Юридические исследования - Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Алексеев С.В. -

На главную >>>

Корпоративное право: Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Алексеев С.В.


    Человечество вступило в новый, XXI век, названный веком знаний. Именно наука и образование во всем их богатстве и многообразии становятся сегодня главными двигателями общественного прогресса. Это в полной мере относится к экономической и юридической наукам. Вклад юридической науки в развитие экономики состоит в изучении и осмыслении экономических законов и выработке рекомендаций по государственному воздействию на них путем закрепления этих законов в нормативных правовых актах, что, в свою очередь, позволяет реально влиять на хозяйственные процессы.


    СОДЕРЖАНИЕ

     

    ОТ АВТОРА 5
    Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    1.1. История возникновения и развития предпринимательства 10
    1.2. Понятие, признаки и основные функции предпринимательской деятельности 21
    1.3. Маркетинг как современная концепция эффективного предпринимательства 27
    Глава 2. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    2.1. Понятие и значение правового регулирования предпринимательской деятельности 38
    2.2. Принципы правового регулирования предпринимательства 45
    2.3. Российское законодательство о предпринимательской деятельности 49
    2.4. Применение законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность 58
    2.5. Правоотношения в механизме правового регулирования предпринимательской деятельности 68
    Глава 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    3.1. Общие положения о получении, использовании и распространении информации в сфере предпринимательства 75
    3.2. Правовые основы информационных ресурсов в сфере предпринимательской деятельности 102
    3.3. Правовая охрана коммерческой тайны 135
    3.4. Правовые основы банковской тайны 152
    3.5. Государственное управление в информационной сфере 168
    3.6. Правовые формы информационного обеспечения предпринимательской деятельности 192
    3.7. Регулирование сбора и использования рыночной информации за рубежом 222
    Глава 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ КАК ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ
    4.1. Товар и товарная политика 236
    4.2. Правовое регулирование создания и охраны товарного знака 240
    4.3. Правовые вопросы упаковки 259
    4.4. Понятие и нормативная основа конкурентоспособности 265
    4.5. Позиционирование и товарный ассортимент: правовое регулирование 273
    4.6. Правовые основы сервиса 276
    4.7. Правовые особенности сроков поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) 288
    Глава 5. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ
    5.1. Понятие и виды коммуникаций в сфере предпринимательства 295
    5.2. Международное регулирование продвижения 303
    5.3. Нормативно-правовая база рекламной деятельности в Российской Федерации. Юридическое понятие рекламы 310
    5.4. Участники рекламной деятельности 313
    5.5. Современные требования к рекламе 316
    5.6. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы 332
    5.7. Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Ответственность за ненадлежащую рекламу 336
    5.8. Правовое регулирование public relations (PR) 344
    5.9. Продвижение продукции на ярмарках и выставках: правовая регламентация 351
    Глава 6. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
    6.1. Понятие и особенности ценообразования в сфере предпринимательской деятельности 356
    6.2. Правовые основы государственного регулирования цен 360
    6.3. Правовые аспекты формирования и применения свободных рыночных цен 363
    6.4. Ответственность предпринимателей в сфере ценообразования 375
    Глава 7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СБЫТА
    7.1. Общие положения о товародвижении 379
    7.2. Договор поручения в сфере сбыта 384
    7.3. Договор комиссии в сбытовых системах 388
    7.4. Особенности агентирования как механизма взаимодействия звеньев коридора сбыта 396
    7.5. Простое товарищество в сфере товародвижения: правовое регулирование 399
    7.6. Вертикальные сбытовые системы и договор коммерческой концессии 407
    7.7. Торги как механизм сбыта в современном предпринимательстве: правовые основы 419
    7.8. Биржа как инструмент сбыта: правовые аспекты регулирования 425
    7.9. Понятие, виды и нормативно-правовая основа финансовой аренды (лизинга) 458
    7.10. Сетевой маркетинг как система сбыта в сфере современного предпринимательства: понятие, значение, нормативная основа 476
    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 497

     

     

    ОТ АВТОРА

    Распространение знаний -это распространение благополучия.

     Альфред Нобель

     Человечество вступило в новый, XXI век, названный веком знаний. Именно наука и образование во всем их богатстве и многообразии становятся сегодня главными двигателями общественного прогресса. Это в полной мере относится к экономической и юридической наукам. Вклад юридической науки в развитие экономики состоит в изучении и осмыслении экономических законов и выработке рекомендаций по государственному воздействию на них путем закрепления этих законов в нормативных правовых актах, что, в свою очередь, позволяет реально влиять на хозяйственные процессы.

     Рыночные преобразования в России, их темпы и успех в значительной степени зависят от решения проблем, связанных с развитием предпринимательской деятельности, определяющей в современном мире наиболее важные экономические процессы и тенденции. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, а главное - новых знаний. Для субъектов предпринимательства решающее значение приобретают знания об установленных государством правилах осуществления предпринимательской деятельности, без которых любые экономические реформы обречены на провал.

     В настоящей книге автор предпринял попытку рассмотреть наиболее актуальные вопросы предпринимательской деятельности и правовые механизмы ее регулирования.

     Современная предпринимательская деятельность немыслима без основополагающей роли маркетинга. Маркетинг - один из

    5

     наиболее мощных инструментов, используемых хозяйствующими субъектами в бесконечной борьбе за выживание и процветание.

     Для успешного развития рыночной экономики необходимо, чтобы главным ориентиром производства и продажи товаров стали потребности и спрос конкретных групп потребителей. Эффективная работа на внутреннем и внешнем рынках требует знания и учета объективных рыночных законов, умения организовать регулярное получение и оперативное использование рыночной информации, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и др. Все это является элементами маркетинга - одной из наиболее эффективных концепций рыночной экономики.

     Именно на основе результатов маркетинговой деятельности проводится большинство коммерческих операций на мировом рынке. Об увеличении значения маркетинга в глобальных масштабах свидетельствуют, в частности, результаты специальных исследований, согласно которым более 75% коммерческих неудач на мировом рынке происходят по причинам, связанным с ошибками в маркетинговой деятельности, и лишь менее четверти их - под действием других факторов.

     Маркетинг является разноплановой концепцией. С одной стороны, он известен как философия бизнеса, направленная на выявление потребностей потребителей, целевых рынков, которые данная организация может удовлетворить наилучшим образом путем производства соответствующих продуктов, а также на то, чтобы каждый сотрудник организации мыслил категориями "потребитель", "рынок". С другой стороны, маркетинг имеет и общественное звучание, связывая общественные потребности и экономическую реакцию общества, направленную на их удовлетворение.

     Таким образом, маркетинг используется как на уровне отдельных предприятий1 и некоммерческих организаций, так и на региональном и государственном уровнях. Это приводит к тому, что существует множество определений маркетинга и нет единого, конкретного толкования данного понятия.

     Под маркетингом мы понимаем комплексную систему организации производства и сбыта товаров (работ, услуг), такие философию, стратегию и тактику хозяйствующих субъектов, включающие рыночные исследования, товарную политику, коммуникации (продвижение),

    6

     ценообразование и товарораспределение, при которых эффективное удовлетворение запросов потребителей ведет к рыночному успеху фирмы и приносит пользу государству и обществу.

     Конечно, экономика России находится сейчас далеко не в лучшем состоянии. Но все-таки есть основания для убежденности в том, что в обозримом будущем кризис будет преодолен и Россия займет подобающее ей место в ряду цивилизованных стран. Для этого нужна кропотливая работа как по созданию эффективных рыночных структур, так и по формированию соответствующей идеологии. Очевидно, что тот маркетинг, который действует в высокоразвитых странах, на цивилизованных рынках, сегодня нам "не по плечу". Между тем для него нужно заблаговременно готовить почву; маркетинг должен стать и образом действия, и образом мышления специалистов всех отраслей.

     Специфика предлагаемого издания состоит в том, что при рассмотрении правовых основ современной предпринимательской деятельности в нем сделан акцент на маркетинг. Этот аспект особенно важен для подъема отечественной экономики, который во многом зависит от того, насколько глубоко и грамотно в предпринимательскую деятельность будут внедрены элементы маркетинга - общепризнанного во всем мире средства эффективного развития хозяйственных процессов.

     Проблематика по правовым основам предпринимательства весьма широка и, как верно заметил незабвенный Козьма Прутков, "нельзя объять необъятное". Поэтому ученые и преподаватели обычно сосредоточиваются на определенном блоке вопросов.

     В первых двух главах пособия освещаются общие положения предпринимательской деятельности и ее правового обеспечения, осмысление которых позволит читателям систематизировать знания и получить необходимые навыки юридического анализа и мышления. В последующих главах дается последовательное изложение правовых основ важнейших сфер современного предпринимательства - информационного обеспечения, товарной политики, коммуникаций (продвижения), ценообразования и сбыта, которые перспективны, имеют положительную динамику применения и развития, а потому представляют наибольший интерес для современных предпринимателей.

     Учебное пособие состоит из семи глав, в которых представлено 45 взаимосвязанных тем. Все главы содержат определения основных понятий, нормативные правовые акты и краткие выводы по

    7

     конкретной теме. Для лучшего усвоения материала текст глубоко структурирован, в нем выделены ключевые слова и понятия.

     Приводятся сравнительные характеристики опыта стран Запада и Российской Федерации.

     Значительное место в учебном пособии отведено вопросам государственно-управленческого воздействия на экономические процессы в свете проведения в Российской Федерации "административной реформы, направленной на повышение эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти и создание благоприятных условий для реализации субъектами предпринимательства своих прав и интересов"1. Это позволяет дать комплексное представление о природе и тенденциях государственного регулирования рыночной экономики в России.

     Необходимо заметить, что изучение правовых основ предпринимательства не может ограничиваться только знанием материала учебного пособия. Требуется глубокое изучение действующих нормативных правовых актов и судебной практики.

     Изучение правового регулирования предпринимательской деятельности - насущная необходимость как для предпринимателя, имеющего свое дело, менеджера, маркетолога, руководителя коммерческой организации, так и для современного юриста, работающего в сфере хозяйственной деятельности, да, пожалуй, и для любого гражданина новой России, живущего в условиях рыночной экономики. В этом смысле знания о правовом регулировании хозяйственной деятельности являются важным средством формирования правовой культуры и правового мышления у всех граждан страны.

     Книга адресуется также работникам государственного аппарата всех уровней. Эти люди заслуживают особой поддержки. Они взвалили на себя груз забот на критической развилке российской истории. Им более всего нужны знания, адекватные времени и полю их деятельности. Именно через воздействие на предпринимательские структуры осуществляется государственное влияние на современную экономику.

     Опора на правовую базу предпринимательства есть непременное условие эффективной деятельности отдельных политиков, партий, общественных движений. Влияние на экономику через правовые механизмы позволяет им быстро налаживать деловое сотрудничество с

    8

     органами государственной и муниципальной власти, завоевывать доверие у населения, а в конечном счете - и голоса избирателей.

     И еще. Автор настоящей работы твердо убежден, что на основе укрепления государственной власти, создания эффективного механизма правового регулирования предпринимательских отношений, основанных на маркетинге как средстве оптимизации, повышения эффективности экономических процессов - философии хозяйственной деятельности, Россия сможет построить конкурентоспособную, динамично развивающуюся социально-ориентированную экономику и остаться великой нацией, вызывающей уважение и восхищение вкладом в развитие человеческой культуры, неоднократно доказанной способностью с честью выходить из самых суровых испытаний.

     Автор выражает глубокую благодарность и признательность Начальнику Информационного Управления Президента Российской Федерации И.Г. Поршневу, Начальнику Департамента правительственной информации Аппарата Правительства Российской Федерации А.А. Горшкову, Исполнительному директору Информационного агентства "ИНТЕРФАКС" Д.Б. Воскобойникову, Заместителю Генерального директора Информационного агентства "ИНТЕРФАКС" Б.С. Грищенко за постоянную поддержку и плодотворное сотрудничество, а также участие в подготовке данной книги.

     Выражаю надежду, что внимательное изучение настоящего пособия откроет читателям возможность доступа к современным знаниям о правовой природе, тенденциях и основных проблемах предпринимательских отношений, которые будут использованы ими для обеспечения экономического развития и процветания России.

    9

    1Под предприятием, фирмой, компанией, продуцентом, хозяйствующим субъектом и т.п. в настоящей книге подразумеваются коммерческие организации (п. 1 ст. 50 ГК РФ) в различных организационно правовых формах, предусмотренных ГК РФ.

    1См. Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах". // Российская газета от 25 июля 2003 г.


  • Геморрой он клиник отзывы www.onclinic.ru. . Реферат создание фирменного стиля.