власти короля она может быть полностью конституционной.

     Что же касается тоталитарных или корпоративных форм правления, то в данной работе я заявляю однозначно: они недопустимы. Это неприятие категорично даже в тех случаях, когда они у многих находят одобрение.

     Продолжая традиции Ф. Бэкона, своей задачей считаю также развенчивание "идолов"1 — ошибочных представлений, заблуждений, парализующих наш разум. Это тем более важно, что ошибочные взгляды, пришедшие в Венгрию из различных эпох, начиная с доктрины Короны Святого Иштвана и кончая якобинско-коммунистическим учением о народном суверенитете, под личиной конституционализма и сейчас опутывают паутиной общественное сознание. Вдобавок и сама печальная история Венгрии, а также всей Центральной и Восточной Европы повинна в том, что у нас находили пристанище конституционные идеи всякого рода и толка за исключением идеи классического конституционализма.

    8

     В отечественных дискуссиях о конституционализме не хватает принципиальных соображений, вдохновленных фантазией. Экспериментирование с непривычными идеями расценивается как смешная мечтательность.

     В этой книге рассматривается система требований, которые вытекают из принципов конституционализма и которые выходят на "очную ставку" с существующим строем. Конституционализм настойчиво и несколько старомодно требует ответа на вопрос, не препятствует ли ограничению свободы очередной предложенный вариант государственного регулирования и "обустройства".

     В мою задачу не входит агитация читателей в пользу конституции по моему вкусу, мне всего лишь хотелось облегчить им выбор. Однако в тех случаях, когда я не сдерживаюсь и все же даю пристрастные рекомендации, я обращаю внимание читателей на это. После ознакомления с конституционными возможностями принятие обществом конституции, равно как и связанное с ней уважение, может стать осознанным.

     Во время работы над книгой я позаимствовал множество идей у ряда выдающихся личностей, среди которых в первую очередь мне хотелось бы упомянуть Джеймса Мэдисона (1751 —1836) и графа Алексиса Шарля де Токвиля (1805—1859). Они гении сохранения правопреемственности. Большой долей правды, которая содержится в этой книге, я обязан им. Дж. Мэдисон, а он был в 1787 г. одним из самых полезных разработчиков американской конституции, в своих публицистических эссе "Записки федералиста", популяризировавших конституцию перед ее принятием, нашел (вместе с удачными решениями возникающих проблем) наилучшее обоснование строя, покоящегося на принципе разделения властей. Сам этот строй был основан на столетнем историческом опыте и неправильном его истолковании Шарлем Монтескье. Токвиль наиболее полно вскрыл многочисленные факты, свидетельствующие о непростых отношениях конституционного строя и демократии, и с присущим ему аристократизмом отдал предпочтение свободе, обуздав демократию (по крайней мере, на бумаге).

     Еще одна личность, которую я не могу не упомянуть, это немецкий профессор Карл Шмитт (1888—1985), ставший в зените своей славы идеологом фашизма. Он — тайный демон моей книги, подлый полугений, который сформулировал, пожалуй, самые каверзные принципиальные возражения против конституционализма. (В более резкой форме их можно найти в бездушной "реальной политике" конституционных государств, разъедающей конституцию подобно ржавчине.)

     Иного рода долг у меня перед ACLS, оказавшим мне поддержку. Собственно взяться за эту работу меня уговорили ведущие сотрудники

    9

     именно ACLS — профессора Стэнли Катц и Ирэна Грудзиньска-Гросс. Благодарностью — и не только за эту книгу — я обязан Будапештскому колледжу, в стенах которого я имел возможность целый год размышлять и творить, а также Центрально-Европейскому университету, основанному Джорджем Соросом, обеспечившему и на этот раз условия духовной независимости. Наконец, было бы несправедливо не отметить, что эта книга, в конечном счете, готовилась к публикации в научной "мастерской" Института государства и права АН Венгрии.

    10


  • Подробная информация фольксваген пассат купить на сайте.