Юридические исследования - Конкуренция и антимонопольное регулирование Авдашева С.Б. -

На главную >>>

Финансовое право: Конкуренция и антимонопольное регулирование Авдашева С.Б.


    Одной из экономических предпосылок демократического общества является децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция - синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок - неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина.

    В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. При этом "сигналы рынка" без искажений доходят до поставщиков (производителей), позволяя им самостоятельно принимать решения о перераспределении ресурсов в экономически более привлекательные сферы. Такое перераспределение происходит в достаточно короткое время и не связано с дополнительными затратами, поскольку барьеры входа на новые рынки в условиях развитой конкуренции незначительны.


    ОГЛАВЛЕНИЕ

     

    Введение 3
    Глава 1. НЕОБХОДИМОСТЬ, ПРЕДПОСЫЛКИ И ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
    1.1. Эволюция представлений о роли государства в рыночной экономике 7
    1.2. Динамика методов и приоритетов государственного регулирования экономики 12
    1.3. Место государства в рыночной экономике 14
    Контрольные вопросы 17
    Список литературы 18
    Глава 2. ТОВАРНЫЙ РЫНОК, ЕГО СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЯ
    2.1. Понятие товарного рынка. Границы товарного рынка
    Понятие товарного рынка. Взаимозаменяемость товаров 19
    Порядок определения границ товарного рынка 24
    2.2. Общий анализ рынков и поведения предприятий. Барьеры входа на рынок
    Структура товарного рынка и стратегия предприятия. Общие положения 28
    Барьеры входа на рынок 31
    Особенности анализа рынков в переходной экономике 41
    2.3. Типология рынков 46
    Совершенная конкуренция 48
    Монополия 49
    Олигополия 50
    Монополистическая конкуренция 51
    Контрольные вопросы 52
    Список литературы 53
    Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ
    3.1. Оценка конкурентной среды на товарных рынках 54
    3.2. Экономическая концентрация и ее оценка 64
    3.3. Оценка конкурентоспособности 73
    3.4. Процессы концентрации в российской экономике и за рубежом 81
    Контрольные вопросы 87
    Список литературы 88
    Глава 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ. ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
    4.1. Эволюция представлений об эффективной конкуренции 89
    4.2. Эффективность конкурентных рынков и потери от монополии 92
    4.3. Ценовая стратегия предприятий
    Ценовая дискриминация на монопольном рынке 95
    Ценовая стратегия доминирующего продавца (доминирование на рынке) 97
    Олигополия: от ценовой войны до картеля 99
    Пути смягчения ценовой конкуренции 104
    Контрольные вопросы 108
    Список литературы 108
    Глава 5. КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    5.1. Генезис монополизма в России 109
    5.2. Экономические реформы в России и их роль в создании конкурентной среды 120
    5.3. Стратегические меры по развитию конкуренции 126
    5.4. Административные барьеры и единство рыночного пространства России 131
    5.5. Контроль за экономической концентрацией на товарных рынках 139
    5.6. Оценка концентрации капитала на рынке банковских услуг
    Общая характеристика концентрации капитала в банковской сфере (до финансового кризиса 1998 г.) 144
    Финансовый кризис и его влияние на процессы концентрации капитала в банковской сфере 147
    Методы оценки концентрации капитала на рынке банковских услуг 153
    5.7. Биржевая деятельность и основы ее регулирования 172
    5.8. Антимонопольное регулирование страхововго рынка
    Особенности современного страхового рынка России 179
    Экономические предпосылки антимонопольного регулирования страхового рынка 183
    Совершенствование форм и методов ограничения монополистической деятельности на страховом рынке 185
    5.9. Недобросовестная конкуренция и ее экономические последствия 189
    Контрольные вопросы 191
    Список литературы 193
    Глава 6. ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    6.1. Определение и исходные положения 195
    6.2. Основные направления работ по демонополизации экономики в России 197
    6.3. Отраслевая и региональная демонополизация 200
    6.4. Решение задач отраслевой демонополизации
    Демонополизация и развитие конкурентной среды на рынках строительного комплекса 202
    Демонополизация и развитие конкурентной среды на рынках услуг связи 203
    Пример программных мер по демонополизации и развитию конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства 205
    6.5. Особенности региональной демонополизации 211
    6.6. Принудительное разделение хозяйствующих субъектов как метод демонополизации 213
    Контрольные вопросы 215
    Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    7.1. Состояние малого предпринимательства в Российской Федерации 217
    7.2. Необходимость государственной поддержки малого предпринимательства 223
    7.3. Реализация государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства 227
    7.4. Реализация государственной поддержки малого предпринимательства на примере Москвы 234
    Контрольные вопросы 238
    Глава 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
    8.1. Общие принципы государственного регулирования естественных монополий
    Естественная монополия как состояние рынка 239
    Необходимость регулирования естественных монополий 240
    Практика регулирования естественных монополий 241
    Соотношение субъекта естественной монополии и субъекта, доминирующего на рынке 242
    Необходимость, возможность и основные направления дерегулирования и реструктуризации 244
    Особенности приватизации субъектов естественных монополий 245
    8.2. Контроль в сфере естественных монополий на примере транспорта
    Основные тенденции развития транспортной системы России 246
    Особенности структуры рынка транспортных услуг 249
    Теоретические аспекты регулирования монополистических структур на транспорте 253
    Теория и практика регулирования транспортных монополий за рубежом 257
    Организация регулирования и контроля транспортных монополий 260
    Государственное ценовое регулирование субъектов естественных монополий на транспорте 264
    Контрольные вопросы 275
    Глава 9. ПОЛИТИКА КОНКУРЕНЦИИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    9.1. Влияние тарифных и нетарифных методов регулирования ВЭД на состояние конкурентной среды на внутреннем рынке 276
    9.2. Способы и методы защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции
    Антидемпинговые процедуры и правила 287
    Субсидии и компенсационные меры 289
    Чрезвычайные меры защиты от импорта - "защитные меры" 291
    Создание открытой конкуренции при правительственных закупках 292
    Адаптация российского законодательства к правилам ВТО 293
    9.3. Антимонопольный контроль за деятельностью экспортных ассоциаций (картелей) 295
    9.4. Торговые аспекты политики конкуренции в контексте присоединения России к ВТО
    Развитие принципов конкуренции в международной торговле 301
    Всемирная торговая организация и принципы конкуренции 304
    Россия и ВТО. Защита внутреннего рынка 305
    Контрольные вопросы 309
    Список литературы 309
    Глава 10. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
    10.1. Региональная интеграция и конкурентная политика
    Политика конкуренции в Европейском Союзе 310
    Антимонопольное регулирование в рамках Соглашения о Североамериканской зоне свободной торговли 322
    Конкурентная политика в рамках АТЭС 326
    Интеграционные процессы в рамках МЕРКОСУР 330
    10.2. Формирование однородной конкурентной среды на общем экономическом пространстве стран СНГ
    Общеэкономическое пространство стран СНГ: задачи и проблемы 333
    Согласованная антимонопольная политика стран Содружества как фактор формирования конкурентной среды 334
    Сотрудничество органов СНГ в создании конкурентной среды на общем экономическом пространстве 337
    Практические аспекты антимонопольного регулирования в странах СНГ 340
    10.3. Становление международной системы регулирования конкуренции 343
    Гаванская хартия и вопросы конкуренции 344
    Разработка правил конкуренции международными организациями 347
    Регулирование конкуренции в "постуругвайский" период ГАТТ/ВТО 350
    Тенденции и перспективы международного сотрудничества 352
    Контрольные вопросы 356
    Список литературы 357
    Приложение. Программа курса "Конкуренция и антимонопольное регулирование"

     

    Введение

     Одной из экономических предпосылок демократического общества является децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция - синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок - неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина.

     В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. При этом "сигналы рынка" без искажений доходят до поставщиков (производителей), позволяя им самостоятельно принимать решения о перераспределении ресурсов в экономически более привлекательные сферы. Такое перераспределение происходит в достаточно короткое время и не связано с дополнительными затратами, поскольку барьеры входа на новые рынки в условиях развитой конкуренции незначительны.

     Именно это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.

     В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности всех

    3

     участников рынка и экономическом благосостоянии общества. Чрезмерная концентрация экономической власти может стать угрозой самостоятельному принятию решений (не только в сфере экономической жизни). Тем самым она противоречит основам демократического устройства общества.

     Проблемы развития конкуренции и создания необходимых институциональных, правовых и экономических условий для ее поддержания наиболее обострены в странах с переходной экономикой, к которым относится и Россия. Не случайно, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, в 90-х годах около 40 государств приняли законодательные акты, направленные на защиту конкуренции и ограничение монополистической деятельности, а также создали необходимые механизмы их реализации. В России целенаправленная работа в этой области началась еще в конце 80-х годов. В 1990 г. был создан орган государственной власти, уполномоченный на проведение антимонопольной политики (Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур). В настоящее время эти функции выполняет Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В 1991 г. был принят Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", который (с изменениями и дополнениями) действует до настоящего времени.

     Разумеется, развитие конкуренции - не самоцель, оно подчинено глобальным задачам социально-экономических преобразований и направлено на их решение. Эффективная конкурентная политика и реализация антимонопольного законодательства - мощные катализаторы структурных изменений в высококонцентрированной экономике, сформировавшейся в России за последние десятилетия. В результате высвобождаются значительные общественные ресурсы, гибкое использование которых необходимо для обеспечения конкурентоспособности как отдельно взятого предприятия, так и национальной экономики в целом.

     Задача государства и антимонопольных органов состоит в том, чтобы ввести конкуренцию в цивилизованные рамки, пресечь опасные для общества проявления монополизма, исключить недобросовестные методы конкурентной борьбы, определить те сферы, где необходимо государственное регулирование. В российской правовой системе доминирующее положение хозяйствующего субъекта, наличие рыночной власти сами по себе не запрещены законом. Нарушением является монополистическая деятельность, т.е. злоупотребление хозяйствующим субъектом своей рыночной властью в целях недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

     Серьезные вопросы ставят перед антимонопольными органами активизировавшиеся процессы экономической концентрации, своеобразный

    4

     бум слияний и поглощений в различных секторах экономики. Необходимо предусмотреть меры, ограничивающие негативное воздействие экономической концентрации на ситуацию в сфере занятости, регионального развития, финансов, а в случаях транснациональных слияний и поглощений - учесть интересы национальной безопасности России.

     Специфические проблемы возникают в сфере регулирования деятельности субъектов естественных монополий, от которых зависит состояние всех отраслей экономики и граждан России. Целостный подход к развитию и регулированию отраслей естественных монополий позволяет сбалансировать интересы производителей и потребителей. При этом главная задача - предотвратить диктат доминирующих предприятий и не допустить стагнации и развала важнейших народнохозяйственных отраслей.

     Новые задачи стоят перед антимонопольными органами и в сфере поддержки предпринимательства. Поощрение развития частного бизнеса, облегчение его существования в сложных условиях переходной экономики создает мощные стимулы для развития конкуренции. Наличие действенных механизмов обратной связи между бизнесом и государством позволяет выявлять общие проблемы в предпринимательской деятельности и принимать меры по их разрешению. Одна из наиболее острых проблем - преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства, излишней бюрократизации всевозможных разрешительных процедур, нечеткости контрольных функций государственных и местных органов власти, препятствий в межрегиональной торговле. Российское законодательство предоставляет антимонопольным органам достаточные полномочия для ограничения неоправданного, ущемляющего конкуренцию вмешательства государства в экономическую жизнь.

     Роль конкурентной политики не сводится к применению антимонопольного законодательства к хозяйствующим субъектам, злоупотребляющим рыночной властью. Конкуренция может быть ослаблена в результате мер государственной экономической политики, а рыночная власть отдельных субъектов рынка - усилена различными методами вмешательства государства в рыночные отношения. Поэтому конкурентная политика предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или по крайней мере тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику, хозяйственную деятельность предприятий.

     Конкурентная политика предполагает применение мер по защите конкуренции, которые приводят к снижению структурных и институциональных барьеров входа на рынок, дерегулированию, либерализации, минимизации вмешательства государства в деловую жизнь. Такая политика должна быть направлена на ограничение возможностей так называемого рентоориентированного

    5

     поведения хозяйствующих субъектов, направленного на получение систематических распределительных преимуществ, не связанных с производительным использованием ресурсов, и влекущего за собой неэффективное размещение ресурсов общества в целом (эксклюзивные права, закрытые монополии, таможенно-тарифные барьеры, ограничения перемещения товаров и др.). Это требует большей открытости и предсказуемости решений государственных органов в экономической сфере, эффективных механизмов обратной связи бизнеса и государства.

     Среди направлений государственной экономической политики, где необходима защита конкуренции, особенно выделяются:
    торговая политика, включая тарифы, квоты, защитные меры и антидемпинговые процедуры, экспортные ограничения и т.п.;
    промышленная политика, особенно в секторах, наиболее влияющих на состояние экономики в целом, где специфические меры государственного регулирования зачастую не поощряют, а ограничивают конкуренцию (финансовый рынок, сельское хозяйство, телекоммуникации и др.);
    региональное развитие, в том числе межбюджетные отношения и обеспечение единства экономического пространства;
    защита прав на объекты интеллектуальной собственности;
    защита прав потребителей;
    приватизация и управление государственной собственностью;
    инвестиционная и налоговая политика, государственная помощь;
    политика в сфере государственного регулирования, в том числе лицензирования.

     Активная конкурентная политика, особенно в странах с переходной экономикой, требует формирования в обществе культуры конкуренции, большей осведомленности предпринимателей, потребителей и государственных служащих о конкурентной политике и преимуществах, к которым приводит ее реализация. Задача пропаганды преимуществ конкурентной политики и ценностей рыночной экономики далеко не проста, если учитывать негативные проявления переходного периода (безработицу, разрыв традиционных хозяйственных связей, рост цен, социальную незащищенность).

     Таким образом, антимонопольное регулирование не должно сводиться только к надзору за соблюдением правил поведения на рынке - оно призвано носить созидательный характер. Разумеется, необходимо контролировать соблюдение законодательства о конкуренции и взыскивать за его нарушение. Но гораздо важнее развитие отечественного производства, повышение его конкурентоспособности, обеспечение экономической безопасности государства и общества, стимулирование экономических преобразований (в том числе и оправданной экономической концентрации), поощрение добропорядочных и честных методов ведения бизнеса.

    6

     

    Список литературы


    Экономическое развитие России и мировые тенденции на рубеже веков. М., 1996.
    Competition Law in the European Communities. Bruxelles, 1996.
     Competition Law Source Material. Oxford, 1994.
    XXV Report on competition Policy. Bruxelles, 1995.
    Informe de Competencia Economica. Mexico, 1996.
    Asia-Pacific Economic cooperation - Competition Policy. 1998.
    North American Free Trade Agreement. Canada, 1992.
    NAFTA - What is all about? Canada, 1993.
    Договор о создании Экономического союза. Москва, 24 сентября 1993 г.
    Договор о проведении согласованной антимонопольной политики. Ашхабад, 23 декабря 1993 г.
    Договор между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Москва, 29 марта 1996 г.
    Концепция экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств. Минск, 27 марта 1997 г.

    357
    Договор о Союзе Беларуси и России, Устав Союза Беларуси и России., Москва, 2 апреля 1997 г.
    Содружество Независимых Государств: портрет на фоне перемен: Массово-политическое издание Исполнительного Секретариата. Минск, 1996.
    Информационный бюллетень Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза. М., 1998. № 1.
    Вестник Содружества. 1998. № 2, 3.
    ГАТТ - структура и деятельность. Женева, 1993.
    The Results of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations. Geneva, 1994.
    World competition. 1994. Vol. 18. № 1.
    UNCTAD, TD / B / COM. 2 / EM / 2.1996. 21.
    UNCTAD

    358


  • Информация дубленки женские на нашем сайте.