Юридические исследования - Управление персоналом А.П. Егоршин -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: Управление персоналом А.П. Егоршин


    Книга посвящена актуальным проблемам управления персоналом на предприятиях и в организациях. Рассмотрена система работы с персоналом во взаимосвязи кадровой политики, подбора, оценки, расстановки, адаптации и обучения персонала.

    Изложены новые подходы к организации работы с персоналом на основе разработки философии организации и структуры персонала, регламентации и научной организации труда, основы теории лидерства и формирования коллектива.

    Освещены важные вопросы мотивации и потребностей, систем оплаты труда, методов управления персоналом и оценки эффективности работы персонала в условиях рыночной экономики и демократизации общества.

    Предназначается для студентов и слушателей всех форм обучения, аспирантов и преподавателей, для руководителей и специалистов предприятий, занимающихся вопросами управления персоналом, предпринимателей, специалистов консалтинговых и рекрутинговых организаций.


    А.П. Егоршин

     

    Управление персоналом

     

    Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебника

    для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Управление персоналом" и "Менеджмент организации"

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Нижний Новгород

    2003

     


     


     

    ЕГОРШИН Александр Петрович родился в 1947 г. В 1971 г. закончит промышленно-экономический факультет Горьковского государственного университета. Научная карьера началась в инженерно-строительном институте, где был пройден путь от инженера до профессора.

    В 1980 г. защитил кандидатскую, а в 1991 г. – докторскую диссертации по проблеме формирования гибкого аппарата управления предприятием. С 1993 г. – профессор. В 1997 г. присвоено звание заслуженного деятеля науки РФ. Имеет более 200 публикаций, в том числе 10 монографий и книг. Лауреат премии Нижнего Новгорода в области образования (2000 г.).

    В 1988 г. организовал первую частную школу менеджмента в Волго-Вятском регионе и в настоящее время является ректором Нижегородского института менеджмента и бизнеса (НИМБ), который закончили более 15000 руководителей и специалистов.

    Руководил переводом на новые условия хозяйствования и готовил специалистов для 40 крупных российских предприятий и организаций, среди которых Заволжский моторный завод (ЗМЗ), Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). Борский стекольный завод (БСЗ). ОАО "Запсибгазпром", Администрация Нижнего Новгорода и Кирова.

    Стажировался в крупных зарубежных компаниях и ведущих школах бизнеса в США, Великобритании, Германии, Испании, Бельгии, Италии.

     

     

    ББК 65.050.9(2)2

    Е28

     

    Рецензенты: Буренин В.А. – д-р. эконом, наук, проф., ректор Высшей коммерческой школы при Министерстве экономического развития и торговли РФ.

    Кручинин В.А. – д-р. психол. наук, проф., заслуженный работник высшей школы РФ, проректор Нижегородского института менеджмента и бизнеса.

    Одегов Ю.Г. – д-р. эконом, наук, проф., заслуженный деятель науки РФ, зав. кафедрой экономики труда и управления персоналом Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.

     

    Егоршин А.П.

    Е 28

    Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2003. – 720 с.

    ISBN 5-901335-06-6

     

    Книга посвящена актуальным проблемам управления персоналом на предприятиях и в организациях. Рассмотрена система работы с персоналом во взаимосвязи кадровой политики, подбора, оценки, расстановки, адаптации и обучения персонала.

    Изложены новые подходы к организации работы с персоналом на основе разработки философии организации и структуры персонала, регламентации и научной организации труда, основы теории лидерства и формирования коллектива.

    Освещены важные вопросы мотивации и потребностей, систем оплаты труда, методов управления персоналом и оценки эффективности работы персонала в условиях рыночной экономики и демократизации общества.

    Предназначается для студентов и слушателей всех форм обучения, аспирантов и преподавателей, для руководителей и специалистов предприятий, занимающихся вопросами управления персоналом, предпринимателей, специалистов консалтинговых и рекрутинговых организаций.

     

    ББК 65.050.9(2)2

     

    © Егоршин Александр Петрович, 1997, 1999, 2001, 2003.

    © Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, 1997,

    1999, 2001, 2003.

    ISBN 5-901335-06-6

    Светлой памяти моей матери

    Анастасии Алексеевны посвящаю

     

    ЕГОРШИН Александр Петрович

     

    УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

    Редакторы Ю.А. Загрянский, Е.А. Костромина

    Корректоры Е.А. Костромина, Е.Б. Носова

    Компьютерная верстка М.В. Вдовина, А.К. Зайцева, В.В. Кассихина

     

    Подписано в печать 30.10.2002. Формат 70 х 108 1/16. Гарнитура “Таймс”.

    Бумага офсетная 60 г/м2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 45. Уч.-изд. л. 52,2.

    Тираж 10000 экз. Заказ № 2242.

     

    Нижегородский институт менеджмента и бизнеса,

    603950, Н. Новгород, Окский съезд, 4.

    Лицензия ИД № 05573 от 09 августа 2001 г.

     

    "Чебоксарская типография № 1"

    г. Чебоксары, пр. Яковлева, 15

     

     

    СОДЕРЖАНИЕ

    ПРЕДИСЛОВИЕ.

     

    ГЛАВА 1. СИСТЕМА РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ.

    1.1. Персонал как система

    1.1.1. Рынок трудовых ресурсов

    1.1.2. Классификация персонала по категориям

    1.1.3. Анализ концепций управления персоналом

    1.1.4. Взаимосвязь подсистем работы с персоналом

    1.1.5. Особенности управления персоналом в США и Японии

    1.2. Кадровая политика

    1.2.1. Типы власти в обществе

    1.2.2. Стиль руководства

    1.2.3. Концептуальные кадровые документы

    1.2.4. Качества российского работника

    1.2.5. Современная кадровая политика

    1.3. Подбор персонала

    1.3.1. Расчет потребности в персонале

    1.3.2. Модели рабочих мест

    1.3.3. Профессиональный отбор персонала

    1.3.4. Собеседование

    1.3.5. Формирование резерва кадров

    1.3.6. Конкретная ситуация "Доверяй, но проверяй"

    1.3.7. Деловая игра "Подбор персонала"

    1.4. Оценка персонала

    1.4.1. Методы оценки персонала

    1.4.2. Оценка потенциала работника

    1.4.3. Оценка индивидуального вклада

    1.4.4. Аттестация кадров

    1.4.5. Деловая игра "Аттестация"

    1.5. Расстановка персонала

    1.5.1. Принципы и методы расстановки персонала

    1.5.2. Типовые модели карьеры

    1.5.3. Планирование карьеры

    1.5.4. Условия и оплата труда

    1.5.5. Движение персонала

    1.5.6. Конкретная ситуация "Конфликт"

    1.6. Адаптация персонала

    1.6.1. Критерии адаптации персонала

    1.6.2. Испытательный срок

    1.6.3. Адаптация молодых специалистов

    1.6.4. Наставничество и консультирование

    1.6.5. Развитие человеческих ресурсов

    1.6.6. Деловая игра "Вступление в должность начальника цеха".

    1.7. Обучение персонала

    1.7.1. Система российского образования

    1.7.2. Профессиональная подготовка

    1.7.3. Повышение квалификации

    1.7.4. Переподготовка кадров

    1.7.5. Программа "Магистр управления"

    1.7.6. Как выбрать образовательное учреждение?

     

    ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ

    2.1. Философия организации

    2.1.1. Основные элементы философии

    2.1.2. Зарубежный опыт

    2.1.3. Российский опыт

    2.1.4. Примерная философия

    2.2. Структура персонала

    2.2.1. Организационная структура

    2.2.2. Функциональная структура

    2.2.3. Ролевая структура

    2.2.4. Социальная структура

    2.2.5. Штатная структура

    2.2.6. Деловая игра "Структура"

    2.3. Регламентация управления

    2.3.1. Правила внутреннего трудового распорядка

    2.3.2. Положения о подразделениях

    2.3.3. Должностные инструкции

    2.3.4. Трудовые договоры с персоналом

    2.4. Научная организация труда

    2.4.1. Организация рабочего места

    2.4.2. Целевое планирование

    2.4.3. Техника личной работы

    2.4.4. Нормирование труда

    2.5. Основы лидерства

    2.5.1. Сущность и отношения лидерства

    2.5.2. Теория лидерских качеств

    2.5.3. Поведенческое лидерство

    2.5.4. Ситуационное лидерство

    2.5.5. Работа с "трудным" руководителем

    2.6. Формирование коллектива

    2.6.1. Коллектив как социальная группа

    2.6.2. Характеристика социальных групп

    2.6.3. Программа создания коллектива

    2.6.4. Построение эффективной команды

    2.6.5. Деловая игра "Выборы руководителя"

     

    ГЛАВА 3. МОТИВАЦИЯ, ОПЛАТА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

    3.1. Мотивация и потребности

    3.1.1. Анализ теорий мотивации

    3.1.2. Материальные и духовные потребности

    3.1.3. Развитие личности человека

    3.1.4. Качество трудовой жизни

    3.2. Оплата труда

    3.2.1. Теория оплаты труда

    3.2.2. Системы оплаты труда

    3.2.3. Опыт оплаты труда

    3.2.4. Положение об оплате труда персонала

    3.3. Методы управления

    3.3.1. Административные методы

    3.3.2. Экономические методы

    3.3.3. Социологические методы

    3.3.4. Психологические методы

    3.4. Коммуникации и этикет

    3.4.1. Эффективные коммуникации

    3.4.2. Техника ведения переговоров

    3.4.3. Дипломатический этикет

    3.4.4. Светский этикет

    3.5. Эффективность работы персонала

    3.5.1. Методики и критерии эффективности

    3.5.2. Балльная оценка эффективности работы организаций (БОЭРО)

    3.5.3. Комплексная оценка управленческого труда (КОУТ)

    3.5.4. Оценка по коэффициенту трудового вклада (КТВ)

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    ГЛОССАРИЙ

     

    ЛИТЕРАТУРА

     

    Предисловие


    Руководителю

    Современный этап развития экономики России характеризуется ростом безработицы и незанятости трудоспособного населения, острым дефицитом высококвалифицированных менеджеров и специалистов универсального типа, изменением требований к персоналу предприятия и кадровой политики. Известный девиз "Кадры решают все!" в условиях демократизации общества приобретает второе дыхание.

    В последние годы появились интересные книги по управлению персоналом, однако, многие руководители осознали, что американский, японский, немецкий опыт менеджмента в чистом виде не годится для русского человека и современного состояния российской экономики. Ощущается дефицит отечественных книг по современному управлению персоналом, построенных на теории менеджмента и российском опыте работы с кадрами.

    Вместе с тем остается дефицит профессиональных знаний и умений в области управления персоналом у значительного числа директоров предприятий, руководителей подразделений, менеджеров и специалистов кадровых служб, особенно в малом и среднем бизнесе. Для тех, кто пришел в бизнес в начале XXI века и стремится овладеть современной технологией в работе с персоналом, нужны практические знания, схемы решения конкретных ситуаций, нормативные документы для российского предприятия и рекомендации по применению зарубежного опыта.

    Предлагаемая книга полезна и интересна руководителю, поскольку содержит

    во-первых, нормативные документы, положения, регламенты и инструкции по работе с персоналом, которые можно использовать в работе предприятий ("Философия". "Вакансия". "Подбор", "Оценка", "Аттестация". "Контракт" и др.);

    во-вторых, опыт профессионального менеджера, создавшего четыре успешно работающие организации и консультировавшего в переводе на новые условия хозяйствования 30 российских предприятий, из которых Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), Заволжский моторный завод (ЗМЗ), Борский стекольной завод (БСЗ) известны всем, кто ездит на отечественных автомобилях;

    в-третьих, критический анализ зарубежного опыта менеджмента и работы с персоналом в крупных компаниях ("Ford", "Nissan", "Mitsubishi", "Sony", "Mark & Spencer" и др.).

    Преподавателю

    Курс "Управление персоналом" в соответствии с государственным образовательным стандартом вошел в программы подготовки бакалавров, специалистов и магистров управления. С середины 90-х гг. он предлагается в краткосрочных программах повышения квалификации. С 2000 г. введена новая специальность "Управление персоналом". Управление персоналом – столь обширная область науки и практики управления, что часто преподаватели вынуждены сосредотачиваться на отдельных концептуальных вопросах, методиках и ситуациях, что может сослужить плохую службу студентам и слушателям.

    Преподаватели, читающие данный курс, имеют различное образование и специализируются, как правило, в менеджменте, психологии, социологии, философии, организации и экономике, однако по необходимости учат руководителей управлять персоналом. В идеальном варианте лучшим преподавателем мог бы быть бывший или действующий руководитель предприятия или преподаватель, постоянно стажирующийся в качестве менеджера.

    Предлагаемая книга написана "играющим тренером", совмещающим функции ученого, профессора, директора, вследствие чего она:

    во-первых, базируется на оригинальной научной концепции автора в области гибкого менеджмента, разрабатываемой в течение 30 лет, защищенной кандидатской и докторской диссертациями и изложенной в 10 монографиях и книгах;

    во-вторых, содержит методический инструментарий обучения: деловые и ролевые игры, хозяйственные ситуации, психологические тренинги с "ключами" и рекомендациями по проведению учебного процесса;

    в-третьих, синтезирует опыт крупного организатора бизнес-образования и педагога, в активе которого опыт обучения 12000 человек, в том числе более 2000 руководителей предприятий и организаций.

    Структура книги

    Книга состоит из трех глав.

    В главе 1 "Система работы с персоналом" рассмотрена концепция ее построения во взаимосвязи основных подсистем: кадровой политики, подбора персонала, оценки, расстановки, адаптации и обучения персонала. Все параграфы построены по одной схеме: научная теория, методика, зарубежный и отечественный опыт, нормативные документы, учебное задание, резюме и контрольные вопросы.

    В главе 2 "Организация работы с персоналом" содержится необходимый материал по практической работе с персоналом на предприятиях с различной организационно-правовой формой. Это теория и практика разработки философии предприятия – нового и важного документа, системный подход к структуре персонала предприятия и разработке регламентов управления. Мы посчитали необходимым осмыслить по-новому разделы "Организация труда", "Основы лидерства" и "Формирование коллектива".

    В главе 3 "Мотивация, оплата и эффективность" сконцентрированы вопросы, относящиеся к персоналу, но ранее рассматриваемые в других дисциплинах: философии, экономике труда, менеджменте и психологии. Это вопросы мотивации и потребностей людей, современных систем оплаты труда персонала, методов управления персоналом, коммуникаций и этикета, расчета эффективности работы персонала предприятия и организации.

    Третье издание книги дополнено уточненными статистическими данными, современным методическим инструментарием по адаптации персонала, основам лидерства и организации коммуникации рыночных предприятий. В книге стаю 18 разделов вместо 15 во втором издании.

    Выражение признательности

    Особую признательность хочу выразить моим учителям, которые искренне и бескорыстно помогли мне в научной карьере: кандидату технических наук, профессору, заслуженному строителю РСФСР М.Г. Седову; кандидату технических наук, доценту Л.Н. Лаврецкому; доктору экономических наук, профессору, заслуженному деятелю науки и техники РСФСР B.C. Кабакову.

    Большая помощь в развитии бизнес-образования была оказана моими соратниками: кандидатом экономических наук, профессором В.И. Вихоревым и кандидатом экономических наук, профессором, заслуженным экономистом РФ В.А. Кожиным. Значительный вклад в разработку теории управления персоналом и заполнения "белых пятен" внесли российские профессора: Т.Ю. Базаров, Б.М. Генкин, В.А. Дятлов, Л.И. Евенко, П.В. Журавлев, С.А. Карташов, А.Я. Кибанов, Э.М. Коротков, А.А. Лобанов, Е.В. Маслов, Ю.Г. Олегов. В.А. Поляков, Г.Х. Попов, С.Д. Резник. А.Н. Силин, Э.Е. Старобинский, В.В. Травин, С.В. Шекшня.

    Много ценных идей, предложений, заказов было получено при посещении более 200 предприятий СССР и СНГ и обучении их руководителей и специалистов. Особую признательность выражаю генеральному директору ОАО “ЗМЗ” A.M. Минееву и директорам по персоналу Г.С. Завыленкову, Е.П. Мухину. Е.Г. Знатнову и Ю.Н. Хрисанову. Для этого завода мы совместно подготовили более 2000 руководителей и специалистов и опробовали многие методики и документы.

    Значительную помощь в подготовке рукописи к публикации оказали сотрудники НИМБ А.К. Зайцев, Д.С. Кашканов, Г.Д. Бакина, Н.Ю. Раева, Е.А. Костромина, Т.Д. Гладина, С.Б. Жулидов, Р.С. Ермолаева и М.В. Вдовин, которым я приношу особую благодарность.

    Спасибо за постоянную поддержку моим друзьям и близким людям, прежде всего моей супруге Глафире, без которых мне трудно было бы написать этот учебник.

    Автор

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    На семинарах и презентациях книги "Управление персоналом" автору часто задают принципиальные и "каверзные" вопросы, ответы на которые мы посчитали нужным вынести в заключение.

    1. Чем учебник отличается от других?

    Во-первых, базовой теорией управления персоналом, "красной нитью" проходящей через все 18 разделов (параграфов) книги. Это не компиляция теоретического и практического материала известных западных и российских ученых, собранного "по вкусу" автора путем "сканирования" и довольно часто без ссылок на первоисточник, а оригинальная авторская методология управления персоналом – продукт 30-летней научной деятельности.

    Во-вторых, унифицированным систематическим изложением материала по стандарту "европейского учебника": теория, методика, опыт использования, учебный модуль, резюме, контрольные вопросы. Автор не увлекается изложением состояния вопроса ("кто и что сказал"), описанием эмпирического опыта ("где хорошо с персоналом") или методикой исследования ("как проектировать"), а взвешенно и сбалансированно излагает материал от идеи до практической реализации.

    В-третьих, оптимальное сочетание сложности и глубины материала для различных категорий читателей: студентов, слушателей курсов, аспирантов и преподавателей, с одной стороны, и практических специалистов – инженеров по персоналу, специалистов кадровых агентств, начальников отделов кадров и директоров по персоналу – с другой. Лучший комплимент мне сказала однажды слушатель программы МВА, что ее папа (директор частного предприятия) читает учебник "Управление персоналом" по вечерам как художественную книгу...

    2. Ваш учебник считается классическим?

    Абсолютно верно, т.к. основная масса читателей глубоко изучает дисциплину "Управление персоналом" впервые, и вопрос о написании изысканного элитарного учебника автором и не ставился. В США и Великобритании изданы сотни учебников известных авторов по управлению персоналом (человеческими ресурсами), практически каждый крупный университет имеет свой учебник. В конце 90-х годов в России опубликовано несколько десятков весьма хороших учебников и монографий в этой же области. Однако, как ни прискорбно, нас разделяют с Америкой 25-30 лет в области менеджмента и нужно "пожить в эпохе классицизма".

    3. Как Вы докажете практическую ценность Вашей теории?

    Во-первых, двенадцатилетним опытом директорской работы: сотни принятых и уволенных сотрудников, десятки решенных конфликтов от "бури в стакане воды" до "кораблекрушения", два пережитых "дворцовых переворота", 4 раза избрание в должности директора и ректора, опыт "неудачного объединения" двух коллективов и т.п.

    Во-вторых, результатами 30-летних научных и экспериментальных исследований более чем на 200 предприятиях и организациях России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Так, для разработки модели рабочих мест малого предприятия исследовано 500 разновидностей должностей, матричная модель аттестации персонала разрабатывалась 20 лет, типовые модели служебной карьеры выведены после изучения карьерограмм 700 руководителей и специалистов, методика разработки должностных инструкций с нормированием труда прошла апробацию на опыте более 1000 руководителей.

    Поэтому репрезентативность (достоверность) исследований высокая.

    В-третьих, "чистым экспериментом" в реализации системы работы с персоналом в Нижегородском институте менеджмента и бизнеса (НИМБ). В период с 1995 по 2002 годы объемы произведенных образовательных услуг ежегодно удваивались (выручка и число студентов), темпы роста производительности труда выше, чем темпы роста заработной платы. И это в кризисный период экономики, причем зарплата сотрудников НИМБ примерно вдвое выше, чем в госвузе, и ежегодно индексируется с учетом инфляции. Последние годы НИМБ – рентабельное образовательное учреждение при нулевом госзаказе на бюджетное финансирование и на фоне всеобщего "плача Ярославны" директорского корпуса.

    4. Персонал какого предприятия работает по методике, изложенной в Башей книге?

    Уверен, что отдельные положения используются на многих предприятиях, т.к. 25000 экземпляров первого и второго издания разошлись по всей стране. Нашими постоянными и многолетними деловыми партнерами с 1989 года являются в Нижегородской области ОАО "Заволжский моторный завод" (ген. директор А.М. Минеев) и ОАО "Борский стекольный завод" (ген. директор В.В. Тарбеев). Для них мы подготовили более 2500 руководителей и специалистов, разработали и внедрили проекты "Система работы с персоналом". Но я всегда оговариваюсь, "чистый эксперимент" проведен в НИМБ, т.к. управление персоналом в значительной степени зависит от личности первого руководителя, его знаний и умений, воли и желания...

    5. Почему вуз должен принять за базовый Ваш учебник?

    По трем причинам. Во-первых, оптимальное сочетание таких параметров, как "цена", "объем" и "качество". Опытному руководителю и педагогу это несложно сделать, просто полистав учебник и сравнив его с "толстыми" и "тонкими" книгами. Авторский учебник находится в "золотой середине" (52,2 уч.-изд. л.). Кроме того, существуют оптовые скидки при закупке партий учебников.

    Во-вторых, разработка учебно-методического комплекса для преподавателя, включающего в себя: учебник "Управление персоналом"; методические рекомендации по изучению дисциплины; дискета с электронным мини-учебником; комплект цветных и черно-белых фолий для демонстрации через кодоскоп; "ключи", методики и инструкции для преподавателя по проведению деловых игр и разбору ситуаций; анкеты, тесты и контрольные вопросы для входного, промежуточного и выходного контроля знаний. УМК поставляется по заказу учебных заведений.

    В-третьих, авторские трехдневные семинары по подготовке преподавателей по дисциплине "Управление персоналом", на которых в режиме "творческой мастерской" и тренинга производится обучение преподавателей вузов. Такие семинары были начаты автором в 1998 году и проходят ежеквартально. За эти годы подготовлено около 200 преподавателей вузов и техникумов России, Украины и Казахстана. Выездные семинары для преподавателей проводились в Киевском торгово-экономическом университете (1-й проректор проф. Н.Н. Ушакова) и Самарской образовательной корпорации "XXI век" (ректор проф. В.К. Курочкин), которым автор выражает благодарность.

    6. Каждый студент или слушатель должен иметь на руках "Ваш учебник"?

    Да, поскольку в учебном процессе используется современная технология обучения, построенная на минимуме затрат времени на фиксацию материала. "Студенты лекции не пишут", а активно вовлечены в процесс слушания проблемных лекций и методов активного обучения, где книга является необходимым пособием и, одновременно, "раздаточным материалом".

    В идеальном варианте студенты и слушатели разрабатывают мини-проект по работе с персоналом выбранного ими предприятия или организации. Этот интеллектуальный продукт является "сухим остатком" знаний, который практически сразу может быть использован в практической деятельности. Именно поэтому учебник пригоден для всех форм обучения (очной, вечерней, заочной и дистанционной) и всех категорий читателей.

    7. В условиях бурного НТП и Интернет-технологий учебники являются анахронизмом, нужна мультимедийная технология обучения. Как Вы к этому относитесь?

    Да, мультимедиа в XXI веке будет бурно прогрессировать и займет новую нишу в образовании, особенно – в открытом и дистанционном. Однако способности к самообразованию присутствуют только у четверти обучаемых. Остальным нужен преподаватель и терпеливый наставник к познанию. Как быть, например, со взрослыми слушателями, т.к. многие руководители повседневно не пользуются персональным компьютером?

    У Вас в руках 3-е издание учебника, хотя внешние атрибуты книги практически не изменились: формат, объем, цвет обложки. Да, автор сохраняет марку издания. Однако это переработанное и дополненное издание с учетом мнения более 1600 студентов и слушателей. Новая статистика, новые разделы "адаптация, лидерство и коммуникации", убран второстепенный материал, дополнена литература.

    Искренне буду рад за любые критические пожелания и высказывания по улучшению структуры и содержания материалов книги. "Дорогу осилит идущий...".


  • Описание вытяжки миле здесь.