|
|
|
 Целью настоящего издания является оказание практической помощи руководителям и работникам предприятий в целях обеспечения своевременного и правильного составления расчетов по налоговым платежам, в том числе и налоговой декларации населения, внесения в бюджет и внебюджетные фонды причитающихся сумм, что позволит на этой основе сэкономить значительные финансовые ресурсы предприятий и граждан. Оно поможет налогоплательщику получить ответ на многие возникающие в практике вопросы налогообложения.
В издание включены все действующие законодательные и нормативные акты по налогообложению, действующие по состоянию на 1 сентября 1992 года. По мере внесения в них изменений, уточнений и поправок издание будет расширяться и дополняться.
Сборник рассчитан на руководителей предприятий и организаций, экономистов, финансистов, бухгалтеров, деловых людей и вообще на широкий круг читателей, желающих начать свое дело или же просто являющихся налогоплательщиками, которым предстоит уже в 1993 году заполнить первую в своей жизни декларацию о доходах.
|
|
|
|
Д.Н.Акуленок (Ассоциация экономических вузов), Т.В.Князева (Государственная налоговая инспекция по г.Москве), В.АЛеднев (Московский международный университет бизнеса и информационных технологий), В.П.Морозов (Московский международный университет бизнеса и информационных технологий), Ю.Б.Рубин (Московский международный университет бизнеса и информационных технологий), В.И.Солдаткин (Московский международный университет бизнеса и информационных технологий), В.П.Ти- хомиров (Московский международный университет бизнеса и информационных технологий), Д.Г.Черник (Государственная налоговая инспекция по г.Москве).
|
НАЛОГОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ (Книга I. Основы налоговой системы. Книга И. Налогообложение юридических лиц. Книга III. Налогообложение финансовой и инвестиционной деятельности. Книга IV. Налогообложение физических лиц) / — М «СОМИНТЭК*, 1993. — 752 с. 13ВХ 5-7958-0007-4
|
0602010000-001 М А05(03)-93
I5ВN 5-7958-0007-4
|
Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы налогообложения предприятий и граждан (юридичн- ских и физических лиц). Принятие Верховным Советом Российской Федерации в 1991 —1992 годах новых законов является продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы в России.
Созданная целостная система налогообложения четко и недвусмысленно устанавливает перечень налогов, которые могут применяться на территории РФ, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, разграничены полномочия органов государственной власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налогов и льгот по ним.
Налоговая система в нашей стране создается практически заново. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.
Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, роста бюджетного дефицита и эмиссии денег. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение. Налогоплательщик, кстати, должен знать и меры предусмотренной законом ответственности за нарушение налогового законодательства. В связи с недостаточно четкой трактовкой отдельных законодательных и инструктивных актов возрастает потребность в компетентном комментировании сложных проблем налогообложения.
|
Целью настоящего издания является оказание практической помощи руководителям и работникам предприятий в целях обеспечения своевременного и правильного составления расчетов по налоговым платежам, в том числе и налоговой декларации населения, внесения в бюджет и внебюджетные фонды причитающихся сумм, что позволит на этой основе сэкономить значительные финансовые ресурсы предприятий и граждан. Оно поможет налогоплательщику получить ответ на многие возникающие в практике вопросы налогообложения.
В издание включены все действующие законодательные и нормативные акты по налогообложению, действующие по состоянию на 1 сентября 1992 года. По мере внесения в них изменений, уточнений и поправок издание будет расширяться и дополняться.
Сборник рассчитан на руководителей предприятий и организаций, экономистов, финансистов, бухгалтеров, деловых людей и вообще на широкий круг читателей, желающих начать свое дело или же просто являющихся налогоплательщиками, которым предстоит уже в 1993 году заполнить первую в своей жизни декларацию о доходах.
|
Н.Я. Петраков, директор Института проблем рынка, президент Ассоциации экономических вузов, академик Российской академии наук
|
По оценкам зарубежных экспертов, западные предприниматели ухитряются скрыть от налогообложения от 10 до 30% своих доходов. По мнению специалистов Государственной налоговой службы России, у нас эта цифра может быть и больше. В прошлом году налоговыми органами было выявлено и доначислено в бюджет 10,6 млрд. рублей (из них только по Москве — 1 млрд. 200 млн.). Активность в поиске утаенных доходов едва ли снизится: до 10 % средств, дополнительно взысканных в ходе проверок, поступает в фонд социального развития налоговой службы.
Сегодня по сути у нас сложилось едва ли не тупиковая ситуация. С одной стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги. С другой — мало кто понимает, как эти налоги взимать. Усилия Государственной налоговой службы по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков, видимо, можно признать героическими. Между тем, налоговый механизм весьма непрост, даже если отвлечься от специфических особенностей переживаемых нашей страной реформ. Об этом свидетельствует мировой опыт. Весьма поучительна, к примеру, американская практика налогообложения.
Для сбора налогов в рамках государственной администрации США существует специальное Бюро внутренних доходов (БВД), созданное еще в середине прошлого века. Это государственный аппарат по налогообложению, который следит за всеми американцами, кто так или иначе зарабатывает и получает деньги. Следит по всем правилам полицейского сыска (в штате насчитывается более 90 тысяч сотрудников против 28 тысяч в начале 50-х годов) и не только с помощью сыщиков, финансовых и юридических экспертов, но и с помощью электронной аппаратуры, инфракрасных лучей и т.п.
Во главе БВД стоит налоговый комиссариат. И если при назначении членов комиссариата не принимается во внимание их партийная принадлежность, то налоговый комиссар обязательно является политическим деятелем, назначаемым президентом из правящей партии. БВД состоит из центрального аппарата и региональных налоговых служб. Центральный аппарат, расположенный в Вашингтоне, включает как
|
бюро самого комиссара и его помощника, так и сотрудников каждого из шести заместителей комиссара. Заместители занимаются вверенными им областями: административной, по сбору налогов, счетной обработки документов, а также контролем за исполнением и вопросами научной организации труда.
Бюро внутренних доходов занимается всеми видами федеральных налогов, общее число которых достигает 200. В связи с постоянным ростом налогового обложения многократно увеличился поток поступающих деклараций. Достаточно сказать, что на рубеже 80—90-х годов аппарату БВД предстояло "справиться" с 93 млн. индивидуальных налоговых деклараций, а общее число единиц обрабатываемой документации превысило уже полмиллиарда! Десятки тысяч постоянных и временно нанятых работников вынуждены буквально пробиваться через тонны бумаги.
Территория США в фискальном плане разделена на девять районов. Региональные службы находятся в Атланте, Бостоне, Чикаго, Цинциннати, Далласе, Нью-Йорке, Омахе, Филадельфии и Сан- Франциско. Каждый из налоговых районов возглавляется комиссаром, подчиняющимся центральной налоговой администрации в Вашингтоне. У регионального налогового комиссара есть несколько заместителей: по административным вопросам, по взиманию налогов, по контролю над доходами и правильным заполнением деклараций, по акцизам на вино и табак, по разбору апелляций на решения нижестоящих налоговых органов. Обычно налоговые декларации направляются непосредственно в региональный центр. Жители Детройта, например, должны посылать свои декларации в город Цинциннати. Налогоплательщики, проживающие в штаге Майами, посылают их в Атланту, главный город штата Джорджия. В составе БВД имеется ревизорское отделение, насчитывающее в своем штате около 19 тыс. экспертов и контролеров. Ежегодно оно отбирает и проверяет примерно 2% из более чем девяти десятков миллионов налоговых деклараций. При этом вначале все декларации проходят общую проверку с помощью контрольных машин на правильность самих расчетов и вычислений и полноту представленных сведений и цифр. Затем декларации поступают для обработки в систему компьютерного отбора.
БВД было вынуждено пойти для выполнения возрастающего объема все более сложных операций на использование быстродействующих электронно-вычислительных машин. В 60-е годы в рамках региональных налоговых органов были созданы вычислительные центры. С тех пор данные обрабатываются на ЭВМ и в зашифрованном на магнитную ленту виде посылаются в центральный вычислительный центр в город Мартинсберг (штат Западная Вирджиния). В последнем имеется единое централизованное досье на всех налогоплателыци-
|
ков, каждому из них присвоен кодовый номер. Здесь отражены все платежи каждого физического и юридического лица. Для ЭВМ рассчитываются такие программы, которые сокращают до минимума формальные возможности утаивания доходов.
Эта система автоматизированной обработки информации в настоящее время распространена повсеместно. Основной целью ее введения было усиление борьбы с нарушениями законодательства. Она работает по весьма сложной программе, которую держат в строгом секрете. Известно только, что здесь применяется метод "сигнальных лимитов", устанавливаемых на некоторые виды сделок, совершаемые налогоплательщиками. Так, превышающие определенные лимиты взносы в благотворительные фонды или расходы на лечение (и те и другие, как правило, должны вычитаться из облагаемой налогом части дохода) привлекают внимание электронного контролера, который направляет такие декларации для выяснения причин отклонений или дальнейшего, более глубокого расследования.
Параллельно существует и система "случайного отбора". По этой системе каждые два года выбирают 40 тыс. налогоплательщиков, декларации которых проверяются более тщательно (по каждой статье и каждой цифре доходов, вычетов, льготных списаний и т.д.). Результаты таких проверок служат в свою очередь основой для уточнения и изменения программы, применяемой в системе компьютерного отбора. При исследовании отобранных деклараций особое внимание обращается на такие операции и сферы деятельности, которые в данное время представляются наиболее перспективными с точки зрения выявления укрываемых доходов. Например, в 80-е годы наиболее тщательной проверке подверглись операции, связанные с "налоговыми убежищами". Результатом проверок ежегодно стало дополнительное начисление налогов, штрафов и процентов за просрочку уплаты налогов около десятка миллиардов долларов. В настоящее время до двух третей всех расследований приводит к дополнительному начислению налогов (по сравнению с 50%, как это было прежде). А каждый доллар, добавочно вложенный в контроль над уплатой налогов, приносит 5 долл. в виде дополнительно начисленных налогов и штрафов.
Под видом создания благоприятных условий для автоматизированной обработки налоговой документации правительство два десятка лет назад ввело более сложный вид декларации, существующей поныне, — "форму 1040' . Теперь налогоплательщики вынуждены еще чаще обращаться за помощью к специалистам, которые берут немалые деньги. В подсчеты включились целые компании — от банков и ссудных касс до универсальных магазинов и контор по учету векселей. Сотрудник одной из таких фирм считает, что правительство по
|
могло им, упразднив маленькую налоговую карточку, — сразу прибавился 21 миллион клиентов.
Новая система финансовой отчетности открыла еще одну возможность для "бизнеса" — приторговывать информацией за счет сведений, получаемых от налогоплательщиков. Владельцы компьютеров охотно идут навстречу пожеланиям страховых компаний и ипотечных банков приобрести информацию о кредитоспособности своих клиентов. Из всех государственных ведомств в США лишь налоговое имеет по закону право требовать от граждан предоставления столь широкого круга сведений, в том числе о их личной жизни, предпринимательской деятельности, имуществе и т.д.
Это основывается на специальном изъятии из пятой поправки к конституции США, запрещающей властям требовать от граждан показаний или предоставления сведений, которые могут быть использованы против них. Одно это изъятие позволяет налоговым властям, по выражению одного из бывших руководителей БВД, накапливать "буквально золотые рудники информации, касающиеся большего числа людей, чем у любого другого ведомства в стране".
Действительно, из налоговых деклараций, представляемых гражданами, кроме указания имени, адреса, персонального шифра в системе социального страхования, числа иждивенцев и размера доходов, можно извлечь также определенные сведения, в том числе о политических и религиозных убеждениях налогоплательщиков (по перечислению организаций и лиц, в чью пользу они делают пожертвования), либо о заболеваниях (по расходам на услуги врачей, в частности на лечение у психиатра, и т.д.), о членстве в профсоюзах, о кредиторах, личном имуществе, инвестициях, вкладах в банках и т.д., и т.п.
Таким образом, в налоговых органах аккумулируется достаточно полная и всесторонняя информация о личной жизни и повседневной деятельности миллионов налогоплательщиков. Если учесть, что плательщиков только федерального подоходного налога в США насчитывается более 100 млн. человек, а в их налоговых декларациях содержатся сведения и о других лицах (иждивенцах, получателях даров и т.д.), то можно заключить, что информация, которой располагают налоговые органы, охватывает практически все взрослое население страны. В конце декабря каждого года Бюро внутренних доходов рассылает почти 100 миллионов так называемых "налоговых пакетов". Каждый из них состоит из брошюры с инструкциями об уплате подоходного налога и вложенных в нее налоговых деклараций. При заполнении декларации налогоплательщик устанавливает для себя, переплатил он налог в прошлом году или недоплатил. В последнем случае недоплата направляется в Бюро. Но если налог бывает переплачен, то после проверки деклараций и поступивших платежей Бюро возвращает излишек в апреле
|
или в мае. Его можно не принимать, попросив учесть как часть платежа за текущий год.
Крайний срок, "черный день" отправки налоговых деклараций и доплаты, если она причитается, — 15 апреля. Если 15-е выпадает на субботу или воскресенье, срок сдвигается на понедельник.
У лиц, получающих зарплату, предприниматель автоматически вычитает из каждого очередного чека (в подавляющем большинстве случаев еженедельного) подоходный налог и перечисляет его в Бюро внутренних доходов. Лица, живущие за счет собственного бизнеса, инвестиций, гонораров и т.п., примерно оценивают свои доходы в текущем году, высчитывают причитающийся налог и выплачивают его в четыре приема, ежеквартально направляя чеки в соответствующее территориальное отделение БВД.
Бывает отнюдь не просто корректно заполнить налоговые документы. В брошюре, которая рассылается в декабре каждого года, 54 страницы составляют инструкции. По мнению БВД, предназначенные брошюры — это стремление создать более точные указания и инструкции, которые легче понять, так как налоговые законы, принятые конгрессом, очень сложны и непонятны большинству людей.
Брошюра-пособие указывает с присущей американцам деловитостью даже на время, необходимое для заполнения деклараций разной степени сложности. На простейшую форму 1040, по подсчетам БВД, нужно 9 часов 17 минут, что касается более сложной, то здесь потребуются дни. Существует масса других уточняющих инструкций.
Для тех, кто не в состоянии разобраться во всем их многообразии,
— к услугам частные толкователи налоговых законов. Их инструкции, представляющие собой толстые книги в мягкой обложке объемом в несколько сот страниц, не рассылаются бесплатно, а продаются в любом супермаркете и пользуются особым спросом в канун "черного дня". Кроме того, существуют адвокатские конторы, которые занимаются подготовкой налоговых деклараций за соответствующую плату.
Все это многообразие форм заполнения деклараций вызвано тем, что разобраться в налоговой системе США (как и других ведущих капиталистических стран) непросто. Поэтому знакомство с ней на самом элементарном уровне начинается уже в старших классах общеобразовательной школы. Бюро внутренних доходов разработало специальный курс, рассчитанный на четырнадцать уроков. В помощь учителю Бюро предлагает шесть разработок, видеокассету и компьютерную программу. Это своего рода введение в налоговедение, которым в отличие от многих других школьных предметов американцу предстоит заниматься всю жизнь.
|
Но и это не все. Есть еще административные инструкции самого Бюро внутренних доходов и имеющие силу прецедента решения Верховного суда США, апелляционных судов, претензионного суда США, федеральных окружных судов и налогового суда США. Число этих решений никто хотя бы примерно оценить не берется.
За неотправку налоговой декларации в срок положен штраф в 5% от не уплаченной в срок суммы за каждый просроченный месяц или часть месяца (то есть даже один день), но штраф не может превышать 25% от всего подоходного налога. Плюс к этим штрафам облагается сам недоплаченный или неуплаченный налог в размере 0,5 или 1 %.
За предоставление неполной информации о доходах или неверное заполнение декларации налагается штраф в размере 500 долларов, за неполную уплату в результате пренебрежения правилами — 5% от неуплаченной суммы плюс 50% от той суммы, на которую выросли бы эти деньги при стандартных банковских ставках, за сознательную попытку недоплатить налоги — 75% от неуплаченной суммы и т.д. В случае со злостными неплательщиками налога законодательство штрафами не ограничивается. Здесь предусмотрено тюремное заключение. Решение выносит суд в зависимости от обстоятельств.
Самый известный судебный процесс такого рода имел место еще в 30-е годы, когда глава чикагских гангстеров Аль Капоне был посажен в тюрьму на 11 лет с уплатой 70 тыс. долларов за нарушение закона о налогах. Подобных шумных дел с тех пор не было, однако часто за неуплату налогов в тюрьму отправляются те, кто, наживаясь на наркотиках, рэкете и другом нелегальном бизнесе, конечно, не указывают в декларациях этих доходов и их источников.
В опубликованном отчете Бюро внутренних доходов отмечается, что в одном лишь 1988 году им завершено 5 тыс. уголовных расследований, в том числе 1239 по делам, связанным с наркотиками. По законченным расследованиям вынесено 2600 приговоров, включая 1520
— к тюремному заключению.
Пять лет назад налоговое управление США объявило о начале компьютеризированной программы "вылавливания" злостных неплательщиков налогов — тех, кто вообще отказывается платить налоги. По оценкам управления, в США их насчитывается около 1 млн. человек. Теперь их налоговые счета, включая налагающийся штраф, будут заполняться компьютерами и отправляться по почте прямо домой нарушителям. Только за счет этого нововведения американские власти планируют собрать дополнительно 2 млрд. долларов.
Налоговое законодательство, призванное рассматривать самые разные ситуации и учитывать самые разные интересы, должно в силу этого быть гибким, готовым к изменениям. Но многие считают сложность и "непостоянность" американского законодательства в данной
|
области его минусом. По мнению менеджера службы новостей "Ком- мерс клиринг хаус" Тимоти Шлитера, "опыт Соединенных Штатов в области налогообложения полезен каждому, кто не хочет повторять наших многочисленных ошибок”. Такова американская действительность. Наша — гораздо сложнее. С конца 1991 года в России произошел настоящий "налоговый переворот". Принят пакет законов, регулирующий налоговые отношения по вертикали. Налоговое законодательство постоянно обновляется. И в предлагаемом вашему вниманию "Налоговом портфеле" содержатся документы, принятые до 1 октября 1992 года. Более поздние документы могут быть высланы читателям в виде приложения к нашей книге при получении нами купона, помещенного в конце.
"Налоговый портфель” входит в серию книг "Портфель делового человека", издаваемую Ассоциацией экономических вузов и Московским международным университетом бизнеса и информационных технологий. Надеемся, что издание поможет вам в вашей работе.
|
В.П. Тихомиров, академик РАТН, вице-президент Ассоциации экономических вузов, ректор Московского международного университета бизнеса и информационных технологий
|
| |
|