Юридические исследования - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА, АУДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Е.М. Ашмарина -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА, АУДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Е.М. Ашмарина


    В учебнике, подготовленном коллективом кафедры финансового права и бухгалтерского учета Московской государственной юридической академии, рассматриваются основы правового регулирования бухгалтерского и налогового учета, а также аудита в их взаимосвязи. Особое внимание уделено бухгалтерскому учету. Исследуется новый для бухгалтеров вид учета – налоговый учет.

    Для студентов юридических вузов. Будет полезен практикующим бухгалтерам, юристам, руководителям организаций и предприятий.


    ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА, АУДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    УЧЕБНИК

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

    ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА, АУДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Ответственный редактор кандидат юридических наук, доцент Е.М. Ашмарина

    Рекомендовано

    Учебно-методическим Советом по юридическому образованию УМО по классическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности “Юриспруденция”

    УДК 340:336.6(075.8)

    ББК 67.402

    П 68

    Рецензенты:
    докт. юрид. наук, проф. С.В. Запольский, кафедра административного и финансового права МГИМО

    Авторский коллектив:
    Арефкина Е.И., канд. юрид. наук, ст. преп. – § 2 гл. 5, § 4 гл. 6, § 2 гл. 8;
    Ашмарина Е.М., канд. юрид. наук, доц. – § 3 гл. 2, гл. 7, гл. 9, § 2 гл. 10;
    Быля А.Б., канд. юрид. наук, преп. – §1,2 гл. 2;
    Горбунова О.Н., докт. юрид. наук, проф. – введение;
    Ермачкова Л.И., доц. – гл. 1, § 1, 3 гл. 5, § 1–3 гл. 6, § 1 гл. 8;
    Кочановский Д.Е., соискатель – § 1 гл. 10;
    Хейло Д.Л., канд. юрид. наук, преп. – гл. 4;
    Чадин М.В., соискатель – § 4 гл. 10;
    Шохин С.О., докт. юрид. наук, проф. – гл. 3, § 3 гл. 10, заключение.

    Правовые основы бухгалтерского и налогового учета, аудита в Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Е.М. Ашмарина. – М.: Юрист, 2003. – 255 с.

    ISBN 5–7975–0589–4

    В учебнике, подготовленном коллективом кафедры финансового права и бухгалтерского учета Московской государственной юридической академии, рассматриваются основы правового регулирования бухгалтерского и налогового учета, а также аудита в их взаимосвязи. Особое внимание уделено бухгалтерскому учету. Исследуется новый для бухгалтеров вид учета – налоговый учет.

    Для студентов юридических вузов. Будет полезен практикующим бухгалтерам, юристам, руководителям организаций и предприятий.

    УДК 340:336.6(075.8)

    ББК 67.402

    ISBN 5–7975–0589–4

    © “Юристъ”, 2003

    © Коллектив авторов, 2003

     

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Принятые сокращения
    Введение
    Раздел I . ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
    Глава 1. Понятие бухгалтерского учета, его предмет и метод
    § 1. История становления бухгалтерского учета
    § 2. Виды учета. Понятие и предмет бухгалтерского учета
    § 3. Сущность метода бухгалтерского учета
    Глава 2. Законодательство и основные положения по бухгалтерскому учету в Российской Федерации
    § 1. Система правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации
    § 2. Стандарты бухгалтерского учета, принятые в Российской Федерации
    § 3. Характеристика Плана счетов бухгалтерского учета
    Внеоборотные активы
    Производственные запасы
    Затраты на производство
    Готовая продукция и товары
    Денежные средства
    Расчеты
    Капитал
    Финансовые результаты
    Глава 3. Особенности бухгалтерского учета и отчетности в некоторых отраслях экономической деятельности
    § 1. Особенности правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных организациях (бюджетный учет)
    § 2. Особенности бухгалтерского учета и отчетности в банковской сфере
    Бухгалтерский учет и отчетность ЦБ РФ
    Бухгалтерский учет и отчетность кредитных организаций
    Глава 4. Зарубежные модели учета и международные стандарты бухгалтерской отчетности
    § 1. Модели учетных систем в зарубежных странах
    § 2. Международные стандарты бухгалтерской (финансовой) отчетности
    Раздел II . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
    Глава 5. Объекты и документы бухгалтерского учета
    § 1. Объекты бухгалтерского учета
    Характеристика отдельных видов имущества как объектов бухгалтерского учета
    Краткая характеристика обязательств как объектов бухгалтерского учета
    Источники заемных (привлеченных средств)
    Хозяйственные операции как объекты бухгалтерского учета
    § 2. Документы бухгалтерского учета. Способы исправления ошибочных данных
    Порядок обработки документов в бухгалтерии
    Порядок организации документооборота
    Порядок хранения первичных документов и учетных регистров
    Способы исправления ошибочных записей
    § 3. Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций
    Оценка основных средств
    Оценка материально-производственных запасов
    Оценка нематериальных активов
    Оценка незавершенного производства
    Глава 6. Бухгалтерские счета и инвентаризация
    § 1. Счета и двойная запись
    Двойная запись
    § 2. Классификация счетов бухгалтерского учета
    § 3. Синтетический и аналитический учет (Часть 1)
    § 3. Синтетический и аналитический учет (Часть 2)
    § 4. Инвентаризация
    Порядок проведения инвентаризации
    Сроки проведения инвентаризации
    Глава 7. Калькуляция затрат и формирование финансовых результатов
    § 1. Определение себестоимости продукции (Часть 1)
    § 1. Определение себестоимости продукции (Часть 2)
    Калькулирование себестоимости единицы продукции
    § 2. Учет готовой продукции и выручки от ее реализации
    § 3. Формирование финансовых результатов хозяйственной деятельности
    Глава 8. Бухгалтерский баланс и отчетность
    § 1. Бухгалтерский баланс. Влияние хозяйственных операций на валюту баланса
    Влияние хозяйственных операций на валюту баланса
    § 2. Бухгалтерская отчетность
    Раздел III . ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
    Глава 9. Налоговый учет в Российской Федерации
    § 1. Понятие, задачи и цели налогового учета
    § 2. Формирование доходов, принятых в целях налогообложения
    § 3. Формирование расходов, принятых в целях налогообложения, и определение налогооблагаемой прибыли
    Материальные расходы
    Расходы на оплату труда
    Амортизационные отчисления
    Прочие расходы, связанные с производством и реализацией продукции
    Определение налогооблагаемой прибыли
    Раздел IV . ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТА И АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Глава 10. Аудит и аудиторская деятельность
    § 1. Понятие аудита, его законодательное регулирование в Российской Федерации
    § 2. Стандарты аудиторской деятельности в Российской Федерации
    Предварительные процедуры, предшествующие проведению проверки
    Процедуры, соблюдаемые в процессе проведения проверки
    Процедуры на заключительной стадии проведения проверки
    § 3. Особенности правового регулирования аудита Центрального банка Российской Федерации
    Внутренний аудит Центрального банка
    Правовое регулирование процесса внешнего аудита Банка России
    § 4. Международные стандарты аудита и аудиторской деятельности
    Заключение

     

    ВВЕДЕНИЕ

    Учебник “Правовые основы бухгалтерского и налогового учета, аудита в Российской Федерации” подготовлен на кафедре финансового права и бухгалтерского учета МГЮА неслучайно. Дело в том, что финансовое право изучает нормы права и правоотношения, обеспечивающие финансовую деятельность государства в целом, т.е. деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, а также нормы права, обеспечивающие направления движения потоков денежных средств в государстве. При этом вся финансовая деятельность в государстве отражается реально на счетах бухгалтерского учета. Налоговое право, в свою очередь, выделяется в отдельный институт финансового права, поскольку содержит нормы, регулирующие отношения по аккумулированию средств в бюджетную систему государства. Основой определения налогооблагаемой базы по ряду вмененных налогов традиционно являлся бухгалтерский учет. В настоящее время ситуация постепенно меняется, поскольку начиная с 2002 г. для исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций (налог относится к бюджетообразующим) применяется налоговый учет. Налоговый учет представляет собой новацию, поэтому его освещение в настоящем учебнике необходимо и актуально.

    Таким образом, нормы, регулирующие отношения в сфере бухгалтерского учета, тесно связаны со всеми институтами финансового права, а нормы, регулирующие налоговый учет, – непосредственно с налоговым правом.

    Правовые основы аудита, который является независимым негосударственным контролем, непосредственно взаимодействуют как со всеми институтами финансового права (аудиту подлежат отношения в области финансов в бюджетной, налоговой, банковской, страховой, кредитной и т.п. сферах), так и с правовыми нормами, регулирующими отношения в области бухгалтерского и налогового учета. Традиционно этот вид контроля является диспозитивным и зачастую реализуется как превентивный. Однако в особо важных случаях проведение аудита как формы последующего контроля осуществляется на императивной основе. Ярким примером этому служит аудит Центрального банка РФ, что нашло отражение в учебнике.

    Особое внимание в настоящем учебнике уделено бухгалтерскому учету. Это неслучайно, поскольку, если считать, что финансы являются лучшим информационным источником в области экономики и социальных процессов, происходящих в государстве и в обществе, то следует признать, что именно в бухгалтерском учете отражаются все финансовые явления в обществе. Именно бухгалтерский учет – начало и конец всех финансовых действий в государстве. Можно считать, что бухгалтерский учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации об экономических и социальных процессах в государстве в денежном выражении, именно в нем отражаются все прямые и обратные связи, осуществляемые в государстве с помощью финансов. Так, все ассигнования из бюджета поступают на счета бухгалтерий (прямые связи), а все налоги перечисляются в бюджет также бухгалтериями (обратные связи).

    Необходимо обратить внимание на роль бухгалтерского учета как основы широкого финансового мониторинга, т.е. постоянного контроля рублем за всеми финансовыми процессами в государстве. Нужно учитывать, что бухгалтерский учет находится в постоянном развитии и совершенствовании в условиях рыночного государства. В настоящее время Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. № 1263 образован специальный Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ России), который является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем . Эта деятельность должна противодействовать вывозу, оттоку российского капитала за границу и в основе этой деятельности также лежит хорошо поставленный бухгалтерский учет.

    Таким образом, бухгалтерский учет – первооснова всего финансового контроля в государстве. Этот контроль (контроль рублем) самый действенный из всех возможных форм контроля за всеми сферами деятельности государства. Он осуществляется бухгалтериями всех без исключения предприятий и учреждений любых форм собственности. Некоторые виды деятельности предприятий и учреждений имеют яркую специфику (например, хозяйственная деятельность бюджетных организаций, банковская деятельность), что находит отражение в построении бухгалтерского учета в данных сферах. В этой связи настоящий учебник содержит отдельные параграфы, посвященные особенностям бухгалтерского учета (и нормам права, его регулирующим) в организациях бюджетной сферы и кредитных организациях.

    В целом можно сказать, что именно по балансу доходов и расходов любых предприятий, учреждений или организаций можно проверить и проанализировать, как работает рассматриваемая структура, за счет чего создается прибыль, как производятся расчеты с бюджетом. По смете бюджетных учреждений (а это все документы бухгалтерского учета) можно точно установить, какие суммы выделены государством для осуществления определенной деятельности и насколько эффективно они расходуются. Кстати, контроль этот, начиная со смет учреждений и кончая анализом соответствующих статей бюджета, может помочь в конечном итоге сократить расходы бюджета, в частности неоправданно большие расходы на содержание государственного аппарата и, как уже отмечалось, служит основой финансового мониторинга.

    В настоящее время работа бухгалтерий значительно усложнилась. В основе всех действий бухгалтеров лежат правовые акты, в частности такие, как Бюджетный и Налоговый кодексы. Так, в Бюджетном кодексе устанавливается, когда, как и по каким параметрам должна составляться и утверждаться смета бюджетных учреждений, как она взаимодействует с бюджетной классификацией, в каких взаимоотношениях должны состоять бухгалтерии с органами казначейства и т.д. Бухгалтер должен хорошо знать и нормы ГК РФ, устанавливающие порядок платежей, производимых как в бюджет, так и на нужды предприятий.

    В соответствии с Налоговым кодексом бухгалтерии должны точно рассчитывать суммы уплачиваемого налога на прибыль всех юридических лиц, соблюдать сроки представления необходимых документов в налоговые органы. В связи с этим в учебнике уделяется внимание и налоговому учету.

    Проведение аудита (в ряде случаев, обязательного), который также постоянно совершенствуется, даст возможность снизить уровень правового нигилизма и повысить степень юридической грамотности руководящего состава организаций, что не может не сказаться позитивно на финансовой деятельности самих экономических субъектов и, как следствие, на доходах бюджетной системы государства.

    Учебник “Правовые основы бухгалтерского и налогового учета, аудита в Российской Федерации” предназначен для студентов юридических вузов. В разд. I учебника прежде всего излагаются история становления бухгалтерского учета, его понятие, предмет, методология, что поможет студентам усвоить основы правового регулирования изучаемых отношений, иметь представление о некоторых особенностях правового регулирования в отдельных сферах экономической жизни (бюджетной, кредитной), увидеть перспективы и направления развития действующего российского законодательства, проводя аналогию с зарубежной практикой.

    Раздел II посвящен теории бухгалтерского учета, поскольку без достаточно глубокого понимания специфики элементов, составляющих его предмет и метод, подлежащих правовой регламентации, трудно надлежащим образом оценить качество норм права, призванных регулировать эту сложную, весьма абстрактную сферу.

    Раздел III знакомит с новым видом учета – налоговым (и его правовой базой), что позволит студентам лучше усвоить процесс исчисления налога на прибыль организаций и увидеть разницу между двумя видами учета (бухгалтерским и налоговым), применяемыми в настоящее время в РФ.

    Раздел IV , как логическое завершение, посвящен аудиту в контексте его юридического оформления, поскольку аудит – независимый контроль за надлежащей постановкой и осуществлением бухгалтерского и налогового учета в организациях. При этом сделан акцент на то, что аудит в ряде случаев (пример – ЦБ РФ) может быть не только добровольным, но и обязательным.

    Авторы надеются, что учебник не только будет востребован в учебном процессе, но и даст возможность руководителю любого предприятия, юристу предприятия и учреждения (особенно действующего в хозяйственной сфере), а также бухгалтеру (в любой области) выполнять свою работу более квалифицированно, так как его деятельность будет основана на законе и других подзаконных правовых актах. Учебник полезен и работникам представительных и исполнительных органов власти, органов управления, финансовым работникам, бухгалтерам широкого профиля, поскольку даст возможность более квалифицированно ориентироваться в том огромном море информации, каким является бухгалтерский учет в современном мире.

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    После рассмотрения правовых основ бухгалтерского учета (разд. I и II ), налогового учет (разд. III ) и аудита (разд. IV настоящего учебника) можно сделать следующие выводы.

    Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения экономических субъектов.

    Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации концепции бухгалтерского учета, равно как и построение концепции налогового учета и аудита в РФ.

    Так, в настоящее время формируется новая концепция бухгалтерского учета и на ее основе разрабатываются новые правила и нормы постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, а также контроля за достоверностью и надежностью финансовой информации. Они направлены на создание элементов рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный климат для частного инвестирования, в том числе иностранных инвестиций .

    Новые подходы к бухгалтерскому, налоговому учету и аудиту в рыночной экономике России определяют основы построения их систем в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Они основываются на последних достижениях науки и практики, ориентируются на модель рыночной экономики, используют опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечают международно признанным стандартам финансовой отчетности.

    В системах бухгалтерского, налогового учета и в процессе аудирования организаций формируется информация для внешних и внутренних пользователей. В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского, налогового учета, проведения аудита состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии ими управленческих решений. Информация, сформированная исходя из этой цели, должна отвечать общим потребностям большинства заинтересованных пользователей.

    Заинтересованными пользователями могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.

    В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского, налогового учета и аудита должна состоять в формировании информации, полезной руководству для принятия управленческих решений.

    При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам ее деятельности, изменениям в ее финансовом положении.

    Бухгалтерский, налоговый учет и аудит должны удовлетворять потребности в информации, необходимой Правительству РФ в целом и, в частности, Министерству финансов, Министерству по налогам и сборам, Государственному комитету по статистике, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, а также Центральному банку и Счетной палате Российской Федерации.

    В целом необходимо отметить, что процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета и аудита отстает от общего процесса экономических реформ в России. Основные цели реформирования систем – приведение национальных систем бухгалтерского учета и аудита в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности – пока достигнуты не полностью.

    Вместе с тем в последние несколько лет правовая база бухгалтерского учета и аудита в России подверглась существенному развитию. Правовые основы налогового учета впервые введены в действие начиная с 2002 г. Так, вступили в силу такие важнейшие законы, как Бюджетный и Налоговый кодексы, разработаны и утверждены принципиально новые Планы счетов и Инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности в различных сферах хозяйственной деятельности, формируется новая система стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов, и увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне.

    Цель нормативного регулирования бухгалтерского, налогового учета и аудита состоит в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. В этой связи важно обеспечить непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета и аудита общепризнанным в мире подходам, сформировать модель сосуществования и взаимодействия систем налогового и бухгалтерского учета, ввести процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотреть допустимые способы оценки имущества и обязательств, создать механизмы обеспечения открытости, публичности отчетности.


  • Браслеты выживания Paracord550: наручные часы купить. Часы IceWatch - будь стильной. . Купить метан danabol цена на метан.