Юридические исследования - Суды и судебный процесс Великобритании. Англия, Уэльс, Шотландия. Апарова Т.В. -

На главную >>>

Международное публичное право: Суды и судебный процесс Великобритании. Англия, Уэльс, Шотландия. Апарова Т.В.


    Книга состоит из двух частей. Первая часть посвящена судебной системе Англии и Уэльса. Вторая часть - Шотландии. История правовой системы Шотландии и ее современное своеобразие освещается достаточно детально, поскольку на русском языке практически отсутствует литература по этому вопросу. Что касается Англии и Уэльса, то в книге сконцентрировано внимание на правовых новеллах последних лет и только на тех вопросах, которые сравнительно мало исследованы нашими специалистами.

     


    ИНСТИТУТ

     

    МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЭКОНОМИКИ

     


     

     


    Т.В. АПАРОВА

     

    СУДЫ И СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ВЕЛИКОБРИТАНИИ

     

    Англия, Уэльс, Шотландия

     

    МОСКВА • 1996

     


    ББК 67.8 А 76

     


     

     


    Апарова Т.В.

     

    Суды и судебный процесс Великобритании. Англия, Уэльс, Шотландия. — М.: Институт международного права и экономики. Издательство "Триада, Лтд", 1996. — 157 с.

     

    Книга состоит из двух частей. Первая часть посвящена судебной системе Англии и Уэльса. Вторая часть - Шотландии. История правовой системы Шотландии и ее современное своеобразие освещается достаточно детально, поскольку на русском языке практически отсутствует литература по этому вопросу. Что касается Англии и Уэльса, то в книге сконцентрировано внимание на правовых новеллах последних лет и только на тех вопросах, которые сравнительно мало исследованы нашими специалистами.

     

    ЛР № 062195 от 02.02.1993 г. Подписано в печать 18.09.96.

     

    Формат 84 х 108'/,... Бумага офсетная № 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 8.4. Тираж 5000 экз. Заказ № 307

     

    Издательство "Триада, Лтд"

     

    по заказу Института международного права и экономики

     

    Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии ИПО Профиздат

     

    109044, Москва^ Крутицкий вал, 13

     

    Плр№ 050003 от 19.10.94 г.      ,                    .

     


    ISBN 5-86344-051-1

     


    ©Апарова Т.В., 1996 ©Оформление. Издательство "Триада, Лтд".

     


    ВВЕДЕНИЕ

     

    В настоящее время английская правовая система, как, пожалуй, никакая другая, демонстрирует единый для всех капиталистических государств процесс закономерной эволюции правовых порядков. Эта эволюция порождена общими для всех буржуазных стран экономическими и политическими особенностями современного исторического периода и конфликтами. Современность вынуждает правительства прибегать к гибким методам осуществления всей сферы государственно-правового регулирования. Наиболее ярким примером такой политики в настоящее время является Великобритания. В этой стране, где в силу своеобразия ее истории, буржуазные отношения начали складываться значительно раньше, чем во многих других государствах, правовое закрепление этих отношений происходило с определенным опозданием и в рамках феодальной формы права. Этим объясняется, что с превращением Англии в буржуазное государство продолжают существовать многие феодальные по форме, но буржуазные по содержанию правовые институты и учреждения. Сохранение прецедентной системы и целого ряда унаследованных от феодализма правовых правил всегда устраивало правящие круги. Между тем в настоящее время стало очевидным, что "изолированное" существование Великобритании делается невозможным. Вступление Англии в 1972 г. в Европейские сообщества предопределяет зависимость этой страны от других стран ЕЭС. Анализ огромного потока законодательных актов последних 15-20 лет позволяет утверждать, что правовой порядок Великобритании приближается к континентальному.

     

    Если ранее, говоря о своеобразии англосаксонской правовой системы, было обычным подчеркивать приверженность исторически сложившимся институтам и судебным учреждениям, то теперь наступило время отличать совсем иное своеобразие. Оно заключается в том, что сейчас английская правовая система переживает период ломки традиций в виде нескрыва-

     

    3

     


    емого стремления к унификации судебной системы, централизации судебного управления и руководства судебным персоналом, законодательной регламентации норм, которые исторически были закреплены лишь в "неписаном", общем праве. Процессу правовой перестройки было положено начало тридцать лет назад изданием Закона 1965 г. о создании комиссий по реформе права в Англии, Уэльсе и Шотландии. В задачу этих комиссий входило произвести "пересмотр" всего права с точки зрения его систематического развития... исключения аномалий, упрощении и модернизации права в целом, вплоть до его кодификации"*. Недавно в английском "Новом юридическом журнале" его редакция в статье, посвященной двадцатилетию работы комиссий, заключила, что, в целом, комиссия не оправдала в достаточной мере возлагавшихся на нее надежд. Нам трудно судить о характере этих надежд, однако, как представляется, английская правовая система в течение тридцати лет уже пережила коренную ломку. Прежде всего, это относится к судебной реформе 1971 г. Закон о судах аннулировал все остатки еще существовавшей децентрализации в управлении судами и судьями. В 1972—1974 гг., наконец, английский парламент отказался от имущественного ценза для присяжных, что, правда, немедленно вызвало недоверие со стороны официальных кругов к этому институту, состав которого стал более демократичным. Благодаря усилиям комиссии, правительству удалось существенно расширить полномочия полиции, регламентировав и одобрив те ее действия, которые она осуществляла неофициально, в порядке внесудебного давления на правосудие. Этому способствует и модификация доказательственного права, которое всегда было ограничено строго формальными правилами. В 1985 г. начата реформа, направленная на то, чтобы ввести в Англии, впервые за 800 лет ее существования, институт государственных обвинителей. Активность английских законодателей поразительна, даже если судить только по количеству парламентских актов, консолидирующих старые и вводящих новые нормы. Это относится не только к судоустройству и судебному процессу, а, пожалуй, в большей мере, к нормам материального права. Например, Закон 1967 г. о краже, Закон 1981 г. о покушении могут быть отнесены к кодификационным**.

     

    * The Law Commissions Act.. 1965, ch. 22, P.Y.A.. 1965. "New law Journal", 1986,
    March?, №6244, pp. 201-202.                                                      :

     

    ** См.: Ф.М. Решетников. Предисловие к книге Р. Уолкера "Английская судебная система". М., 1980; Ф.М. Решетников. Буржуазное уголовное право —орудие защиты частной собственности. М., 1982; Н.А. Шульженко. Понятие покушения в англо-американском уголовном праве и его социальная сущность. Труды ВНИИСЗ. М., 1981, вып. № 20.

     

    4

     


    25 марта 1985 г. палата общин распорядилась о публикации представленного на ее рассмотрение Комиссией по реформе права проекта уголовного кодекса*. И содержание, и форма его отличаются от уголовных кодексов в странах континентальной системы. Он сочетает в себе уголовно-процессуальные и уголовно-правовые нормы, касаясь общих понятий. Пока еще нельзя судить, будет ли кодифицировано уголовное право Англии, как и другие правовые отрасли.

     

    Как сказано в редакционной статье "Нового юридического журнала" от 5 апреля 1985 г., "Идея кодификации не нова для Англии и Уэльса. В XIX веке делались неоднократные попытки кодифицировать уголовное право... Мы гордимся тем, что наша система не Имеет аналога во всем западном мире... Живя так долго без кодекса, действительно ли мы в нем нуждаемся теперь?"** Во всяком случае, нет сомнений в том, что английские юристы и законодатели признают несовершенство существующей системы и пытаются найти из этого выход. Следует отметить также, что процесс реформ захватил и Шотландию. В настоящей работе рассматривается судебная система и этого региона. Такое рассмотрение представляется целесообразным не только потому, что в нашей литературе этой темы еще не касались, но и потому, что обострение национальных противоречий внутри Великобритании вынуждает Британское правительство последних лет распространить политику унификации судов и централизации их управления также и на все регионы. Конфликт в Северной Ирландии является ярким примером национальных противоречий. На этом фоне стремление к национальной самостоятельности в двух других регионах Великобритании — Шотландии и Уэльсе — вынуждает правящие круги прибегать к новым государственно-правовым средствам урегулирования национальных отношений.

     

    Так, в 1970-х г. лейбористское правительство предприняло попытку предоставления Шотландии и Уэльсу некоторой автономии. Следует сразу же оговориться, что эти попытки носили демагогический характер, поскольку речь шла с самого начала не о федерации, а о сохранении унитарного устройства***.

     

    На обсуждение созданной в 1969 г. Королевской комиссии был представлен проект о создании федерации Англии и Шотландии, но он сразу же был отвергнут. Выработанный в 1976 г. проект закона предложил идею так называемой деволюции, то

     

    * Codification of the criminal law. A Report to the law Commission. L, H.M.S.O., 1985.

     

    ** "N.L.J.". 1985, Apr. 5, № 6197, p. 329.

     

    *** Подробноцсм.: Н.С. Крылова. Английское государство. М., 1980, с. 70—79.

     

    5

     


    есть "передачи" некоторых прав высших органов власти однопалатной Ассамблее и правительству, созданных в Шотландии.

     

    В 1978 г. английский парламент принял Закон о Шотландии. Согласно этому закону Ассамблея законодательствует только в пределах определенной для нее компетенции. Правительство назначается по предложению Ассамблеи государственным секретарем по делам Шотландии, т.е. представителем правительства Великобритании.

     

    Акты, принятые Ассамблеей, становятся законами только после одобрения их английской короной, т.е. правительством, и передаются ей через государственного секретаря по делам Шотландии. Но даже и при такой ограниченной автономии прения по обсуждению проекта затянулись. Против выступили не только консерваторы, но и часть лейбористов. В конечном итоге решено было передать уже одобренный закон на референдум при условии, что "за" должно проголосовать не менее 40% голосовавших (ст. 85 Закона). Референдум состоялся в марте 1979 г., когда у власти уже находились консерваторы. За Закон проголосовало в Шотландии 32,8% избирателей. Таким образом, вопрос остался открытым.

     

    Половинчатость политики английского правительства в отношении Шотландии сказалась в том, что одновременно с подготовкой указанной выше конституционной реформы в Шотландии, парламент приступил к реформе судебной системы, направленной, наоборот, на ликвидацию ее самостоятельности и самобытности. Парадокс современного положения Шотландии заключается в том, что при отсутствии какой бы то ни было государственной самостоятельности, правовая система этого региона все еще достаточно независима от Англии в силу определенных исторических, в том числе политических и религиозных традиций.

     

    Между тем в последние годы английский парламент издает акты, направленные на унификацию и централизацию судебной системы и методов отправления правосудия в Шотландии, которая тем не менее сумела сохранить определенную самобытность и своеобразие правовой системы.

     

    Настоящая работа состоит из двух частей. Первая часть посвящена судебной системе Англии и Уэльса. Вторая часть — Шотландии. При этом в главе, посвященной Шотландии, мы стараемся насколько возможно детальнее осветит* историю ее правовой системы и современное своеобразие, поскольку у нас отсутствует, фактически, литература по этому вопросу.

     

    6

     


    Что же касается первой части (Англия и Уэльс), то здесь мы, наоборот, избегая повторений, старались акцентировать внимание на правовых новеллах последних лет или только на тех вопросах, которые сравнительно мало исследованы нашими специалистами. В нашей литературе достаточно много публикаций, посвященных анализу различных сторон функционирования английской правовой системы. Среди них следует назвать работы К.Ф. Гуценко, В.И. Каминской, В.А. Ковалева, Н.С. Крыловой, И.Б. Михайловской, Н.Н. Полянского, В.К. Пучинского, Ф.М. Решетникова, P.O. Халфиной, Н.А. Шульженко и др. В работе широко использованы их труды.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Судебную систему Великобритании следует рассматривать не как единое целое, а как сумму составляющих ее судебных систем отдельных регионов. В настоящей работе предпринята попытка исследовать судебную систему и процессуальное законодательство на региональном уровне. В связи с этим в книге анализируется современная правовая система не только Англии и Уэльса, но и Шотландии. За пределами исследования осталась судебная система Северной Ирландии, поскольку политика прямого управления судебными учреждениями из Лондона делает эту систему аналогичной английской, за исключением тех антидемократических норм, которые вводились чрезвычайными законами.

     

    Исследуя эволюцию судебной системы и процессуального законодательства последних двух десятилетий в Великобритании, автор стремился подчеркнуть те проблемы и закономерности, которые представляют особый интерес для судоустройства и судебной реформы в нашей стране.

     

    Так, вопрос о правовом статусе судей чрезвычайно актуален для формирования судейского корпуса России. Мы стоим перед проблемой найти наиболее эффективный метод, гарантирующий независимость наших судей. Специалисты много спорят о том, какой порядок замещения судейских должностей лучше — избрание или назначение. Даже если наш законодатель прийдет к выводу, что назначение лучше избрания, встает вопрос о несменяемости судей. Однако несменяемость плохого судьи может обернуться бедой для российского правосудия. Отсюда на первый план выдвигается проблема критериев отбора судей. Опыт Великобритании может подсказать, что в судьи следует выдвигать, прежде всего, профессионалов, зарекомендовавших себя в этом качестве в течение многолетней судебной практики. Тщательная и всесторонняя проверка претендентов с точки зрения их нравственности и характера так же имеют немаловажное значение.

     

    В нашей судебной системе всегда господствовал принцип, 154

     


    что основное звено — это народный суд, в отправлении правосудия которого принимает участие население. Однако участие в судебных заседаниях всего двух представителей от населения нередко превращается в чистую формальность. Следует ли развивать практикующееся у нас участие присяжных, которые уже своим количеством представляют большую, чем заседатели, гарантию защиты от произвола представителей власти? Практика работы суда присяжных в Англии подтверждает, что здравый смысл и житейский опыт простых людей помогает правильно оценить факты дела.

     

    В Великобритании, как и в других странах, в том числе, у нас, остро стоит проблема борьбы с преступностью. Для того, чтобы эта борьба достигала цели, необходима добросовестная и эффективная работа органов, осуществляющих расследование преступлений. Английское правительство, наконец, поняло, что пора отказываться от многовековой традиции состязательного процесса в его самой первоначальной форме. Осторожно и постепенно в Англии стала вводиться служба государственного обвинения. Новые государственные обвинители наделены широкой возможностью "фильтровать" полученные от полиции дела. По своему усмотрению они могут как поддержать предъявленное полицией обвинение, так и свободно отказаться от его поддержки.

     

    Эти и другие содержащиеся в исследовании вопросы могут оказаться полезными для тех, кого волнует российское правосудие.

     

    Наконец, представляет интерес анализ закономерностей, проявляющихся в судоустройственном и процессуальном законодательстве Великобритании последних лет.

     

    Между судебными системами разных государств западной Европы есть, безусловно, немало отличий. Однако сегодня можно говорить о постепенном стирании этих различий в развитых странах. Процессы интеграции европейских стран стали особенно заметными после образования ЕЭС. Английское законодательство последних лет демонстрирует не только отказ от исторических правовых традиций, но и сближение с правовыми порядками стран континентальной системы.

     

    155

     


    СОДЕРЖАНИЕ

     

    ВВЕДЕНИЕ ........................................ 3

     

    Часть I. АНГЛИЯ И УЭЛЬС

     

    § 1. Краткий исторический обзор английской

     

    судебной системы и источников права ............. 8

     

    § 2. Реформа судебной системы 70-х — 90-х годов ...... 15

     

    § 3. Судьи ...................................... 24

     

    § 4. Вспомогательный аппарат ..................... 39

     

    § 5. Присяжные ................................. 50

     

    § 6. Правозаступники ............................ 64

     

    § 7. Суды ...................................... 75

     

    § 8. Должностные лица ........................... 92

     

    § 9. Уголовный процесс ........................... 97

     

    Часть II. ШОТЛАНДИЯ

     

    § 1. История шотландского права.................. 122

     

    § 2. Источники шотландского права ................ 125

     

    § 3. Суды Шотландии ............................ 127

     

    § 4. У правление шотландской судебной системой

     

    и высшие должностные лица................... 138

     

    § 5. Государственные обвинители ................... 140

     

    § 6. Правозаступники ............................ 143

     

    § 7.Некоторые особенности гражданского

     

    и уголовного судопроизводства.................. 146

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................... 154

     

    156

     

     

     


  • Магазин контактных линз - купить контактные линзы в москве, магазины линз спб