В.А. ГОНЧАРУК
МАРКЕТИНГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Академия народного хозяйства
при правительстве Российской федерации
Издательство «Дело»
Москва 1998
ББК 65.9(2)-5
Г65
Гончарук В.А.
Г65 Маркетинговое консультирование. – М.: Дело, 1998. – 248 с.
ISBN 5-7749-0077-0
Книга посвящена практике консультирования российских коммерческих предприятии но наиболее актуальным вопросам развития бизнеса (стратегия, opгcтpyктура, маркетинг, реклама). Представлен маркетинговый подход к консультированию, приведены обзоры реально выполненных проектов, методы решения типичных проблем.
Для высшего руководящего состава предприятий, руководителей служб сбыта и маркетинга, внутренних консультационных подразделений
предприятий.
Г 0605010000 - 085
79С(03) – 98
Без объявл.
ББК 65.9(2) – 5 Валерий Анатольевич ГОНЧАРУК
МАРКЕТИНГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Гл. редактор Ю.В. Луиза
Зав. редакцией Г.Г. Кобякова
Редактор Ю.А. Зарянкин
Художник И.Н. Сенько
Компьютерная подготовка оригинал-макета Ю.А. Воронкова
Технический редактор Л.А. Зотова
Корректор А.С. Рогозина
ЛР № 064377 от 04.01.96 г.
Подписано в печать 21.01.98. Формат 60х90'/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 15,5. Уч.- изд. л. 13,8. Тираж 10 000 экз. Зак. и № 49. Им. № 85
Издательство "Дело" 117571. Москва, пр. Вернадского. 82
Отпечатано в Московской типографии № 6 Комитета Российской Федерации по печати. 109088. Москва. Ж-88. Южнопортовая ул. 24
ISBN 5–7749–0077–0 © В.А. Гончарук, 1998
© Издательство "Дело", 1998
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
Проблемы и задачи российских коммерческих предприятий
Предпосылки к применению консультирования
Подходы к консультированию
Мода на консультирование
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Проекты консультирования
Разработка стратегии предприятия
Комплекс "цели – стратегии"
Потенциал предприятия
Рыночные возможности
Прогноз
Детальная проработка стратегий
Оптимизация организационной структуры предприятия
Подход к оптимизации
Предмет оптимизации
Программа оптимизации и отчет консультанта
Экспертиза бизнес-проектов и бизнес-планов
Подход к экспертизе
Предмет экспертизы
Отчет консультанта
Ревизия маркетинга
Разработка рекламных кампаний
СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ
Решение о способе консультировании
Системы оплаты консультирования
Расценки па консультирование
КАЧЕСТВО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Факторы, определяющие качество
Время консультирования
Подход к консультированию
Выбор консультанта
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Злоупотребления (воровство) на предприятии
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Некоторые возможности самодиагностики
ПРЕДИСЛОВИЕ
Консультирование для решения проблем предприятий и повышения эффективности их деятельности пользуется постоянно растущим спросом на российском рынке. Существует и предложение – сотни консультационных организаций и независимых консультантов.
Подходы к консультированию и его методы различны, но их объединяет одно – тотальное отсутствие у заказчика предварительной информации о консультировании. Руководители предприятий, как правило, имеют лишь отрывочные впечатления, почерпнутые из переводных публикаций и коммерческих предложений консультантов. Первые акцентированы в основном на теории, а если и касаются практики, то зарубежной. Вторые носят откровенно рекламный характер и не могут служить надежным источником информации.
Проблема отсутствия информации имеет двусторонний характер: для качественного консультирования необходимо взаимодействие консультанта и заказчика, которое достигается только в случае одинакового понимания своих ролей и целей задания обеими сторонами. Предварительная информированность экономит усилия, время и средства обеих сторон.
Настоящая книга написана для частичного заполнения информационного вакуума в вопросах консультирования. Она посвящена применению маркетингового подхода к консультированию (которому автор, безусловно, отдает предпочтение) на российском рынке и составлена скорее в форме "инструкции по эксплуатации" консультанта руководителями предприятий, чем справочника по консультированию. Для лучшего представления о действительных результатах консультирования в книге приведен обзор реально выполненных консультационных проектов. Дополнительную пользу книга может принести проработкой некоторых общих проблем российских предприятий и предложением путей их решения.
Книга предназначена для высшего руководящего состава предприятий, руководителей служб сбыта и маркетинга, внутренних консультационных подразделений предприятий.
Книга состоит из четырех основных разделов и двух приложений.
В разделе "Консультирование на российском рынке" рассматриваются особенности современной ситуации, некоторые общие предпосылки к применению консультирования, обозначается маркетинговый подход к консультированию.
В разделе "Область применения" рассматривается использование маркетингового консультирования в пяти наиболее распространенных на рынке проектах: разработка стратегии предприятия, оптимизация организационной структуры, ревизия маркетинга, экспертиза бизнес-проектов и бизнес-планов, разработка рекламных кампаний.
В разделе "Способ применения" рассматриваются целесообразность и возможность применения консультирования в различных режимах.
В разделе "Качество консультирования" рассматриваются вопросы выбора консультанта.
В Приложении 1 рассматривается проблема воровства на предприятиях.
В Приложении 2 представлена информация для диагностики некоторых типичных управленческих проблем.
Консультирование рассматривается в книге как временная интенсивная профессиональная помощь, консультант – как человек или организация, оказывающие эту помощь, маркетинговый подход к консультированию или маркетинговое консультирование – как консультирование для достижения предприятием целей путем рационального взаимодействия его с рынком.
Автор благодарит независимых консультантов Ольгу Николаевну Дудченко и Анну Владимировну Мытиль за моральную поддержку при написании книги.
|