Юридические исследования - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ география России В.И. Видяпин М.В. Степанов -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ география России В.И. Видяпин М.В. Степанов


    В учебнике рассматриваются теоретические вопросы территориальной организации хозяйства, приводится анализ современного размещения производительных сил, структуры экономических районов и внешних экономических связей.

    Учебник предназначен для студентов экономических специальностей высших учебных заведений.


    серия “ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ” основана в 1996 г. 
    Министерство образования Российской Федерации

    Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова

     
    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
     ГЕОГРАФИЯ
     РОССИИ

    Учебник

    Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов экономических специальностей высших учебных заведений

     


     

     

    УДК 338:911.3 (075.8)

    ББК 65.04я73

    Э40


    Рецензенты:

    доктор экономических наук Ю.В. Бабина,

    кандидат географических наук В.В. Москвин


    Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2000. – 533 с. – (Высшее образование).

    ISBN 5-86225-914-7 (ИНФРА-М)

    ISBN 5-7307-0188-8 (РЭА им. Г.В. Плеханова)

    В учебнике рассматриваются теоретические вопросы территориальной организации хозяйства, приводится анализ современного размещения производительных сил, структуры экономических районов и внешних экономических связей.

    Учебник предназначен для студентов экономических специальностей высших учебных заведений.

    © Коллектив авторов, 1999

     

     

    Экономическая география России

    Учебник

    Редакторы: И.А. Архангельская, Л.Г. Итберг, О.А. Кубицкая

    Корректор М.В. Литвинова Компьютерная верстка Г.А. Волковой

    ЛР№ 070824 от 21.01.93 г.

    ЛР№ 020237 от 10.09.96 г.

    Подписано в печать 26.12.98. Формат 60x90 1/16

    Печать офсетная.

    Усл. печ. л. 33,5. Доп. тираж 6000 экз.

    Заказ № 248 Цена договорная.

    Издательский Дом “ИНФРА-М”

    127214, Москва, Дмитровское ш., 107.

    Тел.: (095) 485-70-63; 485-74-00

    E-mail: [email protected]

    Издательство Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова

    113054, Москва, Стремянный пер., 36.

    Отпечатано в типографии ИПО “Полигран” 125438, Москва, Пакгаузное шоссе., 1

     

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    РАЗДЕЛ I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ОБЩИЕ УСЛОВИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

    Глава 1. Экономическая география – наука о размещении и территориальной организации хозяйства

    Глава 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ

    Глава 3. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

    Глава 4. НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

    Глава 5. НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВА

    Глава 6. НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

    РАЗДЕЛ II. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Глава 1.  Структурные особенности развития промышленности Российской Федерации

    Глава 2 ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

    Глава 3. ЧЕРНАЯ И ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ

    Глава 4. ХИМИЧЕСКАЯ И НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

    Глава 5. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

    Глава 6 ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

    Глава 7. СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

    Глава 8. ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

    Глава 9. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗМЕЩЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Глава 10 ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗМЕЩЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ ТРАНСПОРТА

    РАЗДЕЛ III. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Глава 1. Экономическое районирование

    Глава 2 ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

    2.1. Центральный экономический район

    2.2. СЕВЕРНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

    2.3. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

    2.4. КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

    2.5. ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

    2.6. ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

    2.7. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

    2.8. ПОВОЛЖСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

    2.9. УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

    2.10. ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

    2.11. ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

    2.12. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

    Глава 3. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

    РАЗДЕЛ IV. ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Глава 1. Формы внешнеэкономического сотрудничества

    Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ С НОВЫМИ НЕЗАВИСИМЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ

    Глава 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ СО СТРАНАМИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, КНР, КНДР, МНР И КУБОЙ

    Глава 4. ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ С РАЗВИТЫМИ СТРАНАМИ

    Глава 5. ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ С РАЗВИВАЮЩИМИСЯ СТРАНАМИ

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Обоснование рациональной территориальной организации народного хозяйства, построенное с применением новейших методов исследований, возможно только при использовании методологии и результатов исследований многих наук. Среди них значительная роль принадлежит экономической географии.

    Она изучает объективные закономерности и специфические особенности территориальной организации народнохозяйственного комплекса в соответствии с общими и региональными экономическими, техническими и природными условиями страны. Ее цель как научной дисциплины сводится к созданию теоретических основ процесса формирования различных пространственных (территориальных) систем внутри народного хозяйства и пропорций между ними.

    Научная проблематика, связанная с экономико-географическим обоснованием территориальной организации народнохозяйственного комплекса России, представлена тремя направлениями: теоретическим, методическим и экспериментальным.

    Экономическая география как наука занимает важное место в общенаучной и профессиональной подготовке экономических кадров в нашей стране.

    В составе авторского коллектива учебника ученые кафедры экономической географии Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. Научными руководителями авторского коллектива являются доктор экономических наук, профессор В.И. Видяпин, доктор экономических наук, профессор М.В. Степанов.

    Отдельные главы написали:

    доктор экономических наук В.И. Видяпин – “Научные методы территориальной организации хозяйства”;

    доктор экономических наук М.В. Степанов – “Экономическая география – наука о размещении и территориальной организации хозяйства”, “Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил”, “Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка”, “Научный потенциал и научно-технический прогресс”, “Западно-Сибирский экономический район” (в соавторстве с А.Г. Бусаловым), “Восточно-Сибирский экономический район”, “Территориальные комплексы России”, заключение;

    доктор экономических наук В.А. Рыльский – “Структурные особенности развития промышленности Российской Федерации”, “Экономическое районирование”, “Экономико-географические проблемы территориальной организации народного хозяйства”;

    доктор экономических наук Н.И. Синдяшкин – “Территориальная организация и размещение отраслей агропромышленного комплекса Российской Федерации” (в соавторстве с к.э.н. Е.Н. Синдяшкиной), “Поволжский экономический район” (в соавторстве с к.э.н. Е.Н. Синдяшкиной);

    кандидат экономических наук О.Ю. Алешин – “Строительный комплекс”;

    кандидат географических наук Е.В. Бельчук – “Производство товаров народного потребления”, “Северный экономический район”, “Северо-Западный экономический район”, “Калининградская область”;

    кандидат экономических наук Г.Ю. Гагарина – “Черная и цветная металлургия”;

    кандидат педагогических наук В.А. Лисов – “Центральный экономический район”, “Центрально-Черноземный экономический район”, “Уральский экономический район”;

    кандидат географических наук С.А. Никитина – “Машиностроительный комплекс”, “Территориальная организация и размещение отраслей транспорта”, “Внешние экономические связи Российской Федерации”;

    кандидат экономических наук З.М. Полякова – “Население и трудовые ресурсы”, “Северо-Кавказский экономический район”;

    кандидат экономических наук С.В. Попова – “Лесная промышленность”, “Дальневосточный экономический район”;

    кандидат экономических наук Р.Т. Семина – “Топливно-энергетический комплекс”, “Химическая и нефтехимическая промышленность”, “Волго-Вятский экономический район”.

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Переход к рыночной экономике невозможен без научного обоснования региональных факторов. Игнорирование в прежних программах регионального подхода и попытки использовать усредненные методы регулирования экономического и социального развития привели к суверенизации регионов. Центральная власть непосредственно зависит от действий региональных властей, решения которых порой бывают непредсказуемы.

    Несогласованные действия усиливают разнобой в проведении экономических реформ и способствуют хозяйственному ослаблению регионов России. Выход из создавшегося положения – выработка региональной политики, отвечающей интересам всех регионов. В ее проведении должны сотрудничать федеральные и региональные органы управления в соответствии со своей компетенцией.

    Изменения геополитического положения России, рыночная направленность экономики, формирование федеративных отношений между регионами выдвигают новые требования к региональной политике. Экономика страны должна быть самостоятельной. В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

    полностью обеспечить страну сырьевыми и материальными ресурсами, которые раньше поставлялись из других республик, за счет диверсификации своего производства или экономически выгодных поставок по импорту;

    укреплять экономические связи между регионами России, чтобы избежать центробежных тенденций;

    рационально использовать научный и производственный потенциал регионов для выхода из кризиса и структурной перестройки хозяйства страны;

    повысить уровень жизни населения всех регионов;

    изменить внешнеэкономическую стратегию и увеличить экспорт продукции наукоемких отраслей;

    осуществить строительство новых портов на Балтийском и Черном морях с целью надежной связи с мировым рынком.

    Для решения стратегических задач территориального развития России очень важно укрепление государственного регулирования через механизм планирования, который должен быть восстановлен применительно к рыночным условиям.

    На реформы в отдельных субъектах Федерации оказывают влияние не только уровень экономического развития регионов, но и региональные факторы неэкономического характера: политическая обстановка (Северный Кавказ), социально-исторические условия, приоритетность различных видов деятельности у местного населения. В связи с этим приватизация должна учитывать местные условия каждого региона и осуществляться региональными органами управления. Региональные интересы не должны противоречить общероссийским. Преодолеть тенденцию сепаратизма и дезинтеграции возможно только за счет политики экономического федерализма на основе разумного компромисса регионализации и интеграции.

    Рыночные отношения оказывают различное влияние на экономику регионов, что связано с характером их специализации, отраслевой структурой хозяйства и условиями хозяйственной деятельности. В настоящее время удельный вес убыточных предприятий в восточной зоне в 5 раз выше, чем в целом по России, и в 8 раз выше, чем в Москве и Московской области. В 1992–1997 гг. происходил массовый отток рабочих и служащих из районов нового освоения. Применение закона о банкротстве в районах Севера привело к обвальному закрытию предприятий. Этот процесс без вмешательства государства может вызвать социальный взрыв.

    Усиление экономической ответственности местных властей за социальное развитие регионов и сокращение участия федеральных структур в перераспределительных процессах привели, с одной стороны, к усилению межрегиональной дифференциации уровня жизни населения, а с другой – к стремлению региональных органов управления получить недостающие ресурсы любыми способами. Сложившаяся ситуация в 1996 г. выглядела следующим образом: 17% субъектов Федерации производили продукцию в объемах, на 20% превышающих их уровень потребления и накопления. В то же время 15% регионов выпускали на своей территории продукции меньше, чем ее необходимо для обеспечения текущего потребления населения. Такое положение будет меняться постепенно за счет рационализации структуры производства. Целесообразно устанавливать льготы отстающим регионам исходя из объективного состояния их социального развития и экономических возможностей.

    Осуществление экономических реформ подтверждает, что в переходный к рыночным отношениям период роль государственного регулирования должна повышаться. В противном случае это приводит к ускорению процессов обнищания населения слаборазвитых районов, хищническому использованию природных ресурсов. Для финансирования региональных программ должен быть создан федеральный фонд регионального развития. Он должен формироваться за счет платежей предприятий, которые будут взиматься в районах, обладающих хорошо развитой территориальной инфраструктурой, имеющих мощный научный потенциал. В условиях рынка предприятия получают дополнительный доход. Предпосылки для него были созданы за счет государственных средств. Поэтому государство имеет право на изъятие части дополнительных доходов и их перераспределение в районы, где такие условия только начинают создаваться.

    Расширение прав регионов влечет за собой большую ответственность федеральной власти в вопросах территориального развития. Формирование нового федеративного государства в России будет успешным только при сочетании конкретных подходов к решению проблем отдельных регионов и единства общих принципов функционирования рынка на всем пространстве, при согласовании региональных и федеральных экономических интересов. В правительственной программе необходим дифференцированный подход в отношении регионов, имеющих ярко выраженные отличия от средних условий. Если этого не сделают федеральные власти, то регионы все больше будут уходить из-под контроля и это обойдется намного дороже всей стране.

    В федеральной концепции нужно предусмотреть правовые и экономические меры, направленные на усиление межрегионального разделения труда. Регионы должны быть обеспечены финансовыми, материальными и инфраструктурными ресурсами.

    На современном этапе процесс регионального развития в России требует системного подхода: оперативно реагировать на развитие кризисных явлений в экономике и изменение социально-политической ситуации в регионах; способствовать решению стратегических задач территориального развития страны; обеспечивать углубление реформ во всех районах с учетом их социально-экономической специфики.

    Коренные изменения в социально-политической и экономической системах страны неразрывно связаны с совершенствованием ее административно-территориального устройства. Опыт Советского Союза показывает, что следует перейти от национально-территориального устройства к экономико-географическому территориальному построению. Это позволит определять основные направления развития экономики страны, характер и интенсивность рыночных мероприятий. Государство должно контролировать минимальный объем централизованных ресурсов, необходимых для реализации региональной политики. Это прежде всего касается централизованных капитальных вложений для поддержки слаборазвитых регионов. Следовательно, региональный принцип становится ключевым в экономической политике России.