Ю.В. Тёмный, Л.Р. Тёмная
ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА
УЧЕБНИК
Допущено Государственным комитетом
Российской Федерации по физической культуре и спорту
в качестве учебника для вузов туристского профиля
Москва 2003
Рецензенты:
доктор экономических наук, профессор, ректор Камского института
(академии) М.Ф. Ганеев;
доктор педагогических наук, профессор, проректор РМАТ В.Д. Чепик,
кафедра экономики и менеджмента Волжско-Камского филиала РМАТ.
Тёмный Ю.В., Тёмная Л.Р.
Г32 Экономика туризма: Учебник. М.: Советский спорт, 2003. - 416 с.
В настоящем издании рассмотрены теоретические и практические проблемы экономики туризма, раскрыта роль, и значение туризма в механизме эволюции денег; выявлены специфические особенности туризма как предпринимательской сферы; исследована структура туристского комплекса в отечественной экономике, дана система показателей оценки деятельности предприятий туристского комплекса и их эффективности; показаны особенности функционирования туризма на уровне мезоэкономики, макроэкономики и метаэкономики.
Для студентов, аспирантов и молодых преподавателей, интересующихся экономическими проблемами туризма.
ISBN 5-85009-777-5
УДК 338.48
ББК 65.43 Т32
Редактор А.А. Алексеев
Художник Е.А. Ильин
Художественный редактор С.А. Чернецова
Корректор В.К. Ячковская Компьютерная верстка Ю.С. Асеевой
Лицензия ЛР № 040935 от 30 12 98 г
Подписано в печать 26 03 2003
Формат 70x100 1/16 Печать офсетная Бумага офсетная
Усл. печ. л. 33,8 уч. изд. л. 39,0 Тираж 1500 экз.
Изд. № 682 С-20 Заказ № 1264
Издательство «Советский спорт»
105064, Москва, ул. Казакова, 18
Тел (095) 261-50-32
Отпечатано с готовых диапозитивов
в ООО «Полиграфист»
160010, Вологда, ул. Челюскинцев, 3
Тел (8172) 72-55-31
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ ТУРИЗМА
Глава I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗНАЧЕНИИ И СОСТОЯНИИ ЭКОНОМИКИ ТУРИЗМА Трудности становления Краткая характеристика российской экономики туризма
Глава II. ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА: ПРЕДМЕТ И МЕТОД Предмет экономики туризма Методология и специфика экономики туризма
Раздел II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ТУРИЗМА
Глава III. ТУРИЗМ И ТЕОРИЯ ТОВАРА И ДЕНЕГ Туристский продукт как экономическая категория Туризм и его влияние на возникновение и эволюцию денег Пластик – продукт индустрии туризма и гостеприимства Банковский пластик и туризм Виртуальные путешествия и расчеты по ним Туризм и основные игроки современного финансового рынка России, их инструменты
Глава IV. ТУРИСТСКИЙ РЫНОК. СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ Определение понятия «туристский рынок» Функции и роль туристского рынка
Глава V. СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИСТСКОГО РЫНКА: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ Многокритериальный характер системы и структуры туристского рынка Сущность и основные элементы инфраструктуры туристского рынка
Глава VI. МЕХАНИЗМ ТУРИСТСКОГО РЫНКА И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЦЕНА Механизм туристского рынка и его элементы. Конкуренция и монополии Спрос и факторы, его определяющие Предложение и его кривая
Раздел III. ТУРИЗМ И ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Глава VII. ТУРИЗМ – СФЕРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ Особенности строительства предпринимательской сферы в туризме Виды предпринимательской деятельности в туризме и формы ее организации
Глава VIII. ТУРИЗМ – ПРИОРИТЕТНАЯ СФЕРА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Значение малого предпринимательства в рыночной экономике Проблемы развития малого предпринимательства в отечественном туризме
Глава IX. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Процедуры отбора и реализации предпринимательских идей Процедуры организации и развития нового предприятия
Раздел IV. ТУРИСТСКИЙ КОМПЛЕКС – МНОГООТРАСЛЕВАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Глава X. СЕГМЕНТ ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК Авиаперевозки и основные перевозчики Железнодорожные перевозки Автобусные и автомобильные перевозки Водные перевозки и основные перевозчики
Глава XI. СЕГМЕНТ РАЗМЕЩЕНИЯ И ПИТАНИЯ Особенности российского комплекса гостиничных услуг Гостиничный сектор города Москвы. Состояние и направления развития Санкт-Петербург. Характеристика гостиниц и других объектов размещения туристов Индустрия питания
Глава XII. СЕГМЕНТ РАЗВЛЕЧЕНИЙ Традиционные формы индустрии развлечений Анимация – новое направление в индустрии развлечений
Глава XIII. ИГОРНЫЙ БИЗНЕС В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА Карты Бильярд Казино Игорный бизнес и Глобальная Сеть Правовое регулирование игорного бизнеса в зарубежных странах
Глава XIV. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ИГОРНОГО БИЗНЕСА История становления игорного бизнеса в России Бильярд в России
Глава XV. ТУРОПЕРАТОРЫ И ТУРАГЕНТЫ КАК СЕГМЕНТ ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА Туроператоры – ключевое звено туристского комплекса Турагенты – роль и функции в туристском комплексе
Раздел V. ТУРИЗМ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МАКРОЭКОНОМИКИ
Глава XVI. ВЛИЯНИЕ ТУРИЗМА НА ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ Туризм и ВНП Косвенное воздействие туризма на национальную экономику Туризм и национальное богатство страны
Глава XVII. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА Экономические показатели развития туризма Основные показатели экономической эффективности предприятий туристского комплекса
Раздел VI. ТУРИЗМ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
Глава XVIII. ТУРИЗМ И МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ Меркантилистская теория и развитие туризма Теория абсолютных преимуществ и перспективы развития туризма Туризм и теория сравнительных преимуществ Теория соотношения факторов и туристские потоки между странами Теория жизненного цикла продукта и туризм Туризм и другие теории международной торговли
Глава XIX. ТУРИЗМ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА Роль и значение туризма в миграциях капитала Туризм и аккумуляция капитала в оффшорных зонах Туризм и миграция человеческого капитала Туризм и другие формы международных экономических отношений
Раздел VII. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ГОСУДАРСТВО
Глава XX. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ, ТУРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ГОСУДАРСТВО И РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА Транснациональные корпорации как экономические институты и глобализация индустрии международного туристского комплекса Туристские организации – корпоративные действующие лица на туристском рынке Государство и развитие туристского бизнеса
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Потребности динамичного включения туризма и его экономики в национальное, региональное и мировое хозяйство представляют собой одну из важных закономерностей конца XX – начала XXI вв. Эта закономерность становится еще более рельефной в результате экономических и политических реформ, проходящих в нашей стране и странах Центральной и Восточной Европы, которые при решениях сложных внутренних задач могли бы с большей эффективностью использовать включение туризма в национальные и региональные экономики, в международное разделение труда и тем самым превратить туризм в важный фактор экономического роста.
Практическое признание тезиса о том, что экономика туризма -органическая часть национального, регионального и мирового хозяйства, требует не только внесения глубоких качественных изменений и дополнений в сам ее предмет, но и пересмотра многих положений самого предмета экономики туризма, изучаемого в рамках туристики в вузах туристского профиля.
Выход российских предприятий туристского комплекса на международный рынок, вхождение иностранных корпораций туристского профиля в формирование отечественного туристского рынка выявили множество проблем, ранее не встречавшихся в туристской практике. Стало ясно, что в странах СНГ не хватает специалистов, обладающих необходимыми теоретическими и практическими знаниями для работы в условиях туристского рынка, тем более, международного. Теоретическое же осмысление возникающих в экономике туризма проблем, в свою очередь, серьезно запаздывает от комплексно, неопределенно и быстротечно меняющейся туристской практики. В результате такого запаздывания, как свидетельствует анализ отечественной научной и учебной литературы, российская экономика туризма страдает определенной ограниченностью, неполнотой, отсутствием целостного представления о ее структуре; ее месте и роли в национальной, региональной и мировой экономике, в развитии предпринимательства; ее роли и значении в качестве существенного фактора, влияющего на экономический рост.
Данные обстоятельства, с одной стороны, оказывают серьезное негативное влияние на разработку и принятие крупных решений в сфере экономики и политики туризма, с другой – затрудняют изучение данного курса в вузах туристского профиля.
Исходя из изложенного, авторы данной книги и предприняли попытку устранить основные из указанных недостатков.
Книга предназначена для студентов и аспирантов, изучающих экономику туризма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Александрова А.Ю. Международный туризм: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1999.
Балин И.В. В мире бильярда. М.: РИНЕЛ-ПРИНТ, 1997.
Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: перевозки. – СПб.: Издательский дом «Герда», 2001.
Ефимова О.В. Финансовый анализ. 3-е изд., перераб. и. доп. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 1999.
Игорный бизнес. Пер. с англ. и фр. / НВЦ «Библиомаркет»; Ред. сост. А.В. Пурник. – М.,1994.
Квартальнов В.А. Биосфера и туризм [в 5-ти т.] – М.: Наука, 2002.
Квартальнов В.А. Культурный туризм для мира и развития: вступление в XXI век: Основной доклад и рекомендации межд. науч. конф.: Проект, г. Москва, 26 – 28 сентября, 2000 г. М.: РИБ «Турист», 2000.
Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. Квартальнов В.А. Туризм как явление мировой экономики // Дополнительное образование, 2000, № 7 – 8 (И), с. 3 – 13.
Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика: Избр. труды, [в 5-ти т.] – М.: Финансы и статистика, 1998.
Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001.
Козырев Е.М. Туристская рента. – М.: Финансы и статистика.
Ключников А.В. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001.
Культурный туризм для мира и развития: Сб. докл. и тез. сообщ. межд. науч. конф., г. Москва, 26 – 28 сентября 2000 г. – М.: РИБ «Турист», 2000.
Ломакин В.К. Мировая экономика. – М., 1998.
Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2000.
Наговицин А.Г. Валютная политика. – М.: Экзамен, 2000.
Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ПРОМО-Медиа, 1995.
Основы туристской деятельности: Учебник / Г.И. Зорина, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др.; сост. Е.Н. Ильина. – М.: Советский спорт, 2000.
Павлюкова Т. Бизнес казино. Крупье. Серия «Учебный курс». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 1998.
Предпринимательство: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Шандара. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.
Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2000. Пугиев В.Г. Профсоюзы и туризм (Доклады и выступления). – М.: Советский спорт, 1998.
Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: «Ось-89», 1997.
Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000.
Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. / Авт.-сост., авт. предисл. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М. – Афины: INFOGROUP, 1994.
Туристский терминологический словарь: Справочно-методическое пособие. / Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Советский спорт, 1999.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД», 1993.
Черных Н.Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов: Учебн. пособие. – М.: Советский спорт, 2002.
Экономика современного туризма: Рыночное регулирование. Основы управления и маркетинга. Бухгалтерский учет и налогообложение. / Под ред. Г.А.Карповой. – М.: СПб. ИТД «Герда», 1998.
Перро С. Вехи развития мирового туризма. // Отель. HOTEL, №12/1, 2001, с. 27.
Федорцов В. Игра в карты по-крупному. // Иностранец, 2002, № 25, 16 июля, с. 25. Россия в цифрах, 2001.
Бухвалъд Е., Виленский А. Развитие и поддержка малого бизнеса (опыт Венгрии и уроки для России). // Вопросы экономики, 2002, № 7.
Дадашев А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. Эффективность поддержки малого предпринимательства. // Вопросы экономики, 2002, № 7.
Зотов В.Р. История карточной игры // Новь, 1986, № 12 – 13. Коммерсант. Власть, 2001. Коммерсант. Деньги, 2001.
Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России. – Вопросы экономики, 2002, № 7.
HOTEL-ОТЕЛЬ. 2000 – 2001 гг.
Тихомирова А. Инвестиционный климат в России: региональные рейтинги и риски. -
М. ФФПМП, 1997.
Турбизнес. 2000 – 2001 гг. Туриинфо. 2000 – 2001 гг.
Фань Чунь Юн. Государственная поддержка малых и средних предприятий в Китае // Вопросы экономики, 2002, № 7.
Ходов Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации. // Вопросы экономики, 2002, № 7.
Эксперт, 1999.
State of Small and Medium Sized Business in Hungary. Annual Report, 2000.
http://www.assist.ru/
http://www.avangard.ru/
http://www.avtobank.ru/
http://www.bbin.ru/
http://www.cpbstat.ru
httpY/www.cyberplat.com/
http //www dixi ru/
http //www ellipsbank ru/
http //www eht ru/http //www enb ru/
http //www gahleo ru/
http //www guta ru/
http //www korona net
http //www locator tver ru/
http //www opencity ru/biggame
http //www paycash ru/
http //www PayLme ru
http //www paybot com/
http //www psit ru
http //www remass ru
http //www russianshoppmg com/
http //www sbrf ru
http //www stbcard ru
http //www vest com/
http //www webmoney ru/
http //www wn ru/fmance/news/
|