Юридические исследования - Предпринимательское право. Жилинский С.Э. -

На главную >>>

Корпоративное право: Предпринимательское право. Жилинский С.Э.


    Предлагаемый вниманию читателей учебник "Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности)" посвящен весьма актуальной в настоящее время проблеме. В нем автор, базируясь на анализе действующего законодательства и большого фактического материала, раскрыл значение правового регулирования предпринимательской деятельности, подробно рассмотрел содержание специфической формы деятельности, направленной не только на извлечение прибыли, но и в конечном счете на удовлетворение спроса потребителей.


    СОДЕРЖАНИЕ

    В. Ф. Яковлев. Предисловие IX
    Введение 1
    Тема 1. Экономика, рынок, право
    §1. Экономика как система: основные черты и функции 13
    §2. Соотношение макро- и микроэкономики 20
    §3. Содержание и структура рынка 24
    §4. Рынок как объект правового регулирования 33
    Тема 2. Общество, предпринимательство, право
    §1. Понятие и функции предпринимательства 48
    §2. Правовая характеристика российского предпринимательства 51
    §3. Предпринимательство и общество 67
    Тема 3. Механизм правового регулирования предпринимательской деятельности
    §1. Понятие и структура правовой основы предпринимательства 78
    §2. Нормативно-правовая основа предпринимательства 80
    §3. Законность и правопорядок в предпринимательской деятельности 92
    Тема 4. Субъекты предпринимательской деятельности
    §1. Понятие и виды субъектов предпринимательства 105
    §2. Организационно-правовые формы предпринимательских организаций 130
    §3. Порядок учреждения, реорганизации и ликвидации предпринимательских организаций 135
    §4. Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства 179
    §5. Правовая культура и правосознание предпринимателя 186
    §6. Правовое воспитание предпринимателей 200
    Тема 5. Объекты гражданских прав предпринимателей
    §1. Понятие и виды объектов гражданских прав. Классификация вещей 211
    §2. Ценные бумаги и их рынок 222
    §3. Информация. Служебная и коммерческая тайна 250
    §4. Интеллектуальная собственность 266
    Тема 6. Собственность - экономическая основа предпринимательства
    §1. Право собственности: понятие, значение, содержание 285
    §2. Формы и виды собственности 291
    §3. Основания приобретения и прекращения права собственности 298
    §4. Защита права собственности и других вещных прав 304
    Тема 7. Приватизация государственной и муниципальной собственности
    §1. Понятие и правовое содержание приватизации. Особенности приватизации в России 309
    §2. Нормативно-правовая основа приватизации государственного и муниципального имущества 315
    §3. Правовое регулирование процесса приватизации 328
    Тема 8. Гражданско-правовой договор - основная юридическая форма предпринимательской деятельности
    §1. Договор в системе оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей 352
    §2. Понятие, значение и нормативная основа договора 358
    §3. Заключение, изменение и расторжение договора 370
    §4. Обеспечение исполнения договоров 387
    §5. Расчеты в договорных и иных предпринимательских отношениях 392
    Тема 9. Роль в предпринимательстве органов государственной власти и местного самоуправления
    §1. Государство и муниципальные образования как субъекты гражданского права и предпринимательской деятельности 418
    §2. Формы и методы воздействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на предпринимательство 433
    §3. Стандартизация, сертификация и единство измерений 461
    §4. Государство и малое предпринимательство 472
    §5. Защита прав потребителей 479
    Тема 10. Правовые гарантии конкуренции
    §1. Конкуренция и монополия как объективные свойства рыночной экономики и необходимость государственно-правового воздействия на них 485
    §2. Нормативно-правовая основа конкуренции и ограничения монополистической деятельности 495
    §3. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности 518
    §4. Роль государства в обеспечении правовых гарантий конкуренции 543
    Тема 11. Естественные монополии
    §1. Понятие и нормативно-правовая основа 561
    §2. Государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий 579
    §3. Практика осуществления государственного регулирования и контроля 589
    §4. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях 597
    Тема 12. Банковская деятельность
    §1. Понятие и нормативно-правовая основа банковской деятельности 600
    §2. Содержание банковской деятельности и роль Центрального банка Российской Федерации как органа государственного управления ею 604
    §3. Банковская тайна 616
    Тема 13. Финансово-промышленные группы
    §1. Понятие, значение и нормативно-правовая основа 625
    §2. Создание и ликвидация финансово-промышленных групп 636
    §3. Управление деятельностью финансово-промышленных групп 649
    §4. Финансово-промышленные группы и государство 652
    Тема 14. Холдинги
    §1. Понятие, объективные предпосылки возникновения и развития, место в системе участников предпринимательских отношений 662
    §2. Нормативно-правовая основа создания и деятельности холдингов 666
    §3. Холдинги и государство 678
    Тема 15. Товарные биржи
    §1. Понятие, значение и нормативно-правовая основа 682
    §2. Учреждение биржи и управление ею 692
    §3. Особенности биржевой торговли 700
    §4. Товарные биржи и государство 715
    Тема 16. Торгово-промышленные палаты
    §1. Понятие, нормативно-правовая основа и система торгово-промышленных палат 721
    §2. Образование и прекращение деятельности торгово-промышленных палат. Управление ими 727
    §3. Правовой статус торгово-промышленных палат и практика его реализации 736
    §4. Торгово-промышленные палаты и государство 741
    Тема 17. Реклама
    §1. Понятие, значение и нормативно-правовая основа рекламы 745
    §2. Правовая характеристика содержания и распространения рекламы 759
    §3. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы 779
    §4. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о рекламе 788
    Тема 18. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей
    §1. Понятие, причины и нормативно-правовая основа несостоятельности (банкротства) 799
    §2. Общая правовая характеристика банкротства и его предупреждение 820
    §3. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражных судах. Наблюдение 849
    §4. Внешнее управление 862
    §5. Конкурсное производство 873
    §6. Мировое соглашение 884
    §7. Внесудебные процедуры 889
    Заключение 898

     

     

    Предисловие

     Предлагаемый вниманию читателей учебник "Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности)" посвящен весьма актуальной в настоящее время проблеме. В нем автор, базируясь на анализе действующего законодательства и большого фактического материала, раскрыл значение правового регулирования предпринимательской деятельности, подробно рассмотрел содержание специфической формы деятельности, направленной не только на извлечение прибыли, но и в конечном счете на удовлетворение спроса потребителей.

     Данная работа приобрела особую ценность благодаря тому, что в ней предметно показана связь экономики и права. Исследованию подвергнуты нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, многих законов и других правовых актов, регулирующих экономические отношения, принятых в его развитие.

     При этом автор не ограничивается анализом тех или иных законодательных положений, а детально рассматривает проблемы, которые ждут своего решения. Это относится, в частности, к совершенствованию законодательства о предпринимательстве.

     Большой практический интерес представляют темы, в которых раскрывается роль государства в правовом регулировании предпринимательской деятельности, в том числе формы и методы этого регулирования, содействие развитию малого предпринимательства, судебная защита прав потребителей.

     Значение экономических преобразований, проводимых в настоящее время в России, трудно переоценить, особенно сейчас, в ситуации выхода из экономического кризиса. Поэтому рассмотрение широкого крута проблем, правового обеспечения их решения придает настоящей работе современное звучание. Наряду с общими вопросами соотношения экономики и права, собственности, ее приватизации и другими автор раскрывает роль гражданско-правового договора как основной юридической

    1

     формы предпринимательства, понятие, содержание и правовую основу банковской деятельности, правовые гарантии конкуренции и ограничения монополизма. Специальные темы посвящены естественным монополиям, товарным биржам, торгово-промышленным палатам, холдингам, несостоятельности (банкротству).

     Исследование автором названных выше проблем безусловно будет представлять интерес для всех работников, занимающихся правоприменительной деятельностью, практикующих юристов, а также для преподавателей и студентов юридических и экономических учебных заведений.

    В. Ф. Яковлев,
    доктор юридических наук, профессор,
    Председатель Высшего Арбитражного
    Суда Российской Федерации

     

    Введение


    Напряженнейшими усилиями государства, общества и всех граждан удалось остановить опаснейший кризис в нашей стране, получивший весьма символическое название системного. В работе по преодолению его последствий, недопущению рецидива и дальнейшему подъему экономики необходимо учитывать особенности этого кризиса. Системный кризис означает, во-первых, что в большей или меньшей мере им поражены все без исключения сферы и институты общества и государства. Во-вторых, системность кризиса свидетельствует о наличии объективно обусловленных взаимозависимых кризисных явлений, их определенной иерархии, глубины и распространенности, когда кризис одних элементов неизбежно порождает кризис других, другие - кризис третьих и так далее до бесконечности. Познание структуры кризиса, его причинно-следственных связей позволяет упорядочить и сделать управляемыми различные кризисные явления, разорвать их порочный круг и тем самым добиться сначала общественной стабилизации, а затем поступательного движения вперед.


     Поиск выхода из кризиса стал общенациональной задачей. Без ее решения тщетны попытки развить гражданское общество, укрепить государственность, достичь благосостояния людей. Общественная активность наиболее отчетливо наблюдается во время периодически проходящих выборов органов представительной и законодательной власти Российской Федерации, ее субъектов, Президента РФ, глав (президентов) субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В выборах активно участвуют многие работники государственного аппарата и аппарата органов местного самоуправления, сотни политических общественных объединений - партий, молодежных, женских организаций, тысячи независимых кандидатов. Каждый из участников этой сложной и ответственной политической кампании предлагает свои рецепты экономического, социального, политического, духовного возрождения России.

     Заботой об искоренении существующих негативных тенденций проникнуты послания Президента РФ В. В. Путина

    1

     Федеральному Собранию РФ от 8 июля 2000 г. "Какую Россию мы строим"1, от 3 апреля 2001 г. "Не будет ни революций, ни контрреволюций"2 от 18 апреля 2002 г. "России надо быть сильной и конкурентоспособной"3.

     Начиная с 1998 г. неоднократно менялось Правительство РФ. И каждое новое Правительство готовило свою программу дальнейшего реформирования общества, решая при этом труднейший вопрос: что делать дальше, как преодолеть кризис4? В 2001 г. под эгидой Министерства экономического развития и торговли РФ с участием всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России, Российской академии наук разработан проект объемного документа - Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Документ исходит из того, что к основным функциям нашего государства относятся: поддержание макроэкономического и структурного равновесия в той части, в какой это не в состоянии сделать рыночный механизм; формирование и обеспечение экономического порядка посредством разработки и гарантии реализации норм поведения участников экономических отношений, прежде всего хозяйствующих субъектов; выработка стратегии развития, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также благоприятных социальных условий функционирования экономики; поддержка национального предпринимательства во внешнем мире, координация деятельности хозяйствующих субъектов с целью поддержания и роста конкурентоспособности отечественной экономики в условиях глобализации мирового хозяйства; обеспечение экономической безопасности, противодействие угрозам и фактам нестабильности.

    Для процесса преодоления последствий системного кризиса и недопущения его повторения имеют определяющее значение два

    2

    фактора. Первый - опора на право, законодательство: лишь через создание и неуклонную реализацию законодательства, адекватно отражающего происходящие в обществе процессы, можно достичь цивилизованного прогрессивного реформирования России. Таково категорическое установление Конституции страны, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. и объявившей Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым социальным и светским государством. Не вдаваясь в подробный анализ многочисленных предвыборных платформ, следует отметить, что одна из слабых сторон ряда программ - недооценка права, законодательства в проведении намечаемых преобразований. Недооценка, а тем более игнорирование права, законодательства - путь к тоталитаризму, диктатуре или анархизму, что одинаково вредно и недопустимо.

     Второй фактор - правильный выбор точки приложения главных усилий. Соответствующие попытки, как бы сами по себе они ни были велики, не приведут к успеху при их распыленности по всем пораженным кризисом структурам общества и государства. Системный кризис логично требует, чтобы не менее системными были и меры по его ликвидации. Сферой такого сосредоточения главных усилий по выходу из кризиса является экономика, и в первую очередь ее фундамент - производство. Без эффективно действующего отечественного производства не может быть обеспечено устойчивое функционирование самой экономики как целого, невозможно достичь надежного удовлетворения спроса на товары, работы и услуги, политической и социальной стабильности, включая недопущение конфронтации между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации, а последних - с органами местного самоуправления, налаживание конструктивных внешнеэкономических связей, в том числе со странами СНГ. Без решения острейших проблем развития производства невозможны наполнение необходимыми денежными средствами бюджетов всех уровней, своевременные выплаты гражданам пенсий и заработной платы, удовлетворение иных социальных и культурных потребностей людей.

     За последнее время начала складываться довольно-таки благоприятная экономическая ситуация. В 2000 г. в народном хозяйстве отмечены темпы роста, которых не было почти 30 лет. Экономический рост продолжился в 2001 г. В результате удалось создать новые рабочие места, а численность безработных

    3

     сократилась на 700 тыс. человек, более чем вдвое выросла суммарная капитализация российских предпринимательских структур, уже второй год подряд бюджет сведен с профицитом - доходы бюджета превышают его расходы, уменьшилось налоговое бремя, заметно возросли инвестиции, в том числе иностранные, в промышленное производство. В 2001 г. почти на 6,5% повысились реальные доходы населения. Укрепилось взаимное доверие банков и граждан. За год более чем на треть выросли рублевые вклады населения, а банки, в свою очередь, в два раза увеличили кредитование граждан.

     Появились и первые признаки более умелого государственного менеджмента. По итогам 2001 г. приводились такие данные: план доходов от приватизации выполнен на 132,3%, от чего в бюджет поступило 43,15 млрд. рублей. Второй фактор - сейчас основные доходы поступают не от продажи государственного имущества, а от его использования: от сдачи имущества в аренду - 4,83 млрд. рублей, дивидендов на акции, находящиеся в собственности государства, - 5,59 млрд. рублей. Деятельность только одной российско-вьетнамской компании "Вьетсовпетро" обеспечила поступление в казну 3,79 млрд. рублей.

     Беспокоит, однако, говорится в Послании Президента РФ от 3 апреля 2001 г., неравномерность и нестабильность позитивной динамики. После непродолжительного подъема следуют спады, ухудшение ряда ключевых экономических показателей, сохраняются серьезные экономические риски. Хотя в 2001 г. инфляция была несколько ниже, чем в 2000 г., однако все-таки не удалось выйти на запланированные темпы ее сокращения. Резко - в среднем на 35% возросли тарифы на платные услуги населению, в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве на 54%, стоимость электроэнергии - на 38%, железнодорожных перевозок - на 55%. В целом, как отмечено в Послании 2002 г. Президента РФ, "экономические проблемы России - накопленные в предыдущие десятилетия, десятилетия стагнации и кризисов - никуда не делись". И через все политические установки Президента РФ красной нитью проводится мысль о необходимости более эффективного использования в реформировании общества и государства правового ресурса, о законодательном обеспечении стратегии подъема экономики и улучшения благосостояния людей.
    Оба названных фактора и в теории, и на практике интегрируются, к сожалению, медленно. Экономические и юридические


    4

     науки идут как бы параллельными путями, не делая должных шагов навстречу друг другу. До сих пор, по сути, не создано коллективных монографий, соавторами которых выступали бы экономисты и юристы. В этой связи вспоминается давняя студенческая пора. Юридический факультет Ленинградского государственного университета, где довелось учиться автору, был расположен в одном коридоре с политэкономическим факультетом. Будущим юристам преподавали политэкономию по тем же программам, что и студентам-соседям. Часто возникали дискуссии, кто важнее для народного хозяйства - экономисты с их экономическими науками или юристы со "своими" законами. Работая много лет после окончания учебы в правоохранительных органах и позднее на научно-преподавательском поприще, автор наблюдал и был участником таких же споров.

     Между тем для подобного противопоставления нет никаких серьезных поводов. Прежде и особенно теперь, когда в России создается рыночная экономика, служащим всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, политическим и хозяйственным деятелям крайне необходимы и те и другие знания. Структуру этих знаний детерминирует объективно складывающееся соотношение экономики и права, ибо народное хозяйство развивается по своим экономическим законам, не терпящим никакого насилия над собой. Попытки волевыми методами прервать это развитие, повернуть в другую сторону, подогнать под какие-то схемы, внешне иногда очень заманчивые, в конечном счете заканчиваются крупными провалами, идет ли речь о китайском "большом скачке", созидании "развитого социализма" или скоропалительной "либерализации" экономики.

     Упрощенно иерархия экономических знаний может быть представлена следующим образом. Первая и постоянная задача экономической науки и ее представителей - выявление скрытых от непосредственного восприятия экономических закономерностей, т. е. обнаружение устойчивых повторяющихся взаимосвязей в производственных отношениях. Далее, вскрыв конкретную закономерность, необходимо ее вычленить из общих взаимосвязей и досконально изучить, а затем "вписать" в систему познанных и действующих экономических законов. Наконец, на поверхности полученные знания концентрированно выражаются в механизме действия объективных закономерностей (так называемом хозяйственном механизме). Суть его - обоснование научных рекомендаций по использованию

    5

     экономических законов и закономерностей1 в практической деятельности людей - участников производственных отношений, государственных и муниципальных служащих и др.

     Видимо, одна из основных причин многих ошибок, просчетов и промахов в проведении экономических реформ как раз и состоит в отставании экономических знаний от реальностей в народном хозяйстве. Нередко отечественные ученые, вместо того чтобы погрузиться в глубь процессов, происходящих в нашей экономике, заглянуть внутрь их, увлекаются распространением модных, но не адаптированных к российской действительности экономических теорий. Как следствие, экономическая политика не получает должного теоретического обоснования и подкрепления, лишена необходимой ей системности.

     Юридическая наука и ее представители как бы продолжают дело, начатое коллегами экономистами. Вклад юриспруденции в развитие экономики состоит прежде всего в постоянном и никогда не достигающем завершения решении двуединой задачи: изучении и осмыслении с позиций правоведения общественных отношений, складывающихся и функционирующих в народном хозяйстве, с целью выработки рекомендаций по государственно-правовому воздействию на них; в освоении, опять же с позиций правоведения и с той же целью, знаний, добытых экономической наукой, "перевод" их на юридический язык, который может быть использован в правотворчестве. А дальше следуют усилия по воплощению теоретических положений и рекомендаций в жизнь. Здесь правоведами тоже решаются две задачи.

     Первая связана с закреплением в правовых актах - законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, других федеральных органов государственной власти, актах субъектов Российской Федерации - научно познанных и аргументированных правил поведения в сфере экономики и других сферах общества, делающим их юридически обязательными для всех участников соответствующих общественных отношений. Вторая задача - добиться реального воздействия норм права на экономику. Путь к ее решению только один: все, кто трудится в сфере экономики, должны знать действующее законодательство, быть

    6

     убежденными сторонниками его последовательной реализации и уметь с учетом специфики своей работы использовать правовые нормы на практике. На этом заканчивается своеобразный кругооборот: правила поведения, почерпнутые объединенными усилиями ученых, специалистов, всех заинтересованных лиц из практики экономических отношений и трансформированные в юридически обязательные правовые нормы, опять возвращаются в практику экономических отношений, чтобы единообразно упорядочивать их. Кругооборот завершился, чтобы тут же вновь начаться. Так идет беспрерывное взаимное обогащение теории и практики на благо народа, общества, государства.

     Вывод из сказанного вытекает сам собой. Экономические знания, лишенные правовой формы, опоры на юридический фактор, внутренне не связанные с правом, регулирующим экономические отношения, дают мало пользы их обладателям. Равным образом малоэффективны и правовые знания, не обоснованные экономически. В этом смысле экономические знания, несомненно, имеют приоритет над правовыми. Но следует подчеркнуть: в непосредственной практической деятельности участники экономических отношений обязаны руководствоваться, согласовывать свое поведение не с экономическими теориями и моделями, а при урегулированности конкретного экономического отношения нормами права исходить только из них. И в указанном смысле правовые знания не могут не иметь приоритета над экономическими. Противоречия между этими двумя отраслями знаний неизбежны, но разрешать их надо следующим образом: действующую правовую норму, даже отставшую от регулируемого ею экономического отношения, надлежит неукоснительно соблюдать, исполнять и применять, одновременно принимая меры к ее совершенствованию, приведению в согласие с жизнью. При подготовке данного учебника автор и ставил перед собой цель внести посильную лепту в ослабление разрыва между экономическими и правовыми знаниями. Акцент в нем сделан как раз на стыковке экономики и права, актуальные проблемы права рассматриваются в тесной увязке со сходными проблемами экономики.
    Центральной фигурой в народном хозяйстве, творцом и основным действующим лицом проводимых в настоящее время экономических реформ является предприниматель. Президент РФ в Послании 2002 г., указав на то, что "наша экономика должна расти куда более быстрыми темпами", чем зафиксированы в прогнозах Правительства РФ на ближайшие годы (в интервале 3,5-4,6%), на первое место среди факторов роста поставил потенциал,


    7

     который есть в предпринимательстве. Этим обстоятельством детерминировано название и содержание учебника - "Правовая основа предпринимательской деятельности". Им, стоящим у истоков современной российской рыночной экономики, в первую очередь нужно знать установленные государством правила предпринимательской деятельности. Без таких знаний, хотя бы самых элементарных, неизбежно потерпит фиаско самый энергичный и на первый взгляд преуспевающий предприниматель, будут обречены на неуспех проводимые экономические реформы, окажутся напрасными тяжелые материальные и моральные потери, понесенные нынешними поколениями российских граждан.

     Данный учебник имеет и другое название - "Предпринимательское право". Тем самым автор отдает дань получившему распространение, с его точки зрения, неточному обозначению комплекса правовых норм, регулирующих предпринимательство. В узконормативном правопонимании курс "Правовая основа предпринимательства" полностью включает "Предпринимательское право". Преимущество же первого состоит в том, что наряду с изучением соответствующих юридических норм в статике акцент в нем делается на проблемах реализации этих норм, практики их осуществления. При широком правопонимании оба курса полностью идентичны. Обо всем этом подробно будет изложено в теме "Механизм правового регулирования предпринимательской деятельности".

     Сказанное относится не только к предпринимателям. Знание правовой основы предпринимательства крайне необходимо депутатам законодательных и представительных органов власти, работникам органов государственной власти и органов местного самоуправления, начиная с высших должностных лиц и кончая рядовыми государственными и муниципальными служащими. Именно через посредство предпринимательских структур осуществляется главным образом управляющее воздействие на современную российскую экономику. Как заметил Президент РФ в Послании 2002 г., "знание чиновниками современной науки управления... все еще очень большая редкость". Необходимый же элемент этой науки составляют знания правовые, в том числе относящиеся к сфере экономики, ее предпринимательскому характеру.

     Опора на правовую основу предпринимательства есть непременное условие эффективного участия в жизни страны отдельных политиков, партий, общественных организаций, движений и иных негосударственных объединений. Компетентное

    8

     владение используемыми в экономике правовыми рычагами позволяет им быстро налаживать деловое сотрудничество с государственными органами, органами местного самоуправления и предпринимателями, завоевывать доверие у населения, привлекать на свою сторону потенциальных избирателей - электорат.

     Знания о правовой основе предпринимательства нужны всем студентам высших и средних специальных учебных заведений - гуманитарных, технических, медицинских и др. Специалист после окончания учебы волей-неволей оказывается сегодня причастным к предпринимательской деятельности: или он ее осуществляет непосредственно сам, или соприкасается с нею при выполнении своих служебных обязанностей.

     С правовой основой предпринимательства неразрывно связана жизнь всех граждан России. Ведь каждый из нас вправе при соблюдении некоторых условий в любое время открыть свое самостоятельное предпринимательское дело и тем самым стать полным хозяином своей судьбы. Кроме того, каждый гражданин, часто сам того не сознавая, постоянно вступает в контакты с разного рода предпринимателями при удовлетворении своих повседневных нужд. Правовые знания помогают нам лучше оберегать свои права потребителя, а в случае нарушения - более уверенно и действенно защищать их.

     Наконец, знание правовой основы предпринимательства и функционирования российских субъектов предпринимательской деятельности необходимо иностранным гражданам, и в первую очередь тем из них, которые занимаются предпринимательством на территории России или иным образом связаны с российскими деловыми кругами.

     Из вышесказанного можно сделать вывод: изучение правовой основы предпринимательства, ее истории, теории и практики необходимо всем участникам социального общения. Данный учебник и рассчитан на то, чтобы возможно полнее показать нынешнюю динамику экономики, предпринимательства и права России в их системной целостности и, как следствие, чтобы каждый читатель нашел в нем полезную для себя информацию.
    Специфика правовой информации состоит в том, что она не терпит нечеткости, двусмысленностей. Поэтому в учебнике постоянно обращается внимание на используемый в правотворческой деятельности понятийный аппарат, его уточнение и адаптацию к предпринимательству. Терминологический разнобой допускается не только учеными, представляющими различные


    9

     общественные науки, например экономические и исторические, но и специализирующимися в одной и той же отрасли знаний. Повышенным пристрастием к спорам по поводу понятий отличаются юристы, что вполне объяснимо. Ведь за правовыми терминами, нормами стоят регулируемые ими общественные отношения. Подчас от слова, а то и знака препинания может зависеть судьба людей и даже их жизнь. Обстоятельная отработка понятийного аппарата нужна не только для самих общественных наук, но еще в большей степени для практики. Без знания и освоения фундаментальных научных понятий и отражаемых ими социальных явлений невозможно эффективное применение правовых средств в реформировании российского общества вообще и в предпринимательской деятельности в частности.

     Особое внимание в учебнике уделено осмыслению новейшего российского законодательства, практики его применения. Одна из самых трудных проблем - обнаружение на необозримом нормативно-правовом поле тех его участков, которые призваны питать, обслуживать предпринимательскую деятельность. Здесь неоценимую помощь автору оказали работа над законопроектами в Государственной Думе, Народном Хурале Республики Бурятия и Государственной Думе Ставропольского края; участие в заседаниях научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде РФ; общение в форме научного руководства диссертациями и дипломными работами, проведение иных занятий с аспирантами и слушателями Российской академии государственной службы при Президенте РФ, ее филиалов, учебного центра "Нахабино" администрации Московской области, Коми Республиканской академии государственной службы и управления при Главе Республики Коми. Автор выражает искреннюю признательность всем коллегам, старшим товарищам и ученикам, с которыми в ходе острых обсуждений велись нелегкие коллективные исследования сложнейших правовых проблем экономики, совместные поиски ответов на неординарные вопросы, поставленные практикой реформ.
    Учебник условно включает три раздела. В первом отражены объективные предпосылки предпринимательской деятельности и необходимость ее правового регулирования. Здесь предпринимательство рассматривается в статике как реальная данность, главная и непременная составляющая рыночной экономики любого общества. Далее рассматриваются юридические механизмы в виде гражданских правоотношений, через посредство которых


    10

     осуществляется движение предпринимательства, раскрывается тайна прибыли - приращения, увеличения в ходе предпринимательской деятельности объема и стоимости материальных и финансовых ресурсов, вложенных в предпринимательское дело.

     Наконец, сквозной, объединяющей весь текст учебника является идея взаимоотношений государства и предпринимательства. Государство "присутствует" везде, оно прежде всего устанавливает правила поведения субъектов предпринимательской деятельности на рынке и разрешает возникающие между ними имущественные споры. Однако этим далеко не ограничивается экономическая роль современного Российского государства. Твердо проводится курс на то, что главная задача государственной власти по регулированию рыночной экономики - создание условий для развития экономических свобод, формирование режима максимального благоприятствования предпринимательскому поведению, соответствующему интересам потребителя.

     Государство не вправе пассивно наблюдать за процессами, происходящими на рынке, вмешиваясь в них только после получения от их участников сигнала SOS. Его призвание - не допускать существенных противоправных эксцессов на рынке, поддерживать правопослушных предпринимателей, помогать их объединениям и принимать меры, в том числе упреждающие, административного воздействия и юридической ответственности к предпринимателям-правонарушителям еще до того, как их противоправное поведение нанесет ущерб интересам других участников рыночных отношений и государства. Все эти вопросы и составили содержание заключительного раздела - самого объемного ввиду явной необходимости повышения роли государства в экономической сфере. Логика данного учебника, наверное, может быть и иной. Изучение и преподавание правовых аспектов рыночной экономики находится лишь в стадии становления. В высших учебных заведениях, на долгосрочных и краткосрочных семинарах повышения квалификации предпринимателей, государственных и муниципальных служащих используются различные программы, планы, методики освоения правовых проблем рыночной экономики. Преподавательский опыт автора настоящего учебника, опробование им разных подходов убедили, что предлагаемая структура знаний вполне приемлема, хорошо воспринимается слушателями, хотя конечно же нуждается в дальнейшем совершенствовании. И автор будет искренне благодарен за любые критические замечания и конструктивные предложения.

    11

     Использование в преподавании первых трех изданий учебника, накопленный практический опыт, обнаружившиеся недостатки, а также произошедшие объективные перемены в предпринимательском секторе экономики, утверждение на рынке новых объединений предпринимателей показали целесообразность некоторых структурных изменений учебника - устранения или замены новыми отдельных устаревших тем и включения в него дополнительно трех глав, особо актуальных для отечественного народного хозяйства: о собственности, приватизации государственного и муниципального имущества и о холдингах.

    12
    1 См.: Российская газета. 2000. 11 июля.
    1 Экономические законы и закономерности - близкие по значению понятия, но в экономической литературе они трактуются неодинаково. Более обоснованной представляется точка зрения, согласно которой в закономерности проявляется одновременное действие нескольких законов.
    2 См.: Российская газета. 2001. 4 апр.
    3 См.: Российская газета. 2002. 19 апр.
    4 См., например: Заявление Правительства РФ и Центрального банка РФ от 13 июля 1999 г. "Об экономической политике в 1999 году" // Вестник Банка России. 1999. № 48; Заявление Правительства РФ и Центрального банка РФ от 6 и 13 апреля 2001 г. "Об экономической политике в 2001 году и некоторых аспектах стратегии на среднесрочную перспективу" // Российская газета. 2001. 24 апр.