Зинчук Э.А. и др. Коммерческое, торговое право.- М., 2002.
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество невозможно представить без коммерции (торговли). Будучи сферой обращения товаров, она является активным и необходимым посредником между производством и потреблением. Многогранная деятельность в сфере коммерции (торговли) оказывает существенное воздействие и на производителя, и на потребителя. Изучая и прогнозируя спрос на товары, на связанные с их потреблением услуги, торговля не просто доводит их от производителя до потребителя, но и побуждает производство к освоению выпуска необходимых товаров и предоставлению потребителям соответствующих услуг. Она оказывает воздействие на формирование спроса потребителей, являющегося движущей силой развития производства и потребления.
Коммерция (торговля) — понятие очень емкое. Оно включает обращение средств производства и предметов личного потребления, в широком смысле — торговлю внутреннюю, т.е. в пределах одного государства, и торговлю внешнюю, т.е. обращение товаров между государствами.
В учебнике, предлагаемом вашему вниманию, речь пойдет о внутренней торговле товарами народного потребления, о правовом регулировании отношений, складывающихся на рынке этих товаров. Внутренняя торговля товарами личного потребления, особенно в условиях формирования многообразия рыночных отношений, различных форм собственности, активизации международного обмена, теснейшим образом связана и с реализацией средств производства, и с внешней торговлей.
Однако в конечном счете главное во внутренней торговле — удовлетворение спроса населения на предметы личного потребления. При этом не имеет значения источник получения таких товаров — отечественное или зарубежное производство. Важно подчеркнуть, что внутренняя торговля — это самостоятельная отрасль экономики, имеющая целью удовлетворение потребностей населения
15
в предметах личного потребления, хотя у нее есть и другие важные цели — получение прибыли, пополнение бюджета государства.
О важности внутренней торговли свидетельствует то, что именно с ее помощью люди имеют возможность приобретать все необходимое им для жизни — продукты питания, одежду, обувь, изделия культурно-бытового и хозяйственного назначения. Каждый человек независимо от рода своей деятельности в течение своей жизни имеет еще одну "профессию" — он повседневный покупатель товаров.
Эта необычайно важная сущность внутренней торговли требует, во-первых, чтобы к ней постоянно было привлечено внимание государства, во-вторых, чтобы государство обеспечивало четкое, соответствующее потребностям времени правовое регулирование всего многообразия общественных отношений, складывающихся в деятельности внутренней торговли.
В развитии торговли активная роль принадлежит государству — его федеральным органам, субъектам Федерации, а также местному самоуправлению. Государство обязано обеспечить экономическими и административными методами отечественное производство и импорт товаров народного потребления в необходимом количестве, ассортименте и качестве для удовлетворения запросов населения. Государство должно содействовать развитию материально-технической базы внутренней торговли, основанной на достижениях научно-технического прогресса. Оно призвано создавать внутренней торговле режим наибольшего благоприятствования, необходимые ей приоритеты. Ведь торговля существует не сама для себя, а для народа, для обеспечения его нормальной жизнедеятельности, его здоровья и духовного развития. Государство должно проявлять заботу о подготовке кадров для торговли, о постоянном повышении их профессионализма, об удовлетворении социальных потребностей тружеников отрасли.
Государство, наконец, должно контролировать деятельность торговли, защищать права потребителей — граждан, покупающих товары, и права работников торговли.
В современных условиях государство должно осуществлять эти функции не методами администрирования (в том числе планового воздействия), не вмешательством в хозяйственную деятельность - коммерческих организаций, а главным образом методами экономическими — налогами, кредитами, таможенными пошлинами и др.
Среди функций государства в области развития внутренней торговли одно из главных мест занимает правовое регулирование коммерческой деятельности, т.е. создание условий для надлежащей
16
работы торговых организаций. Российское законодательство обеспечивает регулирование многообразных отношений, возникающих в торговле. Применение норм права должно привести к улучшению торгового обслуживания населения и деятельности внутреннего рынка по обеспечению высокого качества и культуры обслуживания. Ими регулируются система управления торговлей; правовое положение индивидуальных и коллективных предпринимателей в области торговли, основанной на различных формах собственности; условия труда в торговле; ответственность за правонарушения в торговой деятельности.
Нередко можно услышать мнение, что в условиях рыночной экономики внутренняя торговля становится автономной, независимой от государства, и что государство якобы не должно проявлять заботу о развитии ее деятельности; что в развитых странах правительства не занимаются внутренней торговлей, не заботятся о производстве товаров, о наполнении ими внутреннего рынка, поскольку частное производство и торговля это регулируют сами. Глубокое заблуждение! Верно только то, что в условиях рыночной экономики государство освобождает себя от администрирования во внутренней торговле, не устанавливает каждому торговому предпринимателю задания по товарообороту, развитию материально-технической базы и т.д. В действительности любое государство и в условиях рыночной экономики "держит руку на пульсе торговли", анализируя ее состояние, заботясь о насыщении рынка товарами, контролируя эту деятельность. Однако все эти меры государство осуществляет методами экономического и правового регулирования.
В ряду правовых методов воздействия государства на развитие внутренней торговли первостепенное значение имеет неукоснительное применение норм коммерческого (торгового) права.
В торговом обороте активное участие принимают коммерческие организации, которые созданы и действуют ради извлечения прибыли. В своей деятельности они используют широкий правовой арсенал, ядро которого составляют гражданско-правовые нормы. И это не случайно, ведь торговые организации вступают в разнообразные правовые отношения со своими партнерами, в качестве которых выступают поставщики — производители товара, оптовые организации торговли, другие субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие перевозку, охрану, подрядные работы, а также кредитно-банковские, страховые и иные операции. Все указанные отношения облекаются в определенную юридическую форму, которую надо досконально знать и грамотно, с точки зрения
17
гражданского права, соблюдать. Именно это является предметом коммерческого права как подотрасли гражданского права, которое преподается для студентов юридических вузов.
Вместе с тем коммерческие (торговые) организации разных видов собственности и организационно-правовых форм могут успешно выполнять свои функциональные задачи при условии строгого соблюдения правовых норм других отраслей права: административного, гражданского, трудового, финансового, уголовного, которые входят в сферу действия торгового права как комплексной учебной дисциплины. Эта дисциплина давно преподается в высших и средних специальных учебных заведениях.
Авторы учебника "Коммерческое (торговое) право" стремились к тому, чтобы в нем в комплексе раскрывались актуальные проблемы, с которыми постоянно сталкиваются на практике работники коммерческой (торговой) сферы, а также адвокаты и юрисконсульты, ее обслуживающие. Данный коллективный труд допущен Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся специальностям, связанным как с торговлей, так и юриспруденцией.
Закон — не просто правовая норма, отражающая существующее общественное состояние. Закон всегда активен. Он — средство воспитания в людях понятия должного, справедливого, нравственного. Закон должен стать личным убеждением каждого человека, занимающегося коммерцией (торговлей). В этом гарантия достижения высокой эффективности его деятельности и существенного вклада в создание гражданского общества и правового государства в нашей стране.
Авторы будут благодарны читателям за любые замечания и предложения и учтут их в дальнейшей работе над учебником.
18
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 15 Раздел I ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ТОРГОВЛЕ Глава 1. Понятие коммерческого (торгового) права 1.1. История вопроса о коммерческом (торговом) праве 19 1.2. Понятие российского торгового права 34 1.3. Торговое право — комплексное право 37 1.4. Источники российского торгового права 40 Контрольные вопросы к главе 1 41 Глава 2. Механизмы правового регулирования торговли в Российской Федерации 2.1. Правовые основы механизма регулирования торговли 42 2.2. Государственное регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности 2.2.1. Регулирование конкуренции 46 2.2.2. Ограничение монополистической деятельности 49 2.2.3. Антимонопольные органы и их полномочия 55 2.3. Государственное регулирование качества продукции (работ, услуг) 2.3.1. Общая характеристика правового регулирования качества 58 2.3.2. Понятие и правовые основы стандартизации 59 2.3.3. Понятие и правовые основы сертификации 61 2.3.4. Лицензирование отдельных видов торговой деятельности 65 2.4. Государственный контроль в торговле 70 Контрольные вопросы к главе 2 78 Глава 3. Правовое положение торговых организаций и индивидуальных предпринимателей в торговле 3.1. Понятие и признаки торговой организации 79 3.2. Создание, реорганизация и ликвидация торговой организации 3.2.1. Создание торговой организации 83 3.2.2. Реорганизация торговой организации 84 3.2.3. Ликвидация торговой организации 87 3.2.4. Несостоятельность (банкротство) торговых организаций 89 3.3. Классификация торговых организаций 95 3.3.1. Классификация по формам собственности 96 3.3.2. Классификация по целям деятельности 102 3.3.3. Классификация по характеру прав учредителей (участников) на имущество торговой организации 104 3.3.4. Классификация по организационно-правовым формам коммерческих торговых организаций 105 3.3.5. Классификация некоммерческих торговых организаций по организационно-правовым формам 127 3.3.6. Классификация торговых организаций по задачам и функциям 135 3.4. Правовое положение индивидуальных предпринимателей в торговле 142 Контрольные вопросы к главе 3 145 Глава 4. Оптовый торговый оборот 4.1. Правовое регулирование оптового товарооборота 4.1.1. Понятие оптового товарооборота 146 4.1.2. Регулирование правоотношений в оптовом товарообороте 149 4.2. Участники оптового товарооборота 151 4.2.1. Правовое положение особых специальных участников оптового товарооборота — организаторов оптовой торговли и организованных рынков 155 4.3. Объекты оптового товарооборота 165 Контрольные вопросы к главе 4 169 Глава 5. Правовое регулирование торгового обслуживания населения 5.1. Качество и культура торгового обслуживания 170 5.1.1. Проблема качества товаров и торгового обслуживания 172 5.1.2. Размещение и режим работы торговой сети 173 5.1.3. Качество дополнительных услуг в торговле 175 5.1.4. Экономия времени покупателей 178 5.1.5. Нравственные и психологические проблемы качества торгового обслуживания 181 5.2. Правовое регулирование розничной купли-продажи 5.2.1. Особенности розничной купли-продажи 184 5.2.2. Права и обязанности сторон договора 192 5.2.3. Имущественная ответственность 209 Контрольные вопросы к главе 5 217 Глава 6. Правовое регулирование хозяйственных связей торговли с отраслями экономики 6.1. Хозяйственные связи торговли с отраслями экономики 6.1.1. Понятие и структура хозяйственных связей торговли 218 6.1.2. Формы организации хозяйственных связей торговли и их правовое регулирование 228 6.1.3. Правовые аспекты маркетинга 234 6.2. Договоры в системе хозяйственных связей торговли 6.2.1. Понятие и значение договора 235 6.2.2. Свобода договора в условиях рыночных отношений 237 6.2.3. Содержание и форма договора 240 6.2.4. Классификация договоров 244 6.2.5. Порядок заключения договоров 247 6.2.6. Особенности заключения договоров на оптовых ярмарках, товарных биржах и торгах 255 6.2.7. Управление договорной работой 261 Контрольные вопросы к главе 6 264 Раздел II ДОГОВОРНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ (ТОРГОВОЙ) СФЕРЕ Глава 7. Договоры о передаче имущества 7.1. Договор купли-продажи 265 7.1.1. Права и обязанности сторон по договору купли-продажи 274 7.2. Договор поставки 288 7.3. Договор поставки товаров для федеральных государственных нужд 300 7.4. Договор контрактации 304 7.5. Договоры продажи недвижимости и предприятия 307 7.6. Договор мены 311 7.7. Договоры аренды (имущественного найма) 7.7.1. Общие требования к договору аренды 321 7.7.2. Договор проката 328 7.7.3. Договор аренды транспортных средств 331 7.7.4. Договор аренды зданий и сооружений 334 7.7.5. Договор аренды предприятия 336 7.7.6. Договор финансовой аренды 340 Контрольные вопросы к главе 7 350 Глава 8. Договоры по оказанию услуг 8.1. Договор поручения 351 8.2. Договор комиссии 359 8.3. Агентский договор 369 8.4. Договор возмездного оказания услуг 377 8.5. Договор доверительного управления имуществом 8.5.1. Понятие договора доверительного управления имуществом, форма и сфера его применения 389 8.5.2. Стороны договора доверительного управления имуществом 393 8.5.3. Права и обязанности сторон договора доверительного управления имуществом 394 8.6. Договор коммерческой концессии 396 8.7. Договор охраны объектов 8.7.1. Сфера применения договора. Правовое регулирование деятельности 414 8.7.2. Права и обязанности участников договора 416 8.7.3. Имущественная ответственность сторон договора 419 8.8. Договор перевозки груза 8.8.1. Транспортное обязательство 421 8.8.2. Правовое регулирование перевозки грузов 423 8.8.3. Виды договоров перевозки грузов 424 8.8.4. Стороны договора перевозки грузов 426 8.8.5. Порядок заключения договора перевозки грузов 427 8.8.6. Содержание договора перевозки грузов 428 8.8.7. Ответственность за нарушение обязательств по договору перевозки грузов 430 8.8.8. Особенности правового регулирования отдельных видов перевозки грузов 432 8.9. Договор транспортной экспедиции 433 8.9.1. Содержание договора транспортной экспедиции 435 8.10. Договор хранения 8.10.1. Содержание договора 438 8.10.2. Права и обязанности сторон 444 8.10.3. Специальные виды хранения ценностей и имущества 452 8.11. Договор страхования 457 Контрольные вопросы к главе 8 473 Глава 9. Кредитно-расчетные правоотношения в торговле 9.1. Договор займа 9.1.1. Содержание договора 476 9.1.2. Права и обязанности сторон 480 9.2. Кредитный договор 9.2.1. Содержание кредитного договора 486 9.2.2. Права и обязанности сторон 490 9.2.3. Особенности договора коммерческого кредита 497 9.3. Договор банковского счета 9.3.1. Содержание договора банковского счета 499 9.3.2. Виды банковских счетов 502 9.3.3. Способы достижения договоренности сторонами по распоряжению банковским счетом 509 9.3.4. Права и обязанности клиента и банка 511 9.3.5. Ограничения распоряжения счетом 518 9.3.6. Расторжение договора банковского счета 519 9.4. Расчеты в торговом обороте 9.4.1. Общие положения о расчетных правоотношениях 521 9.4.2. Расчеты платежными поручениями 528 9.4.3. Расчеты по аккредитиву 536 9.4.4. Расчеты чеками 548 9.4.5. Расчеты по инкассо 557 9.4.6. Иные формы безналичного расчета 569 Контрольные вопросы к главе 9 574 Глава 10. Договоры о выполнении работ 10.1. Виды договоров подряда 577 10.1.1 Договор бытового подряда 578 10.1.2. Договор строительного подряда 585 10.1.3. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ 599 10.1.4. Выполнение подрядных строительных работ для государственных нужд 602 10.2. Договор простого товарищества 605 10.3. Эффективность гражданско-правовых договоров в сфере торговли 612 Контрольные вопросы к главе 10 620 Глава 11. Гражданско-правовой договор как объект толкования 11.1. Толкование условий договора 621 11.2. Способы толкования договора 636 11.3. Соотношение договора и закона 651 Контрольные вопросы к главе 11 669 Раздел III ЗАЩИТА ПРАВ УЧАСТНИКОВ КОММЕРЧЕСКОЙ (ТОРГОВОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Глава 12. Защита прав участников торгового оборота в судебных и нотариальных органах 12.1. Общие положения 671 12.2. Рассмотрение экономических споров в арбитражных судах 674 12.2.1. Оформление иска в арбитражный суд 680 12.2.2. Производство в апелляционной инстанции 695 12.2.3. Кассационное обжалование решений арбитражного суда 696 12.2.4. Пересмотр решений и постановлений арбитражных судов в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации 699 12.3. Рассмотрение гражданских дел в судах общей юрисдикции 701 12.4. Рассмотрение экономических споров в третейском суде 716 12.5. Нотариальная защита прав участников торгового оборота 718 12.6. Административно-правовая защита участников торгового оборота 729 Контрольные вопросы к главе 12 737 Глава 13. Правовое регулирование трудовых отношений в торговой сфере 13.1. Коллективные договоры и социально-партнерские соглашения на предприятиях торговли и общественного питания 739 13.2. Особенности заключения и содержания трудовых договоров (контрактов) с рабочими и служащими в торговле 742 13.3. Специфика понятия рабочего времени и времени отдыха на предприятиях торговли и общественного питания 750 13.4. Правовые формы стимулирования труда работников торговых организаций 759 13.5. Особенности охраны труда в торговле и общественном питании 767 13.6. Материальная ответственность рабочих и служащих, работающих в организациях торговли и общественного питания 776 Контрольные вопросы к главе 13 795 Глава 14. Ответственность за правонарушения в торговле 14.1. Понятие и виды юридической ответственности 796 14.2. Административная ответственность работников торговли 798 14.3. Уголовная ответственность работников торговли 817 14.4. Предупреждение правонарушений в торговле 820 Контрольные вопросы к главе 14 826 Глава 15. Организация правовой работы в торговой организации 15.1. Понятие и значение правовой работы в торговле 827 15.2. Правовая работа в области заключения торговых договоров 833 15.3. Претензионно-исковая работа торговой организации 837 15.4. Правовая работа в сфере законодательства о труде 843 Контрольные вопросы к главе 15 846 Раздел IV ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ И ЕЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Глава 16. Электронная торговля в современном мире 16.1. Что такое Интернет и каковы его перспективы 847 16.2. Как организовать коммерческий бизнес в Интернете 854 16.3. Понятие электронной торговли 859 16.4. Проведение сделки купли-продажи в Интернете 864 16.5. Оплата купленного товара 868 16.6. Юридические аспекты электронных платежей 873 16.7. Как доставляется товар покупателю в электронной торговле 878 Контрольные вопросы к главе 16 879 Глава 17. Правовое обеспечение электронной торговли 17.1. Правовые отношения в Интернете 17.1.1. Переходный этап от "саморегулирования" к "сорегулированию" 880 17.1.2. Что собой представляют правоотношения в Интернете 883 17.1.3. Правосознание субъектов правоотношений в Интернете 887 17.2. Правовая база электронной торговли в России 891 17.2.1. Нормы материального права для заключения гражданско-правовых договоров с помощью Интернета 892 17.2.2. Нормы материального права для осуществления безналичных расчетов с помощью Интернета 895 17.2.3. Коллизионные нормы российского гражданского законодательства, применяемые в виртуальных отношениях 898 17.2.4. Нормы процессуального права 902 17.3. Проблемы модернизации действующего, разработки и принятия нового законодательства с учетом особенностей электронной торговли 905 17.4. Международный опыт правового регулирования электронной торговли 17.4.1. Что такое унификация, кто ею занимается 914 17.4.2. Разработка стандарта ЭДИФАКТ ООН 916 17.4.3. Типовой закон об электронной торговле 917 17.4.4. Участие специализированных учреждений ООН в решении проблем электронной торговли 923 17.4.5. Участие региональных международных организаций в разработке правовых норм электронной торговли 925 17.4.6. Законотворческая деятельность в западных странах в электронной сфере 927 17.5. Объективные и субъективные факторы, влияющие на правовое обеспечение электронной торговли в России 930 Контрольные вопросы к главе 17 933 Нормативные акты 935 Литература 947
|