Юридические исследования - ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА Ю.В. Тёмный, Л.Р. Тёмная -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА Ю.В. Тёмный, Л.Р. Тёмная


    В настоящем издании рассмотрены теоретические и практические проблемы экономики туризма, раскрыта роль, и значение туризма в механизме эволюции денег; выявлены специфические особенности туризма как предпринимательской сферы; исследована структура туристского комплекса в отечественной экономике, дана система показателей оценки деятельности предприятий туристского комплекса и их эффективности; показаны особенности функционирования туризма на уровне мезоэкономики, макроэкономики и метаэкономики.

    Для студентов, аспирантов и молодых преподавателей, интересующихся экономическими проблемами туризма.


    Ю.В. Тёмный, Л.Р. Тёмная

    ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА

    УЧЕБНИК

     

    Допущено Государственным комитетом

    Российской Федерации по физической культуре и спорту

    в качестве учебника для вузов туристского профиля

     

     

    Москва 2003

     

    Рецензенты:

    доктор экономических наук, профессор, ректор Камского института

    (академии) М.Ф. Ганеев;

    доктор педагогических наук, профессор, проректор РМАТ В.Д. Чепик,

    кафедра экономики и менеджмента Волжско-Камского филиала РМАТ.

    Тёмный Ю.В., Тёмная Л.Р.

    Г32 Экономика туризма: Учебник. М.: Советский спорт, 2003. - 416 с.

     

    В настоящем издании рассмотрены теоретические и практические проблемы экономики туризма, раскрыта роль, и значение туризма в механизме эволюции денег; выявлены специфические особенности туризма как предпринимательской сферы; исследована структура туристского комплекса в отечественной экономике, дана система показателей оценки деятельности предприятий туристского комплекса и их эффективности; показаны особенности функционирования туризма на уровне мезоэкономики, макроэкономики и метаэкономики.

    Для студентов, аспирантов и молодых преподавателей, интересующихся экономическими проблемами туризма.

     

    ISBN 5-85009-777-5

    УДК 338.48

    ББК 65.43 Т32

     

    Редактор А.А. Алексеев

    Художник Е.А. Ильин

    Художественный редактор С.А. Чернецова

    Корректор В.К. Ячковская Компьютерная верстка Ю.С. Асеевой

     

    Лицензия ЛР № 040935 от 30 12 98 г

    Подписано в печать 26 03 2003

    Формат 70x100 1/16 Печать офсетная Бумага офсетная

    Усл. печ. л. 33,8 уч. изд. л. 39,0 Тираж 1500 экз.

    Изд. № 682 С-20 Заказ № 1264

     

    Издательство «Советский спорт»

    105064, Москва, ул. Казакова, 18

    Тел (095) 261-50-32

     

    Отпечатано с готовых диапозитивов

    в ООО «Полиграфист»

    160010, Вологда, ул. Челюскинцев, 3

    Тел (8172) 72-55-31

     

     

    ОГЛАВЛЕНИЕ

     

    ВВЕДЕНИЕ

     

    Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ ТУРИЗМА

    Глава I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗНАЧЕНИИ И СОСТОЯНИИ ЭКОНОМИКИ ТУРИЗМА
    Трудности становления
    Краткая характеристика российской экономики туризма

    Глава II. ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА: ПРЕДМЕТ И МЕТОД
    Предмет экономики туризма
    Методология и специфика экономики туризма

     

    Раздел II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ТУРИЗМА

    Глава III. ТУРИЗМ И ТЕОРИЯ ТОВАРА И ДЕНЕГ
    Туристский продукт как экономическая категория
    Туризм и его влияние на возникновение и эволюцию денег
    Пластик – продукт индустрии туризма и гостеприимства
    Банковский пластик и туризм
    Виртуальные путешествия и расчеты по ним
    Туризм и основные игроки современного финансового рынка России, их инструменты

    Глава IV. ТУРИСТСКИЙ РЫНОК. СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ
    Определение понятия «туристский рынок»
    Функции и роль туристского рынка

    Глава V. СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИСТСКОГО РЫНКА: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
    Многокритериальный характер системы и структуры туристского рынка
    Сущность и основные элементы инфраструктуры туристского рынка

    Глава VI. МЕХАНИЗМ ТУРИСТСКОГО РЫНКА И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЦЕНА
     Механизм туристского рынка и его элементы. Конкуренция и монополии
    Спрос и факторы, его определяющие
    Предложение и его кривая

    Раздел III. ТУРИЗМ И ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    Глава VII. ТУРИЗМ – СФЕРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ
    Особенности строительства предпринимательской сферы в туризме
    Виды предпринимательской деятельности в туризме и формы ее организации

    Глава VIII. ТУРИЗМ – ПРИОРИТЕТНАЯ СФЕРА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    Значение малого предпринимательства в рыночной экономике
    Проблемы развития малого предпринимательства в отечественном туризме

    Глава IX. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Процедуры отбора и реализации предпринимательских идей
    Процедуры организации и развития нового предприятия

    Раздел IV. ТУРИСТСКИЙ КОМПЛЕКС – МНОГООТРАСЛЕВАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

    Глава X. СЕГМЕНТ ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК
    Авиаперевозки и основные перевозчики
    Железнодорожные перевозки
    Автобусные и автомобильные перевозки
    Водные перевозки и основные перевозчики

    Глава XI. СЕГМЕНТ РАЗМЕЩЕНИЯ И ПИТАНИЯ
    Особенности российского комплекса гостиничных услуг
     Гостиничный сектор города Москвы. Состояние и направления развития
    Санкт-Петербург. Характеристика гостиниц и других объектов размещения туристов
    Индустрия питания

    Глава XII. СЕГМЕНТ РАЗВЛЕЧЕНИЙ
    Традиционные формы индустрии развлечений
    Анимация – новое направление в индустрии развлечений

    Глава XIII. ИГОРНЫЙ БИЗНЕС В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА
     Карты
     Бильярд
     Казино
     Игорный бизнес и Глобальная Сеть
     Правовое регулирование игорного бизнеса в зарубежных странах

    Глава XIV. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ИГОРНОГО БИЗНЕСА
     История становления игорного бизнеса в России
     Бильярд в России

    Глава XV. ТУРОПЕРАТОРЫ И ТУРАГЕНТЫ КАК СЕГМЕНТ ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА
    Туроператоры – ключевое звено туристского комплекса
    Турагенты – роль и функции в туристском комплексе

     

    Раздел V. ТУРИЗМ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МАКРОЭКОНОМИКИ

    Глава XVI. ВЛИЯНИЕ ТУРИЗМА НА ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
     Туризм и ВНП
     Косвенное воздействие туризма на национальную экономику
    Туризм и национальное богатство страны

    Глава XVII. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА
    Экономические показатели развития туризма
     Основные показатели экономической эффективности предприятий туристского комплекса

    Раздел VI. ТУРИЗМ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

    Глава XVIII. ТУРИЗМ И МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ
     Меркантилистская теория и развитие туризма
    Теория абсолютных преимуществ и перспективы развития туризма
     Туризм и теория сравнительных преимуществ
     Теория соотношения факторов и туристские потоки между странами
     Теория жизненного цикла продукта и туризм
     Туризм и другие теории международной торговли

    Глава XIX. ТУРИЗМ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА
     Роль и значение туризма в миграциях капитала
    Туризм и аккумуляция капитала в оффшорных зонах
    Туризм и миграция человеческого капитала
     Туризм и другие формы международных экономических отношений

     

    Раздел VII. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ГОСУДАРСТВО

    Глава XX. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ, ТУРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ГОСУДАРСТВО И РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА
     Транснациональные корпорации как экономические институты и глобализация индустрии международного туристского комплекса
     Туристские организации – корпоративные действующие лица на туристском рынке
     Государство и развитие туристского бизнеса

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

    ВВЕДЕНИЕ

     

    Потребности динамичного включения туризма и его экономики в национальное, региональное и мировое хозяйство представляют собой одну из важных закономерностей конца XX – начала XXI вв. Эта закономерность становится еще более рельефной в результате экономических и политических реформ, проходящих в нашей стране и странах Центральной и Восточной Европы, которые при решениях сложных внутренних задач могли бы с большей эффективностью использовать включение туризма в национальные и региональные экономики, в международное разделение труда и тем самым превратить туризм в важный фактор экономического роста.

    Практическое признание тезиса о том, что экономика туризма -органическая часть национального, регионального и мирового хозяйства, требует не только внесения глубоких качественных изменений и дополнений в сам ее предмет, но и пересмотра многих положений самого предмета экономики туризма, изучаемого в рамках туристики в вузах туристского профиля.

    Выход российских предприятий туристского комплекса на международный рынок, вхождение иностранных корпораций туристского профиля в формирование отечественного туристского рынка выявили множество проблем, ранее не встречавшихся в туристской практике. Стало ясно, что в странах СНГ не хватает специалистов, обладающих необходимыми теоретическими и практическими знаниями для работы в условиях туристского рынка, тем более, международного. Теоретическое же осмысление возникающих в экономике туризма проблем, в свою очередь, серьезно запаздывает от комплексно, неопределенно и быстротечно меняющейся туристской практики. В результате такого запаздывания, как свидетельствует анализ отечественной научной и учебной литературы, российская экономика туризма страдает определенной ограниченностью, неполнотой, отсутствием целостного представления о ее структуре; ее месте и роли в национальной, региональной и мировой экономике, в развитии предпринимательства; ее роли и значении в качестве существенного фактора, влияющего на экономический рост.

    Данные обстоятельства, с одной стороны, оказывают серьезное негативное влияние на разработку и принятие крупных решений в сфере экономики и политики туризма, с другой – затрудняют изучение данного курса в вузах туристского профиля.

    Исходя из изложенного, авторы данной книги и предприняли попытку устранить основные из указанных недостатков.

    Книга предназначена для студентов и аспирантов, изучающих экономику туризма.

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

     

    Александрова А.Ю. Международный туризм: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.

    Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1999.

    Балин И.В. В мире бильярда. М.: РИНЕЛ-ПРИНТ, 1997.

    Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: перевозки. – СПб.: Издательский дом «Герда», 2001.

    Ефимова О.В. Финансовый анализ. 3-е изд., перераб. и. доп. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 1999.

    Игорный бизнес. Пер. с англ. и фр. / НВЦ «Библиомаркет»; Ред. сост. А.В. Пурник. – М.,1994.

    Квартальнов В.А. Биосфера и туризм [в 5-ти т.] – М.: Наука, 2002.

    Квартальнов В.А. Культурный туризм для мира и развития: вступление в XXI век: Основной доклад и рекомендации межд. науч. конф.: Проект, г. Москва, 26 – 28 сентября, 2000 г. М.: РИБ «Турист», 2000.

    Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. Квартальнов В.А. Туризм как явление мировой экономики // Дополнительное образование, 2000, № 7 – 8 (И), с. 3 – 13.

    Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика: Избр. труды, [в 5-ти т.] – М.: Финансы и статистика, 1998.

    Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001.

    Козырев Е.М. Туристская рента. – М.: Финансы и статистика.

    Ключников А.В. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001.

    Культурный туризм для мира и развития: Сб. докл. и тез. сообщ. межд. науч. конф., г. Москва, 26 – 28 сентября 2000 г. – М.: РИБ «Турист», 2000.

    Ломакин В.К. Мировая экономика. – М., 1998.

    Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2000.

    Наговицин А.Г. Валютная политика. – М.: Экзамен, 2000.

    Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ПРОМО-Медиа, 1995.

    Основы туристской деятельности: Учебник / Г.И. Зорина, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др.; сост. Е.Н. Ильина. – М.: Советский спорт, 2000.

    Павлюкова Т. Бизнес казино. Крупье. Серия «Учебный курс». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

    Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 1998.

    Предпринимательство: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Шандара. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

    Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2000. Пугиев В.Г. Профсоюзы и туризм (Доклады и выступления). – М.: Советский спорт, 1998.

    Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: «Ось-89», 1997.

    Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000.

    Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. / Авт.-сост., авт. предисл. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М. – Афины: INFOGROUP, 1994.

    Туристский терминологический словарь: Справочно-методическое пособие. / Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Советский спорт, 1999.

    Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД», 1993.

    Черных Н.Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов: Учебн. пособие. – М.: Советский спорт, 2002.

    Экономика современного туризма: Рыночное регулирование. Основы управления и маркетинга. Бухгалтерский учет и налогообложение. / Под ред. Г.А.Карповой. – М.: СПб. ИТД «Герда», 1998.

    Перро С. Вехи развития мирового туризма. // Отель. HOTEL, №12/1, 2001, с. 27.

    Федорцов В. Игра в карты по-крупному. // Иностранец, 2002, № 25, 16 июля, с. 25. Россия в цифрах, 2001.

    Бухвалъд Е., Виленский А. Развитие и поддержка малого бизнеса (опыт Венгрии и уроки для России). // Вопросы экономики, 2002, № 7.

    Дадашев А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. Эффективность поддержки малого предпринимательства. // Вопросы экономики, 2002, № 7.

    Зотов В.Р. История карточной игры // Новь, 1986, № 12 – 13. Коммерсант. Власть, 2001. Коммерсант. Деньги, 2001.

    Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России. – Вопросы экономики, 2002, № 7.

    HOTEL-ОТЕЛЬ. 2000 – 2001 гг.

    Тихомирова А. Инвестиционный климат в России: региональные рейтинги и риски. -

    М. ФФПМП, 1997.

    Турбизнес. 2000 – 2001 гг. Туриинфо. 2000 – 2001 гг.

    Фань Чунь Юн. Государственная поддержка малых и средних предприятий в Китае // Вопросы экономики, 2002, № 7.

    Ходов Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации. // Вопросы экономики, 2002, № 7.

    Эксперт, 1999.

    State of Small and Medium Sized Business in Hungary. Annual Report, 2000.

    http://www.assist.ru/

    http://www.avangard.ru/

    http://www.avtobank.ru/

    http://www.bbin.ru/

    http://www.cpbstat.ru

    httpY/www.cyberplat.com/

    http //www dixi ru/

    http //www ellipsbank ru/

    http //www eht ru/http //www enb ru/

    http //www gahleo ru/

    http //www guta ru/

    http //www korona net

    http //www locator tver ru/

    http //www opencity ru/biggame

    http //www paycash ru/

    http //www PayLme ru

    http //www paybot com/

    http //www psit ru

    http //www remass ru

    http //www russianshoppmg com/

    http //www sbrf ru

    http //www stbcard ru

    http //www vest com/

    http //www webmoney ru/

    http //www wn ru/fmance/news/