Юридические исследования - КОНКУРЕНЦИЯ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ А.Г.Цыганов -

На главную >>>

Финансовое право: КОНКУРЕНЦИЯ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ А.Г.Цыганов


    Одной из экономических предпосылок демократического общества является децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция – синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок – неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина.

    В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. При этом «сигналы рынка» без искажений доходят до поставщиков (производителей), позволяя им самостоятельно принимать решения о перераспределении ресурсов в экономически более привлекательные сферы. Такое перераспределение происходит в достаточно короткое время и не связано с дополнительными затратами, поскольку барьеры входа на новые рынки в условиях развитой конкуренции незначительны.

    Именно это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.


    КОНКУРЕНЦИЯ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

    УЧЕБНИК

    Под редакцией А.Г.Цыганова

    Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и юридическим специальностям и направлениям

    Москва • Логос • 1999

    ББК 65.05:67.4

    К64

    Редакционный совет И.А. Южанов (председатель), Н.И. Клейн, В.И. Мануйлова, Н.Е. Фонарева, А.Г. Цыганов

    Рецензенты

    Доктор экономических наук профессор О.И. Пилипенко

    Кандидат юридических наук А.В. Кирин

    Авторы

    С.Б. Авдашева (§ 4.2, 4.3), В.А. Аронин (§ 5.8 совместно с Ф.Ф. Стерликовым), И.К. Ахполов (§ 8.2 совместно с Л.А. Борисовой), Л.А. Борисова (§ 8.2 совместно с И.К. Ахполовым), А.Н. Голомолзин (§ 8.1 совместно с А.Г. Цыгановым), Л.Е. Гукасян (§ 5.9), И.Н. Задирако (§ 2.1, 2.2 совместно с О.К. Ястребовой, 2.3, 3.1 совместно с Н.Е. Фонаревой, 3.4 совместно с И.В. Князевой), Г.А. Кирюшкина (§ 5.5), И.В. Князева (§ 3.2, 3.4 совместно с И.Н. Задирако, 5.1), Н.М. Ребельский (§ 5.6, 5.7 совместно с Т.Н. Скулаковой), О.Г. Семенюта (гл. 1 совместно с Ф.Ф. Стерликовым), Т.Н. Скулакова (§ 5.7 совместно с Н.М. Ребельским), Ф.Ф. Стерликов (гл. 1 совместно с О.Г. Семенютой, § 5.8 совместно с В.А. Арониным), И.М. Фомина (гл. 6), Н.Е. Фонарева (§ 3.1 совместно с И.Н. Задирако), А.Г. Цыганов (введение, § 5.2-5.4, 7.1 совместно с К.К. Шевченко, 7.2, 7.3, 8.1 совместно с А.Н. Голомолзиным), К.К. Шевченко (§ 3.3,7.1 совместно с А.Г. Цыгановым, 7.4), О.К. Ястребова (§ 2.2 совместно с И.Н. Задирако, 4.1), Н.И. Ячеистова (гл. 9,10)

    ISBN 5-88439-030-0

    © ИК «Логос», 1999

     

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение

    Глава 1. НЕОБХОДИМОСТЬ, ПРЕДПОСЫЛКИ И ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

    1.1. Эволюция представлений о роли государства в рыночной экономике

    1.2. Динамика методов и приоритетов государственного регулирования экономики

    1.3. Место государства в рыночной экономике

    Контрольные вопросы

    Список литературы

    Глава 2. ТОВАРНЫЙ РЫНОК, ЕГО СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЯ

    2.1 . Понятие товарного рынка. Границы товарного рынка

    Понятие товарного рынка. Взаимозаменяемость товаров

    Порядок определения границ товарного рынка

    2.2. Общий анализ рынков и поведения предприятий. Барьеры входа на рынок

    Структура товарного рынка и стратегия предприятия. Общие положения

    Барьеры входа на рынок

    Особенности анализа рынков в переходной экономике

    2.3. Типология рынков

    Совершенная конкуренция

    Монополия

    Олигополия

    Монополистическая конкуренция

    Контрольные вопросы

    Список литературы

    Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

    3.1. Оценка конкурентной среды на товарных рынках

    3.2. Экономическая концентрация и ее оценка

    3.3. Оценка конкурентоспособности

    3.4. Процессы концентрации в российской экономике и за рубежом

    Контрольные вопросы

    Список литературы

    Глава 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ. ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

    4.1. Эволюция представлений об эффективной конкуренции

    4.2. Эффективность конкурентных рынков и потери от монополии

    4.3. Ценовая стратегия предприятий

    Ценовая дискриминация на монопольном рынке

    Ценовая стратегия доминирующего продавца (доминирование на рынке)

    Олигополия: от ценовой войны до картеля

    Пути смягчения ценовой конкуренции

    Контрольные вопросы

    Список литературы

    Глава 5. КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    5.1. Генезис монополизма в России

    5.2. Экономические реформы в России и их роль в создании конкурентной среды

    5.3. Стратегические меры по развитию конкуренции

    5.4. Административные барьеры и единство рыночного пространства России

    5.5. Контроль за экономической концентрацией на товарных рынках

    5.6. Оценка концентрации капитала на рынке банковских услуг

    Общая характеристика концентрации капитала в банковской сфере (до финансового кризиса 1998 г.)

    Финансовый кризис и его влияние на процессы концентрации капитала в банковской сфере

    Методы оценки концентрации капитала на рынке банковских услуг(Часть 1)

    Методы оценки концентрации капитала на рынке банковских услуг(Часть 2)

    5.7. Биржевая деятельность и основы ее регулирования

    5.8. Антимонопольное регулирование страхового рынка

    Особенности современного страхового рынка России

    Экономические предпосылки антимонопольного регулирования страхового рынка

    Совершенствование форм и методов ограничения монополистической деятельности на страховом рынке

    5.9. Недобросовестная конкуренция и ее экономические последствия

    Контрольные вопросы

    Список литературы

    Глава 6. ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    6.1. Определение и исходные положения

    6.2. Основные направления работ по демонополизации экономики в России

    6.3. Отраслевая и региональная демонополизация

    6.4. Решение задач отраслевой демонополизации

    Демонополизация и развитие конкурентной среды на рынках строительного комплекса

    Демонополизация и развитие конкурентной среды на рынках услуг связи

    Пример программных мер по демонополизации и развитию конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства

    6.5. Особенности региональной демонополизации

    6.6. Принудительное разделение хозяйствующих субъектов как метод демонополизации

    Контрольные вопросы

    Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    7.1. Состояние малого предпринимательства в Российской Федерации

    7.2. Необходимость государственной поддержки малого предпринимательства

    7.3. Реализация государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства

    7.4. Реализация государственной поддержки малого предпринимательства на примере Москвы

    Контрольные вопросы

    Глава 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

    8.1. Общие принципы государственного регулирования естественных монополий

    Естественная монополия как состояние рынка

    Необходимость регулирования естественных монополий

    Практика регулирования естественных монополий

    Соотношение субъекта естественной монополии и субъекта, доминирующего на рынке

    Необходимость, возможность и основные направления дерегулирования и реструктуризации

    Особенности приватизации субъектов естественных монополий

    8.2. Контроль в сфере естественных монополий на примере транспорта

    Основные тенденции развития транспортной системы России

    Особенности структуры рынка транспортных услуг

    Теоретические аспекты регулирования монополистических структур на транспорте

    Теория и практика регулирования транспортных монополий за рубежом

    Организация регулирования и контроля транспортных монополий

    Государственное ценовое регулирование субъектов естественных монополий на транспорте

    Контрольные вопросы

    Глава 9. ПОЛИТИКА КОНКУРЕНЦИИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    9.1. Влияние тарифных и нетарифных методов регулирования ВЭД на состояние конкурентной среды на внутреннем рынке

    9.2. Способы и методы зашиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции

    Антидемпинговые процедуры и правила

    Субсидии и компенсационные меры

    Чрезвычайные меры зашиты от импорта – «защитные меры»

    Создание открытой конкуренции при правительственных закупках

    Адаптация российского законодательства к правилам ВТО

    9.3. Антимонопольный контроль за деятельностью экспортных ассоциаций (картелей)

    9.4. Торговые аспекты политики конкуренции в контексте присоединения России к ВТО

    Развитие принципов конкуренции в международной торговле

    Всемирная торговая организация и принципы конкуренции

    Россия и ВТО. Защита внутреннего рынка

    Контрольные вопросы

    Список литературы

    Глава 10. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

    10.1 . Региональная интеграция и конкурентная политика

    Политика конкуренции в Европейском Союзе

    Антимонопольное регулирование в рамках Соглашения о Североамериканской зоне свободной торговли

    Конкурентная политика в рамках АТЭС

    Интеграционные процессы в рамках МЕРКОСУР

    10.2. Формирование однородной конкурентной среды на общем экономическом пространстве стран СНГ

    Общеэкономическое пространство стран СНГ: задачи и проблемы

    Согласованная антимонопольная политика стран Содружества как фактор формирования конкурентной среды

    Сотрудничество органов СНГ в создании конкурентной среды на общем экономическом пространстве

    Практические аспекты антимонопольного регулирования в странах СНГ

    10.3. Становление международной системы регулирования конкуренции

    Гаванская хартия и вопросы конкуренции

    Разработка правил конкуренции международными организациями

    Регулирование конкуренции в «постуругвайский» период ГАТТ/ВТО

    Тенденции и перспективы международного сотрудничества

    Контрольные вопросы

    Список литературы

    Приложение. Программа курса «Конкуренция и антимонопольное регулирование»

     

    ВВЕДЕНИЕ

    Одной из экономических предпосылок демократического общества является децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция – синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок – неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина.

    В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. При этом «сигналы рынка» без искажений доходят до поставщиков (производителей), позволяя им самостоятельно принимать решения о перераспределении ресурсов в экономически более привлекательные сферы. Такое перераспределение происходит в достаточно короткое время и не связано с дополнительными затратами, поскольку барьеры входа на новые рынки в условиях развитой конкуренции незначительны.

    Именно это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.

    В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности всех участников рынка и экономическом благосостоянии общества. Чрезмерная концентрация экономической власти может стать угрозой самостоятельному принятию решений (не только в сфере экономической жизни). Тем самым она противоречит основам демократического устройства общества.

    Проблемы развития конкуренции и создания необходимых институциональных, правовых и экономических условий для ее поддержания наиболее обострены в странах с переходной экономикой, к которым относится и Россия. Не случайно, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, в 90-х годах около 40 государств приняли законодательные акты, направленные на защиту конкуренции и ограничение монополистической деятельности, а также создали необходимые механизмы их реализации. В России целенаправленная работа в этой области началась еще в конце 80-х годов. В 1990 г. был создан орган государственной власти, уполномоченный на проведение антимонопольной политики (Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур). В настоящее время эти функции выполняет Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В 1991 г. был принят Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который (с изменениями и дополнениями) действует до настоящего времени.

    Разумеется, развитие конкуренции – не самоцель, оно подчинено глобальным задачам социально-экономических преобразований и направлено на их решение. Эффективная конкурентная политика и реализация антимонопольного законодательства – мощные катализаторы структурных изменений в высококонцентрированной экономике, сформировавшейся в России за последние десятилетия. В результате высвобождаются значительные общественные ресурсы, гибкое использование которых необходимо для обеспечения конкурентоспособности как отдельно взятого предприятия, так и национальной экономики в целом.

    Задача государства и антимонопольных органов состоит в том, чтобы ввести конкуренцию в цивилизованные рамки, пресечь опасные для общества проявления монополизма, исключить недобросовестные методы конкурентной борьбы, определить те сферы, где необходимо государственное регулирование. В российской правовой системе доминирующее положение хозяйствующего субъекта, наличие рыночной власти сами по себе не запрещены законом. Нарушением является монополистическая деятельность, т.е. злоупотребление хозяйствующим субъектом своей рыночной властью в целях недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

    Серьезные вопросы ставят перед антимонопольными органами активизировавшиеся процессы экономической концентрации, своеобразный бум слияний и поглощений в различных секторах экономики. Необходимо предусмотреть меры, ограничивающие негативное воздействие экономической концентрации на ситуацию в сфере занятости, регионального развития, финансов, а в случаях транснациональных слияний и поглощений – учесть интересы национальной безопасности России.

    Специфические проблемы возникают в сфере регулирования деятельности субъектов естественных монополий, от которых зависит состояние всех отраслей экономики и граждан России. Целостный подход к развитию и регулированию отраслей естественных монополий позволяет сбалансировать интересы производителей и потребителей. При этом главная задача – предотвратить диктат доминирующих предприятий и не допустить стагнации и развала важнейших народнохозяйственных отраслей.

    Новые задачи стоят перед антимонопольными органами и в сфере поддержки предпринимательства. Поощрение развития частного бизнеса, облегчение его существования в сложных условиях переходной экономики создает мощные стимулы для развития конкуренции. Наличие действенных механизмов обратной связи между бизнесом и государством позволяет выявлять общие проблемы в предпринимательской деятельности и принимать меры по их разрешению. Одна из наиболее острых проблем – преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства, излишней бюрократизации всевозможных разрешительных процедур, нечеткости контрольных функций государственных и местных органов власти, препятствий в межрегиональной торговле. Российское законодательство предоставляет антимонопольным органам достаточные полномочия для ограничения неоправданного, ущемляющего конкуренцию вмешательства государства в экономическую жизнь.

    Роль конкурентной политики не сводится к применению антимонопольного законодательства к хозяйствующим субъектам, злоупотребляющим рыночной властью. Конкуренция может быть ослаблена в результате мер государственной экономической политики, а рыночная власть отдельных субъектов рынка – усилена различными методами вмешательства государства в рыночные отношения. Поэтому конкурентная политика предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или по крайней мере тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику, хозяйственную деятельность предприятий.

    Конкурентная политика предполагает применение мер по защите конкуренции, которые приводят к снижению структурных и институциональных барьеров входа на рынок, дерегулированию, либерализации, минимизации вмешательства государства в деловую жизнь. Такая политика должна быть направлена на ограничение возможностей так называемого рентоориентированного поведения хозяйствующих субъектов, направленного на получение систематических распределительных преимуществ, не связанных с производительным использованием ресурсов, и влекущего за собой неэффективное размещение ресурсов общества в целом (эксклюзивные права, закрытые монополии, таможенно-тарифные барьеры, ограничения перемещения товаров и др.). Это требует большей открытости и предсказуемости решений государственных органов в экономической сфере, эффективных механизмов обратной связи бизнеса и государства.

    Среди направлений государственной экономической политики, где необходима защита конкуренции, особенно выделяются:

     торговая политика, включая тарифы, квоты, защитные меры и антидемпинговые процедуры, экспортные ограничения и т.п.;

     промышленная политика, особенно в секторах, наиболее влияющих на состояние экономики в целом, где специфические меры государственного регулирования зачастую не поощряют, а ограничивают конкуренцию (финансовый рынок, сельское хозяйство, телекоммуникации и др.);

     региональное развитие, в том числе межбюджетные отношения и обеспечение единства экономического пространства;

     защита прав на объекты интеллектуальной собственности;

     защита прав потребителей;

     приватизация и управление государственной собственностью;

     инвестиционная и налоговая политика, государственная помощь;

     политика в сфере государственного регулирования, в том числе лицензирования.

    Активная конкурентная политика, особенно в странах с переходной экономикой, требует формирования в обществе культуры конкуренции, большей осведомленности предпринимателей, потребителей и государственных служащих о конкурентной политике и преимуществах, к которым приводит ее реализация. Задача пропаганды преимуществ конкурентной политики и ценностей рыночной экономики далеко не проста, если учитывать негативные проявления переходного периода (безработицу, разрыв традиционных хозяйственных связей, рост цен, социальную незащищенность).

    Таким образом, антимонопольное регулирование не должно сводиться только к надзору за соблюдением правил поведения на рынке – оно призвано носить созидательный характер. Разумеется, необходимо контролировать соблюдение законодательства о конкуренции и взыскивать за его нарушение. Но гораздо важнее развитие отечественного производства, повышение его конкурентоспособности, обеспечение экономической безопасности государства и общества, стимулирование экономических преобразований (в том числе и оправданной экономической концентрации), поощрение добропорядочных и честных методов ведения бизнеса.