Юридические исследования - ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА Л.Е. БАСОВСКИЙ -

На главную >>>

Финансовое право: ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА Л.Е. БАСОВСКИЙ


    Базовый, профессиональный курс прогнозирования и планирования в условиях рынка, охватывающий весь комплекс проблем и методов планирования и прогнозирования в соответствии с требованиями действующих российских образовательных стандартов по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет и аудит", "Мировая экономика", "Менеджмент". Ориентирован на практическое применение в условиях отечественного рынка, обобщает российский опыт, опыт развитых стран, показывает возможности его применения в российских условиях.

    Для студентов, аспирантов, преподавателей экономических вузов и факультетов, руководителей, менеджеров, экономистов, аналитиков, консультантов и экспертов предприятий и организаций, учреждений органов власти и управления.


    Л.Е. БАСОВСКИЙ

     

     

     
    ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
     

    УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Москва

    ИНФРА-М

    2001


    ББК 65.23я73

    УДК [338.26+338.27] (075.8)

    Б27

    Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 260 с. - (Серия "Высшее образование").

    ISBN 5-16-000641-9

    Базовый, профессиональный курс прогнозирования и планирования в условиях рынка, охватывающий весь комплекс проблем и методов планирования и прогнозирования в соответствии с требованиями действующих российских образовательных стандартов по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет и аудит", "Мировая экономика", "Менеджмент". Ориентирован на практическое применение в условиях отечественного рынка, обобщает российский опыт, опыт развитых стран, показывает возможности его применения в российских условиях.

    Для студентов, аспирантов, преподавателей экономических вузов и факультетов, руководителей, менеджеров, экономистов, аналитиков, консультантов и экспертов предприятий и организаций, учреждений органов власти и управления.

    ББК 65 23я73

    ISBN 5-16-000641-9

    © Басовский Л.Е., 1999

    Леонид Ефимович Басовский

    ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

    Учебное пособие

    Редактор Л.В. Бобылева

    Корректор М.В. Литвинова

    Компьютерная верстка С.М. Чернышев

    Оформление серии Е.А. Доний

    ЛР№ 070824 от 21.01.93.

    Подписано в печать 18.10.99. Формат 60x88/16.

    Усл. печ. л. 16,17. Печать офсетная.

    Тираж 60 000 экз. (6001 - 10 000 экз.). Цена договорная.

    Заказ 844.

    ООО «Издательский Дом ИНФРА-М»

    127214, Москва, Дмитровское шоссе, 107.

    Тел.: (095) 485-74-00; 485-70-63. Факс: (095) 485-53-18.

    Робофакс: (095) 485-54-44;

    E-mail: books @ infra-m.ru

    http://www.infra-m.ru

    ГУП «Великолукская городская типография»

    Комитета по средствам массовой информации и связям с общественностью администрации Псковской области,

    182100, Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12

    Тел./факс: (811-53) 3-62-95

    E-mail: [email protected]

     

     СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    Часть I. ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ

    Глава 1. Экономические основы прогнозирования и планирования

    Функционирование экономики в условиях рынка

    Эволюция технологий и экономические системы

    Устойчивость экономического развития

    Концепции рыночного управления

    Глава 2. Методология прогнозирования и планирования

    Теоретические стратегии и проекты

    Методы прогнозирования

    Методы планирования

    Организация прогнозирования и планирования

    Глава 3. Информационное обеспечение прогнозирования и планирования

    Информация для прогнозирования и планирования

    Методы получения вторичной информации

    Методы получения первичной информации

    Планирование выборочных исследований

    Глава 4. Статистические оценки и регрессионные модели прогнозов

    Проблема обоснованности и точности статистических оценок

    Корреляционный анализ связей в экономических и производственных системах

    Модели простой линейной и нелинейной регрессии

    Модели множественной линейной регрессии

    Регрессионные модели и имитационные эксперименты

    Глава 5. Прогнозирование рядов экономической динамики

    Виды и методы анализа временных рядов

    Анализ и прогнозирование тренда

    Корреляционный анализ

    Спектральный анализ

    Модели авторегрессии

    Глава 6. Многомерные методы статистики в прогнозировании

    Кластерный анализ

    Дискриминантный анализ

    Факторный анализ

    Глава 7. Прогнозирование и планирование в условиях неопределенности

    Методы экспертных оценок

    Методика проведения экспертных опросов

    Имитационное моделирование многокомпонентных систем

    Прогнозирование неустойчивости методами теории катастроф

    Глава 8. Прогнозирование и регулирование процессов взаимодействия природы и общества

    Глобальное взаимодействие природы и общества

    Сценарное прогнозирование взаимодействия природы и общества

    Регулирование природопользования

    Часть II. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

    Глава 9. Стратегическое планирование

    Задачи и функции стратегического планирования

    Цели организации

    Оценка и анализ внешней среды

    Управленческое обследование организации

    Изучение стратегических альтернатив

    Стратегические хозяйственные подразделения

    Глава 10. Прогнозирование рынка сбыта продукции предприятия

    Виды рыночного спроса и его оценка

    Подходы к изучению рынка

    Прогнозирование сбыта

    Глава 11. Планирование сбыта, цен, издержек и ресурсного обеспечения производства

    Проблемы планирования цен и сбыта

    Планирование ценовой дискриминации

    Калькуляция издержек

    Планирование снабжения и серийности производства.

    Глава 12. Внутрифирменное финансово-экономическое планирование

    Экономическое управление и внутрифирменное планирование

    Составление основных бюджетов предприятия

    Формирование текущей внутрифирменной стратегии

    Выбор внутрифирменной стратегии хозяйственной деятельности

    Глава 13. Разработка бизнес-планов

    Цели и задачи создания бизнес-планов

    Этапы разработки и структура бизнес-плана

    Содержание бизнес-плана

    Финансовый план

    Показатели экономической эффективности инвестиционного проекта

    Часть III. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    Глава 14. Формирование темпов роста, пропорций, структуры и эффективности экономики путем индикативного планирования

    Функции индикативного планирования

    Эволюция форм индикативного планирования

    Государственное прогнозирование и бюджетно-налоговое регулирование

    Государственное программирование, нормативное регулирование и государственные закупки

    Органы индикативного планирования

    Глава 15. Прогнозирование темпов роста, пропорций, структуры и эффективности экономики

    Национальные счета и эконометрические модели прогнозов

    Модели долгосрочных макроэкономических прогнозов

    Модели среднесрочных макроэкономических прогнозов

    Балансовые межотраслевые модели прогнозов

    Макроэкономическое и межотраслевое балансовое планирование

    Глава 16. Прогнозирование и регулирование развития производственной инфраструктуры и промышленная политика

    Регулирование деятельности предприятий

    Регулирование деятельности государственных предприятий

    Отраслевая промышленная политика

    Промышленная политика Европейского сообщества

    Глава 17. Прогнозирование и регулирование регионального экономического развития

    Современная региональная структура и подходы к регулированию

    Принципы и опыт децентрализованного планирования

    Региональные институты децентрализованного планирования

    Правительственные институты децентрализованного планирования

    Организация децентрализованного планирования

    Глава 18. Регулирование внешнеэкономических связей

    Тенденции международного товарообмена и инвестирования

    Применение таможенных пошлин

    Квотирование и другие количественные ограничения экспорта

    Таможенный союз

    Современный протекционизм и стимулирование инвестиций

     

    ВВЕДЕНИЕ

    Прогноз представляет собой предвидение, предсказание, основанное на определенных данных. План — это намеченный на определенный период порядок работы. Прогнозирование и планирование — условия успешной деятельности любой организации.

    Стандарты высшего экономического образования предусматривают изучение студентами дисциплины "Прогнозирование и планирование в условиях рынка". В этой книге отражены вопросы, предусмотренные требованиями российских стандартов для специальностей "Бухгалтерский учет", "Финансы и кредит", "Мировая экономика" и др.

    Проблемы и вопросы излагаются доступно и иллюстрируются примерами. Они доводятся до профессионального уровня, необходимого в научной работе, в хозяйственной и экономической практике. Для этого, отчасти, приходится излагать методы и результаты, не публиковавшиеся ранее, в том числе не публиковавшиеся на русском языке, а также не нашедшие пока отражения в распространенных учебниках по смежным дисциплинам.

    Методы прогнозирования и планирования, начиная с 70-х годов, обогащаются и совершенствуются ускоряющимися темпами. Особую роль в этом играют два фактора. Первый — это экономические кризисы последней четверти XX в. Они вынудили экономистов и менеджеров в разных странах изыскивать новые адекватные методы управления. Второй фактор связан с быстрым распространением информационных технологий и компьютерной техники. Эти средства сделали общедоступными анализ перспектив и прогнозирование. Они позволили автоматизировать, упростить и ускорить выполнение огромного числа функций планирования и контроля.

    Российская экономическая наука имеет глубокие традиции прогнозирования и планирования. Известный всему миру американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев в 1960 г. высказывал опасения по поводу конкуренции российских ученых. "Начав применение современных методов анализа и планирования для широкого внутреннего использования, русские непременно начнут предлагать их и на экспорт, а спрос огромен" (Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика / Пер. с англ. М.: Политиздат, 1990. С. 229.). Это утверждение лауреата Нобелевской премии, кавалера ордена Почетного легиона (Франция), ордена Восходящего солнца (Япония), многих других наград. Леонтьев получил их за успехи в создании систем прогнозирования и планирования развития экономики разных стран, в прогнозировании развития мировой экономики. Его утверждение не утратило актуальности и 40 лет спустя.

    Вместе с тем не следует переоценивать достижения российской науки в рассматриваемой области. В области математических методов анализа, прогнозирования и планирования эти успехи широко известны. Достаточно упомянуть известных представителей российской экономико-математической школы, таких, как лауреат Нобелевской премии Л.В. Канторович, известные экономисты В.С. Немчинов и В.В. Новожилов.

    В долгосрочном прогнозировании и стратегическом планировании успехи были не часты. Например, начиная с 50—60-х годов, долгосрочные горизонты прогнозирования и планирования в американских корпорациях нередко достигали 50 лет (Курс для высшего управленческого персонала / Пер. с англ. М.: Экономика, 1970. С. 525.). В российской практике в большинстве случаев горизонты планирования, как известно, не превышали и не превышают 15 лет.

    Практика планирования зачастую изобиловала нереальными целями и неадекватными методами. Отказ от неэффективной командно-административной системы был воспринят многими политиками, руководителями и специалистами как возможность отказаться от прогнозирования и планирования вовсе. Однако такой подход губителен, результаты его, как правило, плачевны. Недооценка планирования — одна из трех главных причин разорения и банкротства фирм в развитых странах. Отказ от планирования и прогнозирования — это разорение и банкротство предприятия. Это глубочайший кризис в стране или регионе.

    Можно ли предвидеть, предсказать наступление кризисов? Можно ли подготовиться к ним или вовсе их избежать? Можно ли выявить факторы, которые определяют успех экономического развития государства или дают предприятию, предпринимателю шансы разбогатеть? Как действовать, чтобы добиться благосостояния и успеха? Ответить на эти вопросы почти всегда возможно: успех любого дела наполовину обеспечивается за счет эффективного прогнозирования и планирования.

    В экономике, в предпринимательской деятельности прогноз — это научно-аналитический этап процесса планирования. Прогноз определяет возможности, в рамках которых могут ставиться реалистичные задачи планирования развития экономики или работы предприятия. В прогнозировании и планировании используются математические методы, подчас весьма сложные. Распространение компьютеров, простых и эффективных программных продуктов и делает прогнозирование и планирование широко доступным (Многие примеры и результаты, приведенные в книге, получены с использованием двух популярных систем, которые можно применять в процессе учебы и на практике, — это российская "STADIA 5.0 Prof." для DOS и "STATISTICA 5.0" для Windows 95.). Нужно лишь знать, какой в том или ином случае метод выбрать, какой программный продукт применить.

    Для реалистичного планирования необходимо понимать суть процессов, протекающих в экономике, ситуацию, складывающуюся на предприятии. Это непростые проблемы. Выбрать методы прогнозирования, оценить управленческую ситуацию помогают знания и опыт успешного прогнозирования и управления. Цель книги — научить основным методам прогнозирования и планирования и познакомить с опытом в этой области.