Юридические исследования - Коммерция и технология торговли Л. П. Дашков В. К. Памбухчиянц -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: Коммерция и технология торговли Л. П. Дашков В. К. Памбухчиянц


    В учебнике с учетом современных требований освещаются актуальные вопросы коммерции и технологии торговли: основы построения процесса товародвижения; сущность и содержание коммерческой деятельности в торговле; коммерческая деятельность по оптовым закупкам и продаже товаров; организация и технология торговых процессов на предприятиях оптовой и розничной торговли.

    Специальные разделы учебника посвящены тарным операциям в торговле, организации перевозки товаров различными видами транспорта, а также вопросам проектирования и капитального строительства торговых предприятий.

    Для студентов высших учебных заведений, руководителей и специалистов коммерческих структур, начинающих руководителей и бизнесменов.


    В учебнике с учетом современных требований освещаются актуальные вопросы коммерции и технологии торговли: основы построения процесса товародвижения; сущность и содержание коммерческой деятельности в торговле; коммерческая деятельность по оптовым закупкам и продаже товаров; организация и технология торговых процессов на предприятиях оптовой и розничной торговли.

    Специальные разделы учебника посвящены тарным операциям в торговле, организации перевозки товаров различными видами транспорта, а также вопросам проектирования и капитального строительства торговых предприятий.

    Для студентов высших учебных заведений, руководителей и специалистов коммерческих структур, начинающих руководителей и бизнесменов.

     

    Авторы учебника:

    Л. П. Дашков – доктор экономических наук, профессор, академик Академии социальных наук РФ

    В. К. Памбухчиянц – доктор экономических наук, профессор

     

    Рецензенты:

    Л. А. Брагин – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой торгового дела Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова

    Ф. Г. Панкратов – доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой коммерции и технологии торговли Московского университета потребительской кооперации

    В. И. Пивоваров – доктор экономических наук, профессор, академик Международной академии информатизации

    В. В. Усов – кандидат экономических наук, доцент, заместитель руководителя департамента потребительского рынка и услуг Правительства Москвы

    ББК 65.9(2 Рос)

    ISBN 5-7856-0079-Х

    © Л. П. Дашков, 2000
    © В. К. Памбухчиянц, 2000

     

    ОГЛАВЛЕНИЕ 
     
    Введение  
     
    Глава 1. Основы коммерции и технологии торговли
    Предмет и содержание курса «Коммерция и технология торговли»
    Понятие и сущность процесса товародвижения
    Принципы и условия рационального построения процесса товародвижения
    Влияние научно-технического прогресса на развитие торговли  
     
    Глава 2. Сущность и содержание коммерческой деятельности в торговле
    Сущность и задачи коммерческой деятельности
    Содержание коммерческой деятельности
    Информационное обеспечение коммерческой деятельности
    Коммерческая тайна и ее защита
    Риски в коммерческой деятельности
    Организационно-правовые формы юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность  
     
    Глава 3. Договоры в торговле
    Понятие и правовое регулирование договоров
    Классификация договоров. Договоры, применяемые в торговле
    Порядок заключения и исполнения договоров
    Ответственность за нарушение договорных обязательств
    Изменение и расторжение договора  
     
    Глава 4. Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров
    Значение и содержание закупочной работы
    Особенности договора поставки, его содержание
    Закупка товаров на оптовых ярмарках
    Контроль исполнения договоров и хода поставки товаров  
     
    Глава 5. Коммерческая работа по продаже товаров
    Сущность коммерческой работы по продаже товаров
    Коммерческая работа по оптовой продаже товаров
    Методы оптовой продажи товаров
    Содержание коммерческой работы при розничной продаже товаров  
     
    Глава 6. Организация биржевой торговли
    Роль бирж в развитии рыночной экономики, их классификация
    Органы управления и структурные подразделения товарных бирж
    Организация торговых операций на бирже
    Виды биржевых сделок, их регистрация и оформление
    Роль торговых домов в биржевой торговле  
     
    Глава 7. Организация торговли на аукционах
    Сущность и виды аукционов
    Организация и техника аукционной торговли  
     
    Глава 8. Формирование ассортимента и управление товарными запасами на предприятиях торговли
    Понятие об ассортименте товаров и их классификация
    Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях оптовой торговли
    Порядок формирования ассортимента товаров в магазинах
    Управление товарными запасами на предприятиях торговли 
     
    Глава 9. Реклама в коммерческой деятельности
    Реклама в коммерческой деятельности, ее правовое регулирование и государственный контроль
    Средства современной рекламы и их характеристика
    Особенности рекламы отдельных видов товаров
    Определение эффективности рекламной деятельности  
     
    Глава 10. Лизинговые операции. Франчайзинг
    Сущность лизинга, его формы, типы и виды
    Правовые и экономические основы лизинга
    Франчайзинг
    Некоторые особенности коммерческой деятельности при внешнеторговых операциях  
     
    Глава 11. Оптовые торговые предприятия, их функции, типы и виды
    Роль и функции оптовой торговли в системе хозяйственных отношений
    Типы и виды оптовых предприятий и их роль в процессе товародвижения  
     
    Глава 12. Товарные склады, их устройство и планировка
    Назначение и функции складов, их классификация
    Технологические и общетехнические требования к устройству складов
    Виды складских помещений и их планировка
    Определение потребности в складской площади и емкости складов  
     
    Глава 13. Технологическое оборудование складов
    Оборудование для хранения товаров
    Подъемно-транспортное оборудование
    Весоизмерительное и фасовочное оборудование 
     
    Глава 14. Организация и технология складских операций
    Складской технологический процесс и принципы его организации
    Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров
    Технология размещения, укладки и хранения товаров
    Организация и технология отпуска товаров со склада
    Технико-экономические показатели работы складов 
     
    Глава 15. Управление торгово-технологическим процессом и организация труда на складах
    Организация управления торгово-технологическим процессом на складе
    Структура аппарата склада и функции его работников
    Организация труда складских работников  
      
    Глава 16. Тара и тарные операции в торговле
    Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе
    Классификация и характеристика основных видов тары
    Унификация, стандартизация и качество тары
    Организация тарного хозяйства в торговле 
      
    Глава 17. Организация перевозки товаров
    Роль транспорта в торговле и характеристика основных транспортных средств
    Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом
    Организация перевозок товаров автомобильным транспортом
    Особенности перевозки товаров водным и воздушным транспортом  
      
    Глава 18. Организация и технология товароснабжения розничных торговых предприятий
    Сущность и основные требования, предъявляемые к организации товароснабжения
    Организация и технология завоза товаров в розничные торговые предприятия  
      
    Глава 19. Классификация, функции и принципы размещения предприятий розничной торговли
    Классификация и функции розничных торговых предприятий
    Специализация и типизация магазинов
    Основные принципы размещения розничной торговой сети  
      
    Глава 20. Устройство и основы технологических планировок магазинов
    Требования к устройству магазинов
    Состав и взаимосвязь помещений магазина
    Устройство и планировка торгового зала и помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже
    Санитарно-технические устройства магазина 
      
    Глава 21. Торгово-технологическое оборудование магазинов
    Мебель для торговых залов магазинов
    Торговый инвентарь
    Торговое холодильное оборудование
    Торговое измерительное оборудование
    Контрольно-кассовое оборудование
    Выбор торгового оборудования для оснащения магазинов  
      
    Глава 22. Интерьер и рекламно-информационное оформление магазина
    Фирменный стиль и интерьер магазина
    Рекламно-информационное оформление магазина 
      
    Глава 23. Организация торгово-технологического процесса в магазине и обслуживания покупателей
    Содержание торгово-технологического процесса в магазине
    Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров в магазине
    Организация и технология хранения и подготовки товаров к продаже
    Размещение и выкладка товаров в торговом зале
    Организация и технология розничной продажи товаров
    Услуги, оказываемые покупателям магазинами
    Внемагазинные формы торгового обслуживания покупателей  
      
    Глава 24. Защита прав потребителей и государственный контроль торговли
    Защита прав потребителей
    Организация государственного контроля в торговле 
      
    Глава 25. Основные правила розничной торговли и эксплуатации контрольно-кассовых машин
    Правила продажи отдельных видов товаров
    Правила работы предприятий розничной торговли
    Правила эксплуатации контрольно-кассовых машин
    Санитарные правила торговых предприятий
    Правила розничной торговли алкогольной продукцией  
      
    Глава 26. Правила особых видов торговли
    Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит
    Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами
    Правила продажи товаров по образцам 
      
    Глава 27. Управление торгово-технологическим процессом и организация труда в магазине
    Организация управления торгово-технологическим процессом в магазине
    Организация труда работников магазина
    Режим работы и условия труда в магазине
    Организация материальной ответственности в магазине  
      
    Глава 28. Проектирование предприятий торговли
    Принципы и нормы проектирования
    Организация строительного проектирования
    Особенности типового проектирования предприятий торговли 
      
    Глава 29. Организация капитального строительства и ремонта предприятий торговли
    Организация строительства предприятий торговли
    Реконструкция и ремонт предприятий торговли

     

    ВВЕДЕНИЕ   
     


    Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий, вовлечение в сферу торговой деятельности значительной части населения, развитие конкуренции, необходимость широкого внедрения современного оборудования и прогрессивных технологий обусловили потребность в новых подходах к организации коммерческой деятельности и технологических процессов на предприятиях торговли, в широком развитии частной инициативы и предпринимательства. Все это предъявляет новые требования к подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых связана с товарным обращением. В связи с этим в сфере высшего и среднего специального образования появились новые специальности, по которым ведется подготовка кадров для различных областей торговой деятельности. В учебные планы высших учебных заведений, готовящих коммерсантов и других специалистов в области торговли, включены новые учебные дисциплины, такие как «Коммерческая деятельность», «Организация, технология и проектирование коммерческих предприятий», «Организация и технология коммерческой деятельности», «Коммерция и технология торговли», «Организация и технология торговых процессов» и др.
     С учетом этого читателю предлагается учебник «Коммерция и технология торговли», с помощью которого студенты могут получить теоретические и прикладные знания в области коммерческой деятельности, а также организации и технологии операций, совершаемых в различных звеньях торговли, о путях повышения их интенсификации на всех стадиях процесса доведения товаров от места производства до потребителей.