Юридические исследования - НАЛОГОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ -

На главную >>>

Корпоративное право: НАЛОГОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ


    Целью настоящего издания является оказание практической помо­щи руководителям и работникам предприятий в целях обеспечения своевременного и правильного составления расчетов по налоговым платежам, в том числе и налоговой декларации населения, внесения в бюджет и внебюджетные фонды причитающихся сумм, что позволит на этой основе сэкономить значительные финансовые ресурсы предприя­тий и граждан. Оно поможет налогоплательщику получить ответ на многие возникающие в практике вопросы налогообложения.

     

     

     

    В издание включены все действующие законодательные и норма­тивные акты по налогообложению, действующие по состоянию на 1 сентября 1992 года. По мере внесения в них изменений, уточнений и поправок издание будет расширяться и дополняться.

     

     

     

    Сборник рассчитан на руководителей предприятий и организаций, экономистов, финансистов, бухгалтеров, деловых людей и вообще на широкий круг читателей, желающих начать свое дело или же просто являющихся налогоплательщиками, которым предстоит уже в 1993 году заполнить первую в своей жизни декларацию о доходах.

     

     

     


     

     

     



    ББК 65.05 УДК 336.76

     

     

     


    Редакционный совет:

     

     


    Д.Н.Акуленок (Ассоциация экономических вузов), Т.В.Князева (Государственная налоговая инспекция по г.Москве), В.АЛеднев (Московский международный универси­тет бизнеса и информационных технологий), В.П.Морозов (Московский международный университет бизнеса и информационных технологий), Ю.Б.Рубин (Московский между­народный университет бизнеса и информационных технологий), В.И.Солдаткин (Мос­ковский международный университет бизнеса и информационных технологий), В.П.Ти- хомиров (Московский международный университет бизнеса и информационных техноло­гий), Д.Г.Черник (Государственная налоговая инспекция по г.Москве).

     

     


    НАЛОГОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ (Книга I. Основы налоговой системы. Книга И. На­логообложение юридических лиц. Книга III. Налогообложение финансовой и инве­стиционной деятельности. Книга IV. Налогообложение физических лиц) / — М «СОМИНТЭК*, 1993. — 752 с. 13ВХ 5-7958-0007-4

     

     

     


    0602010000-001 М А05(03)-93

     

     

    I5ВN 5-7958-0007-4

     

     

     


    ББК 65.05

     

     

     

    ©СОМИНТЭК 1993

     

     

     



    ♦ НАЛОГОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ •

     

     

     



    Переход экономики России на рыночные отношения потребовал со­здания системы налогообложения предприятий и граждан (юридичн- ских и физических лиц). Принятие Верховным Советом Российской Федерации в 1991 —1992 годах новых законов является продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы в Рос­сии.

     

     

     

    Созданная целостная система налогообложения четко и недвус­мысленно устанавливает перечень налогов, которые могут приме­няться на территории РФ, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, разграничены полномочия органов государст­венной власти различного уровня по введению налогов на соответст­вующей территории, установлению ставок налогов и льгот по ним.

     

     

     

    Налоговая система в нашей стране создается практически заново. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплатель­щиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанно­стей налоговых органов.

     

     

     

    Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающи­еся в экономике страны процессы инфляции, роста бюджетного дефи­цита и эмиссии денег. Меняются ставки налогов, объекты налогообло­жения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источ­ники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вно­сятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за кото­рым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незна­ние законов не освобождает от ответственности за их невыполнение. Налогоплательщик, кстати, должен знать и меры предусмотренной за­коном ответственности за нарушение налогового законодательства. В связи с недостаточно четкой трактовкой отдельных законодательных и инструктивных актов возрастает потребность в компетентном коммен­тировании сложных проблем налогообложения.

     

     

     


    5

     

     

     



    • НАЛОГОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ •

     

     

     


    Целью настоящего издания является оказание практической помо­щи руководителям и работникам предприятий в целях обеспечения своевременного и правильного составления расчетов по налоговым платежам, в том числе и налоговой декларации населения, внесения в бюджет и внебюджетные фонды причитающихся сумм, что позволит на этой основе сэкономить значительные финансовые ресурсы предприя­тий и граждан. Оно поможет налогоплательщику получить ответ на многие возникающие в практике вопросы налогообложения.

     

     

     

    В издание включены все действующие законодательные и норма­тивные акты по налогообложению, действующие по состоянию на 1 сентября 1992 года. По мере внесения в них изменений, уточнений и поправок издание будет расширяться и дополняться.

     

     

     

    Сборник рассчитан на руководителей предприятий и организаций, экономистов, финансистов, бухгалтеров, деловых людей и вообще на широкий круг читателей, желающих начать свое дело или же просто являющихся налогоплательщиками, которым предстоит уже в 1993 году заполнить первую в своей жизни декларацию о доходах.

     

     

     


    Н.Я. Петраков, директор Института проблем рынка, президент Ассоциации экономических вузов, академик Российской академии наук

     

     

     


    6

     

     

     



    • НАЛОГОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ •

     

     

     


    ПРЕДИСЛОВИЕ

     

     

     


    По оценкам зарубежных экспертов, западные предприниматели ухитряются скрыть от налогообложения от 10 до 30% своих доходов. По мнению специалистов Государственной налоговой службы Рос­сии, у нас эта цифра может быть и больше. В прошлом году налоговы­ми органами было выявлено и доначислено в бюджет 10,6 млрд. руб­лей (из них только по Москве — 1 млрд. 200 млн.). Активность в по­иске утаенных доходов едва ли снизится: до 10 % средств, дополни­тельно взысканных в ходе проверок, поступает в фонд социального развития налоговой службы.

     

     

     

    Сегодня по сути у нас сложилось едва ли не тупиковая ситуация. С одной стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги. С дру­гой — мало кто понимает, как эти налоги взимать. Усилия Государст­венной налоговой службы по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплатель­щиков, видимо, можно признать героическими. Между тем, налого­вый механизм весьма непрост, даже если отвлечься от специфиче­ских особенностей переживаемых нашей страной реформ. Об этом свидетельствует мировой опыт. Весьма поучительна, к примеру, аме­риканская практика налогообложения.

     

     

     

    Для сбора налогов в рамках государственной администрации США существует специальное Бюро внутренних доходов (БВД), созданное еще в середине прошлого века. Это государственный аппарат по нало­гообложению, который следит за всеми американцами, кто так или иначе зарабатывает и получает деньги. Следит по всем правилам полицейского сыска (в штате насчитывается более 90 тысяч сотруд­ников против 28 тысяч в начале 50-х годов) и не только с помощью сыщиков, финансовых и юридических экспертов, но и с помощью электронной аппаратуры, инфракрасных лучей и т.п.

     

     

     

    Во главе БВД стоит налоговый комиссариат. И если при назначении членов комиссариата не принимается во внимание их партийная при­надлежность, то налоговый комиссар обязательно является политиче­ским деятелем, назначаемым президентом из правящей партии. БВД состоит из центрального аппарата и региональных налоговых служб. Центральный аппарат, расположенный в Вашингтоне, включает как

     

     

     


    7

     

     

     



    • НАЛОГОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ •

     

     

     


    бюро самого комиссара и его помощника, так и сотрудников каждого из шести заместителей комиссара. Заместители занимаются вверенными им областями: административной, по сбору налогов, счетной обработки документов, а также контролем за исполнением и вопросами научной организации труда.

     

     

     

    Бюро внутренних доходов занимается всеми видами федеральных налогов, общее число которых достигает 200. В связи с постоянным ростом налогового обложения многократно увеличился поток посту­пающих деклараций. Достаточно сказать, что на рубеже 80—90-х го­дов аппарату БВД предстояло "справиться" с 93 млн. индивидуальных налоговых деклараций, а общее число единиц обрабатываемой доку­ментации превысило уже полмиллиарда! Десятки тысяч постоянных и временно нанятых работников вынуждены буквально пробиваться через тонны бумаги.

     

     

     

    Территория США в фискальном плане разделена на девять райо­нов. Региональные службы находятся в Атланте, Бостоне, Чикаго, Цинциннати, Далласе, Нью-Йорке, Омахе, Филадельфии и Сан- Франциско. Каждый из налоговых районов возглавляется комисса­ром, подчиняющимся центральной налоговой администрации в Ва­шингтоне. У регионального налогового комиссара есть несколько за­местителей: по административным вопросам, по взиманию налогов, по контролю над доходами и правильным заполнением деклараций, по акцизам на вино и табак, по разбору апелляций на решения ниже­стоящих налоговых органов. Обычно налоговые декларации направ­ляются непосредственно в региональный центр. Жители Детройта, например, должны посылать свои декларации в город Цинциннати. Налогоплательщики, проживающие в штаге Майами, посылают их в Атланту, главный город штата Джорджия. В составе БВД имеется ре­визорское отделение, насчитывающее в своем штате около 19 тыс. экспертов и контролеров. Ежегодно оно отбирает и проверяет при­мерно 2% из более чем девяти десятков миллионов налоговых декла­раций. При этом вначале все декларации проходят общую проверку с помощью контрольных машин на правильность самих расчетов и вы­числений и полноту представленных сведений и цифр. Затем декла­рации поступают для обработки в систему компьютерного отбора.

     

     

     

    БВД было вынуждено пойти для выполнения возрастающего объе­ма все более сложных операций на использование быстродействую­щих электронно-вычислительных машин. В 60-е годы в рамках реги­ональных налоговых органов были созданы вычислительные центры. С тех пор данные обрабатываются на ЭВМ и в зашифрованном на магнитную ленту виде посылаются в центральный вычислительный центр в город Мартинсберг (штат Западная Вирджиния). В последнем имеется единое централизованное досье на всех налогоплателыци-

     

     

     


    8

     

     

     



    ♦ НАЛОГОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ •

     

     

     


    ков, каждому из них присвоен кодовый номер. Здесь отражены все платежи каждого физического и юридического лица. Для ЭВМ рас­считываются такие программы, которые сокращают до минимума формальные возможности утаивания доходов.

     

     

     

    Эта система автоматизированной обработки информации в насто­ящее время распространена повсеместно. Основной целью ее введе­ния было усиление борьбы с нарушениями законодательства. Она ра­ботает по весьма сложной программе, которую держат в строгом сек­рете. Известно только, что здесь применяется метод "сигнальных ли­митов", устанавливаемых на некоторые виды сделок, совершаемые налогоплательщиками. Так, превышающие определенные лимиты взносы в благотворительные фонды или расходы на лечение (и те и другие, как правило, должны вычитаться из облагаемой налогом час­ти дохода) привлекают внимание электронного контролера, который направляет такие декларации для выяснения причин отклонений или дальнейшего, более глубокого расследования.

     

     

     

    Параллельно существует и система "случайного отбора". По этой системе каждые два года выбирают 40 тыс. налогоплательщиков, де­кларации которых проверяются более тщательно (по каждой статье и каждой цифре доходов, вычетов, льготных списаний и т.д.). Резуль­таты таких проверок служат в свою очередь основой для уточнения и изменения программы, применяемой в системе компьютерного отбо­ра. При исследовании отобранных деклараций особое внимание обра­щается на такие операции и сферы деятельности, которые в данное время представляются наиболее перспективными с точки зрения вы­явления укрываемых доходов. Например, в 80-е годы наиболее тща­тельной проверке подверглись операции, связанные с "налоговыми убежищами". Результатом проверок ежегодно стало дополнительное начисление налогов, штрафов и процентов за просрочку уплаты на­логов около десятка миллиардов долларов. В настоящее время до двух третей всех расследований приводит к дополнительному начислению налогов (по сравнению с 50%, как это было прежде). А каждый дол­лар, добавочно вложенный в контроль над уплатой налогов, приносит 5 долл. в виде дополнительно начисленных налогов и штрафов.

     

     

     

    Под видом создания благоприятных условий для автоматизиро­ванной обработки налоговой документации правительство два десят­ка лет назад ввело более сложный вид декларации, существующей поныне, — "форму 1040' . Теперь налогоплательщики вынуждены еще чаще обращаться за помощью к специалистам, которые берут не­малые деньги. В подсчеты включились целые компании — от банков и ссудных касс до универсальных магазинов и контор по учету вексе­лей. Сотрудник одной из таких фирм считает, что правительство по­

     

     

     


    9

     

     

     



    • НАЛОГОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ •

     

     

     


    могло им, упразднив маленькую налоговую карточку, — сразу при­бавился 21 миллион клиентов.

     

     

     

    Новая система финансовой отчетности открыла еще одну возмож­ность для "бизнеса" — приторговывать информацией за счет сведе­ний, получаемых от налогоплательщиков. Владельцы компьютеров охотно идут навстречу пожеланиям страховых компаний и ипотеч­ных банков приобрести информацию о кредитоспособности своих клиентов. Из всех государственных ведомств в США лишь налоговое имеет по закону право требовать от граждан предоставления столь широкого круга сведений, в том числе о их личной жизни, предпри­нимательской деятельности, имуществе и т.д.

     

     

     

    Это основывается на специальном изъятии из пятой поправки к конституции США, запрещающей властям требовать от граждан по­казаний или предоставления сведений, которые могут быть использо­ваны против них. Одно это изъятие позволяет налоговым властям, по выражению одного из бывших руководителей БВД, накапливать "буквально золотые рудники информации, касающиеся большего числа людей, чем у любого другого ведомства в стране".

     

     

     

    Действительно, из налоговых деклараций, представляемых граж­данами, кроме указания имени, адреса, персонального шифра в сис­теме социального страхования, числа иждивенцев и размера доходов, можно извлечь также определенные сведения, в том числе о полити­ческих и религиозных убеждениях налогоплательщиков (по перечис­лению организаций и лиц, в чью пользу они делают пожертвования), либо о заболеваниях (по расходам на услуги врачей, в частности на лечение у психиатра, и т.д.), о членстве в профсоюзах, о кредиторах, личном имуществе, инвестициях, вкладах в банках и т.д., и т.п.

     

     

     

    Таким образом, в налоговых органах аккумулируется достаточно полная и всесторонняя информация о личной жизни и повседневной де­ятельности миллионов налогоплательщиков. Если учесть, что пла­тельщиков только федерального подоходного налога в США насчиты­вается более 100 млн. человек, а в их налоговых декларациях содержат­ся сведения и о других лицах (иждивенцах, получателях даров и т.д.), то можно заключить, что информация, которой располагают налого­вые органы, охватывает практически все взрослое население страны. В конце декабря каждого года Бюро внутренних доходов рассылает почти 100 миллионов так называемых "налоговых пакетов". Каждый из них состоит из брошюры с инструкциями об уплате подоходного налога и вложенных в нее налоговых деклараций. При заполнении декларации налогоплательщик устанавливает для себя, переплатил он налог в про­шлом году или недоплатил. В последнем случае недоплата направляет­ся в Бюро. Но если налог бывает переплачен, то после проверки декла­раций и поступивших платежей Бюро возвращает излишек в апреле

     

     

     


    10

     

     

     



    • НАЛОГОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ •

     

     

     


    или в мае. Его можно не принимать, попросив учесть как часть платежа за текущий год.

     

     

     

    Крайний срок, "черный день" отправки налоговых деклараций и доплаты, если она причитается, — 15 апреля. Если 15-е выпадает на субботу или воскресенье, срок сдвигается на понедельник.

     

     

     

    У лиц, получающих зарплату, предприниматель автоматически вычитает из каждого очередного чека (в подавляющем большинстве случаев еженедельного) подоходный налог и перечисляет его в Бюро внутренних доходов. Лица, живущие за счет собственного бизнеса, инвестиций, гонораров и т.п., примерно оценивают свои доходы в те­кущем году, высчитывают причитающийся налог и выплачивают его в четыре приема, ежеквартально направляя чеки в соответствующее территориальное отделение БВД.

     

     

     

    Бывает отнюдь не просто корректно заполнить налоговые доку­менты. В брошюре, которая рассылается в декабре каждого года, 54 страницы составляют инструкции. По мнению БВД, предназначен­ные брошюры — это стремление создать более точные указания и ин­струкции, которые легче понять, так как налоговые законы, приня­тые конгрессом, очень сложны и непонятны большинству людей.

     

     

     

    Брошюра-пособие указывает с присущей американцам деловито­стью даже на время, необходимое для заполнения деклараций разной степени сложности. На простейшую форму 1040, по подсчетам БВД, нужно 9 часов 17 минут, что касается более сложной, то здесь потре­буются дни. Существует масса других уточняющих инструкций.

     

     

     

    Для тех, кто не в состоянии разобраться во всем их многообразии,

     

     

     

       к услугам частные толкователи налоговых законов. Их инструк­ции, представляющие собой толстые книги в мягкой обложке объе­мом в несколько сот страниц, не рассылаются бесплатно, а продаются в любом супермаркете и пользуются особым спросом в канун "черно­го дня". Кроме того, существуют адвокатские конторы, которые зани­маются подготовкой налоговых деклараций за соответствующую пла­ту.

     

     

     

    Все это многообразие форм заполнения деклараций вызвано тем, что разобраться в налоговой системе США (как и других ведущих ка­питалистических стран) непросто. Поэтому знакомство с ней на са­мом элементарном уровне начинается уже в старших классах обще­образовательной школы. Бюро внутренних доходов разработало спе­циальный курс, рассчитанный на четырнадцать уроков. В помощь учителю Бюро предлагает шесть разработок, видеокассету и компью­терную программу. Это своего рода введение в налоговедение, кото­рым в отличие от многих других школьных предметов американцу предстоит заниматься всю жизнь.

     

     

     


    11

     

     

     



    • НАЛОГОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ •

     

     

     


    Но и это не все. Есть еще административные инструкции самого Бюро внутренних доходов и имеющие силу прецедента решения Вер­ховного суда США, апелляционных судов, претензионного суда США, федеральных окружных судов и налогового суда США. Число этих решений никто хотя бы примерно оценить не берется.

     

     

     

    За неотправку налоговой декларации в срок положен штраф в 5% от не уплаченной в срок суммы за каждый просроченный месяц или часть месяца (то есть даже один день), но штраф не может превышать 25% от всего подоходного налога. Плюс к этим штрафам облагается сам недоплаченный или неуплаченный налог в размере 0,5 или 1 %.

     

     

     

    За предоставление неполной информации о доходах или неверное заполнение декларации налагается штраф в размере 500 долларов, за неполную уплату в результате пренебрежения правилами — 5% от неуплаченной суммы плюс 50% от той суммы, на которую выросли бы эти деньги при стандартных банковских ставках, за сознательную попытку недоплатить налоги — 75% от неуплаченной суммы и т.д. В случае со злостными неплательщиками налога законодательство штрафами не ограничивается. Здесь предусмотрено тюремное заклю­чение. Решение выносит суд в зависимости от обстоятельств.

     

     

     

    Самый известный судебный процесс такого рода имел место еще в 30-е годы, когда глава чикагских гангстеров Аль Капоне был посажен в тюрьму на 11 лет с уплатой 70 тыс. долларов за нарушение закона о налогах. Подобных шумных дел с тех пор не было, однако часто за неуплату налогов в тюрьму отправляются те, кто, наживаясь на нар­котиках, рэкете и другом нелегальном бизнесе, конечно, не указыва­ют в декларациях этих доходов и их источников.

     

     

     

    В опубликованном отчете Бюро внутренних доходов отмечается, что в одном лишь 1988 году им завершено 5 тыс. уголовных расследо­ваний, в том числе 1239 по делам, связанным с наркотиками. По за­конченным расследованиям вынесено 2600 приговоров, включая 1520

     

     

     

       к тюремному заключению.

     

     

     

    Пять лет назад налоговое управление США объявило о начале компьютеризированной программы "вылавливания" злостных непла­тельщиков налогов — тех, кто вообще отказывается платить налоги. По оценкам управления, в США их насчитывается около 1 млн. чело­век. Теперь их налоговые счета, включая налагающийся штраф, бу­дут заполняться компьютерами и отправляться по почте прямо домой нарушителям. Только за счет этого нововведения американские вла­сти планируют собрать дополнительно 2 млрд. долларов.

     

     

     

    Налоговое законодательство, призванное рассматривать самые разные ситуации и учитывать самые разные интересы, должно в силу этого быть гибким, готовым к изменениям. Но многие считают слож­ность и "непостоянность" американского законодательства в данной

     

     

     


    12

     

     

     



    • НАЛОГОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ •

     

     

     


    области его минусом. По мнению менеджера службы новостей "Ком- мерс клиринг хаус" Тимоти Шлитера, "опыт Соединенных Штатов в области налогообложения полезен каждому, кто не хочет повторять наших многочисленных ошибок”. Такова американская действитель­ность. Наша — гораздо сложнее. С конца 1991 года в России произо­шел настоящий "налоговый переворот". Принят пакет законов, регу­лирующий налоговые отношения по вертикали. Налоговое законода­тельство постоянно обновляется. И в предлагаемом вашему внима­нию "Налоговом портфеле" содержатся документы, принятые до 1 ок­тября 1992 года. Более поздние документы могут быть высланы чита­телям в виде приложения к нашей книге при получении нами купо­на, помещенного в конце.

     

     

     

    "Налоговый портфель” входит в серию книг "Портфель делового человека", издаваемую Ассоциацией экономических вузов и Москов­ским международным университетом бизнеса и информационных технологий. Надеемся, что издание поможет вам в вашей работе.

     

     

     


    В.П. Тихомиров, академик РАТН, вице-президент Ассоциации экономических вузов, ректор Московского международного университета бизнеса и информационных технологий

     

     

     


    13

     

     

     


     

     

     


  • беременность продуло спину боль